Основные решения при управлении цепями поставок

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 19:48, лекция

Описание работы

Одно из европейских автомобилестроительных предприятий приняло решение о запуске новой модели в конце 2007 г. Было определено место производства этой модели в Центральной Америке. Дилеры начали принимать заказы от клиентов на поставку автомобилей. Но спрос на модель оказался настолько высок, что уже в июне 2008 г. заказы принимались со сроком поставки февраль-май 2009 г. Планы производства и спрос оказались несбалансированны. Разумеется, срок ожидания автомобиля от 8 до 12 месяцев приводит к тому, что клиенты приобретают другие автомобили.

Содержание

Вопрос 1 Классификация и взаимосвязь основных уровней принятия решений в управлении цепями поставок
Вопрос 2 Стратегия конкурентного поведения и стратегия управления цепью поставок
Вопрос 3 Стратегический уровень принятия решений при управлении цепями поставок: основные области принятий решений
Вопрос 4 Стратегический уровень принятия решений в SCM: проектирование структуры дистрибуции и производства
Вопрос 5 Выбор поставщиков и построение системы взаимодействия с ними

Работа содержит 1 файл

Основные решения при УЦП.doc

— 231.00 Кб (Скачать)

Тема 2. Основные решения при управлении 
цепями поставок

Вопрос 1   Классификация и взаимосвязь основных уровней принятия решений в управлении цепями поставок

Вопрос 2   Стратегия конкурентного поведения и стратегия управления цепью поставок

Вопрос 3 Стратегический уровень принятия решений при управлении цепями поставок: основные области принятий решений

Вопрос 4  Стратегический уровень принятия решений в SCM: проектирование структуры дистрибуции и производства

Вопрос 5  Выбор поставщиков и построение системы взаимодействия с ними

 

В данной теме рассматриваются следующие основные вопросы:

  • Классификация и взаимосвязь основных уровней принятия решений в управлении цепями поставок
  • Как взаимосвязаны стратегия управления цепями поставок и конкурентная стратегия предприятия
  • Какие решения и на основе каких методов принимаются на уровне стратегии цепи поставок

Основными задачи управления цепями поставок являются:

    • формирование сети дистрибуции, производства и поставок,
    • прогнозирование спроса и поставок,
    • интеграция и координация поставок,
    • информационные технологии и системы поддержки принятия решений,
    • управление отношениями с поставщиками и клиентами,
    • аутсорсинг и контрактинг,
    • управление запасами в цепи поставок, анализ поставок и контроллинг.

Основными уровнями принятия решений при управлении цепями поставок являются:

  • Стратегический уровень (от 3 до 10 лет, вопросы стратегии SCM формирование облика цепи поставок),
  • Тактический уровень (от 3 месяцев до 2 лет, вопросы долго- и среднесрочного планирования использования мощностей и ресурсов в цепи поставок),
  • Оперативный уровень (ежедневные решения о реализации процессов цепи поставок)
  • Уровень исполнения процессов (реализация процессов в цепи поставок и система обратной связи о выполнении процессов).

Ниже  рассмотрим подробно основные задачи управления цепями поставок для различных уровней управления.

Вопрос 1  Классификация и взаимосвязь основных уровней принятия решений в управлении цепями поставок

 

Решения на стратегическом уровне (например, планирование сети дистрибуции) тесно связаны с решениями тактического уровня (например, планирования поставок). Взаимосвязаны и решения тактического и оперативного уровней (например, прогнозирование спроса и оперативное планирование производства).

Приведем два  примера.

Отрицательный пример.

Одно  из европейских автомобилестроительных предприятий приняло решение  о запуске новой модели в конце 2007 г. Было определено место производства этой модели в Центральной Америке. Дилеры начали принимать заказы от клиентов на поставку автомобилей. Но спрос на модель оказался настолько высок, что уже в июне 2008 г. заказы принимались со сроком поставки февраль-май 2009 г. Планы производства и спрос оказались несбалансированны. Разумеется, срок ожидания автомобиля от 8 до 12 месяцев приводит к тому, что клиенты приобретают другие автомобили.

Положительным примером взаимосвязи различных  решений в цепи поставок является шведский мебельный концерн IKEA, удачно сочетающий свою производственную, транспортную и сервисную стратегии. Большинство продуктов концерн производит для самостоятельной сборки клиентами. Все продукты упаковываются в плоском формате, что облегчает их хранение и транспортировку. Сборка мебели является очень простой, рекомендации часто даже не содержат текста, а лишь роисунки, что снижает затраты на перевод на другие языки. Магазины во всех частях света построены по одинаковому принципу с очень высоким уровнем сервиса.

