Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 01:46, шпаргалка
Ответы на 30 вопросов.
S есть (не есть) P¹, Р², Рⁿ. Например, «Лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности»;
S¹, S², Sⁿ есть
(не есть) Р¹, Р², Рⁿ. Например, «Основные права и свободы
человека неотчуждаемы и принадлежат
каждому от рождения».
21. Сущность и логическая структура вопросА!
Вопрос - это логическая форма, включающая исходную информацию с одновременным указанием на ее недостаточность с целью получения новой информации в виде ответа.
В естественном языке вопрос выступает чаще всего в виде вопросительного предложения, хотя не всякое вопросительное предложение является вопросом. Так, не являются вопросами риторические вопросительные предложения. Обладая некоторыми признаками вопросов, они не содержат при этом побуждения к ответу и по своей сути являются суждениями. Например, в риторическом вопросительном предложении «Какой он юрист?» содержится утверждение, что он не юрист или плохой юрист, а вовсе не вопрос. Кроме риторических, есть и другие вопросительные предложения, которые также, не требуя ответа, вместе с тем не содержат и открытого сообщения. Они могут выражать, например, просьбу или предложение - «Не хотите ли чаю?», резкое побуждение - «Может быть, уступите место пожилому человеку?», угрожающее запрещение - «Что за шум?», увещевание как разновидность призыва - «Ребята, не Москва ль за нами?». В то же время вопрос может выражаться не только вопросительным, но и повествовательным предложением. Например, так формулируются вопросы учебных занятий, а также вопросы, выносимые на экзамены и зачеты. В социологических исследованиях, кроме того, широко используются незаконченные повествовательные предложения, таблицы с незаполненными местами, множества вариантов ответов и т.д.
22.основные виды вопросов и их краткая предпосылка.
Логическая структура вопроса такова: 1) искомое знание; 2) исходное знание (базис или предпосылка вопроса); 3) требование перехода от незнания (непонимания) к знанию (пониманию), от исходного к искомому знанию. Например, следователь, задавая вопрос «Кто звонил подозреваемому после 19 часов, и на какое время была назначена встреча подозреваемого и потерпевшего?», ставит задачу установить неизвестное ему имя звонившего человека и время встречи подозреваемого и потерпевшего.
указывает вопросительное местоимение «кто». Местоимение «какой» употребляется для обозначения свойств или состояний; наречия «когда», «где», «сколько», «зачем», «почему» обозначают соответственно время, место, количество, цель, причинуДалее, в вопросе содержится весьма определенное знание..
Предшествующее знание, содержащееся в вопросе, составляет его логические предпосылки. В них явно или скрыто заключена исходная информация, необходимая и достаточная для постановки вопроса и необходимая, но недостаточная для разрешения его. Предпосылки направляют поиск ответа и определяют его смысловое содержание.
Важно также отметить,
что вопрос является требованием
найти, сообщить или уточнить некоторые
сведения, неизвестное. В этом плане
он выступает как продукт
В судебной практике
важно иметь в виду, что вопросы
могут обладать сильным внушающим
воздействием. Оно обусловлено тем,
что вопрос, наряду с затребованием
информации, в своих предпосылках
заключает определенные сведения, воспринимаемые
тем, кому он адресован. Если эти сведения
ложны, но хитроумно скрыты выразительными
средствами, то вопрос может быть опасным
для отвечающего в том смысле, что побуждает
его к неявному признанию лжи за истину.
В этом плане исследования психологов
XIX века уже приобрели юридически значимую
интерпретацию. Так, в книге А. Бине «Внушаемость» рассматривалось
влияние внушения на свидетельские показания.
Экспериментально автор доказывал, что
формулировки вопросов могут иметь различную
меру внушения, вплоть до введения свидетеля
в заблуждение. В связи с этим он указывал
на необходимость в протоколах судебных
заседаний излагать как ответы свидетелей,
так и вопросы, которые им задавались,
так как вопрос образует вместе с ответом
одно неразрывное целое.
27!! Общая характеристика умозаключений (тут же 28)
Умозаключение
– форма мышления, при которой на основе
нескольких суждений делается определенный
вывод. Различают умозаключения индуктивные,
дедуктивные, по аналогии.
Дедуктивное
умозаключение – это умозаключение,
в котором рассуждение осуществляется
от общих фактов к единичному выводу.
Индуктивное
умозаключение – умозаключение, в котором
рассуждение идет от единичных фактов
к общему выводу.
Умозаключение по аналогии – это такое умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех
условий.
29 Логическая сущность аргументации
Аргументация – это приведение доводов или аргументов, с намерением вызвать или усилить поддержку другой стороны к выдвинутому положению. Аргументация представляет собой речевое действие, включающее систему утверждений, предназначенных для оправдания или опровержения какого-то мнения, обращённого к разуму человека, способного принять или опровергнуть его.
Характеристики
аргументации:
* Она
всегда выражена в языке,
* Исследует взаимосвязи этих утверждений, а не те мысли, идеи и мотивы, которые стоят за ними.
* Является целенаправленной деятельностью, задачей которой является усиление или ослабление чьих-то убеждений.
* Ориентирована
на другого человека и
* Предполагает
разумность тех кто её воспринимает,
их способность рационально взвешивать
аргументы, принимать их или оспаривать.
30 Общая хар-ка доказательства (тут же 32)
Доказательство
– понятие преимущественно логическое.
Это совокупность логических приёмов
для обоснования истинности какого-либо
суждения с помощью других истинных и
связанных с ним суждений.
* При
построении доказательства
* Доказательство
обращено к тезису и ставит
целью обосновать его истинность. Эффективность
логического доказательства зависит от
истинности приводимых доводов.
Структура
доказательства
* Тезис
(мысль или положение,
* Аргументы, или основания, доводы (положения, с помощью которых обосновывается тезис)
* Демонстрация,
или форма, способ
31 Аргументы
Аргументы – это
суждения посредством которых обосновывается
истинность тезиса.
* Аргументом
может считаться только та
мысль, которая доказывает
* Аргументы должны быть истинными. Только из истинных посылок можно вывести истинное следствие.
* Аргументы должны являться достаточными основаниями для тезиса, то есть подтверждать защищаемый тезис.
* Аргументы
должны быть суждениями, истинность
которых доказана
* Аргументы
не должны противоречить друг
другу и тезису.
Ошибки аргументации
* Ложный довод – это неправильная, антинаучная мысль
* Произвольный довод – это верная мысль, ошибочно представляемая как доказательство нашего тезиса.
* Нелепый
довод – крайняя форма ложного
довода, очевидная, а иногда
* Тождесловие
– случай, когда в виде довода
для доказательства тезиса