Проблемы и направления использования логистического подхода в различных отраслях народного хозяйства

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 17:03, реферат

Описание работы

К объективным экономическим факторам, ускорившим развитие логистики на этапе становления (60-е годы XX века), относятся: усиление внимания к покупателям, появление большого количества конкурентных товаров, методов лучшего обслуживания потребителей, переход к рынку покупателя, что заставило искать новые пути координации спроса и предложения, а также методов лучшего обслуживания потребителей. Повышение разнообразия товаров привело к значительному возрастанию затрат на создание и поддержание запасов в системах распределения, что потребовало поиска новых путей снижения этих затрат.

Содержание

Суть логистического подхода……………………………………..……………3
Этапы развития логистики………………………………………………...3
Новизна и специфика логистического подхода………………………….7
Экономический эффект от использования логистики……………………….12
Источники экономического эффекта……………………………………12
Специфика логистического подхода к управлению материальными потоками в экономике……………………………………………………………...14
Логистический подход к организации товародвижения……………….17
Эффективность применения логистики в торговле…………………….19
Реализация логистического подхода………………………………………….21
Методы решения логистических вопросов……………………………...21
Базовые концепции (технологии) логистики……………………………24

Работа содержит 1 файл

Логистические технологии.docx

— 92.35 Кб (Скачать)

В ходе движения по логистической цепи МП проходит через стадии закупки, поставки, хранения, производства, распределения и потребления ГП.

Новизна логистики заключается в смене приоритетов между различными видами хозяйственной деятельности в пользу усиления значимости деятельности по управлению сквозным МП. Выделение МП в качестве объекта управления и связанное с этим абстрагирование от ряда факторов приводит к некоторому упрощению экономических процессов и к существенному сокращению размерности задач моделирования.

Рис. 1. Традиционный и логистический подходы к управлению МП на макроуровне

Это позволяет  проектировать сквозные ЛЦ, решать задачи сквозного мониторинга движения грузов, начиная от первичного источника  сырья через все промежуточные  процессы вплоть до поступления к  конечному потребителю, и, в целом, открывает новые возможности  формализованного исследования экономических  процессов. На рис. 1. представлен традиционный и логистический подходы к управлению МП на макроуровне.

На макроуровне  МП проходит по ЛЦ, состоящей из нескольких самостоятельных предприятий. Традиционно управление каждым из предприятий осуществляется обособленно его собственником (рис. 1, a). При этом понятие сквозного МП не выделяется и задача управления им не ставится и не решается. В результате такие важные показатели этого потока, как себестоимость, надежность поступления, качество и др., на выходе цепи складываются в определенной степени случайно и бывают далеки от оптимальных. При логистическом подходе объектом управления является сквозной МП (рис. 1, b). При этом обособленность предприятий в значительной степени преодолевается с целью согласования управления сквозным МП. Нужный груз начинает поступать в нужное место, в нужное время, в необходимом количестве, необходимого качества. В рамках всей цепи продвижение МП происходит с минимальными затратами.

На микроуровне  ЛЦ состоит из различных служб  одного предприятия. При традиционном подходе задача совершенствования  сквозного МП внутри предприятия, как  правило, не имеет приоритетного  значения ни для одного из подразделений (рис. 2, а). Показатели МП на выходе предприятия так же, как и в случае макроуровня, далеки от оптимальных.

Рис. 2. Традиционный и логистический подходы к управлению МП на микроуровне

При логистическом  подходе (рис. 2, b) на предприятии выделяется и получает существенные права служба логистики, для которой приоритетной задачей является управление сквозным МП, поступающим извне и проходящим через склады службы снабжения, производственные цеха, склады ГП и уходящим к потребителю. В результате показатели МП на выходе из предприятия становятся управляемыми.

