Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 17:06, курсовая работа
Целью дипломной работы является изучение деятельности автотранспортного предприятия и использование полученных знаний на примере конкретного предприятия.
В рамках достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы изучения анализа деятельности автотранспортного предприятия;
- на примере конкретного предприятия через систему экономических показателей провести анализ деятельности автотранспортного предприятия;
- выработать рекомендации финансового оздоровления предприятия.
Введение
1. Теоретические основы анализа деятельности автотранспортного предприятия
1.1 Цель, задачи и источники анализа производства и реализации продукции, работ, услуг
1.2 Методика анализа производства и реализации продукции, работ, услуг
1.3 Сущность, понятие и критерии эффективности производственно-хозяйственной деятельности автотранспортного предприятия
2. Анализ деятельности автотранспортного предприятия на примере ООО "НПАТП"
2.1 Общая характеристика деятельности предприятия
2.2 Анализ финансового состояния ООО "НПАТП"
2.3 Оценка рентабельности ООО "НПАТП"
3. Направления финансового оздоровления предприятия
3.1 Антикризисная политика, пути оптимизации
3.2 Перспективы развития автотранспортного предприятия. Принципы бережливого производства на предприятии
3.3 Финансовое оздоровление автотранспортного предприятия
Заключение
Список использованных источников
Условно-натуральные показатели, как и стоимостные, применяются для обобщенной характеристики объемов производства продукции, например на консервных заводах применяется такой показатель, как тысячи условных банок, на ремонтных предприятиях - количество условных ремонтов, в обувной промышленности - условные пары обуви, исчисленные на основе коэффициентов их трудоемкости, и т.д.
Нормативные трудозатраты также используются для обобщенной оценки объемов выпуска продукции - в тех случаях, когда в условиях многопродуктового производства не представляется возможным выразить общий его объем в натуральных или условно-натуральных измерителях.
Анализ (от греческого analisis) - это детальное расчленение, разложение изучаемого объекта на части, элементы, присущие данному объекту, с целью их изучения и выявления тенденций изменения под влиянием различных факторов.
Цели анализа деятельности организации - это оценка прошлой деятельности и положения организации на данный момент, а также стратегия развития будущего его потенциала.
Основные задачи анализа деятельности организации (ФСО):
- Своевременное выявление и устранение недостатков в финансовой деятельности, и поиск резервов улучшения финансового состояния организации и ее платежеспособности;
- Прогнозирование возможных финансовых результатов экономической рентабельности, исходя из реальных условий хозяйственной деятельности и наличия собственных и заемных ресурсов, разработка моделей финансового состояния при разнообразных вариантах использования ресурсов;
- Разработка конкретных мероприятий, направленных на более эффективное использование финансовых ресурсов и укрепление финансового состояния организации.
Таким образом, анализ финансового состояния представляет собой систему специальных знаний, связанных с исследованием тенденций финансового развития, научным обоснованием планов, управленческих решений, оценкой достигнутых результатов, поиском, изменением и обоснованием величины резервов, повышения эффективности производства и разработкой мероприятии по их использованию. Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства.
Недопоставка продукции отрицательно влияет не только на итоги деятельности данного предприятия, но и на работу торговых организаций, предприятий-смежников, транспортных организаций и т.д. При анализе реализации продукции особое внимание следует обращать на выполнение обязательств по госзаказу, кооперированным поставкам и по экспорту продукции. В процессе анализа производства и реализации продукции необходимо оценить также риск невостребованной продукции, который может возникнуть вследствие падения спроса на нее. Он определяется величиной возможного материального и морального ущерба предприятия, вызванного этой причиной. Каждое предприятие должно знать величину потерь, если какая-то часть продукции окажется нереализованной. Чтобы избежать последствий невостребованности продукции, необходимо изучить факторы ее возникновения с целью поиска путей недопущения или минимизации потерь [14, с. 75].
