Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 23:03, реферат
Круг проблем, решаемых консалтингом, весьма широк, кроме того, специализация компаний, предоставляющих консалтинговые услуги, может быть различной: от узкой, ограничивающейся каким-либо одним направлением консалтинговых услуг (например, аудит), до самой широкой, охватывающей полный спектр услуг в этой области. Соответственно этому, каждый специалист (или каждая фирма), работающая в данной области, вкладываете понятие консалтинга собственный смысл и придает ему собственный оттенок, определяемый направлением деятельности конкретной компании.
Определение консалтинга
Круг проблем, решаемых консалтингом, весьма широк, кроме того, специализация компаний, предоставляющих консалтинговые услуги, может быть различной: от узкой, ограничивающейся каким-либо одним направлением консалтинговых услуг (например, аудит), до самой широкой, охватывающей полный спектр услуг в этой области. Соответственно этому, каждый специалист (или каждая фирма), работающая в данной области, вкладываете понятие консалтинга собственный смысл и придает ему собственный оттенок, определяемый направлением деятельности конкретной компании.
Если же все же попытаться дать определение консалтинга в самом широком смысле этого слова, то:
Консалтинг - это вид интеллектуальной деятельности, основная задача которого заключается в анализе, обосновании перспектив развития и использования научно-технических и организационно-экономических инноваций с учетом предметной области и проблем клиента.
Консалтинг решает вопросы управленческой, экономической, финансовой, инвестиционной деятельности организаций, стратегического планирования, оптимизации общего функционирования компании, ведения бизнеса, исследования и прогнозирования рынков сбыта, движения цен и т.д.
Иными словами, консалтинг - это любая помощь, оказываемая внешними консультантами, в решении той или иной проблемы.
Основная цель
консалтинга заключается в
Требования,
предъявляемые к консалтинговой компании
Деятельность квалифицированного консультанта
или серьезной консалтинговой фирмы, предоставляющей
широкий спектр услуг, должна быть подчинена
ряду требований, основными из которых
являются следующие:
Виды консалтинга
Предоставляемые консалтинговой компанией услуги могут принимать следующие основные формы:
1. Аналитическая
деятельность (анализ и оценка
внутрихозяйственной и
2. Прогнозирование (на основе проведенного анализа и используемых консультантом методик - составление прогнозов по указанным выше направлениям);
3. Консультации
по самому широкому кругу
4. Ревизия деятельности предприятия-клиента;
5. Участие
в деятельности предприятия-
Результативность
и эффективность
Эффективность консультирования определяется достижением определенных договором консультирования целей.
Для клиента можно выделить прямые и косвенные результаты консультирования, причем важны как количественные, так и качественные показатели (ведь в силу специфики консультационной деятельности количественные показатели не всегда поддаются оценке). Эффективность консалтинга не всегда имеет денежное выражение. Часто это квалифицированная, аргументированная поддержка действий руководства или удержание его от ошибок. … имеет право на существование как сложный расчет финансовой эффективности от применения консультаций, так и положительный ответ на вопрос, лучше ли стала работать организация после того, как пригласили консультанта, даже если это трудно выразить количественными характеристиками.
Количественные показатели | Качественные показатели | |
Прямые результаты | Снижение издержек, увеличение рентабельности, освоение новых видов продукции и т.д. | Изменение стиля и методов работы, создание, изменение структуры производства и управления и т.д. |
Косвенные результаты | Привлечение внешнего капитала, рост курса акций (если это не являлось целью консультирования) и т.д. | Обучение клиента, установление новых контактов. |
В договоре целесообразно указывать направления, в которых управленческое консультирование может давать положительные результаты, т.е. определить перечень показателей. После проведения этапа диагностики консультанты сообщают заказчику результаты и со стороны определяют конкретный показатель, по которому определяется эффект.
В общем виде экономический эффект может определяться по формуле1:
Е = П • К1 • К2,
где Е - экономический эффект управленческого консультирования;
П - изменение: прирост, уменьшение;
K1 - доля управленческого консультирования в результатах работ;
К2 - доля участия консультантов в получении экономического эффекта.
