Стратегия управления запасами

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 14:04, реферат

Описание работы

Содержание запасов дело рискованное, потому что они омертвляют капитал и могут со временем стать негодными для реализации. Прежде всего, деньги, вложенные в запасы, нельзя использовать для приобретения других активов или товаров, способных повысить эффективность предприятия. Если же в запасы инвестируются не собственные, а заемные средства, то это увеличивает процентные расходы предприятия. Риск второго типа связан с тем, что хранящаяся продукция может быть разворована или придет в негодность. В сочетании со значительным объемом вложений в запасы эти факторы составляют существенную часть риска для любого делового предприятия. Важно понять, что характер и степень риска зависят от положения фирмы в канале распределения.

Содержание

Введение 3
1. Теоретическая часть 4
1.1. Функции запасов и принципы управления 4
1.1.1. Виды запасов и их характеристики 4
1.1.2. Функции запасов 6
1.1.3. Определение понятий, используемых в управлении запасами 10
1.1.4 Затраты на содержание запасов 13
2. Планирование запасов 18
2.1.1. Определение точки заказа (когда заказывать?) 18
2.1.2. Определение размера заказа (сколько заказывать?) 19
2.1.3. Регулирование запаса 28
2. Практическая часть 29
2.2. ООО «Дежурная аптека №245» 29
Заключение. 34
Список литературы 36

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 981.50 Кб (Скачать)

2. Планирование запасов

2.1.1. Определение точки заказа (когда заказывать?)

 

    Точка заказа указывает, когда следует  сделать заказ для пополнения запасов. Точку заказа можно выразить в единицах запасов или в днях поставки.

    Мы  будем исходить из предпосылки, что  условиям спроса и функциональному циклу свойственна определенность. Это означает, что величина будущего спроса и продолжительность функционального цикла стабильны и известны заранее.

    Основная  формула для расчета точки  заказа такова:

    R = D х Т,

    где R — точка заказа в единицах запасов; D — среднедневной спрос;

    Т — средняя продолжительность  функционального цикла.

    Для иллюстрации предположим, что спрос  равен 10 единицам в день, а продолжительность  функционального цикла составляет 20 дней. В этом случае:

    

    Из  такого определения точки заказа следует, что транспорт с новыми запасами прибудет как раз тогда, когда последняя единица запасов будет отправлена клиентам. Такой подход вполне уместен, когда величина спроса и продолжительность функционального цикла стабильны. Но в отсутствие стабильности необходимо держать страховые запасы на случай, если спрос окажется выше предполагаемого или с пополнением запасов произойдет задержка. С учетом страховых запасов формула точки заказа будет выглядеть так:

    

    где R — точка заказа в единицах запасов;

    D — среднедневной спрос;

    Т — средняя продолжительность  функционального цикла;

    SS — объем страховых запасов  в единицах продукции.

    Ниже  мы познакомимся с исчислением величины страховых запасов в условиях неопределенности.

2.1.2. Определение размера заказа (сколько заказывать?)

 

    Определяя размер заказа, нужно соотнести расходы  на содержание запасов и расходы  на размещение заказов. Главное здесь  — не забывать, что средний объем  запасов равен половине размера  заказа. Значит, чем более крупными партиями пополняют запасы, тем больше средний объем запасов, а следовательно, и годовые расходы на их содержание. С другой стороны, чем более крупными партиями происходит пополнение запасов, тем реже приходится делать заказы, а значит, тем меньше общие расходы на размещение заказов. Оптимальный размер заказа должен быть таким, чтобы суммарные годовые расходы на размещение заказов и на содержание запасов были наименьшими при данном объеме продаж. Это соотношение показано на рисунке 1. Точка, в которой сумма расходов на содержание запасов и расходов на размещение заказов оказывается минимальной, представляет наименьший возможный уровень общих издержек. Попросту говоря, нужно определить такой размер заказа или такое время между двумя поставками, при котором достигают минимума совокупные расходы на размещение заказов и на содержание запасов.

    Экономичный размер заказа.

    Экономичный размер заказа минимизирует совокупные расходы на поддержание запасов. Для определения этой величины предположим, что уровень спроса и издержки относительно стабильны в течение года.

    Поскольку экономичный размер заказа вычисляют  для каждого отдельного продукта, базовая формула  расчетов не учитывает возможности смешанного заказа. О расширении базовой формулы мы поговорим позднее.

    

    Рисунок 1. Экономический размер заказа

    Стандартная формула такова:

      

    где EOQ – экономический размер заказа;

    Co – величина расходов на один заказ;

    Ci – годовые затраты на содержание запасов;

    D – годовой объем продаж (в единицах);

    U – расходы на единицу продукции.

