Проблемы и направления использования логистического подхода в различных отраслях народного хозяйства

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 17:03, реферат

Описание работы

К объективным экономическим факторам, ускорившим развитие логистики на этапе становления (60-е годы XX века), относятся: усиление внимания к покупателям, появление большого количества конкурентных товаров, методов лучшего обслуживания потребителей, переход к рынку покупателя, что заставило искать новые пути координации спроса и предложения, а также методов лучшего обслуживания потребителей. Повышение разнообразия товаров привело к значительному возрастанию затрат на создание и поддержание запасов в системах распределения, что потребовало поиска новых путей снижения этих затрат.

Содержание

Суть логистического подхода……………………………………..……………3
Этапы развития логистики………………………………………………...3
Новизна и специфика логистического подхода………………………….7
Экономический эффект от использования логистики……………………….12
Источники экономического эффекта……………………………………12
Специфика логистического подхода к управлению материальными потоками в экономике……………………………………………………………...14
Логистический подход к организации товародвижения……………….17
Эффективность применения логистики в торговле…………………….19
Реализация логистического подхода………………………………………….21
Методы решения логистических вопросов……………………………...21
Базовые концепции (технологии) логистики……………………………24

Работа содержит 1 файл

Логистические технологии.docx

— 92.35 Кб (Скачать)

 

      1. Базовые концепции (технологии) логистики

 

Термин «концепция» означает способ понимания, трактовки объекта исследования, основную точку зрения по данному вопросу, руководящую идею для систематизированного освещения. Также — ведущий замысел, методологические принципы, постулатную основу в научно-исследовательской разработке.

Эволюция логистики тесно связана  с её фундаментальными концепциями:

    • информационная
    • маркетинговая
    • интегральная

Информационная логистическая концепция появилась в конце 1960-х гг. и тесно связана с развитием информационно-компьютерных технологий.  Фокус данной концепции сосредоточен на конкретных функциях, выполняемых при планировании, закупке материальных ресурсов, производстве, распределении и др.  В рамках этой концепции не ставится задача оптимизации всего процесса управления потоками.  Информационно-компьютерным технологиям отводится поддерживающая роль при управлении логистическими видами деятельности: используются информационные системы учета, связи, контроля и принятия решений. Практическими примерами использования информационной концепции являются широко распространенные системы, информационно-программные модули и технологии: MRP I, MRP II, DRP и др.

MRP I (Material Requirement Planning) — система планирования потребностей в материалах, основанная на производственных графиках, связывающих информацию о спросе и запасах.  Первоначально определяется спрос, и в зависимости от него программа рассчитывает общий объем необходимых материальных ресурсов.  Затем, сопоставляя с уровнем запасов, вычисляет объем заказов, их параметры с учетом объема и времени доставки.  Результаты расчетов передаются логистическому менеджменту для принятия решений.

MRP II (Manufactory Resource Planning) — система производственного планирования ресурсов, объединяющая производственное, маркетинговое, финансовое планирование и логистические операции.  Планы разрабатываются на основе прогнозной информации о спросе, данных об имеющихся заказах и сведений об изменениях в продуктовой линии.  Система быстро реагирует на изменения, позволяет работать в режиме реального времени, в ней предусмотрено ежедневное обновление баз данных.  Задачей системы MRP II является формирование оптимального материального потока материалов, полуфабрикатов как в системе снабжения, так и в производстве, а также оптимизация потока готовой продукции.  Современные системы MRP II позволяют интегрировать все основные логистические процессы внутри предприятия.

DRP (Distribution Requirements Planning) — система планирования отправок и запасов готовой продукции в дистрибутивных каналах, в том числе и у логистических посредников.  DRP базируется на потребительском спросе, учитывая его неопределенность.  Система DRP позволяет снизить уровни запасов за счет точного планирования размера и места поставок, сократить потребности в складских площадях, улучшается координация между логистическими функциями, выполняемыми в распределении, все это вместе способствует снижению логистических издержек.  DRP II (Distribution Resource Planning) — это современная версия системы планирования, использующая более современные и мощные программные модули, алгоритмы и модели принятия решений.

Маркетинговая логистическая  концепция стала применяться с начала 1980-х гг. для построения логистической системы, обеспечивающей конкурентоспособность за счет оптимизации решений в распределении продукции.  Среди логистических концепций (технологий), широко применяемых в дистрибуции, является DDT (Demand-driven Techniques/Logistics) — логистика, ориентированная на спрос.  Данная концепция имеет несколько вариантов, среди которых QR, CR и др.

