Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 17:10, курсовая работа
Целью работы является получение более подробной информации о природе, видах и причинах конфликтов на предприятиях, а также способов их разрешения. Данный вопрос рассматривается на примере ОАО «Белшина».
Введение ………………………………………………………………….
1. Сущность и методология разрешения конфликтов в современной науке ……………………………………………………………………………
1.1 Понятие конфликта и причины его возникновения………………
1.2 Виды конфликтов, стадии их протекания…………………………...
1.3 Методы и способы решения конфликтных ситуаций……………
2. Анализ конфликтных ситуаций в ОАО «Белшина»………………
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Белшина»
2.2 Анализ конфликтогенных явлений в организации………………..
2.3 Оценка поведение руководителя в конфликте……………………..
3. Рекомендации по повышению эффективности управления конфликтами в ОАО «Белшина»……………………………………………
3.1 Рекомендации по разрешению межличностного конфликта в ОАО «Белшина»………………………………………………………………..
3.2 Организация работы по предупреждению конфликтов в ОАО «Белшина» …………………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………….
Список используемых источников……………………………………
4
5
5
8
11
14
14
19
22
25
25
28
32
34
1) создание объективных
условий, препятствующих
2) разработка правовых
и других нормативных процедур
разрешения типичных
3) успокаивающая материальная
среда, окружающая человека. К
факторам материальной среды,
способствующим уменьшению
Существует еще ряд объективных условий, влияющих на возникновение конфликтов между людьми. В конечном итоге на состояние организма и психику человека влияет вся материальная среда, с которой он взаимодействует. Следовательно, она опосредованно влияет и на его конфликтность.
3.2 Организация
работы по предупреждению
Говоря об управлении проблемными и предконфликтными ситуациями, необходимо отметить, что человек, принимающий решение (чаще всего руководитель) должен быть компетентным в области конфликтологии. Особенности управления конфликтами во многом определяются их спецификой как сложного социального явления. Важным принципом управления конфликтом является принцип компетентности.
Во-первых, люди, вмешивающиеся в развитие конфликтной ситуации, должны обладать общими знаниями о характере возникновения, развития и завершения конфликтов вообще. Эти знания могут быть следствием их теоретической подготовки, либо богатого жизненного опыта.
Во-вторых, необходимо собрать максимально разностороннюю, подробную и содержательную информацию о конкретной ситуации. Мера вмешательства менеджера в конфликты не должна превышать глубины его знаний о них. Управлять можно только тем, что хорошо знаешь. В противном случае управление может привести к результатам худшим, чем те, которые были бы при естественном развитии событий.
Руководитель не должен стремиться к блокировке развития противоречия. Его основная задача - постараться разрешить противоречие неконфликтными способами. Часто предупреждение конфликтов рассматривают в виде жестких мер по вынуждению оппонентов отказаться от своих намерений, не допускать их борьбы и т.п. Это одна точка зрения. Но есть и другая -- лучше все же дать возможность людям защищать свои интересы, но добиться, чтобы они делали это путем сотрудничества, компромисса, избегания конфронтации. Желательно не менять радикальным образом содержание развития событий, а сделать так, чтобы форма разрешения назревшего противоречия была конструктивной, мирной.
Управление конфликтами более эффективно, если оно осуществляется на ранних этапах возникновения социальных противоречий. Чем раньше руководитель обнаружит проблемную ситуацию в отношениях с подчиненными тем меньше усилий придется приложить для того, чтобы разрешить ее конструктивно. Заблаговременное обнаружение межличностных противоречий, развитие которых может привести к конфликтам, обеспечивается прогнозированием.
Не следует забывать и
о том, что предупредить конфликты
гораздо легче, чем конструктивно
разрешить их. Профилактика конфликтов
заключается в такой
Необходимыми и
1. Обеспечение благоприятных условий для жизнедеятельности работников на предприятии. К ним в первую очередь можно отнести:
- наличие хорошей и перспективной работы (должности);
- возможность самореализации
человека в служебной
- взаимоотношения,
- здоровье человека;
- материальную обеспеченность семьи;
- наличие времени для полноценного отдыха и т.п.
