Проблемы и направления использования логистического подхода в различных отраслях народного хозяйства

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 17:03, реферат

Описание работы

К объективным экономическим факторам, ускорившим развитие логистики на этапе становления (60-е годы XX века), относятся: усиление внимания к покупателям, появление большого количества конкурентных товаров, методов лучшего обслуживания потребителей, переход к рынку покупателя, что заставило искать новые пути координации спроса и предложения, а также методов лучшего обслуживания потребителей. Повышение разнообразия товаров привело к значительному возрастанию затрат на создание и поддержание запасов в системах распределения, что потребовало поиска новых путей снижения этих затрат.

Содержание

Суть логистического подхода……………………………………..……………3
Этапы развития логистики………………………………………………...3
Новизна и специфика логистического подхода………………………….7
Экономический эффект от использования логистики……………………….12
Источники экономического эффекта……………………………………12
Специфика логистического подхода к управлению материальными потоками в экономике……………………………………………………………...14
Логистический подход к организации товародвижения……………….17
Эффективность применения логистики в торговле…………………….19
Реализация логистического подхода………………………………………….21
Методы решения логистических вопросов……………………………...21
Базовые концепции (технологии) логистики……………………………24

Работа содержит 1 файл

Логистические технологии.docx

— 92.35 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

на тему

«Проблемы и направления использования логистического подхода в различных отраслях народного хозяйства»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2012 г. 

Содержание

  1. Суть логистического подхода……………………………………..……………3
    1. Этапы развития логистики………………………………………………...3
    2. Новизна и специфика логистического подхода………………………….7
  2. Экономический эффект от использования логистики……………………….12
    1. Источники экономического эффекта……………………………………12
    2. Специфика логистического подхода к управлению материальными потоками в экономике……………………………………………………………...14
    3. Логистический подход к организации товародвижения……………….17
    4. Эффективность применения логистики в торговле…………………….19
  3. Реализация логистического подхода………………………………………….21
    1. Методы решения логистических вопросов……………………………...21
    2. Базовые концепции (технологии) логистики……………………………24

 

 

  1. Суть логистического подхода

 

      1. Этапы развития логистики

 

В современной экономике существует несколько подходов к выделению  этапов развития логистики. Рассмотрим некий обобщенный подход.

  1. Этап становления. Интеграция транспортно-складского процесса для распределения готовой продукции

К объективным экономическим факторам, ускорившим развитие логистики на этапе  становления (60-е годы XX века), относятся: усиление внимания к покупателям, появление большого количества конкурентных товаров, методов лучшего обслуживания потребителей, переход к рынку покупателя, что заставило искать новые пути координации спроса и предложения, а также методов лучшего обслуживания потребителей. Повышение разнообразия товаров привело к значительному возрастанию затрат на создание и поддержание запасов в системах распределения, что потребовало поиска новых путей снижения этих затрат.

Логистический подход первоначально  был использован в сфере обращения, охватив на этапе становления  организацию хранения и транспортировки готовой продукции. Транспорт и склад, прежде связанные лишь операциями погрузки и разгрузки, начинают работать на один экономический результат по единому графику и по единой согласованной технологии. То есть начинают совместно решаться задачи организации транспортно-складского процесса.

Этот этап характеризуется наименее совершенной формой логистического управления. Система управления действует  по принципу непосредственного реагирования на ежедневные колебания спроса и  сбои в процессе распределения продукции. Задачи оптимизации физического  распределения продукции решались и раньше. Например, оптимизировались частота и размер поставляемых партий; размещение и функционирование складов; транспортные маршруты и графики и т.д. Однако традиционно эти задачи решались обособленно, что не могло обеспечить значительного системного эффекта. Совместное решение отдельных задач по управлению материальным потоком, предпринятое на этапе становления, оказалось намного сложнее их обособленного решения, потребовало иных методов, иной подготовки специалистов, использования вычислительной техники и специализированного программного обеспечения.

