Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 23:57, курсовая работа
Цель исследования – разработать рекомендации по совершенствованию процесса оценки персонала ООО ЧОП «Феникс».
Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- на основе изучения литературу по управлению персоналом выделить роль и место оценки персонала в системе управления персоналом;
- проанализировать внутреннюю и внешнюю среду организации;
- проанализировать процесс оценки персонала ООО ЧОП «Феникс»;
- разработать рекомендации по совершенствованию оценки персонала ООО ЧОП «Феникс»;
Введение
Глава 1. Теоретические основы исследования оценки персонала
1.1. Место оценки персонала в системе управления персоналом
1.2. Понятие и структура процесса оценки персонала
1.3. Критерии оценки персонала
1.4. Особенности оценки персонала охранных предприятий
Глава 2. Анализ и совершенствование процесса оценки персонала ООО ЧОП «Феникс»
2.1. Общая характеристика организации
2.2. Анализ системы управления персоналом предприятия
2.3. Исследование процесса оценки персонала
2.4. Предложения по совершенствованию процесса оценки персонала
2.5. Юридическое, кадровое и информационное обеспечение
предложений
Заключение
Библиография
Таблица 1. Перечень качеств оцениваемых руководством
Показатель | Баллы |
1 | 2 |
Способность к выработке и внедрению оригинальных решений | 10 |
Умение создавать в коллективе нормальный психологический климат | 9 |
Способность оперативно оценивать ситуацию и принимать удачные решения | 8 |
Стремление к профессиональному росту и постоянному повышению квалификации | 7 |
Дисциплинированность и организованность | 6 |
Инициативность | 5 |
Умение добиваться согласия в решениях и действиях людей | 4 |
Способность с энтузиазмом и увлечением относиться к делу | 3 |
Коммуникабельность | 2 |
Эксперт при этом должен установить, как часто определяемое качество проявляется у аттестуемого по следующей балльной шкале:
1. если всегда - 1,5 балла;
2. если в большинстве случаев - 1 балл;
3. если иногда - 0,5 балла;
4. если почти никогда - 0 баллов.
При первой оценке ставится знак "+" в графе против качества и его оценки в баллах. При второй оценке ставится знак "+" в графе, соответствующей мнению эксперта.
Обработка результатов оценки аттестуемого осуществляется путем заполнения специального бланка - "Бланк результатов опроса экспертов на аттестуемого". С этой целью знаки "+" из анкет, поставленные экспертами, переносят со знаком "V" в этот бланк.
Далее путем суммирования средневзвешенных баллов по всем качествам определяется итоговый балл оценки аттестуемого. Итоговую оценку комиссия сравнивает с эталоном.
Расчет эталона производится следующим образом: сумма баллов по всем 10 качествам (10+9+8+7+6+5+4+3+2+1 = 57) умножается на 1,5 (коэффициент степени проявления качества, если оно проявляется всегда), или на 1,0 (если оно проявляется в большинстве случаев), или же на 0,5 (если качество присутствует иногда). В итоге получаем следующие результаты:
1) 57 * 1,5 = 85,5;
2) 57 * 1,0 = 57,0;
3) 57 * 0,5 = 28,5.
Таким образом, в первом случае, если оценка работника составляет более 85 баллов, формулируют вывод о его повышении или включении в состав резерва на выдвижение. Во втором случае, если оценка составит от 57 до 85 баллов, делают заключение о соответствии занимаемой должности. В третьем случае, если оценка составляет ниже 28 баллов, фиксируют вывод о том, что работник не соответствует занимаемой должности. По результатам оценки результатов работы могут быть определены уровень заработной платы, формы поощрения работника и определение количества и качества выполняемой сотрудником работы.
Оценку потенциала работника целесообразно проводить при решении вопроса о расстановки кадров, продвижения по службе, планировании карьеры работников и определение профессиональных возможностей работника.
В настоящее время разработано большое количество отраслевых, межотраслевых региональных и ведомственных методических материалов по организации и проведению оценки качества труда различных категорий специалистов, служащих рабочих.
