Упаковка товаров

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 15:47, курс лекций

Описание работы

Содержит курс лекций для изучения дисциплины ''Технология упаковочного производства''; сведения об основных функциях упаковки и их взаимосвязи с комплексом требований к таре и упаковке; изложены принципы и методики построения эффективных технологических систем, принципы создания упаковочных процессов с заданными свойствами, основы теории упаковочного процесса; приведены основы проектирования упаковочных производств, устанавливающие взаимосвязь между процессами проектирования конструкции упаковки, проектирования технологии упаковки, упаковывания продукции и формирования транспортной единицы; вопросы для самопроверки; рекомендуемую литературу.

Содержание

Введение...................................................................................................................5
Глава 1 ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ УПАКОВКИ.................................................7
Вопросы для самопроверки..................................................................................17
Глава 2 УПАКОВКА КАК ПРОЦЕСС...............................................................18
§ 2.1 Система показателей, характеризующих процесс.......................19
§ 2.2 Рассеяние показателей процесса...................................................25
§ 2.3 Модуль продолжительности процесса.........................................27
§ 2.4 Методические основы изучения процесса...................................28
Вопросы для самопроверки..................................................................................33
Глава 3 УПАКОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКИ............34
§ 3.1 Определение понятия “упаковочный процесс” и его структура34
§ 3.2 Предмет производства, предмет потребления.............................35
§ 3.3 Производственный и технологический процесс упаковки.........37
§ 3.4 Качество процесса упаковки.........................................................38
§ 3.5 Производительность процесса упаковки и технологичность предмета упаковки...................................................................................39
Вопросы для самопроверки..................................................................................42
Глава 4 ОСНОВЫ ТЕОРИИ УПАКОВОЧНОГО ПРОЦЕССА.......................43
§ 4.1 Упаковка как процесс взаимодействия трех материальных потоков.......................................................................................................43
§ 4.2 Геометрическая структура элементов взаимодействия..............43
§ 4.3 Теория базирования........................................................................45
§ 4.4 Геометрическое и силовое замыкание..........................................57
§ 4.5 Смена баз.........................................................................................58
§ 4.6 Размерный анализ пространственных взаимодействий и методы обеспечения их точности.........................................................................60
Вопросы для самопроверки..................................................................................66
Глава 5 СОЗДАНИЕ УПАКОВОЧНЫХ ПРОЦЕССОВ С ЗАДАННЫМИ СВОЙСТВАМИ.....................................................................................................67
§ 5.1 Общие положения о построении процессов с заданными свойствами.................................................................................................67
§ 5.2 Организационные формы процесса упаковки.............................68
§ 5.3 Система критериев и ограничений, оптимизация процессов упаковки....................................................................................................69
§ 5.4 Принцип интеграции и дифференциации процессов..................71
§ 5.5 Номенклатура элементов упаковочного процесса......................72
§ 5.6 Управление процессом производства...........................................72
§ 5.7 Механизация и автоматизация производства..............................73
§ 5.8 Безотходная технология и экология производства.....................74
Вопросы для самопроверки..................................................................................75


Глава 6 Основы проектирования упаковочных производств....................................................................................................76
§ 6.1 Упаковочные производства (системы). Общие понятия.............76
§ 6.2 Общие понятия по проектированию упаковочных производств76
§ 6.3 Основные этапы жизненного цикла упаковки..............................77
§ 6.4 Технические требования к упаковке..............................................83
§ 6.5 Проектирование конструкции упаковки.......................................89
§ 6.5.1 Маркетинговые исследования.............................................92
§ 6.5.2 Разработка технического задания.......................................93
§ 6.5.3 Разработка технического проекта.......................................94
§ 6.5.4 Разработка рабочей конструкторской документации.......94
§ 6.6 Проектирование технологии производства упаковки.................96
§ 6.7 Проектирование технологии упаковывания продукции.............99
§ 6.7.1 Фасование жидкой продукции...........................................101
§ 6.7.2 Фасование твердой продукции..........................................103
§ 6.8 Проектирование процесса формирования транспортной единицы...................................................................................................106
§ 6.8.1 Упаковывание транспортных единиц в стрейч-пленки..............................................................................................108
§ 6.8.2 Упаковывание транспортных единиц в термоусаживаемые пленки..............................................................................................108
Вопросы для самопроверки................................................................................109
Список литературы……………..................……………………………………110

Работа содержит 1 файл

упаковка товаров.docx

— 643.03 Кб (Скачать)

 

Е=3/Пу,

 

где 3 - затраты на упаковывание; Пу - потери упаковываемой продукции.

