Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 14:43, реферат
Меня чрезвычайно заинтересовала тема «Связь риторики с другими науками. Роль логики и ее законов в риторике». Прежде всего, я считаю, что данная тема в современные дни имеет большую актуальность. Манера общения, качественность и аргументированность речи, правильная передача своих мыслей –это то, что стоит развивать в повседневной жизни человечества. Средства и методы таких функций человеческой деятельности и изучают такие науки как риторика и логика.
Введение. 3
Риторика. 4
Предмет и задачи риторики. 5
Связь риторики с другими науками. 8
Логика. 10
Роль логики 11
Основные законы логики. 12
Взаимосвязь логики с риторикой 18
Заключение. 23
Особенно
очевидна связь логики с риторикой,
в древности они
При рассмотрении мышления как предмета изучения логики, как особой ветви знания, способствовали два обстоятельства, и в них тоже прослеживалась взаимосвязь логики с риторикой:
1) Еще
в древности люди знали, что
достоверность выводных знаний
зависит не только от
2) Чтобы
убеждать, надо не только хорошо
говорить, но и владеть различными
приемами построения
Поэтому
логика использовалась теоретически и
практически в повседневной интеллектуально
– речевой деятельности и вошла
в программу европейских
Термины «риторика» (греч. retorike), «ораторское искусство» (лат.orator <orare - «говорить»), «витийство» (устар., старославянск.), «красноречие» (русск.) синонимичны.
На многовековом историческом пути разработки риторики прослеживаются 2 подхода к ее определению: согласно первому - это наука о теоретических законах, мастерстве красноречия; согласно второму - это искусство речи.
Становление риторики как науки произошло в Древней Греции в V в до н.э. и было связано с потребностями демократического общества высочайшей культуры.
По словам В. Г. Белинского, «республиканская форма правления сделала красноречие самым важным и необходимым искусством». Жители классического города - государства должны были прекрасно владеть словом, даром убеждения. Политики выступали на народных собраниях, полководцы произносили речи перед войском, граждане боролись за справедливость в суде, восхваляли героев, вели диалоги, словесные баталии. Появились даже новые профессии - ритора - учителя красноречия, логографа - составителя речей.
В настоящее время термин «риторика» употребляется в узком и широком смыслах. Риторика (в узком смысле) - это обозначение филологической дисциплины, изучающей теорию красноречия, способы построения выразительной речи во всех областях речевой деятельности (прежде всего в разных устных и письменных жанрах). Риторику (в широком смысле) называют неориторикой (термин введен профессором Брюссельского университета Х. Перельманом в 1958 году) или общей риторикой. Ее быстрое и продуктивное развитие вызвано появлением новых языковедческих наук - лингвистики текста, семиотики, герменевтики, теории речевой деятельности, психолингвистики. Неориторика занимается поиском путей практического применения этих дисциплин, разрабатывается на стыке языкознания, теории литературы, логики, философии, этики, эстетики, психологии.
В теории современного красноречия возрождается древнее первоначальное ядро - концепт убеждения, рассматриваются формы и методы воздействия средствами устной и письменной речи. Цель обновленной риторики - определение наилучших вариантов (оптимальных алгоритмов) общения. Например, исследуются роли участников диалога, механизмы порождения речи, языковые предпочтения говорящих и т. п. Таким образом, неориторика - это наука об убеждающей коммуникации.
Риторика учила и учит, как осуществлять общение, логично и выразительно излагать и развивать мысли, употреблять слова, как пользоваться речевой активностью в личной жизни и общественной деятельности, как выступать перед аудиторией. Первостепенное внимание теория красноречия всегда уделяла устному, «живому» контакту.
Взаимосвязь логики и риторики прослеживается с самого начала возникновения логики. Так как именно риторика послужило одной из причиной возникновения логики. Основными являются две. Одна из них – зарождение и первоначальное развитие наук, прежде всего математики. Этот процесс относится к VI в. до н. э. и получает наиболее полное развитие в Древней Греции. Рождаясь в борьбе с мифологией и религией, наука основывалась на теоретическом мышлении, предполагающем умозаключения и доказательства. Отсюда – необходимость исследования природы самого мышления как формы познания.
Логика и возникла прежде всего как попытка выявить и объяснить те требования, которым должно удовлетворять научное мышление, чтобы его результаты соответствовали действительности.
Другая, пожалуй еще более важная причина – это развитие ораторского искусства, в том числе судебного, которое расцвело в условиях древнегреческой демократии. Величайший римский оратор и ученый Цицерон (106-43 гг. до. н. э.), говоря о могуществе оратора, обладателя «божественного дара» - красноречия, подчеркивал: «Он может безопасно пребывать даже среди вооруженных врагов, огражденный не столько своим жезлом, сколько своим званием оратора; он может своим словом вызвать негодование сограждан и низвергнуть кару на виновного в преступлении и обмане, а невинного силою своего дарования спасти от суда и наказания; он способен пробудить робкий и нерешительный народ к подвигу, способен вывести его из заблуждения, способен воспламенить против негодяев и унять ропот против достойных мужей; он умеет, наконец, одним своим словом и взволновать и успокоить любые страсти, когда этого требую обстоятельства дела».
Можно логично
рассуждать, правильно строить свои;
умозаключения, опровергать доводы
противника и, не; зная правил логики, подобно
тому, как нередко люди выражают
свои мысли на языке, не зная его
грамматики. Знание логики повышает культуру
мышления, способствует четкости, последовательности
и доказательности рассуждения,
усиливает эффективность и
В данной работе я подробно рассмотрела логику и риторику как самостоятельные науки, а за тем выявила их взаимосвязь. Выяснилось, что логика связана со многими науками, особенно очевидна связь логики с риторикой, в древности они рассматривались в неразрывном единстве.
Так же выяснено, что логика просто необходима риторике, так как риторика изучает закономерности порождения, передачи и восприятия хорошей речи и качественного текста, то отбор фактов, разработка плана и композиции выступления, обеспечение доказательности и аргументированности речи — все это требует знания законов логики. А чтобы убеждать, надо не только хорошо говорить, но и владеть различными приемами построения умозаключений и доказательств.
В данной работе я выявила взаимосвязь логики и риторики, которая прослеживалась с самого начала возникновения логики.
Отсюда
следует вывод, что знание риторики
и логики повышает культуру мышления,
способствует четкости, последовательности
и доказательности рассуждения,
усиливает эффективность и
Информация о работе Связь риторики с другими науками.Роль логики и её законов в риторике