Таким образом, принципиальное отличие логистического подхода к управлению МП от традиционного заключается:

  1. в объединении разрозненных МП в единый сквозной МП;
  2. выделении единой функции управления сквозным МП;
  3. технической, экономической, информационной интеграции отдельных звеньев ЛЦ в единую систему (на макроуровне – различных предприятий, на микроуровне – различных служб предприятия).
  4.  
  5. Экономический эффект от использования логистики

 

      1. Источники экономического эффекта

 

Материальный поток, двигаясь от первичного источника сырья через цепь производственных, транспортных и посреднических звеньев к конечному потребителю, постоянно увеличивается в стоимости. Исследования, проведенные в Великобритании, показали, что в стоимости продукта, попадающего к конечному потребителю, около 70% составляют расходы, связанные с хранением, транспортировкой, упаковкой и другими операциями, обеспечивающими продвижение материального потока. В масштабах экономики развитых стран, таких как США, Япония, Франция, Германия, Великобритания, на логистические издержки приходится около 20% валового внутреннего продукта. Высокая доля расходов на логистику показывает, что оптимизация управления МП имеет значительные резервы для улучшения экономических показателей деятельности предприятий. Рассмотрим основные источники экономического эффекта от использования логистики.

  1. Снижение запасов на пути движения МП

По данным Европейской промышленной ассоциации сквозной мониторинг МП обеспечивает сокращение материальных запасов на 30–70% (по данным промышленной ассоциации США – на 30–50%). Высокая значимость оптимизации запасов объясняется следующим:

    • в общей структуре издержек на логистику расходы на содержание запасов составляют около 50%, включая расходы на управленческий аппарат, а также потери от порчи или кражи товаров;
    • большая часть оборотного капитала предприятий, как правило, отвлечена в запасы (от 10 до 50% всех активов предприятий);
    • в производстве расходы по содержанию запасов составляют до 25–30% от общего объема издержек.
  1. Сокращение времени прохождения товаров по ЛЦ

В западных странах в общих затратах времени на движение товара от первичного источника сырья до конечного  потребителя всего лишь 2-5% занимают затраты времени на собственно производство, а 95% – на хранение, складские, погрузочно-разгрузочные и другие логистические операции (ЛО). Сокращение этой составляющей позволяет ускорить оборачиваемость капитала, соответственно увеличить прибыль, получаемую в единицу времени, снизить себестоимость продукции.

  1. Снижение транспортных расходов

Общий объем транспортных расходов в США и Канаде оценивается  примерно в 6,5% валового национального  продукта. По различным оценкам затраты  на выполнение операций с использованием транспортных средств составляют от 30% до 50% от суммы общих затрат на логистику. В связи с глобализацией  мировой экономики большую значимость приобрели международные перевозки, которые являются более сложными и дорогими, чем на менее широких  национальных рынках. Затраты на них  в зависимости от типа перемещаемых товаров могут достигать 25–35% стоимости  продаж экспортно-импортной продукции  по сравнению с 8–10% стоимости товаров, предназначенных для отгрузки на внутреннем рынке. Таким образом, снижение транспортных расходов является важным резервом снижения себестоимости продукции.

  1. Сокращение затрат ручного труда и соответствующих расходов на операции с грузом

Сокращение затрат ручного труда  на операции с грузом приводит:

    • к значительному сокращению времени выполнения погрузочно-разгрузочных и складских операций, что сокращает время выполнения заказа и в целом длительность логистического цикла;
    • сокращению соответствующих расходов на операции с грузом, в том числе за счет применения однотипных средств механизации, одинаковой тары, использования аналогичных технологических приемов грузопереработки во всех звеньях ЛЦ.
    1. Специфика логистического подхода к управлению материальными потоками в экономике

 

Большинство определений трактуют логистику  как теорию и практику управления материальными потоками. Однако эта  деятельность осуществлялась человечеством  с давних времен. Общепризнанного  же определения, которое отражало бы специфику логистики, пока не выработано. Поэтому остановимся несколько  подробнее на специфике логистического подхода к управлению материальными  потоками, как на макро-, так и на микроуровне.

На макроуровне  цепь, через которую последовательно  проходит некоторый материальный поток, состоит из нескольких самостоятельных предприятий. Традиционно управление каждым из этих предприятий осуществляется собственником обособленно. При этом задача управления сквозным материальным потоком не ставится и не решается. Не выделяется также категория «сквозной материальный поток». В результате показатели этого потока, такие как его себестоимость, надежность поступления, качество и др., на выходе из цепи складываются в значительной степени случайно и, как правило, далеки от оптимальных.

