Проблемы и направления использования логистического подхода в различных отраслях народного хозяйства

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 17:03, реферат

Описание работы

К объективным экономическим факторам, ускорившим развитие логистики на этапе становления (60-е годы XX века), относятся: усиление внимания к покупателям, появление большого количества конкурентных товаров, методов лучшего обслуживания потребителей, переход к рынку покупателя, что заставило искать новые пути координации спроса и предложения, а также методов лучшего обслуживания потребителей. Повышение разнообразия товаров привело к значительному возрастанию затрат на создание и поддержание запасов в системах распределения, что потребовало поиска новых путей снижения этих затрат.

Содержание

Суть логистического подхода……………………………………..……………3
Этапы развития логистики………………………………………………...3
Новизна и специфика логистического подхода………………………….7
Экономический эффект от использования логистики……………………….12
Источники экономического эффекта……………………………………12
Специфика логистического подхода к управлению материальными потоками в экономике……………………………………………………………...14
Логистический подход к организации товародвижения……………….17
Эффективность применения логистики в торговле…………………….19
Реализация логистического подхода………………………………………….21
Методы решения логистических вопросов……………………………...21
Базовые концепции (технологии) логистики……………………………24

Работа содержит 1 файл

Логистические технологии.docx

— 92.35 Кб (Скачать)

 

Цель совершенствования торговли на базе концепции логистики —  создание высокоэффективных товаропроводящих систем, способных обеспечить наличие  нужного товара, в нужном месте, в  нужное время, в нужном количестве, с минимальными затратами и по приемлемой цене. Эти системы должны иметь высокую способность адаптироваться к изменениям окружающей среды.

Известные преобразования начала 90-х гг. повлекли за собой дезинтеграционные процессы в торговле. В результате для нынешней организации отечественного товародвижения характерна слабая координация действий участников. Государство в роли дирижера на этой сцене сегодня не выступает. Распределение запасов в целом  по цепи носит случайный характер и нерационально. На оптовых складах, на транспорте и в магазинах применяются  исторически сложившиеся технологические  процессы обработки информации и  груза, не согласованные между собой. Применяемое участниками оборудование не сопряжено по значимым эксплуатационным параметрам. Себестоимость транспортировки  по ряду организационных причин высока. В магазинах далеко не всегда созданы  условия для беспрепятственного подъезда транспорта, быстрой разгрузки  и приемки товара. Процессы в опте, рознице и на транспорте не увязаны  единой системой планирования.

Миссия  логистики в этих условиях в первую очередь заключается в усилении технико-технологической, экономической  и методологической согласованности  участников товародвижения.

Основной  предпосылкой возможности применения логистического метода организации  товародвижения является организационно-экономическое  единство участников товародвижения. Производство, опт, розница и транспорт  начинают координировать и совместно  планировать свои действия. Исторически  сложившиеся технологические процессы корректируются в соответствии с  требованиями оптимальной организации  именно сквозного материального потока. Участники договариваются о параметрах применяемой техники, согласовывают порядок транспортировки, перераспределяют запасы, определяют порядок распределения дополнительно получаемого дохода.

Иными словами, выделяется единая функция управления сквозными материальными потоками и связанными с ними информационными  и финансовыми потоками. В результате отдельные звенья товаропроводящей цепи объединяются в конкурентоспособную  систему, обеспечивающую эффективное  управление сквозным материальным потоком.

Сегодня российские предприниматели начинают достаточно четко осознавать необходимость  консолидации участников товародвижения.

Одним из примеров движения в этом направлении  можно считать создание в Новосибирске виртуального распределительного торгового  центра (РТЦ), сосредоточивающего информацию о товарах и спросе в регионе. Информационно соединяя контрагентов, РТЦ позволяет супермаркетам  избавиться от необходимости поиска поставщиков по широкой номенклатуре ассортимента. Поставщики же решают свои проблемы сбыта. Упрощается процедура  заказа, резко сокращается документооборот, ускоряется оборачиваемость запасов. В развитии РТЦ может быть создана  фирменная транспортная служба.

Несмотря  на важность информационной консолидации торговых, транспортных и производственных процессов, не следует отождествлять  логистику с автоматизацией управления товародвижением. Информационные системы  являются лишь частью логистических  систем, увязывающих, наряду с информацией, также технику, технологию, планирование и экономику участников товародвижения.