Развитие компьютерных технологий, которые начали активно внедряться в бизнес с середины 50-х годов, позволило автоматизировать решение  таких многоальтернативных и  оптимизационных задач, как выбор  вида транспорта, оптимизация размещения производства и складов, оптимальная  маршрутизация, управление многоассортиментными запасами продукции, прогнозирование спроса и потребностей в ресурсах и т.п.

  1. Этап развития. Интеграция производственных, складских и транспортных процессов

Отличительной чертой 1970 –х годов стало усиление конкуренции на фоне нехватки высококачественных сырьевых ресурсов (энергетический кризис). Предшествующий рост инвестиций в средства производства сменился относительной стабилизацией. При этом значительно выросли логистические затраты, стоимость физического распределения. Основной задачей большинства фирм стало рациональное использование сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий. Ресурсный фактор (снижение энергоемкости и материалоемкости продукции) стал основным в конкурентной борьбе.

На этапе развития производство, складское и транспортное хозяйства  предприятий начали работать как  единый слаженный механизм, т.е. происходило  управление потоком производимых товаров  от производственной линии до конечного  потребителя.

К концу 1970 –х годов на Западе завершилась так называемая «тарно-упаковочная» революция, которая коренным образом изменила набор операций, организацию, техническое и технологическое обеспечение складского процесса. Большое развитие получило производство транспортно-складского оборудования, стандартизация и производство новых видов тары и упаковки, стали формироваться современные автоматизированные складские комплексы, активно начала внедряться контейнерная перевозка грузов.

  1. Этап интеграции. Интеграция производственных, складских и транспортных процессов, включающих работу с сырьем и готовой продукцией

В 1980-е годы произошли изменения  в государственном регулировании  инфраструктуры экономики; повсеместное распространение философии всеобщего  управления качеством; структурные  изменения в организациях бизнеса. Произошел бурный рост партнерства  и стратегических союзов в бизнесе, в области оказания специализированных услуг на транспорте, в оптовой  торговле и распределении, которые  сменили предшествующую практику недоверия, подозрительности и ожесточенной конкуренции.

Пришло понимание, что наряду с материальным потоком необходимо управлять сервисными потоками (услугами) и сопутствующими информационным и финансовым потоками.

Получила повсеместное распространение  концепция всеобщего управления качеством, которая произвела переворот  в теории и практике менеджмента. Концепция всеобщего управления качеством – это управленческий подход, ставящий в центр внимания задачу повышения качества и основанный на участии в решении этой задачи всех членов организации на всех стадиях производства и продвижения продукции (услуг). Он позволяет достичь долговременного успеха за счет удовлетворения нужд потребителей и благодаря взаимной выгоде как каждого члена организации, так и общества в целом.

  1. Этап глобализации

В 1990-е годы концепция логистики, ключевым положением которой является необходимость интеграции, была признана большинством участников цепей снабжения, производства и распределения. Появились  фундаментальные изменения в организации и управлении рыночными процессами во всей мировой экономике. Компании стали осуществлять свою деятельность не только на региональном или национальном уровнях, но и на глобальном. Началась глобализация мировой экономики.

В связи с глобализацией мировой  экономики усилилась потребность  в привлечении «третьих участников» – таможенных и экспедиционных агентств, банков и т.п. В индустриально развитых странах были созданы национальные и международные специализированные общества и ассоциации логистики, которые имеют свои исследовательские центры, консультативные отделы, банки информации, учебные центры и т.д. Появилась технология электронной почты, получил развитие электронный бизнес. Для поддержки электронного обмена данными были разработаны технологии кодирования товара в виде штрихового кода или магнитной полоски, а также электронный перевод денежных средств.

  1. Современные тенденции развития логистики

Современный этап развития логистики (2000-е годы) определяют два основных фактора: глобализация мировой экономики  и глобальная научно-техническая  революция, которые порождают новые  потребности клиентов в логистических  услугах и разнообразные формы  их удовлетворения.

