Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 15:27, курсовая работа
Определяя эффективность той или иной повседневной деятельности, каждый из нас, как правило, опирается на интуицию и жизненный опыт. Более того, для одних деятельность может быть эффективной, а для других – нет. Но когда дело касается более сложной деятельности, которая охватывает длительный временной интервал и требует использования различных ресурсов и объединения усилий, то здесь нельзя полагаться только на интуицию. Именно поэтому важным элементом финансово-хозяйственной деятельности предприятия является разработка финансовой стратегии. Всё это и обуславливает актуальность темы курсового исследования.
Введение 3
1.0 Теоретические основы стратегического планирования 4
1.1 Сущность, содержание, цели и задачи финансовой стратегии предприятия 4
1.2 Процесс стратегического планирования на предприятия 9
1.3 Методологические основы стратегического анализа 17
2.0 Стратегический анализ предприятия на примере ООО «Техно-Изол» 31
2.1 Анализ финансового состояния предприятия 31
2.2 Анализ внешней среды предприятия 32
2.3 Анализ внутренней среды предприятия 38
3.0 Выбор и обоснование стратегии 45
Заключение 48
Список использованной литературы
Матрица «Мак-Кинзи»
Развитием модели, построенной на основе матрицы БКГ, является матрица «Мак-Кинзи». Компания «Мак-Кинзи» усовершенствовала Бостонскую матрицу в ходе реализации проекта, который выполнялся по заказу компании «Дженерал Электрик». Усовершенствованная матрица дает более полное представление о стратегическом положении фирмы и обусловленном ею выборе стратегических решений. В этой матрице фактор «возможности расширения рынка» превратился в многофакторное понятие «привлекательность рынка», а фактор «относительная доля рынка» преобразован в понятие «стратегическое положение фирмы», являющееся измерителем позиции фирмы на рынке.
В табл. 1 показаны факторы, которые могут быть использованы для оценки «стратегического положения фирмы» и «привлекательности рынка».
Предприятие, использующее матрицу «Мак-Кинзи», должно оценить свое положение по каждому из перечисленных в табл.1 факторов. Численные значения факторов устанавливаются методом экспертных оценок. При этом может использоваться, например, шкала от 1 до 5, которая позволяет выделить три возможных уровня (1 -2 — низкий, 3 — средний, 4-5 — высокий). Таким образом, хотя матрица «Мак-Кинзи», как и матрица БКГ, двухмерна, но она состоит уже из девяти составляющих элементов в противовес четырем в матрице БКГ. Результаты обработки экспертных оценок по привлекательности рынка и стратегическому положению позволят определить место предприятия в одном из квадрантов матрицы «Мак-Кинзи».
Как видно из представленной на рис. 3 матрицы, верхний левый (северо-западный) угол означает, что предприятия, попавшие туда, имеют благоприятные перспективы для роста, диагональ, которая разделяет верхний левый угол и нижний правый угол, — двойственное положение и ограниченный рост, нижний правый угол — отсутствие реальных возможностей будущего развития.
Рис.2
Факторы, используемые в матрице «Мак-Кинзи»
Преимуществом матрицы «Мак-Кинзи» по сравнению с матрицей БКГ является учет наибольшего количества значимых факторов.
В применении модели «Мак-Кинзи» имеются серьезные ограничения, к которым относятся:
• во-первых, отсутствие конкретных рекомендаций по поведению на том или ином рынке;
• во-вторых, возможность субъективной, искаженной оценки фирмой своей позиции;
• в-третьих,
сложности подбора и
В практике
стратегического анализа
Рис.3 Модель матрицы «Мак-Кинзи»
• сравнение отраслевой привлекательности и конкурентоспособности (матрица Shell / DPM);
• анализ эволюции рынка (матрица Hoter / Schendel);
• анализ жизненного цикла отрасли (матрица ADL/LC).
SWOT-анализ
SWOT-анализ
является наиболее комплексной
процедурой стратегического
SWOT-анализ (сокращенно от первых букв слов: strength — сила, weakness — слабости, opportunity — возможность, threat — угроза) комплексно исследует внешнюю окружающую среду и ресурсный потенциал предприятия. При этом особое внимание уделяется не просто констатации фактов, а определению «возможностей» и «угроз», которые привносит в деятельность предприятия внешняя окружающая среда, и «силы» и «слабостей», возникающих из имеющегося ресурсного потенциала первичного звена хозяйствования. Исходя из вышесказанного, SWOT-анализ представляет собой исследование, проводимое последовательно по следующей процедуре.
Оценка возможностей и угроз, исходящих из внешней окружающей среды предприятия
Очень часто данный этап проводится высшим руководством предприятия или работниками планово-аналитических служб на основе накопленного опыта и интуиции, хотя некоторые исследователи (например, А. Роу, Д. Акер, К. Шах и С. Хоч) предлагают собственные систематизированные процедуры процесса. Однако, как показывает анализ, указанные подходы не являются универсальными и общепризнанными с точки зрения их эффективности и сферы применения, поэтому можно говорить лишь о некоторых методологических принципах, которые помогут систематизировать данный процесс.
Идентификация
1. Идентификация.
