Разработка финансовой стратегии предприятия (фирмы)

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 15:27, курсовая работа

Описание работы

Определяя эффективность той или иной повседневной деятельности, каждый из нас, как правило, опирается на интуицию и жизненный опыт. Более того, для одних деятельность может быть эффективной, а для других – нет. Но когда дело касается более сложной деятельности, которая охватывает длительный временной интервал и требует использования различных ресурсов и объединения усилий, то здесь нельзя полагаться только на интуицию. Именно поэтому важным элементом финансово-хозяйственной деятельности предприятия является разработка финансовой стратегии. Всё это и обуславливает актуальность темы курсового исследования.

Содержание

Введение 3
1.0 Теоретические основы стратегического планирования 4
1.1 Сущность, содержание, цели и задачи финансовой стратегии предприятия 4
1.2 Процесс стратегического планирования на предприятия 9
1.3 Методологические основы стратегического анализа 17
2.0 Стратегический анализ предприятия на примере ООО «Техно-Изол» 31
2.1 Анализ финансового состояния предприятия 31
2.2 Анализ внешней среды предприятия 32
2.3 Анализ внутренней среды предприятия 38
3.0 Выбор и обоснование стратегии 45
Заключение 48
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая по стратег.планированию 27,09,2011.doc

— 387.00 Кб (Скачать)

     Задачами  финансовой стратегии являются:

     1) исследование характера и закономерностей  формирования финансов в рыночных  условиях хозяйствования;

     2) разработка и подготовка возможных  вариантов формирования финансовых ресурсов предприятия и действий финансового руководства в случае неустойчивого или кризисного финансового состояния предприятия;

     3) определение финансовых взаимоотношений  с поставщиками и покупателями, бюджетами всех уровней, банками и другими финансовыми институтами;

     4) выявление резервов и мобилизация  ресурсов предприятия для наиболее  рационального использования производственных  мощностей, основных фондов и  оборотных средств;

     5) обеспечение предприятия финансовыми  ресурсами, необходимыми для производственно-хозяйственной деятельности;

     6) обеспечение эффективного вложения  временно свободных денежных  средств предприятия с целью  получения максимальной прибыли;

     7) определение способов проведения  успешной финансовой стратегии  и стратегического использования  финансовых возможностей, новых видов продукции и всесторонней подготовки кадров предприятия к работе в рыночных условиях хозяйствования, их организационной структуры и технического оснащения;

     8) изучение финансовых стратегических  взглядов вероятных конкурентов,  их экономических и финансовых возможностей, разработка и осуществление мероприятий по обеспечению финансовой устойчивости;

     9) разработка способов подготовки  выхода из кризисной ситуации;

     10) разработка методов управления  кадрами предприятия в условиях  неустойчивого или кризисного финансового состояния;

     11) координация усилий всего коллектива на его преодоление4.

     Особое  внимание при разработке финансовой стратегии уделяется:

     1) выявлению денежных доходов;

     2) мобилизации внутренних ресурсов;

     3) максимальному снижению себестоимости продукции;

     4) правильному распределению и  использованию прибыли;

     5) определению потребности в оборотных  средствах;

     6) рациональному использованию капитала  предприятия. 
 
 
 
 
 
 

        1.  Процесс стратегического планирования на предприятии
 

      Одной из ключевых составляющих стратегического управления является стратегия. Выбор стратегии и ее реализация составляют основную часть содержания стратегического управления. В стратегическом управлении стратегия рассматривается как долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы деятельности организации, средств и форм ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации, что она хочет получить в результате своей деятельности. Стратегия дает ответ на вопрос, каким способом, с помощью каких действий организация сумеет достичь своих целей в условиях изменяющегося и конкурентного окружения. Такое понимание стратегии исключает детерминизм в поведении организации, так как стратегия, определяет свободу выбора в соответствии с изменяющейся ситуацией.

