Сущность, задачи и функции закупочной логистики

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 18:59, курсовая работа

Описание работы

Закупочная логистика — это управление материальными по¬токами в процессе обеспечения предприятия материальными ре¬сурсами.
Значимым элементом микрологистической системы является подсистема закупок, организующая вход материального потока в логистическую систему. Управление материальными потока¬ми на данном этапе имеет известную специфику, что объясня¬ет необходимость выделения закупочной логистики в отдельный раздел изучаемой дисциплины.

Работа содержит 1 файл

Коммерческая логистика.doc

— 93.00 Кб (Скачать)

Ворошилова  Н.С.     Коз-502 

«Коммерческая логистика» 
 

Вопрос  №25 Сущность, задачи и функции закупочной логистики

      Закупочная  логистика — это управление материальными  потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами.

      Значимым  элементом микрологистической системы является подсистема закупок, организующая вход материального потока в логистическую систему. Управление материальными потоками на данном этапе имеет известную специфику, что объясняет необходимость выделения закупочной логистики в отдельный раздел изучаемой дисциплины.

      Любое предприятие, как производственное, так и торговое, в котором обрабатываются материальные потоки, имеет в своем составе службу, осуществляющую закупку, доставку и временное хранение предметов труда (служба снабжения): сырья, полуфабрикатов, изделий народного потребления. Деятельность этой службы может быть рассмотрена на трех уровнях, так как служба снабжения одновременно является:

  • элементом, обеспечивающим связи и реализацию целей макрологистической системы, в которую входит предприятие;
  • элементом микрологистической системы, то есть одним из подразделений предприятия, обеспечивающим реализацию целей этого предприятия;
  • самостоятельной системой, имеющей элементы, структуру и самостоятельные цели.
  • рассмотрим цели функционирования службы снабжения на каждом из выделенных уровней.

1. Как  элемент макрологистической системы  служба снабжения устанавливает  хозяйственные связи с поставщиками, согласовывая технико-технологические, экономические и методологические вопросы, связанные с поставкой товаров. Работая в контакте со службами сбыта поставщика и транспортными организациями, служба снабжения обеспечивает «ввязывание» предприятия в макрологистическую систему. Идея логистики — получение дополнительной прибыли от согласованности действий всех участников, требует, чтобы персонал службы снабжения добивался реализации целей собственного предприятия не как изолированного объекта, а как звена всей логистической макросистемы. Это означает, что служба снабжения, работая на собственное предприятие, в то же время должна преследовать цель повышения эффективности функционирования всей макрологистической системы. Собственное предприятие при таком подходе рассматривается как элемент всей макрологистической системы: улучшается положение всей системы - улучшается положение предприятия, как ее элемента   результат, то потенциальные возможности получения прибыли каждым из них, очевидно, резко возрастут.

2. Служба  снабжения, являясь элементом  организовавшего ее предприятия,  должна органически вписываться в микрологистическую систему, обеспечивающую прохождение материального потока в цепи снабжение—производствосбыт. Обеспечение высокой степени согласованности действий по управлению материальными потоками между службой снабжения и службами производства и сбыта является задачей логистической организации предприятия в целом. Современные системы организации производства и материально-технического обеспечения (например, система МРП) обеспечивают возможность согласования и оперативной корректировки планов и действий снабженческих, производственных и сбытовых звеньев в масштабе предприятия с учетом постоянных изменений в реальном масштабе времени. 

Цепь  снабжение—производство—сбыт должна строиться   на основе современной концепции маркетинга, то есть вначале  должна разрабатываться стратегия сбыта, затем, исходя из нее,  стратегия развития производства и уже затем стратегия снабжения производства. Следует отметить, что маркетинг намечает  данную задачу лишь в концептуальном плане. Научный инструментарий маркетинга, нацеленный на всестороннее исследование рынка сбыта, не содержит методов, позволяющих решать задачи технико-технологической согласованности с поставщиками в зависимости от соответствующих требований, выявленных при изучении рынка сбыта. Маркетинг не предлагает также и методов системной организации всех участников процесса продвижения материалов от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя. В этом плане логистика развивает маркетинговый подход к предпринимательской деятельности, нарабатывает методы, позволяющие реализовать концепцию маркетинга, существенно расширяет и дополняет саму концепцию.

