Анализ конкурентных преимуществ. Диагностика конкурентной среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 10:06, контрольная работа

Описание работы

Об актуальности современного изучения конкуренции даже не приходится и говорить. Это видно из самой теории, из тех многочисленных работ, авторы которых изучали проблему взаимодействия субъектов рынка. В современном мире чуть ли не каждый человек просто обязан представлять себе, что означает это понятие. Человек не может обойтись без конкуренции. Будь то простая покупка товаров, или выбор туристической фирмы, или попытка продать что-либо из своего имущества, или поступление в ВУЗ -- человек всегда либо конкурирует с другими людьми, либо сам выбирает того или иного субъекта из конкурирующих.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3 стр.
1. Конкурентоспособность - стратегическая цель фирмы…………….4 стр.
1.1 Понятие конкуренции, её виды, функции………………………….4стр.
1.2 Виды конкуренции……………………………………………………4 стр.
1.3 Функции конкуренции……………………………………………….6 стр.
2. Определение понятия «конкурентная борьба»………………………7 стр.
3. Анализ факторов конкурентного преимущества по М. Портеру…..8 стр.
4. Анализ факторов конкурентного преимущества по Ж.-Ж. Ламбену.10 стр.
4.1 Сущность SWOT-анализа…………………………………………….10 стр.
4.2 Сущность GAP- анализа………………………………………………11 стр.
4.3 Сущность РEST –анализа…………………………………………….12 стр.
4.4 Сущность LOTS -анализа…………………………………………….12 стр.
4.5 Сущность PIMS -анализа……………………………………………..13 стр.
5. Конкурентоспособность России -- основные штрихи……………….13 стр.
6. Диагностика конкурентной среды……………………………………14 стр.
Заключение……………………………………………………………….20 стр.
Список используемой литературы…

Работа содержит 1 файл

кр.docx

— 54.73 Кб (Скачать)

Федеральное агентство  по образованию Российской Федерации

Филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Южно-Уральский государственный  университет» в г. Миассе

Факультет «Экономика, управление, право»

Кафедра «Экономика и информационные системы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине  «Стратегический Менеджмент»

на тему «Анализ конкурентных преимуществ.

Диагностика конкурентной среды»

ЮУрГУ–080507.2012.909.ПЗ КР

 

 

 

 

Руководитель:

Шипилова

2012 г.

 

Автор работы

Студент группы  617  МЗМ 

О.С. Буланова

2012 г.

 

 

 

Работа защищена

 

2012 г.

 

 

 

 

 

 

Миасс 2011/2012

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………..3 стр.

1. Конкурентоспособность  - стратегическая цель фирмы…………….4 стр.

1.1 Понятие  конкуренции, её виды, функции………………………….4стр.

1.2 Виды конкуренции……………………………………………………4 стр.

1.3 Функции  конкуренции……………………………………………….6 стр.

2. Определение понятия «конкурентная борьба»………………………7 стр.

3. Анализ факторов конкурентного преимущества по М. Портеру…..8 стр.

4. Анализ факторов конкурентного преимущества по Ж.-Ж. Ламбену.10 стр.

4.1 Сущность SWOT-анализа…………………………………………….10 стр.

4.2 Сущность GAP- анализа………………………………………………11 стр.

4.3 Сущность РEST –анализа…………………………………………….12 стр.

4.4 Сущность LOTS -анализа…………………………………………….12 стр.

4.5 Сущность PIMS -анализа……………………………………………..13 стр.

5. Конкурентоспособность России -- основные штрихи……………….13 стр.

6. Диагностика конкурентной среды……………………………………14 стр.

Заключение……………………………………………………………….20 стр.

Список  используемой литературы………………………………………21 стр.

 

Введение

 

Об актуальности современного изучения конкуренции  даже не приходится и говорить. Это  видно из самой теории, из тех  многочисленных работ, авторы которых  изучали проблему взаимодействия субъектов  рынка. В современном мире чуть ли не каждый человек просто обязан представлять себе, что означает это понятие. Человек  не может обойтись без конкуренции. Будь то простая покупка товаров, или выбор туристической фирмы, или попытка продать что-либо из своего имущества, или поступление  в ВУЗ -- человек всегда либо конкурирует  с другими людьми, либо сам выбирает того или иного субъекта из конкурирующих. Знания о конкуренции помогают людям  выжить в их достаточно трудной жизни. В частности, представляя себе формы  неценовой конкуренции предпринимателю  легче будет продвигаться к успеху.

Динамика  экономического развития мирового сообщества свидетельствует об основополагающей роли конкуренции для экономики  любой страны. Развитие экономической  сферы нашей страны свидетельствует  о том, чем грозит невнимание и  непонимание значения конкуренции  в экономических отношениях.