      Слово "стратегия" греческого происхождения  и означает "искусство развертывания войск в бою". Однако этот военный термин за последние 20 лет широко вошел в обиход специалистов, теорию и практику менеджмента. Стратегия представляет собой набор правил, которыми руководствуется организация при принятии управленческих решений. Вместе с тем стратегию можно рассматривать как общий комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии и достижение хозяйственных целей организации.

      Суть  стратегического управления заключается  в том, что в организации, с  одной стороны, существует четко  организованное комплексной стратегическое планирование, с другой, структура управления фирмой адекватна "формальному" стратегическому планированию и построена так, чтобы обеспечить выработку долгосрочной стратегии для достижения целей фирмы и создание управленческих механизмов реализации этой стратегии через систему планов.

      Определение стратегии фирмы принципиально зависит от конкретной ситуации, в которой находится фирма. Однако существуют некоторые общие подходы к формулированию стратегии и некоторые общие рамки, в которые вписываются стратегии.

      В самом общем виде - стратегия - это  генеральное направление действия организации, следование которому в долгосрочной перспективе должно привести ее к цели. Такое понимание стратегии справедливо только при рассмотрении на верхнем уровне управления организации. Для более низкого уровня в иерархии стратегия верхнего уровня превращается в цель, хотя для более высокого уровня она являлась средством. Так, например, стратегии поведения на рынке, разработанные для фирмы в целом, для маркетинговой службы этой фирмы выступают в виде целевых установок.

      При определении стратегии фирмы руководство сталкивается с тремя основными вопросами, связанными с положением фирмы на рынке:

-какой  бизнес прекратить;

-какой  бизнес продолжить;

-в какой  бизнес перейти.

Это значит, что стратегия концентрирует  внимание и связана с тем:

-что  организация делает и чего не делает;

-что  более важно и что менее  важно в осуществляемой в организации  деятельности.

           Стратегическое планирование - это процесс формулирования миссии и целей организации, выбора специфических стратегий для определения и получения необходимых ресурсов и их распределения с целью обеспечения эффективной работы предприятия в будущем. Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача заключается  в обеспечении нововведений и изменений  в достаточном объеме для адекватной реакции на изменения во внешней среде. Планирование стратегии не завершается  каким-либо немедленным действием. Обычно оно заканчивается  установлением общих направлений, следование которым обеспечивает рост и укрепление позиций предприятия.

           Процесс стратегического планирования  требует  как формальных, так  и неформальных процедур его  реализации. Чтобы разобраться и  правильно оценить взаимосвязи,  взаимодействие и взаимообусловленность  всех подразделений предприятия, видов ее деятельности и достаточно сложную систему планов, процесс планирования подлежит  формализации и требует организации  его проведения.

          В условиях формирования рыночных отношений стратегическое планирование - это управленческий процесс создания поддержания стратегического соответствия между целями предприятия, его потенциальными возможностями и шансами в сфере маркетинга. Оно опирается на четко сформулированное программное заявление предприятия, изложение вспомогательных целей и задач,  хозяйственный портфель и принятую стратегию. Процесс стратегического планирования, независимо от принятия в результате той или иной стратегии при выработке программных целей предприятия  и  анализе ситуации  придерживается одной и той же последовательности действий. В программном заявлении предприятия должна быть четко указана сфера его  деятельности.

           В программном  заявлении   указывают сферу деятельности  предприятия, смысл его существования (миссию). Определителями границ сфер деятельности могут служить товары, технологии, группы клиентов, их нужды или сочетание нескольких факторов. Предприятия обычно характеризуют сферы своей деятельности с точки зрения производимых товаров. Теория стратегического планирования  утверждает, что на предприятие нужно смотреть как на удовлетворителя нужд и запросов клиентов, а не как на производителя тех или иных товаров. Товары и технологии, в конечном счете устаревают, тогда как основные  нужды и запросы рынка  могут оставаться неизменными вечно. Программное заявление с позиции рыночной ориентации определяет предприятие с точки зрения его деятельности по обслуживанию конкретных групп  потребителей  и удовлетворению конкретных нужд и запросов.