При логистическом  подходе объектом управления выступает  сквозной материальный поток. При этом обособленность предприятий — звеньев материалопроводящей цепи в значительной степени преодолевается с целью согласованного управления сквозным материальным потоком. Нужный груз начинает поступать в нужное место, в нужное время, в необходимом количестве, необходимого качества. Продвижение материального потока по всей цепи начинает осуществляться с минимальными затратами.

На микроуровне  цепь, через которую последовательно  проходит некоторый материальный поток, чаще всего состоит из различных  служб одного предприятии. При традиционном подходе задача совершенствования сквозного материального потока внутри предприятия, как правило, не имеет приоритетного значения ни для одного и подразделений. Показатели материального потока на выходе из предприятия, так же как и в первом примере, имеют случайное значение и далеки от оптимальных.

При логистическом  подходе на предприятии выделяется и получает существенные права служба, приоритетной задачей которой является управление сквозными материальными  потоками, т. е. потоками, которые поступают  извне, проходят склады службы снабжения, производственные цеха, склады готовой  продукции и затем уходят к потребителю. В результате показатели материального потока на выходе из предприятия становятся управляемыми.

В целом принципиальное отличие логистического подхода к управлению материальными потоками от традиционного заключается в выделении единой функции управления прежде разрозненными материальными потоками, в технической, технологической, экономической и методологической интеграции отдельных звеньев материалопроводящей цепи в единую систему, обеспечивающую эффективное управление сквозными материальными потоками.

Известно, что 95 — 98% времени, в течение которого материал находится на производственном предприятии, приходится на выполнение погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ. Этим обусловливается их значительная доля в себестоимости выпускаемой продукции.

Логистический подход к управлению материальными  потоками на предприятии позволяет  максимально оптимизировать выполнение комплекса логистических операций. По данным фирм «Бош», «Сименс», «Мицубиси», «Дженерал моторс», 1% сокращения расходов на выполнение логистических функций имел тот же эффект, что и увеличение на 10% объема сбыта.

Перечислим  слагаемые совокупного эффекта  от применения логистического подхода  к управлению материальным потоком  на предприятии.

1. Производство  ориентируется на рынок. Становится  возможным эффективный переход  на малосерийное и индивидуальное производство.

2. Налаживаются  партнерские отношения с поставщиками.

3. Сокращаются  простои оборудования. Это обеспечивается  тем, что на рабочих местах  постоянно имеются необходимые  для работы материалы. 

4. Улучшается  качество выпускаемой продукции. 

5. Сокращается  производственный цикл и минимизируются затраты.

Остановимся подробнее на причинах, позволяющих  снизить затраты, связанные с  производственным процессом:

  • Оптимизация запасов — одна из центральных проблем логистики. Содержание запасов требует отвлечения финансовых средств, использования значительной части материально-технической базы, трудовых ресурсов. Анализ опыта ряда фирм Западной Европы, использующих современные логистические методы организации производств (систему «Канбан»), показывает, что применение логистики позволяет уменьшить производственные запасы на 50%.
  • Сокращение численности вспомогательных рабочих. Чем меньше уровень системности, тем неопределеннее трудовой процесс и тем выше потребность во вспомогательном персонале для выполнения пиковых объемов работ.
  • Снижение потерь материалов. Любая логистическая операция — это потенциальные потери. Оптимизация логистических операций — это сокращение потерь.
  • Улучшение использования производственных и складских площадей. Неопределенность потоковых процессов заставляет резервировать большие добавочные площади. В частности, при проектировании торговых оптовых баз неопределенность потоковых процессов вынуждает на 30% увеличивать площади складских помещений.
  • Снижение травматизма. Логистический подход opгaнически вписывает в себя систему безопасности труда.

 

 

 

      1. Логистический подход к организации товародвижения

Информация о работе Проблемы и направления использования логистического подхода в различных отраслях народного хозяйства