Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 19:10, курсовая работа
Основу экономической эффективности работы предприятия составляют поиск и закупка необходимых материалов удовлетворительного качества по минимальным ценам.
Достижение этой цели невозможно без выполнения нижеследующих функций закупочной логистики.
1. Сбор информации о поставщиках, определения их возможностей и создания предпосылок для оптимизации закупок.
2. Сбор информации о ценах, возможных сроках поставок, транспортных расходах и поиск их оптимального сочетания. При этом
используются следующие виды анализа цены:
Содержание
Введение 3
1. Теоретические аспекты оценки и выбора поставщиков 5
1.1. Сущность процесса выбора поставщиков 5
1.2. Методы выбора поставщиков 11
1.3. Сущность процесса оценки поставщиков 17
1.4. Критерии оценки поставщиков 20
2. Анализ методов оценки и выбора поставщиков на предприятии 24
2.1 Общая характеристика предприятия 24
2.2 Характеристика методов оценки и выбора поставщиков
на предприятии 26
2.3 Анализ выбора и оценки поставщиков на предприятии 27
3. Пути совершенствования выбора поставщиков на
предприятии 29
Заключение 32
Литература
Содержание
Введение
1.
Теоретические аспекты оценки и выбора
поставщиков
1.1.
Сущность процесса выбора поставщиков
1.2.
Методы выбора поставщиков
1.3.
Сущность процесса оценки поставщиков
1.4.
Критерии оценки поставщиков
2. Анализ методов оценки и выбора поставщиков на предприятии 24
2.1
Общая характеристика предприятия
2.2 Характеристика методов оценки и выбора поставщиков
на
предприятии
2.3
Анализ выбора и оценки поставщиков на
предприятии
3. Пути совершенствования выбора поставщиков на
предприятии
Заключение
Литература
Введение.
Основу экономической эффективности работы предприятия составляют поиск и закупка необходимых материалов удовлетворительного качества по минимальным ценам.
Достижение этой цели невозможно без выполнения нижеследующих функций закупочной логистики.
1. Сбор информации о поставщиках, определения их возможностей и создания предпосылок для оптимизации закупок.
2.
Сбор информации о ценах, возможных сроках
поставок, транспортных расходах и поиск
их оптимального сочетания. При этом
используются следующие виды анализа
цены:
– анализ цены по пути от возникновения продукта до его поступления к потребителю;
–
анализ цены, рассчитанной по общей стоимости
произведенной
работы (дополнительно к первому включает
расходы на контроль,
хранение и финансирование);
– анализ цены на основе полезности продукта (спрос и предложение);
– анализ с помощью скользящих цен (при разработке долгосрочных договоров).
3. Выбор поставщика (поставщиков) на основании анализа собранной информации о ценах с учетом цели предприятия.
4. Совместная работа с поставщиком (поставщиками) по обеспечению организации материалами, сырьем и продуктами производства.
Изучение рынка, которое проводится соответствующими отделами фирм, вопрос цен – главный, но существенную роль также играет анализ других факторов, в том числе возможных логистических расходов и сроков поставок.
Для оптового покупателя такое положение дел требует точного расчета издержек. И если степень влияния снабженческих издержек на уровень общих производственных затрат в трудоемких и капиталоемких отраслях не столь велика, то в торговле снабженческие издержки играют значительную роль.
Снабженческие издержки иногда могут стать исходным пунктом исследования рынка закупок и сырья.
Поэтому правильный выбор поставщика является важным звеном в механизме закупочной логистики.
Целью и задачей данной курсовой работы является показать, как используя современные методы логистики можно сделать наиболее удачный выбор поставщиков на примере ООО «Солярис».
В этой работе использовались следующие литературные источники:
Логистика
коммерции А.У. Альбекова, Логистика Б.А.Аникина,
Логистика А.А.Канке и другие.
1. Теоретические аспекты
оценки и выбора поставщиков.
1.1.
Сущность процесса
выбора поставщиков.
Одной из основных проблем в управлении закупками материальных ресурсов является проблема выбора поставщика. Важность ее объясняется не только тем, что на современном рынке функционирует большое количество поставщиков схожих материальных ресурсов, но, главным образом тем, что поставщик должен быть надежным партнером товаропроизводителя в реализации его логистической стратегии. В связи с этим рассмотрим сущность процесса выбора поставщиков.
Идентификация или переоценка потребностей. Процесс управления закупками начинается с определения тех снабженческих трансакций, которые должны быть установлены между отделом закупок и конкретными потребителями материальных ресурсов (подразделениями) фирмы. В некоторых случаях, например, при изменении ассортимента выпускаемой готовой продукции может быть пересмотрен состав внутрифирменных потребителей и (или) номенклатура материальных ресурсов.
Определение и оценка требований потребителей. Как только внутрифирменные потребители и номенклатура материальных ресурсов определены, должны быть установлены требования к весу, размерам, параметрам поставок, планы и спецификации на каждую позицию номенклатуры и определенную номенклатурную группу материальных ресурсов. Кроме того, должны быть установлены требования пользователей, определяющие сервис поставок. [1 с.130]
Решение «делать или покупать». Прежде чем определять возможных поставщиков, необходимо решить вопрос: не выгоднее ли самой фирме производить определенные виды материальных ресурсов (например, компоненты для сборки сложных товаров — автомобилей, компьютеров и т.п.), чем покупать у других. В этом случае для принятия окончательного решения обычно оцениваются соответствующие затраты и достижимый уровень качества.
Определение типов закупок. В настоящее время существует три основных типа организации закупок материальных ресурсов в зависимости от продолжительности и сложности:
– установившиеся закупки,
– модифицированные закупки (в которых меняется или поставщик или параметры закупаемых материальных ресурсов), новые закупки, вызванные потребностями нового внутрифирменного пользователя.
