Связь риторики с другими науками.Роль логики и её законов в риторике

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 14:43, реферат

Описание работы

Меня чрезвычайно заинтересовала тема «Связь риторики с другими науками. Роль логики и ее законов в риторике». Прежде всего, я считаю, что данная тема в современные дни имеет большую актуальность. Манера общения, качественность и аргументированность речи, правильная передача своих мыслей –это то, что стоит развивать в повседневной жизни человечества. Средства и методы таких функций человеческой деятельности и изучают такие науки как риторика и логика.

Содержание

Введение. 3
Риторика. 4
Предмет и задачи риторики. 5
Связь риторики с другими науками. 8
Логика. 10
Роль логики 11
Основные законы логики. 12
Взаимосвязь логики с риторикой 18
Заключение. 23

Работа содержит 1 файл

Реферат.Связь риторики с другими наками. Роль логики и её законов в риторике..docx

— 47.03 Кб (Скачать)

Особенно  очевидна связь логики с риторикой, в древности они рассматривались  в неразрывном единстве. И сегодня  в период подготовки содержания речи логике отводится главенствующая роль. Отбор фактов, разработка плана и  композиции выступления, обеспечение  доказательности и аргументированности  речи — все это требует знания законов логики. Логическая культура пригодится оратору, если в момент выступления  завяжется спор, и на этапе подведения итогов выступления.

При рассмотрении мышления как предмета изучения логики, как особой ветви знания, способствовали два обстоятельства, и в них  тоже прослеживалась взаимосвязь логики с риторикой:

1) Еще  в древности люди знали, что  достоверность выводных знаний  зависит не только от истинности  исходных посылок, но и от  способа их соединения;

2) Чтобы  убеждать, надо не только хорошо  говорить, но и владеть различными  приемами построения умозаключений  и доказательств.

Поэтому логика использовалась теоретически и  практически в повседневной интеллектуально  – речевой деятельности и вошла  в программу европейских университетов  в составе так называемого  тривиума – первой ступени высшего  образования, куда, кроме логики, входили  грамматика и риторика.

Термины «риторика» (греч. retorike), «ораторское искусство» (лат.orator <orare - «говорить»), «витийство» (устар., старославянск.), «красноречие» (русск.) синонимичны.

На многовековом историческом пути разработки риторики прослеживаются 2 подхода к ее определению: согласно первому - это наука о  теоретических законах, мастерстве красноречия; согласно второму - это  искусство речи.

Становление риторики как науки произошло  в Древней Греции в V в до н.э. и было связано с потребностями демократического общества высочайшей культуры.

По словам В. Г. Белинского, «республиканская форма  правления сделала красноречие  самым важным и необходимым искусством». Жители классического города - государства  должны были прекрасно владеть словом, даром убеждения. Политики выступали  на народных собраниях, полководцы произносили  речи перед войском, граждане боролись за справедливость в суде, восхваляли героев, вели диалоги, словесные баталии. Появились даже новые профессии - ритора - учителя красноречия, логографа - составителя речей.

В настоящее  время термин «риторика» употребляется  в узком и широком смыслах. Риторика (в узком смысле) - это обозначение филологической дисциплины, изучающей теорию красноречия, способы построения выразительной речи во всех областях речевой деятельности (прежде всего в разных устных и письменных жанрах). Риторику (в широком смысле) называют неориторикой (термин введен профессором Брюссельского университета Х. Перельманом в 1958 году) или общей риторикой. Ее быстрое и продуктивное развитие вызвано появлением новых языковедческих наук - лингвистики текста, семиотики, герменевтики, теории речевой деятельности, психолингвистики. Неориторика занимается поиском путей практического применения этих дисциплин, разрабатывается на стыке языкознания, теории литературы, логики, философии, этики, эстетики, психологии.