Всю совокупность решений, принимаемых при управлении цепями поставок, можно разделить на уровни конфигурирования цепи поставок (стратегия), планирования реализации процессов в цепи поставок (тактика) и оперативного управления цепью поставок (см. слайд 1).

 

 Слайд .1. Основные этапы принятия решений при управлении цепями поставок

Уровни

Исходные данные

Задачи управления цепями поставок

Стратегический план (несколько лет)

Планы маркетинга

Финансовый  план

Стратегия конкурентного поведения

Форма организации цепи поставок

Разработка  стратегии и целей цепи поставок;

Выбор формы организации ЦП

Проектирование  сетевой структуры цепи поставок;

Выбор поставщиков системы взаимодействия с ними

Тактический

план

(3 месяца – 1 год)

Структура поставщиков в цепи поставок

Структура мощностей ЦП

Прогнозирование спроса

Планирование  производственной программы и запасов

 Планирование дистрибуции, транспортировки, производства и закупок

Оперативный

план

(1 день - 1

неделя

Прогноз спроса Производственная программа

Планы дистрибуции, производства и закупок

Планирование  производственных

расписаний

Маршрутизация транспортных средств

Реализация _процессов

Фактические данные по выполнению процессов

Мониторинг  цепи поставок Реконфигурирование и адаптация


 

Целью решений на стратегическом уровне является семантическое конфигурирование цепи поставок. При конфигурировании цепи поставок определяется форма организации цепи поставок и сети дистрибуции, происходит выбор структуры и поставщиков цепи поставок, программ сбыта, спектра сырья, материалов и полуфабрикатов, мест закупки, производства и дистрибуции, структуры поставок и распределения, а также необходимых производственных, складских и транспортных мощностей.

Целью стратегического  конфигурирования цепи поставок является минимизация затрат в цепи поставок, включая затраты на производство, закупку, хранение, транспортировку, а  также использование мощностей и ресурсов с учетом требований к уровню сервиса.

От решений, принятых на данном этапе, зависит до 80 процентов  стоимости конечного изделия [67]. Рассмотрим подробнее основные стратегии, определяемые на этапе конфигурирования цепи поставок:

  1. стратегия производства: сколько заводов, где и какой мощности необходимо; какие продукты и по какой технологии должны производиться; на какие рынки рассчитано производство,
  2. стратегия поставок: сколько и каких поставщиков для каждой группы материалов необходимо, как распределить поставщиков по заводам,
  3. стратегия распределения продукции: прямые поставки или использование региональных центров дистрибуции; сколько центров дистрибуции, где и какой мощности необходимо; какие клиенты будут обслуживаться каким центром; какие выбрать виды транспортировки,
  4. стратегия аутсорсинга: какие операции и процессы должны выполняться по аутсорсингу; баланс экономии и уровня сервиса,
  5. стратегия введения новых продуктов и процессов: какая инфраструктура должна использоваться при вводе новых продуктов; при каком изменении спроса необходимы новые источники поставок и где они должны быть расположены.

 

Для стратегического  планирования цепи поставок необходимо огромное количество данных. К основным данным можно отнести следующие:

  1. Данные о месте расположения (завода или дистрибуционного центра): постоянные затраты на открытие, закрытие и эксплуатацию, переменные затраты по эксплуатации, географические данные, страна расположения (для определения налогов, пошлин и т.д.), мощность и процессы, уровень и политика управления запасами, спрос.
  2. Данные о процессах: технологические планы, мощности, затраты, качество выполнения производственных, транспортных и пр. процессов.
  3. Данные о продукции: ассортимент, виды, варианты, спецификации изделий, физические параметры, затраты и прибыль
  4. Данные о товародвижении: описание каждой транспортной связи по параметрам затрат, мощности, времени и вида транспортировки.

 

 

Вопрос сбора  необходимых данных очень часто  является существенным этапом на пути построения системы управления цепями поставок. Несмотря не то, что многие предприятия уже внедрили и используют корпоративные информационные системы ERP (см. главу 12), создание баз данных, необходимых для принятия решений о конфигурировании цепи поставок требует значительного времени, является сложным процессом, связанным с ошибками. В связи с этим практически невозможно обойтись без привлечения специалистов и специальных методик, опробованных на практике.

