Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 19:10, курсовая работа
Основу экономической эффективности работы предприятия составляют поиск и закупка необходимых материалов удовлетворительного качества по минимальным ценам.
Достижение этой цели невозможно без выполнения нижеследующих функций закупочной логистики.
1. Сбор информации о поставщиках, определения их возможностей и создания предпосылок для оптимизации закупок.
2. Сбор информации о ценах, возможных сроках поставок, транспортных расходах и поиск их оптимального сочетания. При этом
используются следующие виды анализа цены:
Содержание
Введение 3
1. Теоретические аспекты оценки и выбора поставщиков 5
1.1. Сущность процесса выбора поставщиков 5
1.2. Методы выбора поставщиков 11
1.3. Сущность процесса оценки поставщиков 17
1.4. Критерии оценки поставщиков 20
2. Анализ методов оценки и выбора поставщиков на предприятии 24
2.1 Общая характеристика предприятия 24
2.2 Характеристика методов оценки и выбора поставщиков
на предприятии 26
2.3 Анализ выбора и оценки поставщиков на предприятии 27
3. Пути совершенствования выбора поставщиков на
предприятии 29
Заключение 32
Литература
Надежность поставки у Поставщика А выше, чем у Поставщика Б. Но у Поставщика Б значительно привлекательнее цена, качество товара и условия поставки. Финансовое положение обоиз поставщиков одинаковое. Но у Поставщика А имеется возможность делать внеплановые поставки, а у Поставщик Б такие поставки делать не может.
Поэтому если для закупщика главными критериями являются надежность поставки и возможность внеплановых поставок, то Поставщик А является идеальным партнером. Тем более, что итоговое количество баллов у Поставщик А значительно выше. Если такие параметры закупщика не устраивают, то ему нуно опять искать потенциальных партнеров.
Обобщение рассмотренных подходов позволяет выделить главные критерии, на которых строится система выбора поставщика:
1. Качество продукции. Относится к способности поставщика обеспечить товары и услуги в соответствии со спецификациями, а также с требованиями потребителя независимо оттого, соответствует ли она спецификации.
2.
Надежность поставщика (честность, отзывчивость,
обязательность, заинтересованность в
ведении бизнеса с данной компанией,
финансовая стабильность, репутация и
своей сфере, соблюдение ранее установленных
объемов поставки и сроков поставки и
т. д.).
3. Цена. В цене должны учитываться все затраты на закупку конкретного материального ресурса, т.е. транспортировку, административные расходы, риск изменения курсов валют, таможенные пошлины и т. д.
4. Качество обслуживания. Оценка по данному критерию требует сбора информации у достаточно широкого круга лиц из различных подразделений компании и сторонних источников. Необходимо соблюдать мнения о качестве технической помощи, отношении поставщика к скорости реакции на изменяющиеся требования и условия поставок, к просьбам о технической помощи, квалификации обслуживающего персонала и т. д.
5. Условия платежа и возможность внеплановых поставок. Поставщики, предлагающие выгодные условия платежа (например, с возможностью получения отсрочки, кредита) и гарантирующие возможность получения внеплановых поставок, позволяют избежать многих проблем снабжения.
Как
показывает практика, системе установленных
критериев может
2.
Анализ методов оценки
и выбора поставщиков
на предприятии.
2.1
Общая характеристика
предприятия ООО«Солярис».
Общество
с ограниченной ответственностью «Солярис»
(именуемое далее - «Общество») создано
в соответствии с законодательством Республики
Беларусь о хозяйственных обществах, которое
основывается на Конституции Республики
Беларусь и состоит из Гражданского кодекса
Республики Беларусь, Закона Республики
Беларусь «О хозяйственных обществах»
и других актов законодательства.
Общество является коммерческой организацией,
учрежденной двумя лицами с разделенным
на доли учредителей (участников) уставным
фондом. Общество является юридическим
лицом согласно законодательству Республики
Беларусь, имеет самостоятельный баланс,
может от своего имени приобретать имущественные
и личные неимущественные права и нести
обязанности, быть истцом и ответчиком
б суде, хозяйственном или третейском
суде, открывать расчетный, валютный и
другие счета в учреждениях банков, иметь
печать,
штампы и иные реквизиты со своим наименованием.
Основными целями деятельности Общества являются: извлечение прибыли и распределение ее между его Участниками, а также удовлетворение социальных и экономических интересов членов трудового коллектива.
В соответствии с целями деятельности и законодательством Республики Беларусь Общество осуществляет следующие виды деятельности:
– распиловка и строгание древесины;
–производство столярных изделий ;
–производство сборных железобетонных и бетонных конструкций и изделий;
– разборка и снос зданий;
– земляные работы;
– общее строительство зданий;
– устройство покрытий зданий и сооружений;
– изоляционные работы;
– штукатурные работы;
–столярные и плотницкие работы;
– малярные и стекольные работы;
– оптовая торговля алкогольными напитками;
– оптовая торговля табачными изделиями;
– неспециализированная оптовая торговля пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями;
– оптовая торговля прочими строительными материалами;
–оптовая торговля ломом и отходами черных и цветных металлов;
– оптовая торговля неметаллическими отходами и неметаллическим ломом;
– неспециализированная оптовая торговля непродовольственными товарами;
– розничная торговля в неспециализированных магазинах пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями.
Основные виды деятельности ООО «Солярис» – это оптовая и розничная торговля.
