Проблемы морских грузоперевозок

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 03:50, курсовая работа

Описание работы

Грузоперевозки представляют собой процесс перемещения в определенное место крупногабаритных, хрупких, ценных или любых других объектов посредством транспорта. Необходимость в грузоперевозке может возникнуть у любого: и у предпринимателя, который работает в сфере транспортировки грузов, и у простого обывателя, которому просто необходимо перевезти вещи на новое место жительства.

Содержание

Введение 35
1 глава: Развитие рынка грузоперевозок. Особенности компаний-перевозчиков 4
2 глава: Современная характеристика мировых грузоперевозок 15
2.1 Удобные флаги и офшорные зоны 15
2.2 Анализ Российских грузоперевозок 18
2.3 Мировые перевозчики 24
3 глава: Проблемы морских грузоперевозок 30 30
Заключение 35
Список использованных источников 37

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 271.50 Кб (Скачать)

     -универсальность.  Морским транспортом можно перевозить  практически все виды продукции и доставлять их в места недоступные для других видов транспорта.

     Перечисленные обстоятельства обусловили то положение, что доля морского транспорта среди  других видов транспорта в мировом  грузообороте на протяжении последних 50 лет практически не менялась, а объем перевозок и грузооборот существенно выросли. Динамика изменений такова, что роль морского транспорта постоянно возрастает.

     В развитых странах, таких как Великобритания и Япония, морской транспорт обслуживает 98% всех внешнеторговых перевозок, в США - 90%, в Греции и Испании - 94%, в Финляндии и Норвегии - 88% [15, с.72].

     Морской транспорт играет важную роль во внутренних и, особенно, внешнеторговых перевозках.

     На  его долю приходится свыше 62% международного грузооборота. В 1950-70 гг. объем международных морских перевозок увеличился в 4,5 раза, с 1970 по 2000 гг. - в два раза.

     Динамика  грузооборота и объема перевозок  морского транспорта за последние 60 лет наглядно представлена на диаграммах 1 и 2.

Диаграмма 2 - Объем грузооборота за период с 1950 года по 2009 год в млрд.т-км.

     Диаграмма 2 -  Объемы грузоперевозок за период с 1950г. по 2009 г. в млн.т.

     Значительную  часть объёма морских перевозок  занимают наливные грузы (главным образом, сырая нефть), но их доля снижается. Если в 1950 г. она составляла 41%, в I960 г. - 49%, в 1970 г. - 55%, то объем перевозок сырой нефти в 2001 г. составил 28,3%, нефтепродуктов - 8,2% от общемирового объема морских перевозок. В 2009 г. эта доля, соответственно, составила по нефти - 26,0%, а нефтепродуктов - 8,9% [15, с.73].

     Существенно увеличивалась дальность перевозок. Так, если в 1960 г. средняя дальность  перевозки нефти была 3000 морских  миль (5550 км), то уже в 1970 г. она составила 4950 (9150 км). В 1990-х гг. произошло некоторое  снижение дальности перевозок, так, например, по нефти до 8000 км. Это связано со стремлением крупных корпораций сократить транспортные расходы и приблизить производства к источникам сырья. На 2011 г. прогнозируется дальнейшее увеличение объема морских перевозок, и на каждого жителя нашей планеты будет приходиться более 1 т морских перевозок.

     Роль  морского транспорта повышается еще  и потому, что в цело в мировой  экономике в начале XXI века происходит рост мирового ВВП (в 2006 г. по данным Всемирного банка он составлял 48,244 трл. долларов, а по паритету покупательной способности состав! 66,823 трлн. долларов), поэтому возрастает потребность в более дешевых транспортных услугах. Рост ВВП в мировой экономике с 199 по 2000 гг. был в среднем 2,2%, в 2003 г. - 2,6%, 2009 - 4,0%. В развитых странах в 2009 г. он составил - 3,0%, в развивающихся - 6,9%, странах с переходной экономикой - 7,5%.

     Процессы  глобализации, протекающие во всем мире, усиливаю противоречия между  различными субъектами мирового хозяйства, первую очередь, между различными группами стран, вследствие возрастающей дифференциации между ними и внутри них. Это в свою очередь отражается на структуре и развитии морского транспорт.

     Структура мирового торгового флота по годам  и группам стран регистрации наглядно представлена таблице 1.

