Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 19:10, курсовая работа
Основу экономической эффективности работы предприятия составляют поиск и закупка необходимых материалов удовлетворительного качества по минимальным ценам.
Достижение этой цели невозможно без выполнения нижеследующих функций закупочной логистики.
1. Сбор информации о поставщиках, определения их возможностей и создания предпосылок для оптимизации закупок.
2. Сбор информации о ценах, возможных сроках поставок, транспортных расходах и поиск их оптимального сочетания. При этом
используются следующие виды анализа цены:
Содержание
Введение 3
1. Теоретические аспекты оценки и выбора поставщиков 5
1.1. Сущность процесса выбора поставщиков 5
1.2. Методы выбора поставщиков 11
1.3. Сущность процесса оценки поставщиков 17
1.4. Критерии оценки поставщиков 20
2. Анализ методов оценки и выбора поставщиков на предприятии 24
2.1 Общая характеристика предприятия 24
2.2 Характеристика методов оценки и выбора поставщиков
на предприятии 26
2.3 Анализ выбора и оценки поставщиков на предприятии 27
3. Пути совершенствования выбора поставщиков на
предприятии 29
Заключение 32
Литература
Качество обслуживания включает в себя качество продукции или услуги и надежность обслуживания. Под надежностью обслуживания понимается гарантированность обслуживания потребителя нужными ему ресурсами в течение заданного промежутка времени и вне зависимости от недопоставок, которые могут возникнуть, нарушений сроков доставки и т. п. Надежность оценивается через вероятность отсутствия отказа в удовлетворении заявки потребителя. В отдельных случаях качество обслуживания, а также отдельные условия поставки не отражаются на цене приобретения.
Для сбора информации, требуется использование разнообразных источников. Ими могут быть:
– собственное расследование;
– местные источники, такие, как действующие на данной территории юридические лица или «осведомители» официальных органов;
– банки и финансовые институты;
– конкуренты потенциального поставщика;
– торгоные ассоциации, например Торгово-промышленная палата РБ;
– информационные агентства;
–государственные источники, такие, как регистрационные палаты, налоговая, лицензионные службы и пр., обладающие открытой для ознакомления информацией. [2 с.98]
В отборе источников информации следует руководствоваться следующими правилами.
1. Нельзя ограничиваться одним источником информации, вне зависимости от объема и глубины предоставляемой им информации.
2. Как минимум один из используемых источников должен быть независимым, т, е. не быть заинтересованным в возможных последствиях использования предоставленной им информации.
Окончательный
выбор поставщика производится лицом,
принимающим решение, и не может быть полностью
формализован.
1.3.
Сущность процесса
оценки поставщиков
Высокоразвитая
функция закупок требует
–оценку поставщика,
–развитие поставщика;
–переговоры с поставщиком.
1). Оценка поставщика. Включает нахождение возможных поставщиков и определение вероятности удовлетворения ими потребностей фирмы в снабжении. Требует развития фирмой – закупщиком оценочного критерия.
Для этой цели может быть использован стандарт рейтинговой оценки поставщика, в котором выделяются следующие разделы:
а) компания :
–мощность,
–прибыль от деятельности,
– производственный диапазон,
– исследовательская база,
– технический уровень,
– географическое размещение,
– менеджмент,
– состояние рабочей силы,
– трудовые отношения (общая оценка по разделу);
б) продукт:
– качество,
–цена,
– упаковка,
– стандартизация,
– гарантия (общая оценка по разделу);
в) услуги:
–доставка вовремя,
– состояние продукта по прибытии,
– обеспеченность и следование инструкциям,
– количество отказов,
– обслуживание жалоб,
– технический надзор,
– помощь при авариях,
–снабжение в соответствии с датой по каталогу,
– установление отпускной цены сразу (общая оценка по разделу);
г) торговый персонал:
– знание собственной компании,
– собственного продукта,
– отрасли закупщика,
– компании-закупщика;
– объем продаж, в т.ч. по договоренности, в результате планирования и подготовки,
– скорость оформления;
– сервис, в т.ч. обмен информацией,
– быстрота окончательных расчетов,
– порядок выполнения заказов,
– сопровождение поставки,
– прием претензий (общая оценка по разделу);
д) итоговая оценка поставщика. [2 с.99]
Для
каждого раздела
2). Развитие поставщика. Включает оценку поставщика и определение комплекса мер, необходимых для установления и дальнейшего развития взаимной совместимости по связям поставки.
Требует пофакторного анализа разделов стандарта с целью выявления позиций поставщика, по которым необходимы улучшения в текущий момент или в перспективе. Комплекс соответствующих мер может быть весьма разнообразным — от финансовой или инженерной поддержки поставщика закупщиком до простого взаимного согласования формата электронной передачи данных. Основными пунктами, которые обычно требуют согласования, являются качество, расписание поставок, система платежей и скидок.