Внутренние причины: неправильно составленный прогноз спроса на продукцию служащими предприятия; неправильная ценовая политика предприятия на рынках сбыта; снижение конкурентоспособности продукции в результате низкого качества сырья, оборудования, отсталой технологии, низкой квалификации персонала; неэффективная организация процесса сбыта и рекламы продукции.
Внешние причины: неплатежеспособность покупателей; повышение процентных ставок по вкладам; демографические, социально-экономические, политические и другие причины.
Риск
невостребованной продукции можно
подразделить на преодолимый и непреодолимый.
Критерием отнесения его к
одной из групп является экономическая
целесообразность нововведений, направленных
на продвижение товаров на рынок. Если
дополнительные затраты на дизайн, улучшение
качества, упаковку, рекламу, организационную
перестройку производства и сбыта превышают
сумму их покрытия выручкой, то экономически
они нецелесообразны и риск, следовательно,
является непреодолимым, и наоборот. Риск
невостребованной продукции может быть
обнаружен на предпроизводственной, производственной
и послепроизводственной стадиях. Если
риск обнаружен на предпроизводственной
стадии, то экономический ущерб будет
меньшим - это только расходы на исследование
рынка, разработку изделия и др. Если же
риск невостребованной продукции обнаружен
на производственной или послепроизводственной
стадии, то это может серьезно пошатнуть
финансовое состояние предприятия: в сумму
ущерба кроме указанных расходов войдут
издержки на подготовку, освоение, производство
и частично сбыт продукции. В зависимости
от стадии обнаружения риска невостребованной
продукции управленческие решения могут
быть разными: на предпроизводственной
стадии можно не приступать к производству
данного вида продукции, заменив его другим;
на производственной стадии еще можно
внести существенные изменения в дизайн,
конструкцию, цену изделия и за счет этого
продвинуть его на рынок; на послепроизводственной
стадии нужно думать, как избежать банкротства,
потому что невостребованная продукция
- это прямой убыток для предприятия. Каждый
товар должен производиться лишь в том
случае, когда есть платежеспособный спрос
на него, подкрепленный заявками или договорами
на его поставку. Чтобы оценить риск невостребованной
продукции, нужно проанализировать обеспеченность
продукции контрактами или заявками на
поставку, динамику остатков готовой продукции
по каждому виду, их долю в общем объеме
продаж. Важным обобщающим показателем,
используемым для характеристики скорости
реализации продукции, является продолжительность
ее нахождения на стадии реализации. Для
расчета данного показателя необходимо
средние остатки готовой продукции разделить
на однодневный объем продаж. Рост его
уровня свидетельствует о трудностях
сбыта и повышении риска невостребованной
продукции [11, с. 148]. Источниками информации
для анализа производства и реализации
продукции являются унифицированная статистическая
форма отчетности № 1-П, форма № 1-П (квартальная)
"Квартальная отчетность промышленного
предприятия (объединения) о выпуске отдельных
видов продукции в ассортименте", форма
№ 2 "Отчет о прибылях и убытках",
ведомость № 16 "Движение готовых изделий,
их отгрузка и реализация", бизнес-план,
оперативные планы-графики и т. д. Перечисленные
источники информации используются для
проведения анализа, значительная роль
которого подтверждается практикой хозяйственной
деятельности. Оперативный анализ проводится
по данным первичного бухгалтерского
учета (по счетам 45 и 46). Перспективный
анализ выпуска и реализации составляет
содержание управленческого анализа и
применяется при оценке альтернативных
управленческих решений и выборе из них
оптимального.
1.2
Методика анализа производства и
реализации продукции, работ, услуг
Общая
оценка результатов производственно-
Объекты анализа представлены на рисунке 1.1
Рисунок 1.1 - Объекты анализа объема производства и реализации продукции
Основными показателями объема производства является товарная, валовая и реализованная продукция.
Валовая продукция - это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство.
Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включаются, остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. Выражается в оптовых ценах, действующих в отчетном году.