3. Эффективность  функционирования службы снабжения,  возможность реализации перечисленных  целей как на уровне предприятия, так и на уровне макрологистики в существенной степени зависит от системной организации самой службы снабжения. Особенности организации деятельности этой службы с точки зрения возможности эффективного управления материальными потоками рассмотрены в следующем параграфе.

Задачи  закупочной логистики.

      Основные  вопросы, на которые следует ответить в процессе обеспечения предприятия предметами труда, традиционны и определяются логикой снабжения:

  • что закупить;
  • сколько закупить;
  • у кого закупить;
  • на каких условиях закупить.

      К традиционному перечню логистика  добавляет свои вопросы:

    • как системно увязать закупки с производством и сбытом;
    • как системно увязать деятельность предприятия с поставщиком.

      Обозначенный  круг вопросов закупочной логистики  определяет состав решаемых в данной функциональной области задач и характер выполняемых работ.

      Рассмотрим задачи и работы, относящиеся к закупочной логистике.

  1. Определение потребности в материальных ресурсах. В процессе определения потребности в материальных ресурсах необходимо идентифицировать внутрифирменных потребителей материальных ресурсов. Затем выполняется расчет потребности в материальных ресурсах. При этом устанавливаются требования к весу, размеру и другим параметрам поставок, а так же к сервису поставок. Далее разрабатываются планы-графики и спецификации на каждую позицию номенклатуры и (или) номенклатурные группы. Для потребляемых материальных ресурсов может решаться задача «сделать или купить».
  2. Исследование рынка закупок. Исследование рынка закупок начинают с анализа поведения рынка поставщиков. При этом необходимо идентифицировать всех возможных поставщиков по непосредственным рынкам, рынкам заменителей и новым рынкам. Далее следует предварительная оценка всех возможных источников закупаемых материальных ресурсов, а также анализ рисков, связанных с выходом на конкретных рынок.
  3. Выбор поставщиков. Включает поиск информации о поставщиках, поиск оптимального поставщика, оценку результатов работы с выбранными поставщиками (более подробно задача выбора поставщика рассматривается в пункте 2.2. данного параграфа).
  4. Осуществление закупок. Реализация данной функции начинается с проведения переговоров, которые должны завершиться оформлением договорных отношений, то есть заключением контракта. Договорные отношение формируют хозяйственные связи, рационализация которых также является задачей логистики. Осуществление закупок включает в себя выбор метода закупок, разработку условий поставки и оплаты, а также организацию транспортировки материальных ресурсов. При этом составляются графики поставки, осуществляется экспедирование, возможно, организуются таможенные процедуры. Завершаются закупки организацией приемного контроля.
  5. Контроль поставок. Одной из значимых задач контроля поставок является контроль качества поставки, то есть учет количества рекламаций и брака. Контроль поставок включает в себя также отслеживание сроков поставки (количество ранних поставок или опозданий), отслеживание сроков оформления заказа, сроков транспортировки, а также контроль состояния запасов материальных ресурсов.
  6. Подготовка бюджета закупок. Существенной частью закупочной деятельности являются экономические расчеты, так необходимо точно знать, во что обходятся те или иные работы и решения. При этом определяют следующие виды затрат:
    • затраты на выполнение заказа по основным видам материальных ресурсов;
    • затраты на транспортировку, экспедирование и страхование;
    • затраты на грузопереработку;
    • затраты по контролю за соблюдением условий договора поставки;
    • затраты на приемку и проверку материальных ресурсов;
    • затрат на поиск информации о потенциальных поставщиках.

    В рамках проведения экономических расчетов к задачам закупочной логистики  следует отнести расчет издержек из-за дефицита материальных ресурсов.

  1. Координация и системная взаимосвязь закупок с производством, сбытом, складированием и транспортированием, а также с поставщиками. Эта специфическая задача закупочной логистики, решаемая, как было отмечено выше, посредством организации системной взаимосвязи закупок с производством и сбытом, а также тесных связей с поставщиками в области планирования, экономики, техники и технологии.
 