QR (Quick Response) — концепция (метод, технология) «быстрого реагирования», суть которой состоит в оценке спроса в реальном масштабе времени и как можно ближе к конечному потребителю.  Реализация данной концепции логистического управления стала возможной после разработки соответствующих информационных технологий, введения электронного документооборота, электронных продаж, штрихового кодирования и др.  С помощью сканирования штриховых кодов формируются данные о реальных продажах, затем эти сведения передаются поставщикам и производителям продукции.  «Быстрое реагирование» нацелено на максимальное сокращение времени реакции логистической системы на изменение спроса, и совершенствование информационных технологий способствует более эффективному использованию метода в деятельности предприятий.  На основе информации о спросе формируются оптимальные уровни запасов и времени исполнения заказа.

CR (Continuous Replenishment) — логистическая технология «непрерывного пополнения запасов», предназначенная для устранения необходимости в заказах на готовую продукцию для пополнения запасов.  Эта технология является модификацией QR.  Цель — разработка плана поставки продукции розничным продавцам, направленного на непрерывное пополнение запасов.  Пополнение запасов продукции у розничных продавцов осуществляет поставщик на основании информации о продажах, передаваемой продавцом.

Концепция интегрированной  логистики, появившаяся в последнее десятилетие, стала применяться для сквозного управления основными и сопутствующими потоками в интегрированной структуре бизнеса: «проектирование-закупки-производство-распределение-продажи-сервис».  Концепция интегрированной логистики требует объединения различных функциональных областей и их участников в рамках единой логистической системы в целях ее оптимизации.  В интегрированной логистике применяются концепции TQM, JIT, LP,VMI, SCM, TBL, VAD и др., системы ERP, CSRP.

TQM (Total Quality Management) — всеобщее управление качеством — непрерывно развивающаяся во времени концепция, определяющая конкурентное качество при отсутствии пределов его совершенствования.  TQM интегрирует как техническую сторону качества, предоставляемую стандартами ISO 9000, так и философию управления качеством, основанную на широком участии всего персонала компании во всех сторонах этого процесса, а также интеграцию со всеми логистическими партнерами и прежде всего с потребителями.

JIT (Just-in-time) — концепция (технология) построения логистической системы или организации логистического процесса в отдельной функциональной области, обеспечивающая доставку материальных ресурсов, незавершенного производства, готовой продукции в нужном количестве в нужное место и точно к назначенному сроку.  Применение концепции «точно в срок» позволяет снизить запасы, сократить производственные и складские площади, повысить качество изделий, сократить сроки производства, эффективно использовать оборудование, уменьшить количество непроизводственных операций.

Многие исследователи, в частности М. Кристофер, отмечают, что концепция JIT нацелена на синхронизацию работы всех элементов цепи, на раннюю идентификацию требований отгрузки товаров по заказам, на обеспечение строжайшей дисциплины договорных отношений.  Для недопущения накопления чрезмерных запасов, с одной стороны, и оптимизации общих логистических издержек — с другой, приоритетное значение получает задача поиска консолидации грузов.  Вместо поставки мелких партий от разных поставщиков в точные сроки заказы, выполняемые разными поставщиками, должны объединяться в рамках одной поставки.  Для применения технологии JIT необходимо создание максимально тесных взаимоотношений между покупателем и поставщиком, с точки зрения обмена информацией и координации планов; также повышаются требования к качеству поставляемых материалов и комплектующих.

Концепция JIT послужила для разработки и внедрения таких логистических концепций (технологий), как Lean Production и Value added logistics.

LP (Lean Production) — «стройное/плоское производство».  Суть данной концепции состоит в соединении следующих компонентов: высокого качества, мелких размеров производственных партий, низкого уровня запасов, высококвалифицированного персонала и гибкого оборудования.  В отличие от массового «стройное» производство требует меньших запасов, меньше времени, возникает меньше потерь от брака.  При этом сохраняется преимущество массового производства: «большие объемы — низкая себестоимость». Основная идея LP — убрать ненужные операции (например, исключаются складирование и ожидание) и организовать производство, требующее наименьших затрат, на котором производятся минимально необходимые партии продукции и в целом используется минимальное количество ресурсов.

TBL (Time-based Logistics) — концепция, направленная на оптимизацию всех фаз жизненного цикла изделия по времени, начиная от научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок до послепродажного сервиса.

VAD (Value added Logistics) — концепция, основанная на понимании того, что каждая логистическая операция добавляет стоимость продукту или услуге.  Данная концепция представляет логистический процесс как процесс создания выгод, содержащих добавленную стоимость, наиболее эффективным, с точки зрения конкретного потребителя, способом.