Ни одно предприятие не может достичь  превосходства над конкурентами по всем коммерческим характеристикам  товара и средствам его продвижения  на рынке. Необходим выбор приоритетов  и выработка стратегии, в наибольшей степени соответствующей тенденциям развития рыночной ситуации и наилучшим  способом использующей сильные стороны  деятельности предприятия. В отличие  от тактических действий на рынке  стратегия конкуренции должна быть направлена на обеспечение преимуществ  над конкурентами в долгосрочной перспективе, оцениваемой в 3-5 лет.

Экономическая стратегия предприятия должна вырабатывать преимущественно экономические  и маркетинговые средства достижения стратегических целей предприятия, то есть средства, побуждающие всех участников производственного процесса - от исследователей рынка до обслуживающего персонала - заинтересованно выполнять  свои роли в обеспечении процветания  предприятия.

Маркетинг должен начинаться с разработки стратегии, которая характеризует не виды деятельности, а их цель, что, если на предприятии  приняли эту стратегию, предприятие  может использовать самые разные формы организации работы в области  маркетинга в зависимости от конкретных внутренних обстоятельств и тех  внешних условий, в которых действует  предприятие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ - СТРАТЕГИЧЕСКАЯ  ЦЕЛЬ ФИРМЫ

Конкурентоспособность - это по сути концентрированное  выражение всей совокупности возможностей фирмы создавать, выпускать и  сбывать товары и услуги.

 

1.1 Понятие конкуренции, её виды, функции

«Конкуренция -- ситуация, когда существует несколько  альтернативных направлений использования  редкого блага, в котором заинтересованы различные группы людей, борющихся  между собой за право распоряжаться этим благом».

Понятие конкуренция может быть определено как тип структуры рынка, обусловленный  количеством независимо действующих  на нём экономических агентов. К  наиболее важным критериям выделения  разных видов конкуренции относят :

1) степень  концентрации продавцов (покупателей)  в отрасли;

2) степень  дифференциации продукта;

3) степень  лёгкости (трудности) вхождения новых  производителей в отрасль;

4) степень  влияния отдельного продавца (покупателя) на рыночную цену.

 

1.2 Виды конкуренции:

1. " Совершенную  (чистую) конкуренцию,

2. " Монополистическую  конкуренцию,

3. " Олигополию,

4. " Чистую  монополию.

Последние три вида конкуренции объединяются в общее название - "несовершенная  конкуренция".

Различают два основных вида конкуренции - совершенную  и несовершенную. Структура типов  конкуренции представлена на рисунке :

Совершенная конкуренция характеризуется:

а) наличием большого числа продавцов и покупателей, доля каждого из которых на рынке  столь мала, что ни один из участников рынка в отдельности не обладает монопольной (рыночной) властью, т.е. не может влиять на цену товара;

Структура видов конкуренции как типа рынка.

б) однородностью  товаров, предлагаемых конкурентами, т.е. их идентичностью или полной взаимозаменяемостью  с точки зрения потребителя;

в) отсутствием  барьеров для проникновения новых  фирм и ухода с него действующих  фирм (свободным входом на данный рынок  и выходом с него);

г) доступностью для каждого участника рынка  совершенной информации, т.е. информации, обеспечивающей полное и достоверное  знание о настоящих и будущих  условиях рынка.

Совершенная конкуренция характеризует идеальный, нормативный тип рыночной структуры  и поведения экономических агентов. В современной экономической  теории сделана попытка конкретизировать характеристики конкуренции, определить, каковы те допустимые отклонения от параметров совершенной конкуренции, которые  позволяют обеспечить приемлемый уровень  эффективности рынка. С этой целью введено понятие "работающая конкуренция" (перевод с англ. workable competition; впервые использовано американским экономистом Дж.М. Кларком) и сформулированы её структурные, поведенческие и функциональные критерии. Так, в качестве основных структурных критериев чаще всего выделяют: наличие достаточно большого числа продавцов (во всяком случае, настолько, насколько это позволяет эффект масштаба); отсутствие искусственных барьеров входа на рынок; отсутствие значительных различий в качестве предлагаемых на данном рынке продуктов и их соответствующее отражение в ценах. В качестве критериев поведения выделяют достижение конкурентных преимуществ при отсутствии сговора с другими фирмами, отсутствие принудительных, несправедливых методов конкурентной борьбы, в качестве функциональных критериев - эффективную производственную и маркетинговую деятельность, минимизирующую затраты, избежание чрезмерных затрат на продвижение товара, использование всех возможностей для внедрения новых технологий и продуктов.