 

Вопрос  № 57 Размещение складов на территории в логистике 

Определение места расположения склада на обслуживаемой территории.

При решении  данной задачи в качестве критерия опять используется величина транспортных расходов, которая может существенно меняться не только в зависимости от количества складов, но также и в зависимости от места расположения этих складов на обслуживаемой территории.

Необходимость решения этой задачи возникает при наличии развитой транспортной сети, так как в противном случае решение, скорее всего, будет очевидным. Например, если на территории района есть только две пересекающиеся магистрали, вдоль которых расположены все потребители, то очевидно, что распределительный центр целесообразно разместить на пересечении магистралей.

Задача  размещения формулируется как поиск  решения, близкого к оптимальному. Существует несколько методов решения данной задачи.

Метод определения центра тяжести физической модели системы распределения (используется для определения места расположения одного распределительного центра). Аналогичен методу определения центра тяжести физического тела и может быть решен с помощью известных математических формул. На карте района обслуживания наносятся координатные оси и находятся координаты точек, в которых размещены потребители материального потока. Потребители нумеруются, указывается их месячный грузооборот.

Координаты  центра тяжести грузовых потоков (X склад, Y склад), т. е. точки, в которых может быть размещен склад, определяются по формулам:

где Гi — грузооборот i-го потребителя; Xi, Yi — координаты i-го потребителя; n — количество потребителей.

Точка территории, обеспечивающая минимум транспортной работы по доставке, в общем случае не совпадает с найденным центром тяжести, но, как правило, находится где-то недалеко. Подобрать приемлемое место для склада позволит последующий анализ возможных мест размещения в окрестностях найденного центра тяжести.

Определение места расположения распределительного центра методом пробной точки. Позволяет определить оптимальное место размещения распределительного склада в случае прямоугольной конфигурации автодорог на обслуживаемом участке. Суть метода состоит в последовательной проверке каждого отрезка обслуживаемого участка.

Используется понятие пробной точки отрезка, а также понятия левого и правого по отношению к этой точке объема завоза товаров.

Пробная точка — один из вариантов расположения склада на любом отрезке линейного участка транспортной сети (не совпадающий с точками расположения потребителей). После каждой пробной точки проверяется товаропоток к потребителям, расположенным на всем участке обслуживания слева и справа от этой точки.

Перенос пробных точек продолжается до тех пор, пока не появится точка, для которой сумма объемов завоза к потребителям с левой стороны не превысит сумму объемов завоза к потребителям с правой стороны. Решение принимается о размещении склада в начале этого отрезка, т. е. слева от пробной точки.

Для определения методом пробной точки оптимального узла транспортной сети прямоугольной конфигурации с целью размещения в нем распределительного склада следует нанести на карту района координатные оси, сориентированные параллельно дорогам. Определив координаты потребителей, необходимо на каждой координатной оси найти методом пробной точки оптимальное место расположения координаты Х и координаты Y искомого узла, обеспечивающего минимальное значение грузооборота транспорта по доставке товаров в магазины.

Также после выбора географического месторасположения центра нужно учесть следующие факторы при его размещении:

  1. Размер и конфигурация участка. Площадь должна быть достаточна для парковки, маневрирования и проезда транспорта. Складские помещения распределительного центра — только один из элементов этой системы. Для эффективного функционирования распределительного центра необходимо организовать функционирование всех остальных элементов, так как недооценка любого из них может отрицательно сказаться на работе всего центра. В частности, на отводимой территории необходимо разместить: административно-бытовые помещения, включающие в себя центральный офис, столовую, санитарно-бытовые помещения для рабочих; пост охраны; устройства для сбора и обработки отходов.
  2. Транспортная доступность местности. При выборе участка нее обходимо оценить ведущие к нему дороги, ознакомиться с планами местной администрации по расширению сети дорог. Предпочтение необходимо отдавать участкам, расположенным недалеко от главных трасс.
  3. Возможность дальнейшего расширения комплекса. Наличие в зоне обслуживания достаточного количества потенциальных клиентов и потенциальную возможность увеличения их количества.

Информация о работе Сущность, задачи и функции закупочной логистики