    Модель  экономичного размера заказа, или модель EOQ, позволяет вычислить оптимальную величину партии поставки для пополнения запасов, но в силу жестких исходных предпосылок ее применимость на практике ограничена. В основе простой модели экономичного размера заказа лежат следующие основные допущения:

    (1) весь спрос удается удовлетворить; 

    (2) величина спроса известна и  неизменна;

       (3) продолжительность функционального цикла известна и неизменна;

    (4) цена продукции постоянна и  не зависит от срочности поставки  или от размера заказа (иными словами, не существует скидок с цены продукции или с транспортных тарифов);

    (5) горизонт планирования бесконечен;

    (6) не возникает никаких эффектов  в связи с множественностью  видов продукции;

    (7) отсутствуют запасы в пути;

    (8) капитал не ограничен.

    Для планирования запасов полезно понимать взаимосвязь между продолжительностью функционального цикла, издержками поддержания запасов и экономичным  размером заказа. Во-первых, экономичный  размер заказа определяется равенством годовых расходов на размещение заказов и на содержание запасов. Во-вторых, средний текущий объем запасов равен половине размера заказа. В-третьих, стоимость единицы запасов при прочих равных условиях прямо влияет на продолжительность функционального цикла: чем выше стоимость, тем чаще приходится размещать заказ.

    Расширение  формулы

    На  практике при определении экономичного размера заказа приходится учитывать  больше факторов, чем в базовой  формуле. Чаще всего это связано  с особыми условиями поставок и характеристиками продукции, из которых можно извлечь определенные выгоды, если принимать в расчет следующие три типа поправок: скидки с транспортных тарифов в зависимости от объема грузоперевозок; скидки с цены продукции в зависимости от объема закупок; прочие корректировки.

    Транспортные  тарифы и объем грузоперевозки.

    Как правило, чем больше вес партии поставки, тем ниже расходы на транспортировку  фунта груза до места назначения. Железнодорожные и автотранспортные компании обычно предоставляют скидки при большом весе грузоперевозки. Так что при прочих равных условиях предприятиям выгодны такие размеры поставок, которые обеспечивают экономию транспортных расходов. Эти размеры поставки могут превышать экономичный размер заказа, рассчитанный по модели EOQ. Увеличение размера поставки двояко влияет на издержки содержания запасов.

    Наконец, стоит отметить еще два фактора, влияющих на издержки поддержания запасов  при условии покупки в пункте отправления, то есть когда покупатель сам оплачивает транспортные расходы  и несет полную ответственность за грузы в пути. Во-первых, покупатель принимает на себя весь риск, связанный с транспортировкой грузов. В зависимости от сроков оплаты поставок это может означать, что грузы в пути являются частью средних запасов предприятия и подлежат всем обычным начислениям. Отсюда следует, что любое изменение веса грузоперевозки, ведущее к изменению способа, а тем самым, и продолжительности транспортировки (то есть времени пребывания запасов в пути), надо тщательно оценивать по критерию возможной экономии или, наоборот, дополнительных затрат, как того требует анализ общих издержек.

    Во-вторых, для оценки стоимости товаров, хранящихся на складе в качестве запасов, к их закупочной цене следует прибавлять транспортные расходы. Как только запасы получены, в объем инвестированного в них капитала нужно включить издержки транспортировки. Таким образом, затраты на содержание запасов определяются как сумма цены товаров и транспортных расходов.

    Скидки  с цены за объем закупок. Скидки с цены за объем закупок расширяют формулу экономичного размера заказа точно так же, как скидки с транспортных тарифов, зависящие от объема грузоперевозок. Если при определенном объеме закупки скидка оказывается достаточной, чтобы компенсировать рост затрат на содержание запасов за вычетом сокращения расходов на размещение заказов, такой вариант может оказаться выгодным. Следует заметить, что скидки, предоставляемые за более крупные объемы закупок и грузоперевозок, побуждают к увеличению размера заказов. Но это не обязательно означает, что закупка, на которую приходятся наименьшие совокупные расходы, всегда должна быть больше, чем это предполагает базовая модель экономичного размера заказа.

    Прочие  корректировки модели EOQ. Возможны и другие ситуации, требующие корректировки базовой модели экономичного размера заказа — например, когда нужно учитывать: (1) объем производства; (2) закупки смешанных партий товаров; (3) ограниченность капитала; (4) использование собственных транспортных средств. Поправки на объем производства необходимы тогда, когда наиболее экономичный размер заказов диктуется производственными потребностями и условиями. Закупка смешанных партий товаров означает, что единовременно приобретается несколько видов продукции; в связи с этим скидки за объем закупок и грузоперевозок следует оценивать применительно к комбинации товаров. Ограниченность капитала приходится учитывать в тех случаях, когда денежные средства, доступные для инвестирования в запасы, ограничены. В силу этого при определении размера заказов следует распределять ограниченные финансовые ресурсы между разными видами продукции. Использование собственных транспортных средств влияет на размер заказа, потому что в этом случае транспортные расходы, связанные с пополнением запасов, представляют собой постоянные издержки. Если предприятие решило пользоваться для этой цели собственным транспортом, грузовик нужно заполнять целиком независимо от экономичного размера заказа — ведь нет смысла гонять полупустой грузовик только из верности рассчитанной величине EOQ.

