Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 14:23, реферат
Современная логистика – уникальная область экономики и человеческой деятельности. Логистика – это комплексное понятие, включающее не только научные инженерно-технические и экономические решения и обоснования по грузопотокам, но и также и сами физические, материальные процессы перевозок, перегрузок, складирования грузов и т.д.
1. Введение
2. Основная часть.
2.1. Сущность и содержание закупочной логистики.
2.2. Основные задачи закупочной логистики.
2.3. Организация и управление закупочной деятельностью.
3. Заключение. Выводы.
Используемая литература.
Типовые
задачи закупочной логистики.
Наименование | Краткая характеристика |
Идентификация (или переоценка) потребностей | Определение снабженческих трансакций, которые должны быть установлены между отделом закупок и конкретными потребителями (подразделениями) МР внутри фирмы. В некоторых случаях, например, при изменении ассортимента ГП пересматривается состав внутрифирменных потребителей и (или) номенклатура МР. |
Определение и оценка требований потребителей | Как только определены внутрифирменные потребители и номенклатура МР. устанавливаются требования к весу, размерам, параметрам поставок планы и спецификации на каждую позицию номенклатуры и определенную номенклатурную группу МР. Кроме того, устанавливаются требования пользователей, определяющие сервис и сопровождающие поставки. |
Решение «делать или покупать» - задача MOB (makе or buy») | Решение вопроса, что выгоднее - производить определенные виды МР (например, компоненты для сборки сложных товаров - автомобилей, компьютеров и т.п.) самой фирме или покупать у других. В этом случае, для принятия окончательного решения оцениваются соответствующие затраты и достижимый уровень качества. |
Определение типов закупок | В настоящее время существует три основных типа организации закупок МР в зависимости от продолжительности и сложности: установившиеся закупки, модифицированные закупки (в которых меняется или поставщик или параметры закупаемых МР). новые закупки, вызванные потребностями нового внутрифирменного пользователя. |
Анализ поведения рынка | Источник МР для фирмы (поставщик) может функционировать в различной рыночной среде и типе рынка: монопольном, олигопольном, высококонкурентном. Знание и анализ рынка поставщиков помогают логистическому персоналу фирмы определить число возможных поставщиков, позицию на рынке, профессионализм и другие факторы, позволяющие правильно организовать закупки. |
Идентификация всех возможных поставщиков | Определение всех
возможных поставщиков |
Предварительная оценка всех возможных источников | Предварительная оценка возможных источников закупаемых МР заключается в сравнении предлагаемого (рекламируемого) поставщиками качества МР и сервиса с требуемыми внутрифирменными пользователями. Такую оценку производят эксперты производственного и логистического менеджмента. |
Оценка оставшихся поставщиков и окончательный выбор поставщика | После сокращения числа возможных поставщиков на этапе предварительного отбора оставшиеся оцениваются с точки зрения наилучшего удовлетворения потребностей фирмы в МР конкретного вида. Для окончательного выбора поставщика производится, как правило, многокритериальная оценка, включающая такие показатели, как уровень цен, надежность поставок, качество сопутствующего сервиса, и др. Одним из основных требований к поставщику является соответствие принятой фирмой внутрипроизводственной логистической концепции и технологии (например. JIT-KANBAN, RP-MRP II и т.п.). |
Доставка МР и сопутствующий сервис | Включает ряд задач, связанных с поставками конкретной номенклатуры МР от поставщика фирме-производителю: оформление договорных отношений, передача прав собственности на МР, процедуры формирования заказов, транспортировка, грузопереработка. хранение, складирование и т.п. В ряде случаев включает решения в отношении организационной структуры собственных логистических каналов продвижения МР от поставщика. |
Контроль и оценка выполнения закупок | Входной контроль качества МР (данная процедура в отношении надежных поставщиков, особенно при технологии ЛТ. может не применяться). Эффективность управления закупками оценивается по результатам непрерывного контроля и аудита выполнения условий договоров по срокам, ценам, параметрам поставок, качеству МР и сервиса. |
Следует отметить, что задачи закупочной логистики по-разному трактуются в различных источниках. Так, один из авторов учебника под редакцией Б.А. Аникина (2008г.) профессор Л.С. Федоров указывает: «В обобщенном виде, эти задачи можно сгруппировать следующим образом:
1.
Выдерживание обоснованных
2.
Обеспечение точного
3.
Соблюдение требований
А.М. Гаджинский перечисляет следующие задачи и работы, относящиеся к закупочной логистике:
1.
Определение потребности в
2. Исследование рынка закупок.
3. Выбор поставщика.
4. Осуществление закупок.
5. Контроль поставки.
6. Подготовка бюджета закупок.
7.
Координация и системная
Таким образом, основными задачами, решаемыми закупочной логистикой, являются:
2.3.