Таблица 1 - Структура  мирового торгового флота по годам  и группам стран регистрации (тоннаж млн. т, процент от мирового тоннажа - дедвейт)

Группа  стран и территорий 1980 1990 2000 2002 2009
Развитые  страны 350,1- 51,3% 219,0- 33,3% 203.2- 25,4% 207,5- 25,1% 197,2- 18,9%
Основные  государства удобного флага (страны экстерриториальной регистрации судов или офшорные зоны) 212,6- 31,1% 224,6- 34,1% 384,7- 48,1% 402,4- 48,7% 559,9- 53,7%
Страны  с переходной экономикой 37,8- 5,5% 44,3- 6,7% 18,3-

2,3%

15.4- 1,9% 13,1-1,3 %
Развивающиеся страны 68,4- 10,0% 139,7- 21,2% 153,6- 19,2% 159,0- 19,3% 267,4- 25,7%
Другие  страны и территории 13,9- 2,0% 30,8- 4,7% 39,2- 4,9% 41,3- 5,0% 4,7- 0,5%
Весь  мир 682,8 658,4 799,0 825,7 1042.3
 

     Международные морские перевозки – это одна из самых распространенных услуг, которыми пользуются компании для доставки внешнеторговых грузов. Не смотря на то, что существуют и другие способы доставки грузов, отличающиеся более высокой скоростью, актуальность международных морских перевозок не спадает и объясняется это тем, что они являются самыми экономически выгодными. Этот тип грузоперевозки, как и другие, сопряжен с определенным риском, поэтому данную услугу предоставляют не все транспортные компании, а лишь те, которые обладают большим опытом и могут обеспечить сохранность грузов.

     Выполняя  международные перевозки, транспортным компаниям приходится учитывать  множество моментов. Одними из основных являются сроки и прохождение  таможенного контроля.

     Международные морские перевозки иногда задерживаются из-за плохой погоды, что касается таможни, то транспортная компания заранее заботится о ее прохождении и оформляет необходимые документы. Некоторые компании имеют собственные склады, на которых может храниться груз несколько дней.

     Среди всех видов доставки грузов 80% занимают международные морские перевозки. Они используются тогда, когда невозможно осуществить доставку груза сухопутным способом, а авиаперевозка слишком  дорога. Для международных морских  перевозок используются контейнеры, соответствующие виду продукции. Данная услуга имеет большой спрос в доставке самых разнообразных грузов: фруктов, мебели, техники и т.д. При этом габариты груза также могут быть самыми разнообразными. Это самый экономически выгодный способ доставки, который по карману большинству даже небольших компаний.

     Международные морские перевозки грузов нередко сочетают в себе дополнительные возможности. Например, заказчик не имеет возможности доставить груз в порт или забрать его оттуда, тогда услуга международной морской перевозки включает в себя и сухопутную доставку. Конечно, это зависит от возможностей транспортной компании.

     Кроме того, международные перевозки такого типа дополняются и другими услугами, такими как погрузочные и разгрузочные работы с использованием специального оборудования.

     Между долей в мировой торговле и  долей торгового флота в каждой стране прослеживается определенная зависимость, характер которой определяется во многом географическими условиями существования  того или иного государства. Данное соотношение в 2002 и 2009 г. указано в таблице 2.

Таблица 2 – Доля в мировой торговле основных стран мира и их доля в мировом тоннаже торгового флота (2002 и 2009 гг.)

Страна Доля  в мировои торговле (в%) Доля  в мировом торговом флоте (в % от тоннажа) Доля  в мировои торговле (в%) Доля  в мировом торговом флоте (в % от тоннажа
2002 год 2009 год
США 15,2 5,11 12,19 4,93
Германия 8,4 4,63 8,47 8,69
Япония 6,0 12,89 5,06 15,07
Великобритания 4,8 2,32 4,34 2,73
Франция 5,1 0,767 4,23 0,61
Италия 3,8 1,78 3,50 1,63
Канада 3,9 0,51 3,15 0,61
Нидерланды 3,5 0,91 3,63 0,89
Китай - 4,0 5,08 7,29 7,19
Гонконг 3,1 4,40 2,72 4,60
Тайвань 1,8 2,86 1,77 2,24
Саудовская  Аравия - - 1,11 1,21
ОАЭ - - 1,09 0,71
Ю.Корея 2,3 3,11 2,63 3,30
Испания 2,0 0,47 2,15 0,45
Сингапур 1,9 2,37 2,10 2,63
Индия - » 1,20 1,51
Малайзия 1,3 0,88 1,21 0,68
Россия и 1,87 1,82 1,85
Швеция 1.1 0,97 1,13 1,66
 

     Обращает на себя внимание то обстоятельство, что доля Китая в мировой торговле в 2009 г. почти равна доле США, а по морскому флоту Китай уступает только Японии.