Товарная продукция включает объем продукции, предназначенной к отпуску на сторону и поступлению в народнохозяйственный оборот. Она связана непосредственно с реализацией продукции и размером накоплений и поэтому исчисляется по действующим оптовым или договорным ценам.
Реализованная продукция - это стоимость отгруженной и оплаченной покупателями продукции.
Объем производства и реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса на первое место выдвигается объем производства продукции, и он определяет объем продаж. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а, наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально реализовать [29, с. 91].
Изучение объемов производства осуществляется в определенном диапазоне деловой активности, т.е. в границах min - max, представляющих релевантный ряд. Анализ может производиться не только в границах абсолютного min - max, но и в пределах неизменных постоянных издержек. Релевантный ряд составляют минимально допустимый, оптимальный и фактический объемы выпуска и реализации продукции.
Минимально допустимый (безубыточный) объем реализации - это такой объем, при котором достигается равенство доходов и издержек при сложившихся условиях производства и ценах на продукцию.
Максимальный объем обеспечивает максимальную загрузку производственных факторов.
Оптимальным
считается такой объем
Выручка от реализации продукции является основным показателем при оценке производственной и хозяйственной деятельности предприятия, так как в этом показателе отражается конечный результат деятельности, он определяет величину прибыли и убытков. Реализация продукции предполагает ее изготовление, отгрузку и оплату потребителями.
Показатель реализации продукции обеспечивает более тесную связь производства со сбытом; способствует повышению качества продукции (выполнению ассортимента); стимулирует ритмичную работу и своевременную отгрузку продукции; способствует установлению рациональной схемы связи с потребителями (приближение потребителей для ускорения оплаты за продукцию, устранение дальних перевозок); повышает ответственность за выполнение договорных обязательств; усиливает внимание хозяйственных руководителей к организации сбыта, финансовой деятельности и документооборота; способствует уменьшению размеров незавершенного производства, изготовлению полуфабрикатов сверх реальных потребностей производства, уменьшению остатков готовой продукции на складах, что ведет к ускорению оборачиваемости оборотных средств, сокращению продолжительности цикла. Все это положительно сказывается на эффективности производства.
Под реализацией продукции, работ, услуг в данном периоде понимается продукция, которая не только отгружена, но и оплачена потребителем в том же периоде. Моментом реализации продукции считается дата поступления средств за нее на расчетный счет предприятия поставщика.
Объем
реализованной продукции
-
объема выпуска товарной
- уровня цен на отдельные виды продукции в зависимости от качества;
-
изменения остатков готовой
-
изменения остатков
К последней
относятся продукция
Зависимость
объема реализации от указанных факторов
может быть представлена формулой:
(2)
где Р - объем реализации товарной продукции за отчетный период;
ТП - товарная продукция за этот период;
П1 - остатки нереализованной готовой продукции на складе на начало конец отчетного периода;
П2 - остатки нереализованной готовой продукции на складе на конец отчетного периода;
Т1 - остатки отгруженных, но не оплаченных товаров на начало отчетного периода;
Т2 - остатки отгруженных, но не оплаченных товаров на конец отчетного периода.
Анализ товарной продукции проводится в двух направлениях:
- оценка выполнения годового плана по выпуску товарной продукции;
- анализ динамики выпуска товарной продукции за ряд лет. Анализ выполнения заданий годового плана по объему производства товарной продукции проводят по данным годовой или квартальной отчетности и годового плана. Выполнение плана оценивают, сопоставляя отчетные данные по объему товарной продукции с плановыми, определяя абсолютное отклонение от плана, процент выполнения годового плана и темпы роста к предыдущему году.
Целесообразно определять следующие показатели динамики объема производства продукции:
-
абсолютный прирост объема
-
общий прирост продукции за рассматриваемые
годы:
где n - число лет, за которые рассматривается динамика объема товарной продукции.
-
среднегодовой абсолютный
Информация о работе Анализ деятельности автотранспортного предприятия