Целью решений на тактическом  уровне является планирование реализации процессов цепи поставок. На данном уровне решаются задачи прогнозирования спроса, планирования производственной программы, управления запасами, планирования дистрибуции, транспортировки, поставок, производства, закупок.

Целью решений на оперативном уровне является оперативное планирование производства и маршрутов транспортировки, мониторинг и адаптация процессов цепей поставок с учетом реально складывающейся ситуации. На данном уровне решаются задачи контроля, анализа и регулирования цепи поставок.

Следует отметить взаимосвязь всех уровней принятий решений в цепи поставок ( сделать слайд 2) [ Рис. 2.1. Взаимосвязь уровней принятий решений в цепи поставок

Решения на различных  уровнях управления цепями поставок теснейшим образом взаимосвязаны друг с другом. Решения на уровне конфигурирования цепи поставок (стратегии) должны быть согласованы со стратегией конкурентного поведения и целями SCM, решения на уровне планирования реализации процессов (тактики) принимаются в рамках стратегической конфигурации цепи поставок, а решения в области оперативного управления связаны с тактикой управления цепями поставок.

Существует  и обратная связь: информация о фактическом  протекании процессов передается с оперативного уровня на тактический, с тактического - на уровень стратегии. Таким образом, можно говорить о необходимости непрерывной адаптации цепи поставок.

 

Комплекс адаптации  включает в себя 4 основных уровня:

  1. Адаптация операций в цепи поставок (например, в случае задержек поставок, выхода из строя оборудования и т.д.),
  2. Адаптация плана цепи поставок (например, в случае невозможности выполнения заказов клиентов в срок),
  3. Адаптация стратегии цепи поставок (например, изменения продуктовой программы),
  4. Адаптация целей управления цепью поставок (например, изменения целевых финансовых результатов).

 

 

Вопрос 2   Стратегия конкурентного поведения и стратегия управления цепью поставок

Важным  вопросом является балансирование и  приведение в соответствие друг с другом стратегий конкурентного поведения и управления цепью поставок.

 Можно выделить 3 ключевых элемента балансирования стратегии конкурентного поведения и стратегии SCM:

  1. стратегия конкурентного поведения и функциональные стратегии SCM в службах фирмы должны быть скоординированы,
  2. распределение различных функций SCM в подразделениях фирмы должно быть скоординировано как в рамках функций управления цепью поставок, так и с элементами стратегии конкурентного поведения, выполняемых в отделах компании,
  3. функции конфигурирования, планирования и оперативного управления ЦП должны быть распределены между подразделениями с учетом выполняемых ими процессов в рамках стратегии конкурентного поведения.

Для балансирования стратегии  конкурентного поведения и стратегии SCM необходимо учитывать следующие факторы:

  1. рыночная потребность в продукции и частота изменения продуктовой программы,
  2. время реакции на изменения требований рынка или на заказ клиента,
  3. количество вариантов продукции,
  4. необходимый уровень сервиса и цена продукции,
  5. инновации и разработка новых видов продукции,
  6. неопределенность спроса, время выполнения заказа и мощности цепи поставок.

 

Приведем пример двух стратегий  управления цепью поставок [слайд 3]:

      • стратегия, ориентированная на эффективность,
      • стратегия, ориентированная на уровень сервиса

 

 Стратегии управления цепью поставок

Элементы  стратегии

Стратегия,

ориентированная на

эффективность

Стратегия,

ориентированная на

уровень сервиса

Основная цель

Удовлетворение  спроса с мин. затратами

Быстрая реакция  на изменения спроса

Ценовая стратегия

Небольшой уровень  прибыли (цена является ключевым фактором в борьбе за клиента)

Высокий уровень  прибыли (цена не является ключевым фактором в борьбе за клиента)

Стратегия изготовления продукции

Низкие затраты  за счет максимально возможного использования мощностей

Гибкость  в использовании мощностей, создание резервов для учета неопределенности спроса

Стратегия управления запасами

Минимальные запасы, минимальные затраты на хранение

Гибкость  в использовании мощностей, создание резервов для учета неопределенности спроса

Стратегия времени производства

Снижать, но не за счет затрат

Резкое снижение, даже за счет затрат

Стратегия поставок

Критерии  выбора постав-    Критерии выбора по-щиков: затраты и качество

 

Информация о работе Основные решения при управлении цепями поставок