Организация и
управление закупочной
деятельностью.
В соответствия с концепцией логистики в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами должны иметь место мероприятия по организации и управлению закупочной деятельностью.
После того, как решена задача «делать или покупать» и предприятие определило, какое сырье и какие материалы необходимо закупить, решается задача выбора поставщика. Основные этапы решения этой задачи таковы:
1. Поиск потенциальных поставщиков.
При этом могут быть использованы следующие методы:
- объявление конкурса;
-
изучение рекламных материалов:
фирменных каталогов,
- посещение выставок и ярмарок;
- переписка и личные контакты с возможными поставщиками.
В результате перечисленных мероприятий формируется список потенциальных поставщиков, который постоянно обновляется и дополняется.
2. Анализ потенциальных поставщиков.
Составленный перечень потенциальных поставщиков анализируется на основании специальных критериев, позволяющих осуществить отбор приемлемых поставщиков. Количество таких критериев может составить несколько десятков. Однако зачастую ограничиваются ценой и качеством поставляемой продукции, а также надежностью поставок, под которой понимают соблюдение поставщиком обязательств по срокам поставки, ассортименту, комплектности, качеству и количеству поставляемой продукции.
К другим критериям, принимаемым во внимание при выборе поставщика, относятся следующие:
-
удаленность поставщика от
- сроки выполнения текущих и экстренных заказов;
- наличие резервных мощностей;
-
организация управления
-
психологический климат у
-
способность обеспечить
-
финансовое положение
В результате анализа потенциальных поставщиков, формируется перечень конкретных поставщиков, с которыми производится работа по заключению договорных отношений.
3. Оценка результатов работы с поставщиком.
На выбор поставщика существенное влияние оказывают результаты работы по уже заключенным договорам. Для этого разрабатывается специальная шкала оценок, позволяющих рассчитать рейтинг поставщика. Рассчитывая рейтинг для разных поставщиков, и сравнивая полученные значения, определяют наилучшего партнера.
Вступая
в хозяйственную связь с
Отечественные
предприятия при выборе поставщика в настоящее
время в основном полагаются на собственную
информацию. При этом на предприятии, имеющем
много поставщиков, может быть сформирован
список хорошо известных, заслуживающих
доверие поставщиков. Утверждение договоров
с этими поставщиками осуществляется
по упрощенной схеме. Если же намечается
заключение договора с поставщиком, отсутствующим
в названном списке, то процедура утверждения
и оплаты усложняется проведением необходимых
мероприятий, обеспечивающих безопасность
финансовых и других интересов предприятия.
Система
поставок «Точно в
срок» в закупочной
логистике.
Система поставок «Точно в срок» (система ТВС) – философия и в тоже время технические приемы. Система основана на том, что в звено логистической системы не должно поступать никаких материалов, пока в этом звене не возникнет острой необходимости в этих материалах. Например, доставка к моменту монтажа или непосредственно в торговый зал магазина.
Сущность системы «Точно в срок» как тянущей системы заключается в том, что спрос на любом участке цепи, определяется спросом, предъявленном в конце её. Пока нет спроса в конце цепи, продукция не производится и не накапливается, не заказываются и не накапливаются комплектующие. Ответом на спрос является адекватный ему материальный поток.
Общепринятое определение гласит, что «система поставки «точно в срок» - это система производства и поставки комплектующих или товаров к месту производственного потребления или к моменту продажи в торговом предприятии в требуемом количестве и в нужное время».9
Контроль качества при системе ТВС у потребителя не предусмотрен, следовательно, эту функцию должен взять на себя поставщик. В этих условиях наличие некачественных изделий в поставляемой партии недопустимо.
Отношения между поставщиком и потребителем, позволяющие применять систему ТВС, должны носить характер длительной хозяйственной связи, и строиться на долгосрочный контрактах. Лишь тогда можно достичь согласованности в вопросах совместного планирования, достичь необходимого уровня технико-технологической сопряженности, научиться находить экономические компромиссы.
Система ТВС предусматривает работу потребителей с гораздо более низким запасом, чем в условиях традиционного снабжения. Следовательно, повышаются требования к надежности всех участников логистического процесса, в том числе и к транспортникам. Поэтому если в условиях традиционного снабжения при выборе перевозчика в первую очередь обращают внимание на перевозочные тарифы, то в системе ТВС предпочтение отдается перевозчику, способному гарантировать надежность соблюдения сроков доставки.
Применение
системы ТВС позволяет резко
сократить запасы, как производственные,
так и товарные, сокращает потребность
в складских мощностях, персонале.
Сравнительная характеристика традиционного снабжения и снабжения
по методу «точно в срок».10
Поставщик | |||
Выходной контроль поставщика | |||
Потребитель | |||
Производственное потребление |