Основные решения при управлении цепями поставок

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 19:48, лекция

Описание работы

Одно из европейских автомобилестроительных предприятий приняло решение о запуске новой модели в конце 2007 г. Было определено место производства этой модели в Центральной Америке. Дилеры начали принимать заказы от клиентов на поставку автомобилей. Но спрос на модель оказался настолько высок, что уже в июне 2008 г. заказы принимались со сроком поставки февраль-май 2009 г. Планы производства и спрос оказались несбалансированны. Разумеется, срок ожидания автомобиля от 8 до 12 месяцев приводит к тому, что клиенты приобретают другие автомобили.

Содержание

Вопрос 1 Классификация и взаимосвязь основных уровней принятия решений в управлении цепями поставок
Вопрос 2 Стратегия конкурентного поведения и стратегия управления цепью поставок
Вопрос 3 Стратегический уровень принятия решений при управлении цепями поставок: основные области принятий решений
Вопрос 4 Стратегический уровень принятия решений в SCM: проектирование структуры дистрибуции и производства
Вопрос 5 Выбор поставщиков и построение системы взаимодействия с ними

Работа содержит 1 файл

Основные решения при УЦП.doc

— 231.00 Кб (Скачать)

 

Нет такой  стратегии управления цепями поставок, которая всегда была бы правильной. Есть правильная стратегия управления цепями поставок для конкретной стратегии конкурентного поведения.

Помимо вышеназванных  факторов, для достижения баланса  стратегии конкурентного поведения и стратегии управления цепью поставок необходимо рассматривать также сегментирование клиентов, жизненный цикл продукции, проблемы глобализации и постоянного изменения конкурентной ситуации на рынках.

 

 

Вопрос 3 . Стратегический уровень принятия решений при управлении цепями поставок: основные области принятий решений

 

Можно выделить следующие основные области принятий решений на стратегическом уровне:

    1. Географическое распределение мощностей,
    2. Производство и дистрибуция,
    3. Запасы,
    4. Транспортировка,
    5. Информация,
    6. Ин- и Аутсорсинг,
    7. Ценовая политика.

1. Географическое распределение мощностей цепи поставок

 

Под мощностями цепи поставок понимается вся совокупность объектов, на которых осуществляется производство, сборка, хранение и обслуживание продукции.

Географическое распределение дистрибуционных центров, заводов, складов и т.д. является первым шагом в создании цепи поставок. Эта структура формируется на многие годы.

Решения по географическому  распределению мощностей должны соответствовать общей стратегии конкурентного поведения.

Например, если компания стремится добиться эффектов «экономики масштаба», она может  централизовать дистрибуцию и производство продукции, что приведет к снижению затрат, но и к снижению скорости реакции на рыночные изменения.

 

Напротив, в случае стратегии на быстрое удовлетворении потребностей клиентов, необходимо увеличить число мест производства и дистрибуции, что будет дороже, но окупится большим объемом продаж (примерами такой стратегии являются многие автомобильные концерны, такие как Toyota, Honda, Nissan, Ford и др.).

 

На основе определения местоположения, мощности, числа и размеров дистрибуционных центров, заводов, складов и т.д. будут планироваться материальные и информационные потоки до конечного потребителя

 

.2. Производство и дистрибуция

 

Процессы  производства и дистрибуции в  цепи поставок теснейшим образом  связаны друг с другом и рассматриваются  поэтому в едином контексте.

На данном этапе выстраиваются  связи

 завод -> дистрибуционный  центр -> клиент 

и определяются материальные потоки до конечного потребителя на основе уже определенного местоположения, мощности, числа и размеров дистрибуционных центров, заводов, складов.

 

Решения по определению  маршрутов материальных потоков  должны соответствовать общей стратегии  конкурентного поведения.

Оценка эффективности дистрибуции  и производства должна производиться  по двум направлениям: степень выполнения потребностей клиентов и затраты на удовлетворение этих потребностей. На данном этапе решаются следующие вопросы: какую продукцию производить, где, в каком количестве, вариантах и т.д.

3. Управление запасами в цепи поставок

 

Запасы в цепи поставок рассматриваются  с позиций 
удовлетворения потребностей клиентов. Под запасами в 
цепи поставок понимается вся совокупность конечных 
изделий, сырья и материалов на складах и в производстве, с помощью которых может быть осуществлена поставка в сроки, запрашиваемые клиентом. 