ERP (Enterprise Resource Planning) — система интегрированного планирования ресурсов, позволяющая планировать всю деятельность предприятия.  Данная система включает модули прогнозирования спроса, управление проектами, затратами, кадрами, финансовой деятельностью, инвестициями и др.

CSRP (Customer synchronized resource planning) — система планирования ресурсов, синхронизированная с потребителем, использующая функциональность ERP, переориентирует планирование от производства к конечному покупателю.  Данная система учитывает производственные и материальные ресурсы предприятия и ресурсы, потребляемые в маркетинговой, коммерческой, послепродажной работе с потребителем.

Более подробно рассмотрим концепцию эффективной реакции на запросы потребителей (ECR – Efficient Consumer Response).

Концепция/технология ECR часто рассматривается специалистами по логистике как синоним концепции JIT в дистрибьюции потребительских товаров. Эта концепция является развитием метода «Быстрого реагирования» (QR) и предполагает использование производителями и розничными магазинами компьютеризированных систем автоматической обработки заказов для выполнения однотипных операций с акцентом на перемещение товаров в дистрибутивной сети. Эффективная реакция на запросы потребителей включает в себя QR как составную часть и фокусируется на распределении, продвижении и продаже товаров.

В концептуальном плане ECR – это стратегическая концепция менеджмента в новом поколении, состоящем в том, что торговля и производители сотрудничают как партнеры, чтобы рационально и эффективно организовать цепочку создания стоимости, ориентированную на потребности клиента. ECR включает два основополагающих аспекта: с одной стороны, благодаря кооперации в цепи поставок между производителями и торговлей должна быть реализована идеология SCM; с другой стороны, благодаря кооперации в маркетинге должен быть реализован согласованный категорийный менеджмент.

В отличие от большинства технологий, сфокусированных на логистике, ECR состоит из различных компонентов (элементов) логистики и маркетинга. С позиции стратегического аспекта, между ECR и LP существует большое сходство. Элементы ECR можно поделить на следующие сферы: ECR-модули логистики, ECR-модули маркетинга и поддерживающие технологии и техники.

ECR-модули логистики включают:

  1. Непрерывные поставки, пополнение товара. Этот модуль строится на точных данных сканирования штрих-кодов с потребительских упаковок в точках продаж или единиц хранения товаров на складе. Объектом модуля является компьютерный процесс обработки заказа с целью организации непрерывного стандартизированного автоматизированного процесса пополнения товарных запасов розницы, чтобы удовлетворить актуальный спрос и не создавать избыточных запасов и дефицитов. Такая стратегия пополнения запасов требует смещения управления запасами с последующей ступени логистической цепи на предыдущую.
  2. Технология «Cross Docking». Чтобы минимизировать время изготовления (доставки) изделия и связывания капитала в цепи поставок, ставится цель избежать избыточных погрузочно-разгрузочных операций и хранения товаров в складской сети. Для ускорения доставки товары, предварительно скомплектованные производителем (или дистрибьютором) в грузовые единицы (в зависимости от требований потребителя), не хранятся на промежуточных или распределительных складах, а сортируются в пунктах перевалки с последующей ежедневной оперативной отгрузкой в филиалы фирмы-производителя, оптовику или в магазины розничной сети.
  3. Синхронное производство. Благодаря оперативным данным о заказах становится возможным более эффективное планирование производства, а следовательно, оптимальные по затратам процессы и производственные циклы. Тем самым можно избежать ошибочных оценок и связанных с этим сверхсрочных производственных заказов.
  4. Интеграция поставок. Благодаря синхронному производству, базирующемуся на достоверном планировании спроса, поставщики могут быть включены в процесс производства фокусной компании в цепи поставок; следовательно, они смогут управлять своим производством с оптимальными затратами и избегать ненужных запасов. В результате они возьмут на себя ответственность за состояние наличных запасов на последующей ступени (развитие идеологии VMI).

Благодаря применению данной технологии появляется возможность сократить  время выполнения заказа и объем  связанного капитала в форме наличных запасов и одновременно повысить степень выполнения заказов. Кроме  того, ускорение и автоматизация  информационной поддержки логистики  с помощью средств EDI приводит к сокращению расходов на трансакции в цепи поставок и к уменьшению числа ошибок, поскольку «ручное» вмешательство сокращено до минимума. При осуществлении принципа «Cross Docking» можно добиться сокращения складских расходов на треть, прежде всего на основе уменьшения расходов на погрузочно-разгрузочные работы и числа складов в дистрибутивной сети, а также повышением частоты перевалочных работ на Cross-docking-терминалах.

Информация о работе Проблемы и направления использования логистического подхода в различных отраслях народного хозяйства