Сквозные  технологии работы с товаром и  информацией, сопряженная техника, согласованное планирование - это  именно то, что позволяет своевременно довести товар до покупателя с  минимальными затратами, не допустив порчи  и потерь. Например, расчеты показывают, что если в товароснабжении вместо традиционных ящиков использовать тару-оборудование, то при продвижении по оптово-розничной цепи 1 т фасованного товара трудозатраты снижаются с 6 тонно-операций до 1,75. Резко сокращаются простои транспорта. Однако для того, чтобы устойчиво применять названную технологию, необходимо логистически организованное товародвижение — силами виртуальных РТЦ этих вопросов уже не решить.

Технико-технологические  аспекты интеграции процесса доведения  готового продукта от изготовителя до конечного потребителя пока остаются вне поля зрения российских предпринимателей.

 

      1. Эффективность применения логистики в торговле

 

Мировой и отечественный опыт свидетельствует, что применение логистики позволяет  существенно повысить эффективность  торговли. Остановимся на основных слагаемых эффекта.

1. Сокращение запасов в цепях товародвижения за счет:

  • перераспределения запасов между оптовой и розничной торговлей и сосредоточения запасов в оптовом звене;
  • применения современных технологий контроля состояния запасов;
  • высокой степени согласованности участников в вопросах своевременного пополнения запасов.

Сокращаются как текущий, так и страховые запасы. Текущие — за счет поставок точно в срок оптимальных размеров партий. Страховые — за счет их концентрации в едином распределительном складе. Например, если 100 магазинов объединить вокруг одного распределительного склада и сконцентрировать здесь страховые запасы, то по закону квадратного корня (см. с. 267) общий размер запаса без ущерба для стабильности обслуживания сократится в 10 раз.

2. Максимальное использование площадей  и объемов предприятий оптовой  и розничной торговли. Например, логистическая оптимизация цепи товародвижения позволит существенно изменять структуру площадей магазинов в пользу увеличения доли торговых площадей. Этого удается достичь за счет:

  • резкого сокращения общего количества запасов и перемещения их значительной части из магазина в оптовое звено;
  • перемещения части подготовительных операций, таких, как фасовка, маркировка, проставление цены и др., на более ранние стадии товародвижения.

3. Ускорение оборачиваемости капитала. Достигается за счет контроля времени сквозных процессов размещения и выполнения заказов.

4. Сокращение транспортных расходов, которое удается достичь за счет высокой согласованности участников в вопросах использования транспорта.

5. Сокращение затрат, связанных  с грузопереработкой, в том числе затрат ручного труда.

Совокупный  эффект от использования логистики, как правило, превышает сумму  эффектов от улучшения перечисленных  показателей. Это объясняется возникновением у логистически организованных систем ценной для рынка способности обеспечивать поставку нужного груза, необходимого качества, в нужном количестве, в нужное время, в нужное место с минимальными затратами.

В заключение отметим, что логистическая оптимизация  торговли — естественный, неизбежный путь развития отрасли. Применение логистики  — уже сегодня залог конкурентоспособности  предприятия торговли. Завтра это, возможно, — его главный ресурс.

 

 

 

  1. Реализация логистического подхода

 

      1. Методы решения логистических вопросов

 

Управление  в логистике характеризуется, как  правило, большой номенклатурой  управляемых объектов: широкий ассортимент  товаров, большое число покупателей  или поставщиков, разнообразные  грузы и т.п. В процессе работы с каждым отдельным объектом, например, позиция ассортимента, предприниматель  получает какую-то часть намеченного  результата. При этом с точки зрения вклада в общий результат управляемые  объекты не равноценны.

В логистике АВС-анализ применяют, ставя цель сокращения величины запасов, сокращения количества перемещений на складе, общего увеличения прибыли предприятия, а также преследуя другие цели.

Идея  метода АВС состоит в том, чтобы  из всего множества однотипных объектов выделить наиболее значимые с точки  зрения обозначенной цели. Таких объектов, как правило, немного, и именно на них необходимо сосредоточить основное внимание и силы.

В экономике  широко известно так называемое правило Парето (20/80), согласно которому лишь пятая часть (20%) от всего количества объектов, с которыми обычно приходится иметь дело, дает примерно 80% результатов этого дела. Вклад остальных 80% объектов составляет только 20% общего результата.

