Сущность и задачи закупочной логистики

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 15:08, реферат

Описание работы

Как любая экономическая система, логистическая система имеет свою структуру и содержание, которые особо ярко проявляются на уровне микрологистики. Несмотря на комплексность и единую целостность, множество разнородных составляющих, логистическая система, однако, может быть условно разделена на определенные функциональные области: закупочную, производственную, распределительную, транспортную и информационную. При эт

Работа содержит 1 файл

Логистика.docx

— 17.37 Кб (Скачать)

Сущность  и задачи закупочной логистики.

 

Как любая экономическая  система, логистическая система имеет свою структуру и содержание, которые особо ярко проявляются на уровне микрологистики. Несмотря на комплексность и единую целостность, множество разнородных составляющих, логистическая система, однако, может быть условно разделена на определенные функциональные области: закупочную, производственную, распределительную, транспортную и информационную. При этом транспортная логистика, собственно говоря, является составляющей частью первых трех, однако иногда специалисты, чтобы подчеркнуть важность и сложность процессов транспортировки материальных ресурсов, объединяют эти процессы и их изучение в отдельном разделе.

Поскольку задача логистики  состоит в комплексном управлении сквозным материальным потоком, анализ формирования и дальнейшего перемещения  потока материальных ресурсов начнем со сферы поставок. Подсистема закупок  организует вход материального потока в логистическую систему. Логистика на этом этапе называется закупочной, однако в литературе часто можно встретить и другие названия – заготовительная логистика или логистика поставок.

Закупочная логистика  – это управление материальными  потоками в процессе обеспечения  предприятия материальными ресурсами. 
Целью закупочной логистики является адекватное и полное удовлетворение потребностей производства в материалах с максимально возможной экономической эффективностью. Для использования концепции логистики на заготовительном этапе необходимо быть готовым к изменению самой философии организации производства конечной продукции, которая должна отвечать всем характеристикам действующего и потенциального спроса. В условиях функционирования логистической системы на предприятии необходимо придерживаться правила, которое состоит в том, что расчеты всех параметров производственно-хозяйственной деятельности нужно вести как бы в обратном направлении. В целом закупочная логистика является производной от модели производственной логистики. Таким образом, расчеты потребности в закупках осуществляются в обратном от производственного процесса направлении, т.е. от конечной продукции до сырья, материалов, полуфабрикатов. Если на вход производственного процесса подаются входящие материалы или другие продукты, которые на протяжении процесса перерабатываются и на выходе превращаются в готовую продукцию, то поток информации и потребности выступает противопотоком по отношению к материальным потокам: от сбыта готовой продукции до поставок материалов и других приобретенных товаров производственного потребления. Однако принцип информационного противопотока не означает, что сбыт и производство пассивно диктуют свои условия снабжению. Снабжение существенно влияет на конкурентоспособность продукции предприятия не только путем сокращения расходов обращения и своевременности выполнения заказов производства. Прямое влияние снабжение оказывает на качество продукции, а также на формирование ассортимента, так как является непосредственным источником информации о рынке конкурирующих материалов и возможностях поставщиков.

Процесс   управления материальными потоками в закупочной логистике состоит из двух основных частей: 
– управление диспозицией материально-технических ресурсов, т.е. управление запасами; 
– регулярный анализ, выбор и организация поставок материально-технических ресурсов на предприятие, т.е. управление поставками.

Существует набор  логистических активностей, связанных с управлением закупками. Приведем их краткую характеристику.

1. Идентификация  и переоценка потребностей. Менеджмент  закупок начинается с изучения  тех снабженческих трансакций, которые  необходимо установить между  отделом закупок и конкретными  потребителями материальных ресурсов (подразделениями) фирмы. В некоторых  случаях, например, если изменяется  ассортимент произведенной продукции,  может быть пересмотрен состав  внутрифирменных потребителей и/или  номенклатура материальных ресурсов.

2. Изучение и  оценка требований потребителей. Как только внутрифирменные потребители  и номенклатура материальных  ресурсов определены, нужно установить  требования к размерам, параметрам  поставок, планы и спецификацию  на каждую позицию номенклатуры  и определенную номенклатурную  группу материальных ресурсов. Кроме  того, необходимо установить требования  пользователей, которые определяют  сервис поставок.

3. Решение «сделать  или купить». Прежде чем определить  возможных поставщиков, необходимо  решить вопрос: не выгоднее ли  самой фирме производить определенные  виды материальных ресурсов (например, компоненты для комплектации  сложных товаров: автомобилей,  компьютеров и т.д.), чем покупать  у других. В этом случае для  принятия окончательного решения  обычно оцениваются соответствующие  расходы и возможный уровень  качества.

4. Определение типов  закупок. Сегодня существуют три  основных типа организации закупок  материальных ресурсов в зависимости  от длительности и сложности:  постоянные закупки, модифицированные  закупки (в которых меняется  или поставщик, или параметры  закупаемых материальных ресурсов), новые закупки, вызванные потребностями  нового внутрифирменного потребителя.

5. Анализ поведения рынка.  Источник материальных ресурсов  для фирмы (поставщик) может  функционировать в разной рыночной  среде и типе рынка: монополистическом,  олигополистическом, высококонкурентном. Знание и анализ рынка поставщиков помогут логистическому персоналу фирмы определить количество возможных поставщиков, позицию на рынке, профессионализм и другие факторы, позволяющие правильно организовать закупки.

6. Идентификация всех возможных  поставщиков. Включает определение  всех возможных поставщиков определенного  вида (номенклатуры) материальных ресурсов, которые могут удовлетворить  требования внутрифирменных пользователей.  Важным моментом является включение  в этот список тех фирм-поставщиков,  услугами которых товаропроизводитель  ранее не пользовался.

7. Предварительная оценка  всех возможных источников. Предварительная  оценка возможных источников  закупаемых материальных ресурсов  состоит в сравнении предложенного  поставщиками качества материальных  ресурсов и сервиса с необходимыми  внутрифирменными пользователями.

8. Остаточная оценка и  выбор поставщика. После уменьшения  количества возможных поставщиков  на этапе предварительного отбора  те, что остались, оцениваются с  точки зрения наилучшего удовлетворения  потребностей фирмы в материальных  ресурсах конкретного вида. Для  окончательного выбора поставщика  используется, как правило, многокритериальная  оценка.

9. Доставка материальных  ресурсов и сопутствующий сервис. Включает ряд логистических активностей, связанных с реализацией процесса поставок конкретной номенклатуры материальных ресурсов от поставщика фирмы-производителя: оформление договорных отношений, передача прав собственности на материальные ресурсы, процедуры заказов, транспортировки, переработки груза, хранения, складирования и т.п. При определенных обстоятельствах включает решения относительно организационной структуры собственных логистических каналов продвижения материальных ресурсов от выбранного поставщика.

10. Контроль и оценка  выполнения закупок. После завершения  процесса доставки необходимо  организовать входящий контроль  качества материальных ресурсов (данная процедура для надежных  поставщиков может отсутствовать). Эффективность управления закупками  оценивается благодаря постоянному  контролю и аудиту выполнения  условий договоров по срокам, ценам, параметрам поставок, качеству  материальных ресурсов и сервису.

Перечисленные логистические активности в управлении закупками должны быть объединены единой политикой отношений с основными поставщиками материальных ресурсов. Основными критериями разработки логистической политики, осуществления закупок и формирования общей системы закупочной логистики являются: 
– оптимальная периодичность (время) поставок; 
– оптимальная структура материальных потоков; 
– минимальные совокупные логистические снабженческие расходы.

 


Информация о работе Сущность и задачи закупочной логистики