Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2011 в 08:02, реферат
Итак, что же имеется в виду, когда говорится о «проблеме» соотношения риторики и логики? В первую очередь, о способах аргументации или иначе: о типах обоснования выдвинутых утверждений. Если вслед за Аристотелем рассмотреть проблему аргументации как центральную тему обоснования знания, то общую теорию аргументации можно подразделить на логику, диалектику (топику) и риторику.
Взаимосвязь логики и риторики
Итак, что же имеется
в виду, когда говорится о «проблеме»
соотношения риторики и логики? В
первую очередь, о способах аргументации
или иначе: о типах обоснования
выдвинутых утверждений. Если вслед
за Аристотелем рассмотреть
Впервые Петр Рамус вводит иерархию в образовательный канон и отдает предпочтение логике перед риторикой. В основной линии новоевропейской философии (от Бэкона и Декарта) поиск ясных понятий, образующих состав аподиктического знания, признается единственной легитимной целью философии. Это относится и к «трансцендентальной логике» Канта, и к «диалектической логике» Гегеля: всюду определяющим углом зрения является логический вывод из аподиктических («абсолютно истинных») посылок независимо от различий в понимании того, что есть «абсолютно достоверное знание». Кант допускает «диалектику» (топику) лишь в виде «критики диалектической видимости», признавая лишь логику (аналитику) областью достоверного знания. Торжество логики достигает своего кульминационного пункта у Гегеля.
Между тем, параллельно
этому основному руслу, в котором
развивалось отношение между
философией и риторикой, присутствуют
и скрытые течения «
В последней трети ушедшего века наметились контуры новой теории аргументации, которую иногда вслед за Х. Перельманом называют «неориторикой». «Аргументация — это определенная человеческая деятельность, протекающая в конкретном социальном контексте и имеющая своей конечной целью не знание само по себе, а убеждение в приемлемости каких-то положений» . Далее в докладе предпринимается попытка обрисовать основные черты некоторых подходов к исследованию аргументации, и автор обращается к работам по логике политической аргументации, которые используют материал «Мелосского диалога» из «Истории» Фукидида.
Дескриптивная теория аргументации представлена Х.Р. Олкером . Здесь используются разнообразные логические средства (диалогика Решера) и методы представления знаний для описания реально протекающих процессов аргументации, в основе лежит изучение естественно-языковых текстов, описывающих аргументационный диалог. Исходный набор данной теории, предназначенной для анализа семантической структуры естественного языка, должен включать: множество засвидетельствованных и возможных языковых форм; контексты, в которых эти языковые формы представлены или могут быть представлены; множество интуитивных суждений об этих формах, реализованных в соответствующих контекстах. Дескриптивная теория аргументации опирается на две модели: а) модель функционирования достоверного знания, б) модель прагматики общения, разработка которых и есть ее основная задача.
Нормативная теория аргументации предписывает наиболее эффективные средства убеждения в соответствии с ситуацией. Под ситуацией имеется в виду не только внешняя ситуация общения, но и особенности когнитивной системы, а также состояние сознания реципиента.