Вычленяются конкретные
Определение силы (мощности) конкретных возможностей и угроз
2. Определение
силы (мощности) конкретных возможностей
и угроз. Понятно, что
Проведенная оценка силы (мощности) конкретных возможностей или угроз определяет заинтересованность предприятия (способность получить дополнительный эффект или убыток) к тем или иным факторам внешней окружающей среды. Г. Гринли предлагает в качестве количественного критерия использовать шкалу от нуля до десяти. При этом для возможностей оценка «ноль» означает, что для предприятия получение эффекта от реализации данной возможности ничтожно, «десять» — на использование данной возможности руководство предприятия должно обратить самое пристальное внимание.
Оценка
вероятности возникновения
3. Оценка вероятности возникновения конкретных возможностей или угроз. Неопределенность внешней окружающей среды приводит к тому, что наступление конкретных возможностей или угроз для предприятия не может быть определено однозначно. Поэтому следующей стадией данного этапа является оценка вероятности их возникновения. Исходя из общепризнанных постулатов, оценка вероятности осуществляется по шкале от нуля до единицы. В качестве информационной базы и инструментария выступают методы прогнозирования, описанные на предыдущей стадии.
4. Классификация
конкретных возможностей и
Рис. 4 Классификация возможностей предприятия, определяемых внешней окружающей средой |
Наиболее интересными для руководства предприятия являются возможности, попадающие в квадрант II, т. е. имеющие большую силу и вероятность возникновения. Предприятие должно быть готово их использовать и учитывать в первую очередь при формировании стратегии развития. Следующим для рассмотрения представлен квадрант III, где сила (мощность) возможности относительно мала, хотя вероятность наступления достаточно велика. Такие возможности требуют дальнейшего изучения на предмет быстрого их использования в случае их возникновения. В реальной практике это реализуется в результате формирования резервных стратегий. Возможности, попавшие в квадрант I, характеризуются большой силой, но малой вероятностью наступления. Поэтому здесь обычно применяется мониторинг, чтобы отследить обстановку в динамике и подготовиться к использованию данных возможностей в перспективе, если вероятность их возникновения возрастет. Наконец, возможности, относящиеся к квадранту IV, характеризуются как малой силой, так и малой вероятностью их возникновения. В практической работе такие возможности обычно игнорируют.
Анализируя угрозы для предприятия, определяемые внешней окружающей средой в соответствии с предложенным разбиением, обращаем внимание, прежде всего на квадрант II, который характеризуется большой силой и вероятностью наступления угрозы. Для таких угроз необходима выработка адекватных контрмер, позволяющих свести ущерб от негативных влияний к минимуму.
Рис.5 Классификация угроз предприятию,
определяемых внешней окружающей средой.
Угрозы, сосредоточенные в квадранте
I, обладают большой силой (мощностью),
но имеют малую вероятность появления.
Поэтому потенциал предприятия должен
быть достаточным, чтобы обеспечить принятие
компенсационных решений. Квадрант III
содержит угрозы, неопасные для предприятия.
Это вытекает из их характеристик: вероятность
наступления велика, но их сила (мощность)
недостаточна. Вместе с тем угрозы, попадающие
в этот квадрант, достаточно сложны для
исследования потому, что ошибка в оценке
их силы (мощности) может оказаться катастрофической
для предприятия. Наконец, в квадранте
IV сосредоточены угрозы, имеющие малую
силу и вероятность наступления. Они требуют
постоянного мониторинга, так как в будущем
их характеристики могут измениться в
нежелательную для предприятия сторону.
НИОКР
Важность данной сферы деятельности в системе «предприятие» различается в зависимости от специфики отрасли, поэтому оценка потенциала НИОКР для каждого предприятия должна быть дифференцирована. Сила НИОКР может быть определена как деятельность, обеспечивающая предприятию некоторые конкурентные преимущества. Это особенно важно в быстрорастущих отраслях (электроника, самолетостроение, автомобилестроение и т. д.). Реально это выражается или в создании новых потребительских свойств товара, или во внедрении новых прогрессивных технологий, или в новой, более эффективной организации труда.
Для других отраслей сила НИОКР для предприятия чаще связана с защитной реакцией: имитация (внедрение аналогичной продукции), т. е. следование за техническими нововведениями, которые появляются в отрасли и проверены в практической деятельности конкурентов. Правда, такая оценка характерна для предприятий, имеющих солидную репутацию и позиции на рынке, те же предприятия, которые пытаются произвести экспансию на рынок, должны придерживаться оценки силы НИОКР, приведенной для первого случая.
Анализ конкурентного окружения
Наконец, при оценке силы и слабости предприятия в последнее время используют анализ конкурентного окружения. При этом классифицируют силу каждого из конкурентов и определяют его возможную линию поведения в будущем периоде времени. Возможную классификацию дает Ф. Котлер. В ней оценивается относительная сила каждого конкурента и обращается внимание на ключевые элементы, необходимые при принятии стратегических решений (табл. 2.6).
Анализ предприятий по их конкурентной силе является очень важным при принятии дальнейших стратегических решений. При этом важно знать, удовлетворены или нет основные конкуренты своим положением на рынке, а в соответствии с этим результативны или нет изменения в стратегических действиях исследуемого предприятия. Функционирование предприятия в условиях конкурентной среды стало объектом изучения американского ученого М. Портера, который добился в этой области выдающихся результатов.
Выбор эффективных стратегий, соответствующих внутренним параметрам предприятия и его положению на рынке, а также в целом, во внешней среде, производится путем построения матриц корреляционного SWOT-анализа.
На рисунке. 6 приведен пример такой матрицы для выбора корпоративной стратегии.
Информация о работе Разработка финансовой стратегии предприятия (фирмы)