В теории современного красноречия возрождается древнее первоначальное ядро - концепт  убеждения, рассматриваются формы  и методы воздействия средствами устной и письменной речи. Цель обновленной  риторики - определение наилучших  вариантов (оптимальных алгоритмов) общения. Например, исследуются роли участников диалога, механизмы порождения речи, языковые предпочтения говорящих  и т. п. Таким образом, неориторика - это наука об убеждающей коммуникации.

Риторика  учила и учит, как осуществлять общение, логично и выразительно излагать и развивать мысли, употреблять  слова, как пользоваться речевой  активностью в личной жизни и  общественной деятельности, как выступать  перед аудиторией. Первостепенное внимание теория красноречия всегда уделяла  устному, «живому» контакту.

Взаимосвязь логики и риторики прослеживается с  самого начала возникновения логики. Так как именно риторика послужило  одной из причиной возникновения логики. Основными являются две. Одна из них – зарождение и первоначальное развитие наук, прежде всего математики. Этот процесс относится к VI в. до н. э. и получает наиболее полное развитие в Древней Греции. Рождаясь в борьбе с мифологией и религией, наука основывалась на теоретическом мышлении, предполагающем умозаключения и доказательства. Отсюда – необходимость исследования природы самого мышления как формы познания.

Логика  и возникла прежде всего как попытка выявить и объяснить те требования, которым должно удовлетворять научное мышление, чтобы его результаты соответствовали действительности.

Другая, пожалуй еще более важная причина – это развитие ораторского искусства, в том числе судебного, которое расцвело в условиях древнегреческой демократии. Величайший римский оратор и ученый Цицерон (106-43 гг. до. н. э.), говоря о могуществе оратора, обладателя «божественного дара» - красноречия, подчеркивал: «Он может безопасно пребывать даже среди вооруженных врагов, огражденный не столько своим жезлом, сколько своим званием оратора; он может своим словом вызвать негодование сограждан и низвергнуть кару на виновного в преступлении и обмане, а невинного силою своего дарования спасти от суда и наказания; он способен пробудить робкий и нерешительный народ к подвигу, способен вывести его из заблуждения, способен воспламенить против негодяев и унять ропот против достойных мужей; он умеет, наконец, одним своим словом и взволновать и успокоить любые страсти, когда этого требую обстоятельства дела».

Можно логично  рассуждать, правильно строить свои; умозаключения, опровергать доводы противника и, не; зная правил логики, подобно  тому, как нередко люди выражают свои мысли на языке, не зная его  грамматики. Знание логики повышает культуру мышления, способствует четкости, последовательности и доказательности рассуждения, усиливает эффективность и убедительность речи. Особенно важно знание основ  логики в процессе овладевания новыми знаниями, в обучении, в ходе, подготовки к занятию, при написании сочинения, выступления, доклада; знание логики помогает заметить логические ошибки в устной речи и в письменных произведениях других людей, найти более короткие и правильные пути опровержения этих ошибок, не допускать их самому.

 

 

 

Заключение.

В данной работе я подробно рассмотрела логику и риторику как самостоятельные  науки, а за тем выявила их взаимосвязь. Выяснилось, что логика связана со многими науками, особенно очевидна связь логики с риторикой, в древности они рассматривались в неразрывном единстве.

Так же выяснено, что логика просто необходима риторике, так как риторика изучает закономерности порождения, передачи и восприятия хорошей речи и качественного  текста, то отбор фактов, разработка плана и композиции выступления, обеспечение доказательности и  аргументированности речи — все  это требует знания законов логики. А чтобы убеждать, надо не только хорошо говорить, но и владеть различными приемами построения умозаключений  и доказательств.

В данной работе я выявила взаимосвязь логики и риторики, которая прослеживалась с самого начала возникновения логики.

Отсюда  следует вывод, что знание риторики и логики повышает культуру мышления, способствует четкости, последовательности и доказательности рассуждения, усиливает эффективность и убедительность речи.

 


Информация о работе Связь риторики с другими науками.Роль логики и её законов в риторике