Анализ и формирование организационных структур

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 01:57, курсовая работа

Описание работы

Организационная структура – один из основных элементов управления организацией. Она характеризуется распределением целей и задач управления между подразделением и работниками организации.
Структура управления – это организационная форма разделения труда по принятию и реализации управленческих решений.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Раздел 1.Организационные структуры управления.
1.1 Структура и формы организаций…………….....................................4
1.2 Типы организационных структур……………………………............6
1.3 Проектирование организационных структур ……………………... 8
1.4 Процесс формирования организационной структуры…………….11 1.5 Корректировка организационных структур……………………..…..13
1.6 Централизованные и децентрализованные организации …………17
1.7 Интеграция структуры …………………………….………………....19
Раздел 2.Организационные структуры гостиниц.
2.1Критерии выбора организационных структур гостиницы………...20
2.2Типы организационных структур гостиницы………………………21
Раздел 3. Проведение тестирования на усвоение изложенного материала..23
Заключение……………………………………………………………………….24
Глоссарий………………………………………………………………………...25
Список литературы ……………….…………………………………………….26
Приложения
Приложение А Таблица 1……...…………………………………………27
Приложение Б Таблица 2..………………………………………………..27
Приложение В Таблица 3………………………………………………....28
Приложение Г Таблица 4…………………………………………………28
Приложение Д Таблица 5…………………………………………………29
Приложение Е Таблица 6…………………………………………………29
Приложение Ж Дивизиональная структура управления организацией.30
Приложение З Линейная структура управления организацией………..30
Приложение И Функциональная структура управления организацией.31
Приложение К Линейно-функциональная структура управления
организацией ……………………………………………………………..32
Приложение Л Тест. Вариант 1……………………………………..…..33
Приложение М Тест. Вариант 2………………………………………...36
Приложение Н Дешифратор………………………………..………..…39

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 229.50 Кб (Скачать)

    Хотя в организациях с сильно децентрализованными структурами, полномочия принимать решения должны делегироваться руководству среднего звена, важнейшие решения в крупных фирмах все равно принимаются только служащими, занимающими достаточно высокие должности на уровне не ниже руководства отдела. Такая форма децентрализации в крупных фирмах называется федеральной децентрализацией.

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.7. Интеграция структуры 

    Не существует одной оптимальной для всех ситуаций структуры организации. Как и во всех процессах управления, в проектировании организаций существует только наиболее подходящий способ. Относительная эффективность того или иного типа организационной структуры определяется различными внешними и внутренними факторами. Если одни подразделения организации функционируют в окружении, отличающемся от окружения других подразделений, то, соответственно, должны различаться и их структуры. Другой важный фактор проектирования организации связан с ее интеграцией или, как ее часто называют, координацией.

     Подобная специализация в рамках организационной структуры резко увеличивает потенциальную эффективность организации. Однако, для того, чтобы реализовать этот потенциал, руководству необходимо ввести в организационную структуру механизм координации и интеграции всех этих подразделений. Определение этого термина в том смысле, в котором он используется здесь, дано Лоренсом и Лордом: «Интеграция – это процесс достижения единства всех подсистем организации для реализации ее задач и целей».

    

Влияние интеграции на достижение целей организации 

     Для того, чтобы достаточно эффективно интегрировать организацию, руководство высшего звена должно постоянно иметь в виду общие цели организации и столь же постоянно напоминать всем сотрудникам о необходимости концентрировать свои усилия именно на общих целях. Совершенно недостаточно того, что каждое подразделение, и каждый сотрудник организации будут работать эффективно сами по себе. Руководство должно рассматривать организацию как открытую систему.

     Рассмотрим, например, фирму, производящую текстильные изделия в условиях жесткой конкуренции, частой смены номенклатуры изделий для удовлетворения потребительского спроса и частой смены поставщиков в связи с изменением спроса на виды тканей. Фирма не может выпускать все виды тканей одновременно потому, что из-за изменений моды может произойти затоваривание. Выпуск же всех видов тканей небольшими партиями уменьшил бы риск затоваривания, но лишил бы фирму экономических преимуществ эффекта масштаба.

     Таким образом, для достижений, намеченных показателе по уровню прибыли и производству, этой фирме необходимо наладить эффективную интеграцию и информационную взаимосвязь между отделом сбыта и производственным отделом.

      

Раздел 2.Организационные структуры гостиниц и ресторанов 

2.1Критерии выбора организационных структур гостиницы 

        Организационная структура гостиничного  предприятия определяется его  назначением, вместимостью номерного  фонда, спецификой гостей и  рядом других факторов.

        Каждое гостиничное предприятие  приспосабливает структуру к собственным задачам и потребностям. Организационная структура предприятия должна быть подвижной и пересматриваться по мере необходимости в зависимости от условий деловой активности, изменений объема должностных обязанностей персонала с учетом роста его квалификации и возможностей. Эффективная оргструктура создается в результате  многолетнего опыта функционирования предприятия на рынке и является одним из важнейших элементов динамичной стратегии.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Типы организационных структур гостиницы 

      Гостиницы и рестораны имеют сложную организационную структуру, характеризуемую распределением целей и задач управления между подразделениями и отдельными работниками.

    Организационная структура гостиничного предприятия - совокупность рабочих мест, должностей, органов управления, производственных подразделений и форм их взаимосвязей, обеспечивающих достижения стратегических целей гостиниц.

      В управленческой практике индустрии  гостеприимства наиболее распространены  следующие типы организационных структур: линейная, линейно-функциональная, линейно-штабная, дивизиональная, адаптивная, проектная, маточная.