    При определении размера заказа нужно учитывать и стандартную упаковку продукции. Многие виды продукции хранят и транспортируют в ящиках или на поддонах (паллетах), которые разработаны как раз для оптимизации работы транспортных и погрузочных средств, поэтому было бы чрезвычайно невыгодно избрать размер заказа, не кратный стандартной грузовой единице. Представим себе, например, что на поддоне размещается 200 единиц продукции. Если ориентироваться на экономичный размер заказа в 300 единиц, придется перевозить, грузить и разгружать 1,5 поддона

    Впрочем, «подгонка» экономичного размера заказа к величине, кратной стандартной  грузовой единице, постепенно делается менее важной по мере того, как растет готовность и способность грузоотправителей  комплектовать грузовые единицы  из смешанного ассортимента продукции. Такая комплектация обеспечивает экономичность транспортных и погрузочно-разгрузочных операций при поставке неоднородных по составу грузов.

    Дискретное  планирование закупок. Потребность в пополнении запасов не всегда стабильна, как это предполагалось в предыдущих расчетах. Во многих производственных ситуациях спрос на определенные узлы и детали отличается неравномерностью и нерегулярностью. Нерегулярность есть следствие того, что спрос зависит от производственного графика. Это означает, что требуемые для сборки детали должны поступать как раз тогда, когда они нужны для сборочного конвейера. И если их можно получить вовремя, нет смысла хранить их, когда они не нужны. Для определения размера заказа на пополнение запасов, обслуживающих зависимый спрос, нужен своеобразный подход, именуемый дискретным планированием закупок. Термин «дискретный» означает, что снабжение должно обеспечивать поставку узлов и деталей в количествах, точно равных тому, что требуется в определенный момент времени. Поскольку потребности меняются, объемы закупок и грузоперевозок тоже не могут всегда оставаться постоянными. Для определения надлежащих размеров заказов применимы следующие методы: (1) пошаговое планирование; (2) периодическое планирование; (3) плавающее планирование.

    Пошаговое планирование заказов. Эта основная форма дискретного планирования предполагает покрытие конкретной потребности в запасах на ограниченном отрезке времени. Такой метод планирования целиком ориентирован на удовлетворение сиюминутного спроса, и расходы на размещение заказов при этом в расчет не принимаются. Размер заказа в точности равен объему производственного или потребительского спроса. Этот подход чаще всего применяют при закупках недорогой продукции, потребности в которой невелики и возникают нечасто. При пошаговом планировании для передачи заказа обычно используют электронные каналы связи, а для грузоперевозки — скоростные транспортные средства с повышенными тарифными ставками, чтобы сократить до минимума время обработки заказов и доставки грузов.

    Периодическое планирование заказов. Планирование заказов на определенный период времени опирается на логику модели экономичного размера заказа. Этот метод предполагает трехэтапную процедуру снабжения. Сначала вычисляют стандартное значение экономичного размера заказа. Затем для определения частоты (периодичности) закупок спрогнозированный объем годовой потребности делят на это вычисленное значение экономичного размера заказа. Наконец, соответствующий период времени (скажем, 52 недели или 12 месяцев) делят на число поставок, чтобы получить разовый размер заказа.

    По  этому методу точный размер заказа определяют примерно каждые шесть недель. Главное преимущество метода периодического планирования заказов в том, что  он учитывает расходы на содержание запасов, а значит, позволяет минимизировать их.

    Плавающее планирование заказов

    Этот  метод предназначен для того, чтобы, объединив потребности за несколько  периодов, выработать единую логику снабжения. Этот метод динамичен, поскольку  размер заказа корректируется в соответствии с текущими оценками спроса. В этом он противоположен базовой модели EOQ, в которой размер заказа вычисляют единожды и придерживаются его в течение всего планового периода.

    Главная особенность этого метода планирования заключается в том, что потребности в запасах выражаются в переменных величинах, а не в точных нормативах на день или неделю, как в базовой модели EOQ. Экономичный размер заказа рассчитывают с учетом непостоянных потребностей. Мы рассмотрим три варианта этого метода, широко обсуждаемые в литературе: (1) метод наименьших удельных издержек; (2) метод наименьших общих издержек; (3) метод промежуточного уравновешивания.

Информация о работе Стратегия управления запасами