Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 14:43, реферат
Меня чрезвычайно заинтересовала тема «Связь риторики с другими науками. Роль логики и ее законов в риторике». Прежде всего, я считаю, что данная тема в современные дни имеет большую актуальность. Манера общения, качественность и аргументированность речи, правильная передача своих мыслей –это то, что стоит развивать в повседневной жизни человечества. Средства и методы таких функций человеческой деятельности и изучают такие науки как риторика и логика.
Введение. 3
Риторика. 4
Предмет и задачи риторики. 5
Связь риторики с другими науками. 8
Логика. 10
Роль логики 11
Основные законы логики. 12
Взаимосвязь логики с риторикой 18
Заключение. 23
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
Высшего профессионального образования
«Тульский государственный универитет»
Факультет экономики и менеджемента
Кафедра финансов и менеджмента
ДЕЛОВАЯ РИТОРИКА
Реферат на тему
«Связь риторики с другими науками.Роль логики и её законов в риторике»
Выполнила студентка группы
720712
Проверил доц.каф. русского языка Щенникова Е.П.
Тула 2012 г.
Оглавление
Введение. 3
Риторика. 4
Предмет и задачи риторики. 5
Связь риторики с другими науками. 8
Логика. 10
Роль логики 11
Основные законы логики. 12
Взаимосвязь логики с риторикой 18
Заключение. 23
Меня чрезвычайно заинтересовала тема «Связь риторики с другими науками. Роль логики и ее законов в риторике». Прежде всего, я считаю, что данная тема в современные дни имеет большую актуальность. Манера общения, качественность и аргументированность речи, правильная передача своих мыслей –это то, что стоит развивать в повседневной жизни человечества. Средства и методы таких функций человеческой деятельности и изучают такие науки как риторика и логика.
Изучение данной темы имеет внушительную роль для каждого человека. Поведение индивида в аудитории на публике, его способы передачи информации в массы, манерность общения и взаимодействия с другими- по таким признакам можно многое сказать о развитости человека и его умственной составляющей.
К изучению вышесказанных проблематик прибегли большинство известных философов и ученых, начиная с Аристотеля и Цицерона и заканчивая Кони и Перельманом. Данную тематику и я не могла обойти вниманием, что вы и увидите дальше в моем реферате.
РИТОРИКА (греч. rhetorike «ораторское искусство»), научная дисциплина, изучающая закономерности порождения, передачи и восприятия хорошей речи и качественного текста.
В момент
своего возникновения в
Традиционная риторика (bene dicendi scientia «наука о хорошей речи», по определению Квинтилиана) была противопоставлена грамматике (recte dicendi scientia – «науке о правильной речи»), поэтике и герменевтике. Предметом традиционной риторики, в отличие от поэтики, являлись только прозаическая речь и прозаические тексты. От герменевтики риторику отличал преимущественный интерес к убедительной силе текста и лишь слабо выраженный интерес к иным, не влияющим на убедительную силу компонентам его содержания.
Методологическое
отличие риторики и дисциплин
риторического цикла от других
филологических наук состоит
в ориентации на ценностный
аспект в описании предмета
и подчиненности этого
Различия в определении предмета и задач риторики на протяжении ее истории сводились, по сути, к различиям в понимании того, какую именно речь следует считать хорошей и качественной. Сложились два основных направления.
Первое направление,
идущее от Аристотеля, связывало
риторику с логикой и
Второе направление
также возникло в Древней
В эпоху
эллинизма «литературное»
Соотношение
сил изменилось в пользу «
Неориторика не отвергла результатов, полученных в русле «литературного» направления. Более того, некоторые исследователи риторики по сей день уделяют преимущественное внимание эстетическим качествам речи (сторонники риторики как науки о художественно-выразительной речи: в некоторой степени авторы Общей риторики, В.Н.Топоров и др.). Сегодня можно говорить о мирном сосуществовании и взаимном обогащении «логического» и «литературного» направлений при доминировании первого.
Большинство
определений, даваемых
Определения
в русле «логического»
Определение
в русле «литературного»
Красноречие рождается
из многих знаний и умений.
Для того чтобы быть хорошим
оратором, по словам Цицерона, «...необходимо
усвоить самые разнообразные
познания, без которых беглость
в словах бессмысленна и
Из этого высказывания следует, что риторику можно определить и как науку, и как искусство. Если в античности риторику называли «царицей всех искусств», то в наши дни она чаще рассматривается как наука. Отсюда следует еще одно определение риторики — теория убеждающей коммуникации. Что же сближает риторику с искусством и с какими науками она теснейшим образом связана?
Если рассматривать риторику как мастерство публичного выступления, то можно заметить ее особенную близость с литературой и театром. Выдающийся русский судебный оратор и теоретик красноречия А. Ф. Кони считал риторику литературным творчеством, но в устной форме. Общее между красноречием и поэзией находил Аристотель. Актерскими приемами пользовались все выдающиеся ораторы, начиная с Демосфена и Цицерона.
В то же время на риторику смотрели и как на часть системы знаний, как на способ познания и толкования сложных явлений жизни. Особенно очевидна связь риторики и логики, в древности они рассматривались в неразрывном единстве. И сегодня в период подготовки содержания речи логике отводится главенствующая роль. Отбор фактов, разработка плана и композиции выступления, обеспечение доказательности и аргументированности речи — все это требует знания законов логики. Логическая культура пригодится оратору, если в момент выступления завяжется спор, и на этапе подведения итогов выступления.
Основное требование к современной речи — это её эффективность. Этому требованию она может отвечать только тогда, когда говорящий владеет языковой культурой. Работа над языком и стилем — обязательный этап в подготовке речи, но настоящую проверку языковая культура проходит в момент выступления, в ходе неизбежных импровизаций, отступлений от заранее отредактированного текста.
Продуманная, тщательно выверенная речь в живой аудитории должна быть хорошо произнесена. Четкость, ясность, интонационное богатство речи облегчают общение в любой ситуации. Технику речи можно отточить, опираясь на данные физиологии, анатомии, акустики, сценической речи.
Психология, педагогика помогут оратору (говорящему) выработать психологические качества, необходимые для работы с большой аудиторией, и для общения в рабочей группе, и в неофициальной обстановке.
Поведение оратора на трибуне, форма контакта с любым слушателем, пути выхода из непредвиденных ситуаций, возникающих в ходе общения, определяется не только знанием психологии, но и тем, насколько говорящий владеет этикой, каков у него уровень культуры общения.
Таким образом, в основной перечень наук, с которыми связана риторика, входят логика, этика, эстетика, психология, педагогика.
Информация о работе Связь риторики с другими науками.Роль логики и её законов в риторике