Выбор тары не должен ограничиваться лишь учетом ее размеров. Тара должна исследоваться  и с точки зрения формы с  целью оптимального использования  складских помещений и транспортных средств. При конструировании полимерной транспортной тары необходимо учитывать  ее абсолютную массу, относительную  массу (т. е. отношение абсолютной массы  тары к массе упаковываемого продукта) и коэффициент собственной массы тары (отношение массы тары к образуемому ею объему и к ее собственному объему). При изготовлении и использовании полимерной тары нужно стремиться к снижению этих показателей.

Требования к пригодности тары и упаковки для погрузочно-разгрузочных операций зависят от условий всей транспортной цепи перемещения упакованной продукции. Для этого на основе упаковки образуется грузовая единица (грузопакет), которой можно манипулировать при наименьших затратах труда и времени, осуществляя транспортные, складские, погрузочно-разгрузочные операции, обеспечивая при этом сохранность продукта.

Дозирующая функция. Стремительный прогресс упаковочной промышленности привел к ряду новых представлений об упаковке. Одно из них – возможность стандартизации количества содержимого в пакете. Единообразная система упаковки позволяет купить без дополнительного взвешивания в магазине 250г масла, 125, 250, 500, 1000г молочных продуктов и т.д. В дополнение к другим функциям упаковка стала измерителем количества продукта, выполняя дозирующую функцию.

Защитная функция. Эта функция характеризует способность упаковки обеспечивать защиту упаковываемой продукции от влияния климатических факторов, от повреждений и порчи при транспортировке и хранении, а также защиту окружающей среды и человека от негативного воздействия упакованной продукции. Особую актуальность и важность защитная функция имеет при упаковке пищевых продуктов. Влияние климатических факторов на снижение качества пищевых продуктов приведено в таблице 1.1.

 

Таблица 1.1

Влияние климатических факторов на свойства пищевых продуктов

Климатический фактор

Вызываемая реакция

Изменение качества

Кислород воздуха

Окисление

Изменение цвета овощей и фруктов, разрушение эфирных масел, прогоркание  жиров

Влага

Абсорбция, катализ

Образование комков, размягчение, гидролитическое прогоркание жиров, энзимологическая и микробиологическая порча

Свет

Фотодеструкция

Разрушение чувствительных к свету  витаминов А, Е, К, В2, В6, В12, С. Обесцвечивание пищевых продуктов, окислительное  прогоркание жиров

Температура

Изменение скорости реакции

Повышение температуры на 100С увеличивает скорость химических реакций в 2-3 раза и снижает срок хранения


 

 

Использование упаковки для сохранности  продукта питания является самой  старой формой защиты, восходящей еще  к доисторическим временам, когда  листья и кожа использовались для  обертывания в целях предотвращения проникновения воздуха в продукт. Сушка, засол, маринование являются старинными методами, которые применяются  до сих пор наравне с термообработкой, замораживанием и упаковкой в  изменяющейся атмосфере.

На рисунке 1.3 схематично показано, как некоторые способы технологической обработки скоропортящихся пищевых продуктов влияют на продолжительность сохранения их качества. Использование модифицированной газовой среды в сочетании с охлаждением позволяет значительно увеличить срок хранения пищевого продукта. Термическая стерилизация или асептическое консервирование могут еще больше увеличить срок хранения, но в этом случае продукт претерпевает заметные изменения из-за теплового воздействия. Термическое воздействие рекомендуют главным образом в случаях, когда оно служит операцией кулинарной обработки упаковываемого продукта. При термической стерилизации, асептическом консервировании и применении модернизированной газовой среды упаковка должна служить барьером, защищающим продукт от возможного вторичного загрязнения микроорганизмами или утечки защитного газа в процессе хранения.

1-хранение  при комнатной температуре на  воздухе;

2-хранение  при охлаждении в обычной атмосфере;

3-хранение  при охлаждении в модифицированной  газовой среде;

4-хранение  при быстром замораживании;

5-асептическое  консервирование;

6-термическая  стерилизация.

 

Рисунок 1.3 - Изменение качества скоропортящихся

продуктов по времени

Упаковка является эффективным  средством защиты продукта от механических повреждений. Множество опасностей ожидает упакованную продукцию  во время перевозки с завода на склад, хранения, распределения по торговой сети, продажи и по пути в дом  потребителя. Чаще всего повреждения  встречаются во время распределения  и хранения. Продукт может быть надежно защищен в случае оптимального сочетания первичной, вторичной  и транспортной тары. Возможные повреждения  упакованной продукции при различных  механических воздействиях приведены  в таблице 1.2.