3). Переговоры с поставщиком. Включает ведение переговоров между закупщиком и поставщиком с целью установления приемлемых для обеих сторон условий и цены поставки, их юридическое оформление и закрепление в контракте на поставку. Выделяют четыре стратегии ведения переговоров:
– на основе модели затрат поставщика, формирующих цену;
– на основе модели рыночных цен;
– на основе модели конкурирующих цен ряда альтернативных поставщиков; – комбинированная.
Выбор и оценка поставщиков по такой концепции позволяет получить ряд преимуществ: исключение действий, не являющихся необходимыми; ограничение внутрифирменного хранения; сокращение запасов в доставке; улучшение качества и надежности снабжения. [2 с.101]
Действительно,
при компетентном отборе и оценке поставщиков
отпадает необходимость в выполнении
закупщиком действий по доставке и внепроизводственному
хранению материалов, осуществлению входного
контроля, включая формальный пересчет,
проверку и тестирование прибывших единиц
продукта (эти действия берет на себя поставщик),
появляется реальная возможность осуществлять
производственный процесс с минимальными
запасами сырья и материалов (поставщик
обеспечивает своевременную их доставку
в требуемом количестве в указанное место),
сократить размер запасов, находящихся
в состоянии доставки, за счет сокращения
протяженности материальных потоков от
их источника (выбор поставщика, более
близко расположенного, или использование
различных форм консигнации), получать
продукты с «нулевыми дефектами» и повысить
надежность поставок (путем сокращения
числа поставщиков и увеличения числа
долгосрочных соглашений с оставшимися).
[2 с.102]
1.4.
Критерии оценки поставщиков.
Критерии оценки и отбора поставщиков материальных ресурсов зависят от требований потребителей логистической системы и могут быть различными. Обычно их три-четыре, в отдельных случаях их может быть более 60. В то же время независимо от специфики отрасли, размера предприятия, особенностей производства важнейшими критериями в процессе оценки и отбора являются следующие:
а) сведения о компании : размер, финансовое состояние, производственный диапазон, географическое размещение, менеджмент;
б) сведения о продукте: качество товара, цена товара, надежность упаковки (для отдельных видов продукции);
в) оказываемые услуги: своевременная доставка товара, количество отказов, обслуживание жалоб, технический надзор и обслуживание (где необходим);
г) обслуживающий персонал: знание собственной компании, собственного продукта, отрасли закупщика, компании-закупщика; объем продаж, скорость оформления заказа, порядок выполнения заказов, сопровождение поставки.
Критерии оценки поставщиков могут быть абсолютно разные, но наиболее выгодным партнером окажется тот, у кого наибольшее количество баллов. [2 с.103]
Кроме основных критериев выбора поставщика существуют и прочие критерии, количество которых может быть достаточно велико, например более 60. К ним относятся:
– удаленность поставщика от потребителя;
– сроки выполнения текущих и экстренных заказов;
– организация управления качеством продукцииу поставщика;
– психологический климат в трудовом коллективе поставщика;
–риск забастовок у поставщика;
–способность поставщика обеспечить поставку запасных частей в течение всего сроки службы поставленного оборудования;
–кредитоспособность и финансовое положение поставщика и пр
Критерий оценки поставщика происходит после отбора нескольких потенциальных поставщиков. Далее проводится их оценка согласно удельного веса критерия и оценке значения критерия по десятибальной шкале.
Приведем пример расчета критерия оценки поставщика.
Таблица 1. Расчет критерия оценки поставщиков.
Критерий | Поставщик А | Поставщик Б | ||||
Уд.вес критер. | Оценка значения критерия | Произведение
удельного веса критерия на оценку |
Уд.вес критерия | Оценка значения критерия | Произведен
удельного веса критерия на оценку | |
1.Надежность поставки | 0,3 | 7 | 2,1 | 0,21 | 7 | 1,47 |
2. Цена | 0,25 | 6 | 1,5 | 0,3 | 6 | 1,8 |
3.Качество товара | 0,15 | 8 | 1,2 | 0,19 | 8 | 1,52 |
4.Условия платежа | 0,15 | 4 | 0,5 | 0,2 | 4 | 0,8 |
5.Возможность внеплановых поставок | 0,1 | 7 | 0,7 | 0,05 | 7 | 0,35 |
6.Финансовое состояние поставщика | 0,05 | 4 | 0,2 | 0,05 | 4 | 0,2 |
Итого | 1,0 | - | 6,3 | 1,0 | 6,14 |