Например, в торговле 20% наименований товаров дает, как правило, 80 % прибыли предприятия, остальные 80% наименований товара — лишь необходимое дополнение, обязательный ассортимент. Правило Парето действует не только в экономике. Если разделить всех студентов вузовского потока по признаку сложности управления, то получится, что 20% студентов потока создают 80% всех хлопот деканата. Говорят, что 20% всех любителей пива выпивают 80% всего пива. Примерно 20% материала учебника могут позволить сформировать 80% представления об изучаемом курсе. Из всего количества поставщиков предприятия лишь 20% создают 80% всей опасности потерь от связей с недобросовестным контрагентом. Можно привести и другие примеры.

Американцы называют эту закономерность «правилом большого пальца» поднятый вверх большой палец правой руки символизирует эти самые 20% ударных объектов, при этом сжатые в кулак 4 пальца обозначают значимость поднятого вверх — 80%.

Суть  принципа Парето состоит в том, что  в процессе достижения какой-либо цели нерационально уделять объектам, образующим малую часть вклада, то же внимание, что и объектам первостепенной важности.

Согласно  методу Парето множество управляемых  объектов делится на две неодинаковые части. Широко применяемый в логистике  метод АВС предлагает более глубокое разделение — на три части. При  этом предварительно все управляемые  объекты необходимо вначале оценить  по степени вклада в результат  деятельности.

Ну а метод АВС — способ нормирования и контроля за состоянием запасов, заключающийся в разбиении номенклатуры реализуемых товарно-материальных ценностей на три неравномощных подмножества А, В, и С на основании некоторого формального алгоритма.

Товары (материалы) класса А — это немногочисленные, но важнейшие товары, на которые приходится большая часть денежных средств, вложенных в запасы. Размеры запасов позициям группы А постоянно контролируют, точно определяют издержки, связанные с закупкой, доставкой и хранением, а также размер и момент заказа.

Товары (материалы) класса В занимают срединное положение в формировании запасов предприятия и по сравнению с группой А требуют к себе меньшего внимания. Здесь осуществляется обычный контроль и сбор информации о запасах, который должен позволить своевременно обнаружить основные изменения в использовании запасов.

Товары (материалы) класса С, составляющие, как правило, большую часть ассортимента, относят к второстепенным. На долю этих товаров приходится наименьшая часть всех финансовых средств, вложенных в запасы. Точные оптимизационные расчеты размера и периода заказа с товарами данной группы не выполняются. Пополнение запасов регистрируется, но текущий учет уровня запасов не ведется. Проверка наличных запасов проводится лишь периодически, например, один раз в шесть месяцев.

Вероятность возникновения спроса на товары из подмножеств А, В и С подчинена различным законам распределения. Установлено, что в большинстве торговых фирм примерно 75% стоимости запасов охватывает около 10% ассортиментных позиций (подмножество А), 20% стоимости — соответственно 25% позиций ассортимента и 5% стоимости — 65% ассортимента (подмножество С).

Анализ  АВС позволяет дифференцировать ассортимент (номенклатуру ресурсов, а  применительно к торговле— ассортимент товаров) по степени вклада в намеченный результат. Принцип дифференциации ассортимента в процессе анализа XYZ иной — здесь весь ассортимент (ресурсы) делят на три группы в зависимости от степени равномерности спроса и точности прогнозирования.

В группу Х включают товары, спрос на которые  равномерен, либо подвержен незначительным колебаниям. Объем реализации по товарам, включенным в данную группу, хорошо предсказуем.

В группу Y включают товары, которые потребляются в колеблющихся объемах. В частности, в эту группу могут быть включены товары с сезонным характером спроса. Возможности прогнозирования спроса по товарам группы Y— средние.

В группу Z включают товары, спрос на которые  возникает лишь эпизодически. Прогнозировать объемы реализации товаров группы Z сложно.

Признаком, на основе которого конкретную позицию  ассортимента относят к группе Х, Y или Z, является коэффициент вариации спроса (v) по этой позиции. Среди относительных показателей вариации коэффициент вариации является наиболее часто применяемым показателем относительной колеблемости:

где хi — i-е значение спроса по оцениваемой позиции;

х — среднее значение спроса по оцениваемой позиции за период n;

n — величина периода, за который произведена оценка. Величина коэффициента вариации изменяется в пределах от нуля до бесконечности.

Информация о работе Проблемы и направления использования логистического подхода в различных отраслях народного хозяйства