Именно  в совершенствовании управления запасами многие исследователи видят истоки развития концепции управления цепями поставок [40, 67].

 

Запасы существуют в  цепи поставок для сглаживания диспропорций между спросом и поставками.

 

  Широко известный тезис о «замене информацией запасов» является лишь удачным слоганом, помогающим в определенной степени понять сущность управления цепями поставок.

На  практике, проблема управления запасами является одной из основных при управлении цепями поставок. Запасы существенно влияют на время выполнения заказа в цепи поставок [312].

 

Основной целью управления запасами является нахождение такого уровня запасов, который бы позволил максимально повысить устойчивость цепи поставок и снизить время выполнения заказа без увеличения затрат или снижения времени реакции на рыночные изменения.

Решения по управлению запасами должны соответствовать общей стратегии конкурентного поведения.

Так, если предприятие  стремится к максимальному уровню реакции на требования клиента, ему  необходимо, например, хранить большие запасы в непосредственной близости от обслуживаемого рынка. Если предприятие делает ставку на ценовую политику и снижение затрат, целесообразна централизация запасов, что приведет к снижению складских затрат.

Можно выделить четыре основные группы решений по управлению запасами: оперативные запасы, страховые запасы, сезонные запасы, а также поддержание определенного уровня доступности продукции (концепция АТР/СТР).

4. Транспортировка в цепи поставок

 

Транспортировка включает в себя передвижение запасов от одного узла цепи поставок к другому. Существуют различные виды перевозок. В цепях  поставок все большее значение приобретают интермодальные перевозки [334].

Транспортировка оказывает  влияние как на эффективность, так и на реакционную способность процессов в цепи поставок.

Способ транспортировки  влияет на решения по управлению запасами и географическому распределению мощностей.

Например, Dell использует авиаперевозки для доставки комплектующих из Азии, минимизируя при этом уровень запасов.

 

Решения по транспортировке  должны соответствовать общей стратегии конкурентного поведения.

Так, если предприятие стремится к максимальному уровню реакции на требования клиента, ему необходимо использовать быстрые виды перевозок.

Если предприятие  делает ставку на ценовую политику и снижение затрат, целесообразна более дешевая стратегия транспортировки с централизацией запасов.

Например, многие оптовые фирмы, работающие в  области Интернет-коммерции, располагают  свои склады вблизи терминалов крупных  операторов по доставке товаров (DHL, FedEx), чтобы максимально снизить время и затраты на транспортировку, повысив при этом уровень реакции на требования клиента.

На данном этапе решаются вопросы проектирования транспортной сети, выбора маршрутов и видов перевозки.

5. Информация

Материальные потоки сопровождаются информационными потоками.

Информация является одной из основных «движущих сил» в управлении цепями поставок.

Информация играет ключевую роль в координации бизнес-процессов в цепи поставок.

Информационные потоки связывают участников процессов  в цепи поставок, различные задачи управления цепями поставок и уровни принятия решений.

Например, для  планирования производственной программы  используется информация о спросе на продукцию.

Информационные  системы для управления складом позволяют существенно повысить эффективность управления запасами и уровень взаимодействия с поставщиками и клиентами.

Эффективное управление информацией невозможно без внедрения информационных систем.

Особую роль здесь играют корпоративные информационные системы. Выбор такой системы, которая внедряется на долгие годы и, по сути, становится информационной базой для принятия решений по управлению предприятием, должен осуществляться в соответствии со стратегией конкурентного поведения предприятия.

Так, например, многие автомобильные (например, BMW) и компьютерные (например, DELL) концерны, а также предприятия других отраслей, непосредственно выполняющие работы по индивидуальным требованиям клиента, активно инвестируют в информационные системы на основе Интернет-технологий, позволяющих клиенту конфигурировать продукт он-лайн. Далее данные передаются в ERP-систему фокусной компании.

На данном уровне решаются вопросы параметров координации  бизнес-процессов (совместное прогнозирование спроса, управления заказом клиента или отслеживание уровня запасов в розничной торговли с он-лайн оповещением о необходимости поставки)

 

    1. Ин- и аутсорсинг

Сорсинг (определение  исполнителя процесса) на стратегическом уровне заключается в принятии решений  о том, что предприятие будет делать самостоятельно, а что приобретать на стороне.