Рассмотрим наиболее часто используемые методы для оценки персонала:
Биографический метод – оценка работника по биографическим данным. Производственные устные или письменные характеристики – устное или письменное описание того, что собой представляет работник и как он себя проявляет (включая достижения и опущения).
Оценка по результатам – устное или письменное описание конкретной работы, выполненной работником.
Метод групповой дискуссии – постановка, обсуждение и решение проблем в группе, в ходе которых оцениваются знания, личностные черты и другие качества работников.
Метод эталона – оценка исключительно наилучшего работника, принятого за эталон.
Матричный метод – сравнение фактических качеств работника с набором желательных качеств.
Методы свободного и принудительного выбора оценочных характеристик по готовым формам – сравнение фактических качеств, которыми обладает оцениваемый, с перечнем качеств, представленным в заранее разработанной форме.
Метод суммируемых оценок – определение степени проявления у работников тех или иных качеств путем проставления по определённой шкале экспертных оценок.
Метод заданной группировки работников – под заданную модель требования к работнику подбирается подходящий кандидат.
Тестирование – определение знаний, умений, способностей и других характеристика основе специальных тестов. Ранжирование – определение экспертным или иным путём ранга (места) оцениваемого среди других работников и расположение всех оцениваемых по порядку убывания рангов.
Метод парных сравнений - попарное сравнение оценивается между собой по определённым качествам и последующее их ранжирование по порядку убывания рангов. Метод заданной бальной оценки – начисление (снижение) определённого количества баллов за те или иные достижения (упущения). Метод критического инцидента – оценивается, как вел себя работник в критической ситуации (принятие ответственного решения, решение незнакомой проблемы, разрешение конфликтной ситуации). [15, 61]
Коэффициентный метод – выделяются факторы оценки и определяются их нормативное значения для различных групп оцениваемых. Фактический результат соотносится с нормативом, в итоге получаются различные коэффициенты, дающие возможность проводить сопоставление и оценку работников.
Метод самооценок и самоотчетов – письменная или устная самооценка перед коллективом. При благоприятном социально – психологическом климате в коллективе метод способствует принятию напряжённых обязательств и повышению моральной ответственности.
На российских предприятиях при оценки работников наиболее часто применяют произвольные устные или письменные характеристики, метод принудительного выбора и коэффициентный метод. По своей значимости в общей оценке кандидата на конкретную должность определенные качества всегда имеют различный удельный вес.
Для определения общей оценки деловых и организаторских качеств кандидата составляется специальный оценочный лист. Естественно, чем выше общая оценка по каждой группе качеств, тем более достоин кандидат, занять должность в аппарате управления. Возможная наибольшая оценка - 5, а самая низкая - 1. Образование, стаж работы и возраст работника должны обязательно учитываться при оценке деловых качеств. Дело в том, что образование - одна из качественных основных характеристик при определении уровня квалификации работника, стаж работы - количественная мера опыта, а возраст находится во взаимосвязи со стажем работы.