        Для каждого уровня руководства  предприятия миссию разворачивают  в подробный перечень вспомогательных целей и задач. Перед каждым управляющим должны быть поставлены задачи, за решение которых он несет ответственность. Такую систему управления называют управление методом решения задач. Например, прибыль можно поднять с помощью увеличения роста сбыта существующих товаров, снижения текущих издержек или того и другого вместе. Сбыт можно увеличить благодаря завоеванию  большей доли отечественного рынка или выходу на зарубежные рынки. Это и становится  текущими задачами предприятия. Для решения  управленческих  задач, которые становятся основополагающими для будущего предприятия,  разрабатывают соответствующие стратегии финансового менеджмента. Далее каждую стратегию подробно  расписывают. Например, усиление стимулирования сбыта товара потребует роста численности продавцов и интенсификации рекламы. И для того, и для другого должны быть разработаны отдельные детализированные стратегии. Такова последовательность трансформирования программы (миссии) и предприятия в перечень конкретных задач на текущий период. Сами же задачи предстоит по возможности превратить в конкретно поставленные, поддающиеся последующему замеру цели.

             Основным звеном  в процессе  стратегического планирования является  анализ, как хозяйственного портфеля, так и всех сторон деятельности предприятия.  Такой анализ проводят с целью выявить более или менее рентабельные производства, более или менее конкурентные товары  и принять решения о том, что делать с каждым из них в отдельности. Предприятию, безусловно,  захочется вложить основные ресурсы в наиболее рентабельные производства, конкурентоспособные товары   и сократить, или вообще прекратить вложения в слабые.

      Для оценки привлекательности конкретной отрасли корпорация учитывает размеры рынка, темпы его роста, размеры получаемой на нем прибыли, интенсивность конкуренции, цикличность и сезонность деловой активности, а также возможности снижения себестоимости товарной единицы в условиях крупносерийного производства или за счет опыта, накопленного управляющими.

           Помимо оценки существующих производств, стратегическое планирование должно выявить, какие производства предпочтительно иметь в будущем, в какие сферы направить свои усилия.

          Теория стратегического планирования  насчитывает достаточное число  стратегий, которые стали основой для вывода из кризиса или его предотвращения на отдельных предприятиях, в отраслях производства, в целых странах. Авторы этих стратегий являются всемирно известными теоретиками и практиками  в области стратегического планирования и управления (Ансофф И., Портер М. и др)  Матрицы, иллюстрирующие эти стратегии, стали классическими  в теории стратегического планирования и управления (матрица БКГ-Бостонской консультативной группы, матрица  корпорации «Дженерал электрик», матрица конкуренции  М.Портера и матрица Ансоффа).

           Наиболее распространенные, выверенные  практикой стратегии развития бизнеса обычно называются базисными или эталонными. В целом они отражают четыре различных подхода к росту предприятия и связаны с изменением состояния одного или нескольких следующих элементов: продукт, рынок, отрасль, положение предприятия внутри отрасли, технология. Каждый из данных пяти элементов может находиться в одном из двух состояний: существующее состояние или новое состояние.

           Первую группу эталонных стратегий составляют так называемые стратегии концентрированного роста. Сюда попадают те стратегии, которые связаны с изменением продукта или рынка и не затрагивают три других элемента. В случае следования этим стратегиям предприятие пытается улучшить свой продукт или начать производить новый, не меняя при этом отрасли.   Конкретными типами стратегий первой группы являются следующие:

      - стратегия усиления позиции на  рынке, при которой предприятие  делает все, чтобы    с    данным    продуктом   на   данном рынке завоевать лучшие позиции. Для реализации этой стратегии  требуются большие маркетинговые усилия;

      - стратегия развития рынка, заключающаяся  в поиске новых рынков для  уже производимого продукта;

Информация о работе Разработка финансовой стратегии предприятия (фирмы)