Решения по сорсингу являются очень важными, т.к. от выбора вида получения продукции, выбора поставщиков и вида контрактов существенно зависит эффективность цепи поставок.

Решения по сорсингу должны приниматься в соответствии со стратегией конкурентного поведения предприятия.

Так, например, Benetton, выполняет все процессы по окраске одежды самостоятельно (инсорсинг), тем самым предоставляя возможность быстро реагировать на требования клиентов. В любом случае, решения по аутсорсингу должны оцениваться с точки зрения общей доходности ЦП.

На данном уровне решаются вопросы «делать или покупать» (см. главу 9), выбираются поставщики, провайдеры и заключаются контракты.

 

7. Маркетинг

Маркетинг может  оказывать существенное влияние на эффективность ЦП.

Стратегия SCM и маркетинговая  стратегии должны быть согласованы.

С помощью инструментов продвижения продукции (скидки, рекламные  акции и т.д., т.н. promotion costs) можно  достичь существенного снижения запасов и повысить объем продаж.

Многие торговые сети закладывают соответствующие маркетинговые схемы в стратегии координации с поставщиками. Решения по ценовой политике (скидки, разница в цене в зависимости от сроков поставки и т.д.) во многом определяют уровень спроса в ЦП и соотношение «спрос - поставки».

Перспективным направлением является концепция dynamic pricing (динамическое ценообразование), которая состоит в динамическом формировании цены в ЦП исходя из изменений условий внешней среды. По сути, цена продукта адаптируется к конкретным клиентам, заказам и т.д. Dynamic pricing основан на использование технологий электронной коммерции и Интернет

 

 

Вопрос 4. Стратегический уровень принятия решений в SCM: проектирование структуры дистрибуции и производства

 

 Проектирование структуры дистрибуции

Существуют  различные варианты сети дистрибуции (см. рис. 2.2).     слайд 4



Производители

Розничная торговля

Клиенты



Хранение продукции непосредственно у производителя с прямыми поставками потребителю

Производители Дистрибутор

Клиенты

Хранение продукции у дистрибутора

►  материальный поток

р.  информационный поток

Рис. 2.2. Примеры  сетей дистрибуции [33]  

Можно выделить следующие  основные варианты построения сетей дистрибуции :

Вариант 1. Слайд 5

Хранение продукции непосредственно у производителя с прямыми поставками потребителю.

Основным преимуществом этого вида является возможность централизации запасов и соответствующей экономии. Также минимизируются риски, связанные с аутсорсингом.

Основной недостаток заключается в низкой реакционной способности и длительными сроками поставки. Чтобы преодолеть этот недостаток, компании Dell и Benetton применяют политику хранения у себя запасов компонентов, что позволяет быстро сконфигурировать готовый продукт под заказ клиентов.

В таблице 2.3 представлены основные характеристики данного вида сети дистрибуции.

Таблица 2.3.

Основные характеристики дистрибуции на основе хранения продукции  непосредственно у производителя с прямыми поставками потребителю

Факторы затрат и сервиса Характеристика

Затраты:

Запасы Низкие затраты за счет централизации 
Транспортировка Высокие затраты за счет больших расстояний 
Использование мощностей Низкие затраты за счет агрегирования запасов 
Информация Значительные инвестиции в ИТ вследствие ин- 
 теграции производителя и розничной торговли

Сервис:

Время реакции Низкое вследствие удаленности от клиента

Ассортимент Широкий

Доступность продукции Высокая, т.к. все процессы находятся в ведении

производителя 
Время до рынка Быстрое подтверждение о возможности постав-

ки, т.к. все  процессы находятся у производителя

 

Существует также разновидность  данной формы организации дистрибуции (вариант 1а) с введением промежуточного узла, на котором происходит слияние поставок различных производителей.

Основные характеристики данного вида сети дистрибуции практически соответствуют предыдущему. В некоторых случаях, наблюдается незначительное снижение затрат на транспортировку и большие вложения в информационные технологии. Время реакции также может быть выше.

Информация о работе Основные решения при управлении цепями поставок