Руководит Обществом Директор.
Директор Общества:
– обеспечивает выполнение планов деятельности Общества;
– нанимает и увольняет работников в соответствии с условиями контрактов и
законодательством;
– представляет Общество без доверенности в отношениях государственными органами РБ и других государств, юридическими и физическими лицами;
– в пределах своей компетенции распоряжается имуществом, в том числе средствами Общества;
– заключает договоры от имени Общества;
– открывает в банках расчетный, валютный и другие счета;
– в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка применяет меры поощрения и дисциплинарного взыскания;
– выдает доверенности.
Так
как ООО «Солярис» является небольшой
организацией, то директор сам занимается
выбором поставщиков и заключает с ними
договора поставки товаров. (Приложение
А)
2.2 Характеристика методов оценки и выбора поставщиков
на
предприятии ООО «Солярис».
Поиск потенциальных поставщиков в ООО «Солярис» начинается с изучения рекламных материалов: фирменных каталогов, Интернета, объявлений в средствах массовой информации, посещения выставок и ярмарок, переписки и личных контактов с возможными поставщиками.
В
результате перечисленных мероприятий
директор формирует список потенциальных
поставщиков, который обновляется и дополняется.
Составленный перечень потенциальных
поставщиков анализируется на основании
специальных критериев, позволяющих осуществить
отбор приемлемых поставщиков.
Основными критериями отбора поставщиков в ООО «Солярис» являются:
– цена товара;
– качество постовляемого товара;
– соблюдение поставщиком обязательств по срокам поставки, ассортименту, комплектности, качеству и количеству поставляемой продукции.
К другим критериям, принимаемым во внимание при выборе поставщика, относят следующие:
– удаленность поставщика от ООО «Солярис»;
– сроки выполнения текущих и экстренных заказов;
– сертификация продукции у поставщика;
В результате анализа потенциальных поставщиков формируется перечень конкретных поставщиков, с которыми проводится работа по заключению договорных отношений. (Приложение Б).
2.3
Анализ выбора
и оценки поставщиков
на предприятии ООО
«Солярис».
В ООО «Солярис» используют следующую последовательность оценки (определения рейтинга) поставщиков. Сначала установливают вес для каждого оценочного критерия (показателя). Следует отметить, что вес критерия показывает значимость того или иного показателя для предприятия. Так как ООО «Солярис» занимается в основном розничной торговлей, то для организации важнейшим показателем является цена поставляемой продукции. В этом случае вес критерия (стоимость продукции) имеет наибольший размер по сравнению с остальными показателями. Далее оценивают каждого из поставщиков по всем из выбранных критериев (обычно по десятибалльной шкале). Рейтинг определяется суммированием произведений веса критерия на его оценку для данного поставщика. Рассчитывая рейтинг разных поставщиков и сравнивая полученные результаты, определяют наилучшего партнера. (Приложение В).
При
расчете рейтинга каждого поставщика
учитывается также
3.
Пути совершенствования
выбора поставщиков
на предприятии ООО
«Солярис».
Правильный выбор поставщика – это успешная работа всей организации. Оттого насколько удачно выбраны поставщики зависит бесперебойная поставка и качество продукции и, следовательно, выручка торговых точек.
Наиболее удачный вариант работы с поставщиками – это длительные и надежные хозяйственные связи. Этому в ООО «Солярис» уделяется особое внимание.
Анализ работы организации показал, что в ООО «Солярис» не рискуют устанавливать отношения только с одним поставщиком, и предпочитают делать закупки у конкурирующих изготовителей. Это касается прежде всего основных товаров, требуемых в больших количествах. В ООО «Солярис» совершенно верно считают, что в целях экономической безопасности нецелесообразно брать у одного изготовителя более 50 % общего объема закупки определенного товара. В связи с этим логистики распределяют материальные потоки по двум-трем поставщикам пропорционально показателям их рейтинга.
Что же касается путей совершенствования выбора поставщиков, то они заключаются:
1) в регулярном сборе и оценке подробной информации о будущих потенциальных поставщиках в целях определения емкости рынка и создания предпосылок для оптимизации закупок;
2) особое внимание уделять отношениям с давними партнерами, поскольку их доверие и готовность помочь особенно важны;
3) в отношениях с новыми поставщиками стараться придерживаться следующих основных принципов:
– обращаться с поставщиками так же, как с клиентами фирмы;
– не забывать демонстрировать на деле общность интересов;
– проявлять готовность помочь в случае возникновения проблем у поставщика;
– соблюдать принятые на себя обязательства;
4) проводить оценку поставщиков как по традиционной системе, как и по оперативной системе. Главная цель оценки поставщиков в традиционном снабжении – это минимально возможная цена, а в оперативном – достижение высокого качества товара путем подписания долгосрочного контракта и установления приемлемой цены.
Выбор поставщика по традиционной системе предполагает наличие множества источников, а по оперативной — чаще всего имеется единственный источник поставки данной продукции по долгосрочному контракту. Приемочный контроль традиционно организует покупатель, он же несет за него ответственность. В новой системе счетный и приемочный контроль сокращены (а в идеале ликвидированы вовсе). Традиционной целью выбора способа транспортировки было обеспечение низкой цены на транспорт и надежность вывоза. В новой системе поставки осуществляются, как правило, в рассрочку, график поставок составляет покупатель.