Глобализация бизнеса выражается в следующем:

  • более совершенные коммуникации и перевозка сделали физические расстояния менее значимыми, благодаря этому предприятия могут работать на едином, охватывающем весь мир рынке;
  • происходит сокращение торговых барьеров между странами и рост международной торговли и конкуренции;
  • размещение предприятий происходит не по национальному принципу, а в странах и регионах с низкими затратами на производство (например, немецкие предприятия в Польше, американские – в Мексике, японские – в Китае).

В настоящее время в мире в  области науки и техники происходит так называемая глобальная революция, которая заключается в том, что  технологические изменения происходят повсеместно, а не появляются где-то в одном месте, а затем постепенно распространяются – как это происходило ранее, в сельскохозяйственной и промышленной революциях.

Объективное развитие рыночных экономических  систем в XX веке привело к необходимости  появления логистического подхода  к управлению предприятиями. Рассмотрим основные факторы (предпосылки), обусловившие появление и развитие логистики.

 

      1. Новизна и специфика логистического подхода

 

Существует  несколько десятков определений  понятия логистики как экономической  деятельности. Наиболее широкая трактовка  понимает под логистикой управление всеми видами потоков (материальными, людскими, энергетическими, финансовыми  и др.), существующими в экономических  системах. Управление любым объектом подразумевает сначала принятие решения, а затем его реализацию. Для того чтобы принимать решения, необходимы определенные знания, для  практической реализации принятых решений  нужны конкретные действия. Исходя из этого, рассмотрим логистику, с одной  стороны, как науку, а с другой стороны, как хозяйственную деятельность.

Логистика как наука разрабатывает научные принципы, методы, математические модели, позволяющие планировать, контролировать и управлять транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе:

  • доведения сырья и материалов до производственного предприятия;
  • внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов;
  • доведения готовой продукции (ГП) до потребителя в соответствии с его требованиями;
  • передачи, хранения и обработки соответствующей информации.

Логистика как хозяйственная деятельность – это процесс управления движением и хранением сырья, материалов, полуфабрикатов и готовой продукции в хозяйственном обороте от первичного источника сырья до конечного потребителя ГП, а также связанной с этими операциями информацией.

Логистика позволяет на научной основе решать множество разнообразных задач  различной сложности и масштабов, перечислим лишь некоторые из них:

  • прогнозирование спроса и определение на его основе необходимого запаса, разработка системы управления запасами (УЗ);
  • определение необходимой мощности производства и транспорта;
  • организация распределения ГП;
  • управление перегрузочными процессами и транспортно-складскими операциями в пунктах производства и у потребителей;
  • моделирование функционирования логистических систем (ЛС);
  • проектирование ЛС;
  • планирование и реализация снабжения, производства, складирования, сбыта, транспортирования;
  • согласование целей и координация деятельности отдельных предприятий в цепи поставок и различных подразделений в рамках предприятия и др.

Основным  объектом управления логистики, как  хозяйственной деятельности, является сквозной материальный поток, т. е. материальный поток (МП), проходящий по логистической цепи (ЛЦ), начиная от первичного источника сырья через все промежуточные процессы вплоть до поступления к конечному потребителю.

В ходе прохождения  по логистической цепи МП доводится  до предприятия, затем организуется его рациональное движение через  цепь складских и производственных участков, после чего ГП доводится  до потребителя. Качественный состав МП по мере продвижения по ЛЦ меняется. Между источником сырья и первым перерабатывающим предприятием, а также между различными производственными предприятиями движутся, как правило, массовые однородные грузы: сырье, материалы, полуфабрикаты. Внутри отдельных производств между цехами и внутри цехов перемещаются различные детали, заготовки, полуфабрикаты. В конце ЛЦ МП состоит из разнообразных товаров, готовых к употреблению.

Информация о работе Проблемы и направления использования логистического подхода в различных отраслях народного хозяйства