Таблица 1.2

Возможные повреждения  упакованной продукции при нежелательных  механических воздействиях

Вид механического воздействия

Результат воздействия

Возможное повреждение

Удар

Падение контейнера.

Падение во время погрузки вручную.

Падение из-за неаккуратного укладывания  в штабель.

Поломка продукта.

Проблема упаковки.

Деформация упаковки.

Тряска

Неравномерное перемещение по конвейеру.

Транспортировка по плохим дорогам.

Перевод железнодорожных вагонов на другой путь.

Поломка продукта.

Поломка упаковки.

Деформация упаковки.

Вибрация

Все виды транспортировки.

Поломка продукта.

Оседание продукта.

Истирание печатных поверхностей.

Отвинчивание колпачков.

Статическое сжатие

Штабелирование на складе.

Расплющивание продукта.

Поломанные поддоны.

Сжатие грузов.

Сжатие пластиковых бутылок.

Разрыв картонных коробок.

Динамическое сжатие

Загрузка и выгрузка ящиков вручную.

Сильная вибрация во время транспортировки.

Расплющивание продукта.

Поломанные поддоны.

Сжатие грузов.

Сжатие пластиковых бутылок.

Разрыв картонных коробок.


 

Потери пищевых продуктов из-за неудовлетворительной упаковки могут  составлять от 3 до 15%. Эти потери могут  быть существенно сокращены за счет подбора соответствующей упаковки, способной в полной мере выполнять  защитную функцию. Наиболее перспективно использование многослойной упаковки из полимерных материалов, содержащей непроницаемые для различных веществ барьерные слои. Материалы с барьерными слоями, используемые в настоящее время, практически исключают попадание нежелательных веществ в упакованный продукт. Основные виды защиты и новые упаковочные материалы для некоторых пищевых продуктов приведены в таблице 1.3.

Таблица 1.3

Основные  виды защиты и упаковочные материалы для некоторых упаковываемых продуктов

Упаковываемые продукты

Вид защиты

Основные типы упаковочных материалов

Гигроскопические и сыпучие (соль, сахар и др.)

Защита от увлажнения.

Бумага с полиэтиленовым покрытием, тканевые мешки с полиэтиленовым вкладышем. Бумага-фольга-полиэтилен (порционная упаковка для длительного хранения в жестких условиях).

Продукты сублимационной сушки (креветки, овощи, фрукты, ягоды и др.)

Защита от влаги, кислорода, света, посторонних  запахов, желательно в атмосфере  инертного или защитного газа.

Непрозрачные многослойные ламинаты, содержащие алюминиевую фольгу или  слои металлизированных полимерных пленок.

Пряности, приправы (перец, корица, гвоздика и др.)

Защита от потери ароматических веществ  и от окисления летучих органических соединений.

Ламинаты типа ОПП-ПВДХ или ОПП-ПП (для краткосрочного хранения).

Ламинаты, содержащие алюминиевую  фольгу или металлизированные полимерные слои.

Рыбная или мясная кулинария, колбасы, сыр

Защита от всех факторов внешней среды (в том числе от микроорганизмов).

Среда – инертный или защитный газ.

Барьерные ламинаты, содержащие алюминиевую  фольгу. Если предусмотрен разогрев в упаковке, то вместо фольги используют сополимеры ЕVOH или ПВДХ.

Замороженные готовые

Защита от влагообмена, действия кислорода. Обеспечение прозрачности для микроволн (для разогрева). Морозостойкость.

Картонные лотки с полимерным покрытием, лотки из кристаллического ПЭТФ, пакеты из полимерных комбинированных пленок.

Консервы, стерилизованные при температуре  выше 1000С

Обеспечение максимальной герметичности, термостойкость не ниже 120 – 1250С.

Ламинаты с максимально возможными барьерными свойствами, содержащие алюминиевую  фольгу. В случае разогрева продукта в микроволновой печи в ламинаты вместо фольги вводят слои ЕVOH или другого высокобарьерного полимера.


 

 

 

 

Транспортная функция. Под транспортной функцией понимают способность упаковки к удобной перевозке упакованной продукции определенным видом транспорта на заданное расстояние в течение установленного времени в определенных условиях.

Различают наземный, водный и воздушный  виды транспорта. К наземным видам  транспорта относят железнодорожный  и автомобильный, к водным – морской  и речной, к воздушным – авиационный  и космический.

Транспортная функция предполагает оптимизацию конструкции упаковки с наиболее рациональным видом транспорта, маршрутом транспортировки и свойствами упаковываемого материала. Важным фактором является максимальное использование полезной площади грузового транспортного средства. При комплектовании партии транспортного груза следует учитывать существование совместимых и несовместимых упакованных материалов.