Монополистическая конкуренция, основанная на дифференциации продукции, наиболее активно развивается  в отраслях лёгкой и пищевой промышленности, в бытовых услугах, в розничной  торговле, т.е. в тех секторах экономики, которые непосредственно ориентированы  на удовлетворение вкусов и предпочтений конечных потребителей. Возможности  дифференциации продукции практически  не ограничены, и, следовательно, каждая фирма в краткосрочном периоде  может иметь свой особый рынок  сбыта и обладать на нём определённой рыночной властью, т.е. влиять на рыночную цену своей продукции. Теория монополистической  конкуренции Э. Чемберлина и теория несовершенной конкуренции Дж. Робинсон показали, что в этих условиях фирмы  будут иметь в долгосрочном периоде  резервные (неиспользуемые) мощности, т.е. размер выпуска каждой из них  будет меньше оптимального.

Преобладающим типом современной рыночной структуры  является олигополия (от греч. oligos - немногочисленный и poleo - продаю). Для олигополистического  рынка характерно наличие небольшого числа продавцов и значительного  количества покупателей как однородных, так и дифференцированных продуктов. При этом на ограниченное число, как  правило, крупных продавцов приходится основная доля рынка или даже весь его объём. Это связано прежде всего с тем, что вход на данный рынок и выход с него существенно затруднены . Высокие барьеры входа могут быть обусловлены двумя основными причинами: во-первых, наличием положительного эффекта масштаба, когда вхождение на рынок малой фирмы ставит её в заведомо невыгодные конкурентные условия по сравнению с уже действующими (укоренившимися) на нём крупными фирмами; во-вторых, сознательной конкурентной стратегией действующих на данном рынке фирм, ограничивающих доступ на него новых конкурентов.

 

 

 

 

 

1.3 Функции конкуренции.

Функция регулирования. Для того чтобы устоять  в борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель (суверенитет потребителя). Отсюда и факторы производства под  влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.

Функция мотивации. Для предпринимателя  конкуренция означает шанс и риск одновременно:

· " предприятия, которые предлагают лучшую по качеству продукцию или производят ее с  меньшими производственными затратами, получают вознаграждение в виде прибыли (позитивные санкции). Это стимулирует  технический прогресс;

· " предприятия, которые не реагируют на пожелания  клиентов или нарушения правил конкуренции  своими соперниками на рынке, получают наказание в виде убытков или  вытесняются с рынка (негативные санкции).

Функция распределения. Конкуренция не только включает стимулы к более высокой  продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и  домашних хозяйств в соответствии с  их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.

Функция контроля. Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия. Например, монополист может назначать цену. В то же время конкуренция предоставляет  покупателю возможность выбора среди  нескольких продавцов. Чем совершеннее  конкуренция, тем справедливее цена.

В каждой рыночной экономике существует опасность  того, что участники конкурентной борьбы попытаются уклониться от обязательных норм и риска, связанных со свободной  конкуренцией, прибегая, например, к  сговору о ценах или имитации товарных знаков. Поэтому государство  должно издавать нормативные документы, которые регламентируют правила  конкурентной борьбы и гарантируют:

· Качество конкуренции;

· Само существование  конкуренции;

· Цены и  качество изделий должны быть в центре внимания конкуренции;

· Предлагаемая услуга должна быть соразмерной по цене и другим договорным условиям;

· Защищенные правовыми нормами товарные знаки  и марки помогают покупателю различать  товары по их происхождению и своеобразию, а также судить о некоторых  их качествах;

· Ограниченная по времени патентная защита (20 лет ) и зарегистрированные промышленные образцы, а также образцы промышленной эстетики .

 

 

 

 

 

2. Определения понятия «конкурентная борьба»

Конкуренция (позднелат. concurentia, от concurrere - сталкиваться), как понятие о конкурентной борьбе понимается как процесс сознательного  соперничества между экономическими агентами за наиболее выгодные условия  продажи или покупки на рынке.

Конкурентное  преимущество - это те характеристики, свойства товара или марки, которые  создают для фирмы определенное превосходство над своими прямыми  конкурентами. Эти характеристики (атрибуты) могут быть самыми различными и относиться как к самому товару, (базовой  услуге), так и к дополнительным услугам, сопровождающим базовую, к  формам производства. сбыта или продаж, специфичным для фирмы или  товара.

Ценовая конкуренция предполагает продажу  товаров или услуг по ценам, более  низким, чем у конкурентов, за счёт временного уменьшения прибыли. Так, в  целях завоевания или удержания  покупателей фирмы могут использовать различного рода скидки по сравнению  с прейскурантной ценой для различных  категорий покупателей (напр., для  пенсионеров или студентов) или  в зависимости от объёма покупок  и времени их осуществления (напр., в период сезонного "затухания" спроса).

Информация о работе Анализ конкурентных преимуществ. Диагностика конкурентной среды