Анализ поведения рынка. Источник материальных ресурсов для фирмы (поставщик) может функционировать в различной рыночной среде и типе рынка: монополистическом, олигополистическом, высоко конкурентном. Знание и анализ рынка поставщиков помогают логистическому персоналу фирмы определить количество возможных поставщиков, позицию на рынке, проффесионализм и другие факторы, позволяющие правильно организовать закупки.
Идентификация всех возможных поставщиков. Эта логистическая операция включает определение всех возможных поставщиков определенного вида (номенклатуры) материальных ресурсов, которые могут удовлетворить требования внутрифирменных пользователей. Важным моментом является включение в этот список тех фирм-поставщиков, услугами которых товаропроизводитель ранее не пользовался. [1 с.132]
Предварительная оценка возможных источников закупаемых материальных ресурсов заключается в сравнении предлагаемого (рекламируемого) поставщиками качества материальных ресурсов и сервиса с требуемыми внутрифирменными пользователями. Такую оценку должны проводить эксперты как производственного, так и логистического менеджмента.
Оценка оставшихся поставщиков и окончательный выбор поставщика.
После уменьшения количества возможных поставщиков на этапе предварительного отбора оставшиеся оцениваются с точки зрения наилучшего удовлетворения потребностей фирмы в материальных ресурсах конкретного вида. Для окончательного выбора поставщика используется, как правило, многокритериальная оценка, включающая такие показатели как уровень цены, надежность поставок, качество сопутствующего сервиса и др. Одним из основных требований к поставщику является соответствие принятой фирмой внутрипроизводственной логистической концепции и системы.
Доставка материальных ресурсов и сопутствующий сервис. Включает ряд логистических активностей связанных с реализацией процесса поставок конкретной номенклатуры материальных ресурсов от поставщика фирме-производителю: оформление договорных отношений, передача прав собственности на материальные ресурсы, процедуры заказов, транспортировка, грузопереработка, хранение, складирование и т.п. В ряде случаев включает решения по организационной структуре собственных логистических каналов продвижения материальных ресурсов от выбранного поставщика.
Контроль и оценка выполнения закупок. После завершения процесса доставки должен быть организован входной контроль качества материальных ресурсов (данная процедура для надежных поставщиков, особенно при применении технологии ЛТ, может отсутствовать). Эффективность управления закупками оценивается в результате непрерывного контроля и аудита выполнения условий договоров по срокам, ценам, параметрам поставок, качеству материальных ресурсов и сервиса. [1 с.133]
Кроме определенных количественных критериев оценки поставщика существует большая группа качественных показателей, которые играют важную роль в процедуре выбора, но трудно поддаются определению. К таким показателям относятся имидж поставщика, отсутствие негативных сообщений о нем от партнеров по бизнесу или в средствах массовой информации, доброжелательность, способность к контакту и длительным партнерским отношениям и т.п. Негативная оценка хотя бы по одному из таких показателей может вычеркнуть поставщика из списка возможных партнеров. Важную роль в этом плане играют упаковка материальных ресурсов, сопутствующие сервисные услуги в виде соответствующих инструкций, обучения пользованию, возврата некондиционных материальных ресурсов, другим видам предпродажного и послепродажного сервиса. В некоторых случаях сюда же относится совместная работа по разработке новых видов или модификации используемых товаропроизводителем материальных ресурсов. Если в номенклатуру покупаемых материальных ресурсов входят сложные технические компоненты (например, агрегаты для автомобилей или сборочные единицы компьютеров), то в состав сопутствующего сервиса входит также обеспечение необходимыми запасными частями.
Не последнюю роль в выборе поставщика играет его географическое расположение. Важность этого критерия определяется, прежде всего, транспортными расходами на доставку материальных ресурсов. Партнерство с близлежащими поставщиками обеспечивает, как правило, доставку материальных ресурсов с баз промежуточного хранения, лучшие условия для внедрения JIТ-подхода, более короткие производственные циклы, большую надежность поставок, лучшие условия для кооперации. Однако следует учитывать, что удаленные поставщики могут обеспечить поставку материальных ресурсов более высокого качества, по более низким ценам, с лучшим сервисом. [1 с.135]
Расстановка приоритетов при выборе поставщика зависит от очень большого числа факторов и, прежде всего, от маркетинговой и логистической стратегий фирмы-производителя. Укрупненно их можно свести к трем основным:
– цена,
–качество,
–сервис (надежность) поставок материальных ресурсов.
Фактор цены как самих материальных ресурсов, так и затрат, связанных с управлением закупками, является преобладающим для большинства фирм, так как напрямую определяет прибыль. Поэтому, прежде всего поставщики отбираются по ценовому критерию. Обычно менеджер по закупкам пользуется четырьмя базовыми процедурами определения цен материальных ресурсов потенциальных поставщиков:
– ценами товарных бирж,
– прайс-листами,
–ценовыми котировками
–переговорами напрямую с поставщиками.
Цены товарных бирж (в частности, крупных фьючерсных бирж) являются наилучшими на момент котировки ориентирами, так как определяются из условия равновесия спроса и предложения.
Прайс-листы обычно публикуются специальными изданиями и поставляются вместе со стандартными продуктами. Издаваемые поставщиками каталоги содержат подробные прайс-листы на все виды предлагаемых материальных ресурсов. [1 с.136]
Выбор поставщика зависит от конкретных условий на рынке и возможностей конкретной фирмы. Конкурентные преимущества, доступные через закупки, могут быть реализованы фирмой только на основе установления эффективных взаимоотношений с поставщиками.
Основные принципы отношений с поставщиками: