Анализ и формирование организационных структур

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 01:57, курсовая работа

Описание работы

Организационная структура – один из основных элементов управления организацией. Она характеризуется распределением целей и задач управления между подразделением и работниками организации.
Структура управления – это организационная форма разделения труда по принятию и реализации управленческих решений.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Раздел 1.Организационные структуры управления.
1.1 Структура и формы организаций…………….....................................4
1.2 Типы организационных структур……………………………............6
1.3 Проектирование организационных структур ……………………... 8
1.4 Процесс формирования организационной структуры…………….11 1.5 Корректировка организационных структур……………………..…..13
1.6 Централизованные и децентрализованные организации …………17
1.7 Интеграция структуры …………………………….………………....19
Раздел 2.Организационные структуры гостиниц.
2.1Критерии выбора организационных структур гостиницы………...20
2.2Типы организационных структур гостиницы………………………21
Раздел 3. Проведение тестирования на усвоение изложенного материала..23
Заключение……………………………………………………………………….24
Глоссарий………………………………………………………………………...25
Список литературы ……………….…………………………………………….26
Приложения
Приложение А Таблица 1……...…………………………………………27
Приложение Б Таблица 2..………………………………………………..27
Приложение В Таблица 3………………………………………………....28
Приложение Г Таблица 4…………………………………………………28
Приложение Д Таблица 5…………………………………………………29
Приложение Е Таблица 6…………………………………………………29
Приложение Ж Дивизиональная структура управления организацией.30
Приложение З Линейная структура управления организацией………..30
Приложение И Функциональная структура управления организацией.31
Приложение К Линейно-функциональная структура управления
организацией ……………………………………………………………..32
Приложение Л Тест. Вариант 1……………………………………..…..33
Приложение М Тест. Вариант 2………………………………………...36
Приложение Н Дешифратор………………………………..………..…39

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 229.50 Кб (Скачать)

   

    Функциональная организационная структура управления организацией.      Идея состоит в том, что выполнение отдельных функций по конкретным вопросам возлагается на специалистов, т. е. каждый орган управления (либо исполнитель) специализирован на выполнении отдельных видов деятельности. В организации, как правило, специалисты одного профиля объединяются в специализированные структурные подразделения (отделы), например отдел маркетинга, плановый отдел, бухгалтерия и т. п. Таким образом, общая задача управления организацией делится, начиная со среднего уровня, по функциональному критерию. Отсюда и название – функциональная структура управления. (Приложение И)

     Функциональное управление существует наряду с линейным , что создает двойное подчинение для исполнителей. Как и линейная, функциональная структура имеет свои преимущества и недостатки

(Таблица 2).

     Недостатки как линейной, так и функциональной структур управления в

значительной  мере устраняются линейно-функциональными  структурами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Линейно-функциональная (штабная) структура управления.

При такой  структуре управления всю полноту  власти берет на себя линейный

руководитель,  возглавляющий определенный коллектив. Ему при разработке

конкретных  вопросов и подготовке соответствующих  решений, программ, планов помогает специальный аппарат, состоящий из функциональных подразделений (управлений, отделов, бюро и т. п.).

     В данном случае функциональные структуры подразделения находятся в подчинении главного линейного руководителя.

    Таким образом, линейно-функциональная структура включает в себя специальные подразделения при линейных руководителях, которые помогают им выполнять задачи организации.

    Линейно-функциональная структура также имеет свои положительные моменты и недостатки (Таблица 3).

    

    Маточная организационная структура управления.

Маточная структура управления создается путем совмещения структур двух

видов: линейной и программно-целевой. При функционировании программно-целевой структуры управляющее воздействие направлено на выполнение определенной целевой задачи, в решении которой участвуют все звенья организации. В соответствии с линейной структурой (по вертикали) строится управление по отдельным сферам деятельности организации: НИОКР, производство, сбыт, снабжение. При маточной структуре управления руководитель программы (проекта) работает не со специалистами, которые подчинены непосредственно ему, а линейным руководителям, и в основном определяет, что и когда должно быть сделано по конкретной программе. Линейные же руководители решают, кто и как будет выполнять ту или иную работу. Маточная структура также имеет свои

преимущества  и недостатки (Таблица 4).

              
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3. Проектирование организационных структур 

     Решение о проектировании организационной структуры управления принимается тогда, когда действующая структура неэффективна. В процессе проектирования ставится задача создания такой структуры управления, которая бы наиболее полно отражала цели и задачи организации, т. е. речь идет о том, чтобы вновь созданная структура наилучшим образом позволяла организации взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределить и направлять усилия своих сотрудников и , таким образом, удовлетворять потребности клиентов и достигать своих целей с высокой эффективностью.

Процесс проектирования оргструктуры состоит  из трех основных этапов:                        1.Анализ оргструктур;

    2.Проектирование;

    3.Оценка эффективности.

     Первый этап – анализ оргструктур.  Анализ действующей оргструктуры управления признан, установить, в какой мере она отвечает требованием, предъявляемым к организации, т. е. определяют, насколько структура

управления  рациональна с точки зрения установленных оценочных критериев, характеризующих ее качество. К оценочным критериям относятся:

  • Принципы управления – соотношение между централизацией и децентрализацией (сколько и какие решения принимаются на нижнем уровне?)
  • Аппарат управления – перегруппировка подразделений, изменение

    взаимосвязей  между ними, распределение полномочий и ответственности.

  • Функции управления – усиление стратегического планирования (корректировка ''бизнес плана''), усиление контроля качества продукции.
  • Хозяйственная деятельность – изменение технологического процесса,

    углубление  межфирменного сотрудничества, техническое  переоснащение организации.

     В результате анализа можно выявить ''узкие'' места в деятельности организации. Это может быть большая звенность управления, параллелизм в

работе, отставание в развитии оргструктуры от происходящих изменений внешней среды.

    
 
 
 
 
 
 

       Второй этап-проектирование оргструктур.  Методические подходы к

проектированию  оргструктуры управления в зависимости от заложенных в них сочетаний используемых методов можно условно объединить в четыре группы:

  • Аналогий – предполагает использование опыта проектирования структур управления в аналогичных организациях;
  • Экспертная – базируется на изучении предложений экспертов -  специалистов. Они могут либо сами спроектировать варианты организационной структуры, либо оценить разработанные проектировщиками структуры;
  • Структуризации целей – предусматривает выработку системы целей

    организации и ее последующее совмещение с разрабатываемой структурой.

  • Организационного моделирования – позволяет четко сформулировать критерии оценки степени рациональности организационных решений. Его суть состоит в разработке формализованных математических, графических или машинных описаний распределения полномочий и ответственности в организации.

     В конечном итоге устанавливаются управленческие функции для каждого

структурного  подразделения, потоки информации, взаимосвязи  и документооборот. Вместе с тем, проектируя новую оргструктуру управления, нельзя забывать о требованиях, предъявляемых к оргструктурам, и принципам их построения.

     Требования к организационной структуре:

  • Оптимальность. Структура управления признается оптимальной, если между звеньями и ступенями управления на всех уровнях устанавливаются рациональные связи при наименьшем числе ступней управления.
  • Оперативность. Суть данного требования состоит в том, чтобы ха время от принятия решения до его исполнения в управляемой системе не успели произойти необратимые отрицательные изменения, делающие ненужной реализацию принятых решений.
  • Надежность. Структура аппарата управления должна гарантировать

    достоверность передачи информации, не допускать  искажений управляющих команд и других передаваемых данных.

  • Экономичность. Задача состоит в том, чтобы нужный эффект от управления достигался при минимальных затратах на управленческий аппарат.
  • Гибкость. Способность изменяться в соответствии с изменениями внешней среды.
  • Устойчивость структуры управления. Неизменность ее основных свойств при различных внешних воздействиях.

     

 

    Третий этап-оценка эффективности оргструктур. Оценка эффективности

управления  может быть приведена по уровню реализации заданий, надежности и организованности системы управления. Отдельные параметры эффективности оргструктуры можно определить, используя ряд коэффициентов:

  • Коэффициент звенности.
  • Коэффициент территориальной концентрации.
  • Коэффициент эффективности организационной структуры управления.

     В преобладающем большинстве случаев состояние и эффективность оргструктуры оценивают через показатели, характеризующие деятельность управляемого объекта.

      В конечном итоге вся работа по проектированию оргструктур управления сводится к выработке направлений по ее совершенствованию, что относится к числу важнейших средств повышения эффективности управленческой деятельности

организации.

    

          
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.4. Процесс формирования организационной структуры 

   Процесс формирования организационной структуры включает в себя формулировку целей и задач, определение состава и место подразделений, их ресурсное обеспечение (включая численность работающих), разработку регламентирующих процедур, документов, положений, закрепляющих и регулирующих формы, методы, процессы, которые осуществляются в организационной системе управления.

    Весь этот процесс можно организовать по трем крупным стадиям:

  • Формирование общей структурной схемы во всех случаях имеет принципиальное значение, поскольку при этом определяются главные характеристики организации, а также направления, по которым должно быть осуществлено более углублённое проектирование;
  • Разработка состава основных подразделений и связей между ними –

заключается в том, что предусматривается  реализация организационных решений  не только в целом по крупным линейно-функциональным и программно – целевым блокам, но и вплоть до самостоятельных (базовых) подразделений аппарата управления, распределения конкретных задач между ними и построения внутриорганизационных связей. Под базовыми подразделениями понимаются самостоятельные структурные единицы (отделы, бюро, управления, сектора, лаборатории), на которые организационно разделяются линейно-функциональные и программно –   целевые подсистемы. Базовые подразделения могут иметь свою внутреннюю структуру.

  • Регламентация организационной структуры – предусматривает разработку количественных характеристик аппарата управления и процедур управленческой деятельности.

    Она включает: 

  • определение состава внутренних элементов базовых подразделений (бюро, групп и должностей);
  • определение проектной численности подразделений;
  • распределение задач и работ между конкретными исполнителями;
  • установление ответственности за их выполнение;
  • разработку процедур выполнения управленческих работ в подразделениях;

    Когда требуется взаимодействие многих звеньев и уровней управления,

разрабатываются специфические документы называющиеся – органиграммами. Органиграммама представляет собой графическую интерпретацию процесса выполнения управленческих функций, их этапов и входящих в них работ, описывающую распределение организационных процедур разработки и принятия решения между подразделениями, их внутренними структурными органами и отдельными работниками.

    Построение органиграммы, позволяет увязать процесс рационализации технологических маршрутов и информационных потоков с упорядочением взаимосвязей между структурными элементами систем управления, возникающими при организации согласованного выполнения её задач и функций. Они фиксируют лишь организацию управленческого процесса в виде распределения полномочий и ответственности за обеспечение, разработку и принятие управленческих решений.

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Анализ и формирование организационных структур