     

Линейная - централизованные иерархии с прямым соподчинением:

  1. Основаны на вертикальном разделении труда.
  2. Реализует принцип единоначалия.
  3. Предусматривает выполнение одним руководителем всех функций на каждом уровне.
  4. Характерны для малых организаций и на низших уровнях сложных структур. (Приложение З)

      

Линейно-функциональная - линейная структура с выделенными  функциональными явлениями. Они :

  1. Основаны на горизонтальном разделении труда.
  2. Реализуют принцип специализации.
  3. Предусматривают подчинение одного работника нескольким вышестоящим руководителям.
  4. Характерны для организаций с часто повторяющимися и редко меняющимися задачами и функциями. (Приложение К)
 

Линейно-штабная  – у каждого руководителя есть свой штаб:

  1. Руководители общаются между собой, пользуясь информацией своих штатов.
  2. Руководители подразделений руководят исполнителями.

         
 
 
 
 
 
 
 

Дивизиональная (Приложение Ж) – структуры, в которых имеет место группировка единиц по следующим видам:

         а) продуктовая дивизиональная  – рыночное разделение единиц, ориентирующее компанию на конкретный  продукт.

         б) рыночная дивизиональная структура  – ориентируется на конкретные сигменторы.

         в) территориальная дивизиональная  – структура, ориентирующаяся  на конкретную территорию, регион. (Таблица 5.) 

Адаптивная – способна быстро приспосабливаться к изменениям:

  1. Основаны на маневренности и гибкости для реализации целевых программ.
  2. Допускают двойное подчинение.
  3. Характерны для первых, работающих над уникальными проектами и в наукоемких отраслях. (Таблица 6.)
 

Проектная – построена по линейно-функциональному принципу:

  1. Сотрудники распределены между руководителями проектов с сохранением подчиненности функциональному руководителю.
  2. Проектные группы формируются для решения разовых проектов с выделением необходимых ресурсов.
  3. Структура временная и после окончания проекта группа расформируется.
  4. Двойное подчинение.

Маточная :

  1. Синтез проектных и функциональных организационных структур.
  2. Группы формируются из числа штатных сотрудников.
  3. Властными полномочиями наделены оба руководителя и проектный и функциональный.
  4. После окончания проекта сотрудники возвращаются в свои функциональные подразделения.
  5. Два вида маточных структур:

    а) постоянные – сотрудники остаются на одном  и том же месте относительно длительное время.

    б) подвижные  – структуры, в которых периодически происходит ротация. 

       «Чистых» структур не существует, в любой организации в разных сочетаниях встречаются все их типы и элементы.

        В настоящее время в малых  и средних гостиницах самыми  распространенными являются линейная  и линейно-функциональная структуры. 

         
 

Раздел  3.Проведение тестирования на усвоение изложенного материала 

      Гипотеза нашей работы: студенты группы 791 хорошо усвоили материал по теме «Организационные структуры управления».

      Для ее подтверждения мы провели  тестирование с вопросами по  данной теме.

     Оно проводилось в аудитории 304 Нижегородского строительного техникума 25 ноября 2010 года с 13:50 до 14:15.

      Тест выполняли студенты группы 791. Особых замечаний и вопросов  с их стороны не поступило. 

      Предложенный тест состоял из  двух вариантов по двадцать  вопросов в каждом.

            В основном все участники допустили по 5 – 9 ошибок. Затруднения вызвали такие вопросы как: «Теория и практика менеджмента предполагает два типа структур управления: а) иерархическая и органическая»; «Отделение деятельности по координации действий от самих действий:

      б) подразделение»; «Организации, в которых полномочия распределены по нижестоящим уровням управления: а) централизованные»; «Процессом достижения единства всех подсистем организации для реализации ее задач и целей, называется: б) интеграция».

            Двадцать вопросов теста мы приняли за 100 %, следовательно, более 85% вопросов, выполненных верно, - это оценка «5»(отлично); более 65% - «4»(хорошо); более 50% - «3»(удовлетворительно); менее 50% - «2» (неудовлетворительно). Пятеро студентов справились с тестом на оценку «3», четверо – на оценку «4» и один студент – на «5».Среднее арифметическое между этими результатами – «4».

                 В соответствии с подсчетами можно сделать вывод, что студенты группы 791 хорошо усвоили материал по теме «Организационные структуры управления». 

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Структуру можно выбирать и понять только при широком, комплексном подходе к изменениям предприятия и его окружающей среды.

     Как показывает опыт, процесс внесения коррективов в организационную структуру управления должен предусматривать:

·        Систематический анализ функционирования организации и ее среды с

целью выявления проблемных зон. Анализ может  базироваться на сравнении

конкурирующих или родственных организаций, представляющих иные сферы экономической деятельности;

·        Разработку генерального плана совершенствования  организационной

структуры;

·        Гарантию того, что программа нововведений содержит максимально

простые и конкретные предложения по изменению  организационной структуры;

·        Последовательную реализацию планируемых  перемен. Введение

незначительных  изменений имеет большие шансы  на успех, чем изменения крупного

характера;

·        Поощрение повышения уровня информированности  сотрудников, что

позволит  им лучше оценить свою причастность и, следовательно, усилит их

ответственность за намеченные перемены.

     Гипотеза, выдвинутая в начале курсовой работы, подтвердилась. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глоссарий 

      Альтернатива (лат.) – необходимость  выбора между двумя вещами, одно из двух.

      Аналогия (греч.) – сходство данных  предметов или явлений в некоторых  отношениях, из чего заключают  об их сходстве в других  отношениях.

     Гипотеза (греч.) – в эмпирической науке предположение с целью объяснить посредством его ряд явлений, без такого общего предположения необъяснимых.

Информация о работе Анализ и формирование организационных структур