Для перевозки изделий, например, жидкости или порошка, от места изготовления до пункта использования необходим контейнер или емкость. В условиях производства такая продукция хранится, как правило, в больших резервуарах различного типа. Ее нужно расфасовывать в емкости, удобные для транспортировки и продажи. Важную роль в определении объема емкости играют условия торговли. Оптовая торговля требует более крупных объемов. Розничная торговля отдает предпочтение уменьшению объемов.

Тенденция сокращения размеров упакованной  продукции, удобной в условиях оптовой  торговли, приводит к системе групповой  упаковки, облегчающей транспортировку. Такая система предусматривает  комплектование упакованных в маленькие  коробки, банки или бутылки продуктов  в определенные по количеству и размерам группы. Эти группы упаковывают различными способами в коробки, связки, термоусадочную полимерную пленку, ящики и т.п. и  далее собирают в партии для отгрузки потребителю.

В большинстве случаев упакованный  товар не может быть использован  немедленно. Он может храниться либо на складе у производителя, либо у  продавца, либо у покупателя. Поэтому  упаковка должна обеспечить сохранение всех свойств товара в течение длительного времени. Современные материалы и технология упаковки открывают широкие перспективы разработки и применения специальных методов увеличения сроков хранения продукции таких, как сублимация, охлаждение, стерилизация и т.п.

Функция хранения. Выполнение функции хранения требует от конструкции упаковки простой и четкой маркировки, возможности стапелирования на стандартных поддонах и оптимального использования площади складских помещений. В случаях длительного хранения следует учитывать необходимость контроля и проверки качества упакованной продукции.

Функция маркетинга. Упаковка, выполняя функцию маркетинга, эффективно используется как средство продвижения товара на потребительский рынок. Различают три основные причины, из-за которых значение упаковки в системе маркетинга неуклонно возрастает:

    1. растущие требования потребителей к удобству пользования продуктом;
      1. конкуренция за более престижные места на прилавках магазинов;
      1. использование упаковки для рекламы продукта на месте продажи.

Упаковка, представляя продукт, должна быть, прежде всего, привлекательной за счет умелого дизайна и высокого качества полиграфического оформления. Сочетанием внешнего вида и содержащейся информации она способствует идентификации – установлению соответствия распознаваемого предмета своему образу, знаку (идентификатору).

Идентификация содержимого подбором соответствующей формы упаковки, ее художественного оформления и  возможностью визуального обозрения  была освоена давно. Постепенно это  превратилось в одну из главных функций  упаковки. Использование символов, торговых марок, фирменных знаков и  различной информации помогает установить связь между потребителем и изготовителем. Товар с фирменной торговой маркой должен моментально узнаваться покупателем. Известные фирменные марки показывают отличительные свойства продукта, дают гарантии высокого качества, держат продукцию в центре внимания. Они помогают избежать путаницы с конкурентами, показывают соответствие продукта его качеству.

Важными элементами идентификации  являются форма и цвет упаковки. Они могут отличать продукт от конкурентов. Так, например, картофельные чипсы Pringles плотно упакованы в цилиндрические коробки. Это их отличает от других чипсов в пакетах из полимерных пленок. Сыр Edam имеет сферическую форму и красную восковую оболочку. Он часто не маркируется, поскольку комбинация «форма – цвет» уже несет информацию об этом продукте.

Маркетинговая функция приобрела  особую значимость с ростом сети супермаркетов, где никто не помогает покупателю сделать свой выбор, упаковка берет на себя роль «молчаливого продавца», и задача профессионала максимально использовать эту роль в свою пользу.

Нормативно – законодательная  функция. Эта функция является производной от других функций упаковки. Так, в процессе выполнения функции защиты и хранения сложился комплекс санитарно-гигиенических требований к упаковке. В настоящее время во многих странах существует специальное законодательство, строго регламентирующее предельное содержание в упаковочных материалах компонентов и примесей, которые могут мигрировать в продукт. Оно направлено на исключение возможности перехода вредных веществ из упаковки в продукт в количествах, оказывающих влияние на организм потребителя. Любой упаковочный материал может быть использован в пищевом производстве только после получения соответствующего разрешения государственных органов санитарно-гигиенического контроля. Дозирующая функция неразрывно связана с привлечением к упаковке нормативного закона мер и весов. Для наиболее распространенных типов упаковки разработаны соответствующие нормативные документы – технические условия и ГОСТы.

Информация о работе Упаковка товаров