     Различают 2 основных вида морских перевозок:

     1. Международные морские перевозки.  Подразумевают доставку грузов  в иностранные порты и наоборот. Данные виды перевозок имеют  свои особенности. Судно должно иметь все необходимые документы для захода в иностранный порт. Компания обычно сама готовит все необходимые сопроводительные и таможенные документы.

     2. Контейнерные морские перевозки.  Популярные контейнерные перевозки  являются лучшим решением при  перевозке небольших партий товаров или товаров с разными характеристиками. Морские перевозки контейнеров применяются при перевозке малолитражных авто. Контейнеры рефрижераторы идеально подходят для перевозки скоропортящихся товаров.

     Осуществление морских контейнеров перевозок сейчас производится крупнейшими транснациональными судоходными компаниями, владеющими современными судами и необходимым оборудованием для разных типов контейнеров.

     Контейнерные  морские перевозки широко используются при смешанных перевозках, благодаря чему существенно снижаются расходы по перевалке, хранению и перевозке грузов на судах-контейнеровозах магистрального типа. Используются контейнеры, способные вместить габаритные грузы весом до 25 тонн, одно судно-контейнеровоз рассчитано на перевозку 6 000 контейнеров.

     Размещение  коммерческих грузов на судне достаточно сложная задача: оно должно обеспечивать максимальный экономический эффект перевозки и получение максимального  фрахта, а также гарантировать  соблюдение всех мер безопасности и  сохранности груза как на пути следования, так и портах.

    Последовательность  операций при загрузке судна примерно следующая:

  • определение общего количества грузов для данного рейса, исходя из необходимых запасов, безопасных глубин для сезона и района плавания в соответствии с грузовой маркой;
  • подбор грузов, исходя из условий максимального использования узоподъемности и грузовместимости или получения максимального фрахта- распределение груза по грузовым отсекам (трюм плюс твиндек)
  • исходя из необходимости обеспечить общую и местную прочность корпуса;
  • размещение груза по грузовым помещениям в зависимости от их совместимости и последовательности выгрузки в промежуточных портах;
  • определение дифферента, исправляя его возможными перемещениями груза вдоль судна;
  • определение остойчивости, исправляя ее возможными перемещениями грузов по вертикали.

     Еще до начала погрузки по результатам  произведенных расчетов составляют предварительный грузовой план. Для  сухогрузного судна он представляет собой схематический разрез судна  по диаметральной плоскости, с делением на грузовые помещения. На каждом помещении или его части наносятся месторасположения груза, с указанием его названия, количества, номеров коносаментных партий.

     Для наливных судов грузовой план представляет схематическое изображение судна в плане (вид сверху) и соответствующие надписи делаются на каждом танке.

     Для контейнерных судов грузовой план строится с разбивкой по отдельным беям (секциям) контейнеров.

     Грузовой  план обычно составляет порт и утверждает капитан судна. Все последующие изменения согласовываются с капитаном судна. Такие изменения происходят вследствие неподачи запланированного груза, переадресовки грузов, неточностей в расчетах и пр. Поэтому после окончания погрузки составляют окончательный грузовой план, соответствующий фактической загрузке судна. По нему уточняют характеристики прочности, остойчивости и дифферента. Этот план высылают в порт назначения, чтобы порт мог подготовиться к выгрузке.

     При загрузке судна нельзя допускать, чтобы  оказалась утопленной грузовая марка, определяющая высоту надводного борта, т. е. запас плавучести. С утопленной грузовой маркой судну не разрешат выход в море. Весь Мировой океан разделен на зоны и сезонные районы, для каждого из которых установлена грузовая марка: пресная тропическая, пресная, тропическая, летняя, зимняя, зимняя Северной Атлантики. Если при плавании судно пересекает несколько зон и сезонных районов, то на любых участках пути грузовая марка не должна быть утопленной.

     На  рынке контейнерных морских перевозок  крупные мировые игроки уже заняли практически все сегменты, только компании Maersk SeaLand удается удерживать 16% всех осуществляемых в мире морских грузоперевозок, а фирме MSC – 10% рынка. Анализируя рынок грузоперевозок морским путем, можно выделить 20 крупнейших компаний-перевозчиков, но доли перевозки многих из них не превышают 2% рынка.

     Отмечается  рост рефрижераторных грузов, но морских  судов такого типа не хватает, и их количество в последние годы резко  сократилось. 30% судов рефрижераторного типа принадлежит Японии и Греции, уверенное место в перевозках такого типа занимает и Россия, остальные рефрижераторные суда зарегистрированы в странах Латинской Америки.

Информация о работе Проблемы морских грузоперевозок