Одним из основных показателей оценки управленческого консультирования в производстве является прирост прибыли. Это объясняется тем, что этот показатель синтезирует снижение издержек производства, рост объемов реализуемой продукции и оценивает изменение объема прибыли.
Еп = [(А2 - А1/А1)] • П1+ [(С1 - С2)/100)] • А2) • K1 • К2,
где Еп - экономический эффект за счет прироста прибыли;
А1 и А2 - объем реализации продукции до и после рационализации работ в управлении;
П1 - прибыль;
C1 и С2 - затраты на 1 руб. реализуемой продукции до и после рационализации работ в управлении.
В некоторых случаях
Еy-п=Э • К1 • K2,
где Е - экономический эффект за счет снижения условно-переменных расходов в себестоимости;
Эy-п
— экономия условно-переменных расходов.
Оценку эффективности управленческого консультирования можно определить, сопоставляя результаты с затратами:
Эзу = Отп/3ук • К1 • К2,
где Эзу - эффективность затрат на управленческое консультирование;
Отп - прирост объема валовой продукции;
3ук
- затраты на управленческое
Под влиянием ряда объективных факторов иногда могут складываться отрицательные темпы роста основных показателей. В таких случаях экономическую эффективность вычислить невозможно. Но можно определить деэффективность.
Дэ = (В1-В2) • К,
где Дэ - деэффективность по конкретному показателю;
B1 и В2 -ожидаемый
и фактический результаты по
конкретному показателю; К - доля
консультантов.
Для консультанта критериями результативности являются прибыль, выработка на одного консультанта и т.д.(экономические показатели), повторное обращение клиента, рост профессионализма, а так же разнообразные положительные отзывы, развитие бренда, рекомендации и т.д.
Как работать совместно с консультантами и как оценить результаты этой работы?
Работа с консультантом — это прежде всего совместная работа. Чтобы получить максимальный эффект от консалтинга, клиент должен участвовать в консалтинговом проекте. Степень этого участия варьируется в зависимости от видов консалтинга, но никогда не должна равняться нулю.
При экспертном консультировани
С другой стороны, Вы нанимаете консультанта для того, чтобы он выполнил какую-то функцию вместо Вас, сэкономив тем самым время для решения других проблем. Нет ли здесь противоречия? Оно есть, но разрешить его можно на основе 2-х рекомендаций, которые дает Американская ассоциация консультантов ("АКМЕ") своим клиентам:
Для того, чтобы определить необходимую степень вовлеченности Вас и Вашего персонала в деятельность консультанта, надо соизмерять затраты Вашего времени и результаты консультационной работы так, как это показано на схеме 2.
Схема
2. Соотношение затрат
времени клиента
на совместную работу
с консультантом
и эффективности
консалтинговых услуг
Из схемы 2 видно, что результаты работы скорее всего будут нулевыми, если вы вообще не участвуете в ней; они растут по мере увеличения Вашей вовлеченности в нее, но после прохождения оптимальной точки эффективность начинает падать ( это означает, что Вы начинаете выполнять за консультанта его работу). Разумеется, для каждого вида проблем форма графика, приведенного в схеме 2, будет своей. Максимальной степень вовлеченности клиента должна быть при решении, например, таких ключевых проблем, как диагностика, формирование стратегии развития и управленческой команды, а меньшей при решении таких специальных проблем как маркетинговые исследования, разработка бизнес-плана, оценка имущества и т.д.
Кроме того на различных этапах консалтингового процесса степень вовлеченности клиента должна быть различной.
Оценка результатов работы консультантов может осуществляться следующими тремя основными методами.
Первый метод - сравнение деятельности консультанта с требованиями к его работе, определенными в контракте, при этом должна быть определена объективная оценка полноты и качества выполнения задания. Клиент должен определить, насколько консультант придерживается рамок задания. Однако, если он и выходит за эти рамки, клиент все равно может высоко оценить квалификацию консультанта. И наоборот, если консультант слишком точно придерживается рамок задания, клиент может потратить много сил на адаптацию проекта к изменившейся ситуации.
Второй
метод - оценка вклада консультанта в
повышение экономической
Третий метод - определение реальных изменений, возникших в результате использования консультанта (новые возможности персонала организации, новые системы, новое поведение, новые программы, новые проекты).