Неустроенный, несостоявшийся, неуважаемый в коллективе и обществе, вечно загнанный, больной человек более конфликтен при прочих равных условиях по сравнению с человеком, у которого этих проблем нет.
2. Справедливое и гласное распределение организационных ресурсов. Анализ конфликтов между работниками показывает, что типичной объективной причиной их возникновения является недостаток материальных ресурсов и их несправедливое распределение. Реже причиной конфликтов выступает несправедливое распределение социальных и духовных ресурсов. Оно обычно связано с совершенствованием профессиональной подготовки, поощрениями, наградами и т.п. Если бы материальных ресурсов хватало на всех работников, то конфликты, связанные с их распределением, видимо, все равно были бы, но реже. Причиной сохранения конфликтов было бы возрастание потребностей людей и сама система распределения ресурсов. Однако конфликты при достатке материальных ресурсов были бы менее острыми и частыми.
Помимо снижения остроты дефицита ресурсов, к объективным условиям предупреждения межличностных конфликтов на предприятии относится справедливое и гласное их распределение. Если дефицитные материальные ресурсы распределять между работниками, во-первых, справедливо, во-вторых, гласно, чтобы исключить слухи, связанные с тем, что кому-то больше заплатили, то число и острота конфликтов, связанных с распределением материальных ресурсов, заметно сократятся.
3. Разработка нормативных
процедур разрешения типичных
предконфликтных ситуаций. Анализ
конфликтов во
- определение размеров заработной платы и других форм материального поощрения;
- унижение руководителем
личного достоинства
- назначение на вакантную
должность при наличии
- перевод сотрудника на новое место работы;
- увольнение сотрудника и др.
Например, на предприятии
освобождается должность
4. Создание хороших условий труда:
- удобная планировка рабочих помещений;
- оптимальные характеристики воздушной среды, освещенности, электромагнитных и других полей;
- цветовое оформление рабочих помещений в спокойных тонах;
- наличие комнатных растений, аквариумов;
- отсутствие раздражающих шумов.
Кроме того, большое значение имеет оборудование комнат психологической разгрузки, создание тренажерных залов в непосредственной близости от мест трудовой деятельности и т.п.
5. Сбалансированность рабочего
места на предприятии, которая
означает, что его функции должны
быть обеспечены средствами, и
не должно быть средств, не
связанных с какой-либо
6. Профессиональный
7. Подготовка компетентных
менеджеров различных уровней.
Менеджера, прекрасно
Благодаря существующим установкам на конфликт как отрицательное явление большинство людей считает, что они не могут ими управлять и стараются избежать, когда это возможно. Но конфликт плохо поддается коррекции, когда он уже приобрел разрушительную силу. Это нужно знать, и менеджеры и служащие должны понимать, что конфликт обогащает жизнь, если им правильно управлять.
Конфликт помогает отдельному рабочему коллективу и организации в целом быть в русле происходящих событий, он позволяет определить, что нужно для развития и усовершенствования всех сфер. Умение управлять конфликтом может стать решающим для выживания коллектива в целом.
Конфликт также ставит служащих
перед необходимостью постоянно
общаться друг с другом и знать
друг о друге чуть больше. Члены
коллектива начинают лучше понимать
своих коллег, становятся более чувствительны
к проблемам других людей. Люди наконец
оценивают необходимость
Жить и работать вместе – непросто, и этому нужно специально учиться. Конфликт, порождая споры, проверяет и весь коллектив, и каждого служащего в отдельности, и может существенно помочь и в процессе разбора проблемы, и выработке решения.
Сам по себе конфликт не усиливает и не ослабляет организацию. И служащие, и менеджеры должны управлять им, делая максимально полезным. Если же они избегают обсуждения своих трудностей и опасений, они не могут понять ни реального состояния, ни путей развития, ни извлечь уроков для себя и для других.
Информация о работе Анализ конфликтных ситуаций в ОАО «Белшина»