На этапе определения общей оценки кандидата на должность величина коэффициента профессиональной перспективности суммируется с общей оценкой по деловым и организаторским качествам. Совершенно очевидно, что предпочтение отдается тому кандидату, который в итоге получит наибольшую оценку, притом обязательно еще и с учетом таким же способом полученных оценок по группам личностных качеств. Наиболее популярными методами оценки персонала являются: метод оценки по критическим ситуациям, метод балльной оценки, метод оценки по целям, метод сравнений, письменные характеристики, комбинированные методы оценки. <При ><этом ><ни ><один ><из ><перечисленных ><выше ><методов ><не ><>является< ><безупречным. ><Наиболее ><объективная ><оценка ><>достигается< ><при ><сочетании ><и ><одновременном ><использовании ><нескольких ><методов. ><Однако ><на ><практике ><все ><же ><приходится ><выбирать, ><>какому< ><из ><вариантов ><оценки ><отдать ><предпочтение. К><><рат><кое ><описание ><ряда ><перечисленных ><выше ><методов ><оценки:>
<Метод ><оценки ><по ><критический ><ситуациям. ><При ><его ><ис><пользовании ><основное ><внимание ><уделяется ><описанию ><>основных< ><качеств, ><которые ><предопределяют ><эффективную ><или ><не><эффективную ><деятельность, ><например, ><скорость ><реагирования ><на ><запросы ><клиентов. ><Это ><позволяет ><выявить, ><какие ><качества ><работника ><нуждаются ><в ><совершенствовании.>
<Балльная ><система ><><оценок ><— ><один ><из ><наиболее ><ста><рых ><и ><популярных ><методов. ><При ><этом ><устанавливаются ><такие ><характеристики: ><количество ><и ><качество ><работы, ><уровень ><знаний, ><взаимодействие, ><лояльность, ><честность, ><инициативность ><и ><т.п. ><«Оценщик» ><присваивает ><каждому ><качеству ><соответствующий ><балл, ><например, ><по ><фактору ><от ><1 ><(слабо ><информирован ><о ><харак><тере ><своих ><основных ><обязанностей) ><до ><5 ><(имеет ><полное ><пред><ставление ><обо ><всех ><деталях ><и ><подробностях ><своей ><работы).>
<Метод ><сравнения ><по ><парам. ><Его ><суть ><состоит ><в ><том, ><что ><каждый ><работник ><сравнивается ><с ><другим ><и ><выявляется, ><в ><чем ><один ><слабее ><или ><сильнее ><другого.> <Парные ><сравнения ><хорошо ><дополнять ><другими ><методами, ><например, ><письменными ><характеристиками.>
<Оценка ><по ><целям ><(МВО). ><Это ><один ><из ><наиболее ><популярных ><методов ><оценки ><за ><рубежом. ><Более ><50% ><обследованных ><круп><ных ><компаний ><использовали ><этот ><метод ><в ><практике ><своей ><ра><боты. ><Он ><основан ><на ><четырех ><принципиальных ><моментах: - ><><><><><постановке ><четких ><и ><ясных ><целей; - ><><><><><совместном ><участии ><в ><обосновании ><и ><принятии ><этих ><це><лей ><руководителем ><и ><подчиненным; -<определение ><временных ><границ ><выполнения ><поставлен><ных ><целей;>> <><><><><обратной ><связи ><по ><результатам ><оценки ><(от ><начальника ><к ><подчиненному, ><от ><подчиненного ><к ><руководителю).>
1.3. Критерии оценки персонала
Система оценки персонала определяется исходя из объема, полноты, качества и своевременности выполнения закрепленных за ним функций. Для определения степени управления персоналом необходимы соответствующие критерии и показатели [8, 229].
При выборе критериев следует учитывать, во-первых, для решения каких конкретных задач используются результаты оценки и, во-вторых, для какой категории работников устанавливаются критерии, учитывая, что они будут дифференцироваться в зависимости от сложности, ответственности и характера деятельности.
Таким образом, работа по системе управленческого труда может быть организована различными способами. Разумеется, представляется возможным использование комбинации перечисленных форм оценки: оценка контролера может быть подтверждена самооценкой, а результаты оценки начальником могут сравниваться с оценкой подчиненных или коллег. [21, 128].
Поднимая вопрос о достоверности итоговой информации руководителей и специалистов, следует отметить: ни один из применяемых видов системы не может дать высокой достоверности, поэтому и предлагается оценочный комплекс, в котором отдельные виды дополняют друг друга; оценить всю совокупность качеств человека практически невозможно и не нужно, а вот определить основные требуемые качества в деятельности работника - это задача региональных центров, в штат которых входят экономисты, психологи и программисты; достоверной и полной будет та информация, в которой есть ответы на вопросы: какие имеются возможности у работника и в какой мере они реализовались, какие не реализовались и почему, а также при каких условиях в будущем они могут реализоваться.
Информация о работе Анализ и совершенствование процесса оценки персонала ООО ЧОП «Феникс»