Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2011 в 21:05, шпаргалка
Краткие определения и ответы.
1)Термин
логика происходит от 2) понятие –
это форма мышления, в которой
отражаются сущёственные (общие)
признаки одного класса 3) суждение – это форма мышления, в которой что либо утверждается или отрицается о предметах, их свойствах или отношениях: выражается в форме повествовательного предложения. 4) умозаключение
– это форма мышления, посредством
которой из одного или 5) практика – это приёмы, навыки в какой либо работе. 6) логической
формой конкретной мысли 7) основные формально-логические законы: 1) закон тождества 2) закон непротиворечивости 3) закон исключённого третьего 4) закон достаточного основания. 8) первый этап
логика Аристотеля и вся логика стоиков называется «логикой позиций» новый этап с XVII века он органически связан с созданием в её рамках наряду с дедуктивной логикой логики индуктивной. Основатель Ф. Бекон (1561-1626) второй этап это появление математической или символической логики. 9) знак – это материальный объект, используемый в процессе познания или общения в качестве представителя какого-либо объекта. Существуют: 1) знаки-индексы 2) знаки-образцы 3) знаки-символы 10) смыслом имени
является способ, которым имя
обозначает предмет, т.е. 11) именная функция
– это выражение, которое при
замене переменных постоянными
превращается в обозначение 12) пропозициональной
функцией называется выражение, 13) семантические категории: - имена, предложения и функторы. 14) основателем
науки логики считают 15) сравнение: - это
мысленное сопоставление 16) абстрагирование:
- это мысленное упрощение 17) обобщение: - это
мысленное объединение 18) закон обратного
отношения между содержанием
и объёмом понятия: - содержание
и объём понятия органически
связаны между собой, эта 19) конкретные понятия – это понятия, в которых находят своё отражение сами предметы и явления, обладающие относительной самостоятельностью существования, например «артист», «сосна». Абстрактные понятия – это понятия, в которых мыслятся свойства предметов или отношения между предметами, не существующие самостоятельно без этих предметов. 20) положительные понятия: - это те понятия, в которых отражается наличие у предметов мысли каких либо качеств, свойств и т.д. отрицательные понятия: - это понятия, которые характеризуются отсутствием у предметов мысли каких-либо качеств, свойств и т.п. 21) отношения подчинения: - в таком отношении находятся понятия, из которых одно входит в объём другого, но не исчерпывает его, а составляет лишь часть 22) отношение перекрещивания: - это отношение существует между понятиями, объёмы которых совмещаются лишь частично. 23) отношения между двумя не совместимыми понятиями: 1) соподчинение 2) противоречие 3)противоположность. 24) основные логические операции с объёмами понятий: 1) определение 2) деление. 25) виды определений: 1) описание – это перечисление ряда признаков предмета, как существенных, так и несущественных, часто внешних, позволяющих выделить его среди других. 2) характеристика
– есть выделение лишь 26) в номинальных определениях в отличии от реальных: раскрывается смысл самого слова – имени предмета. 27) основные разновидности определений через ближайший род и видовое отличие: 1) генетическое определение 2) сущностное определение 3) функциональное определение 4) структурное определение. 28) структура деления: 1)делимое – это родовое понятие, объём которого раскрывается через составляющие его виды. 2) члены деления – полученные в результате самой операции виды родового понятия. 3)основание деления – признак, по которому производится эта операция. 29) виды деления: 1) деление по наличию или отсутствию признака. Служащего основанием деления. 2) деление по видоизменению признака, положенного в основе этой операции. 3) смешанное деление, когда используются оба вида деления. 30) обобщение понятия: - это движение от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом – от вида к роду. 31) ограничение понятия: - это логическая операция противоположная обобщению, здесь мысль движется от понятия с большим объёмом к понятию с меньшим – от рода к виду. 32) классификация: - это понятие объём которого делится, является родом, а новые понятия – это виды по отношению к данному роду. 33) простое суждение – суждение характеризуется тем, что в них нельзя выделить правильную часть, которая в свою очередь, была бы самостоятельным суждением. 34) сложные суждения состоят из двух или более простых, тем или иным способом связанных между собой. 36) разновидность отрицательных суждений: 1) суждения с положительным предикатом. 2) суждения с отрицательным предикатом. 37) общеутвердительное суждение – это суждение по количеству, т.е. по характеру субъекта, общие, а по качеству, т.е. по характеру связки, утвердительные. |
38) закономерности
распределения терминов в суждении: 1)
субъект распределён в общих и нераспределён
в частных суждениях. 2) предикат распределён
в отрицательных и не распределен в утвердительных
суждениях.
39) виды сужений по характеру предиката: 1) атрибутивные суждения 2) реляционные суждения 3) экзистенциальные суждения. 40) атрибутивные суждения: - это суждения о свойствах чего-либо, раскрывают наличие или отсутствие у предмета мысли тех или иных свойств или признаков. 41) экзистенциональные суждения: - это суждения о существовании чего-либо, это такие суждения. В которых раскрывается наличие или отсутствие самого предмета мысли. 42) модальность
суждений: - термин который означает,
что помимо основного 43) аксиологическая
модальность выражает: абсолютные
и сравнительные термины. 44) основные группы сложных суждений: 1) конъюнктивные. 2) дизъюнктивные 3) импликативные 4) эквивалентные. 45) конъюнктивное
суждение: - это соединительные суждения,
образуются посредствам 47) эквивалентность суждений: - это отношение между суждениями, у которых субъект и предикат выражены одними и теми же или равнозначными понятиями, причём и количество и качество одни и те же. 48) дедуктивные умозаключения – те умозаключения , у которых между посылками и заключением имеется отношение логического следования. 49) непосредственные умозаключения: - это дедуктивные умозаключения, делаемые из одной посылки. 50) превращение:
- вид непосредственного 51) обращение: - называется такое непосредственное умозаключение, в котором в заключении субъектом является предикат, а предикатом – субъект исходного суждения, т.е. происходит перемена мест субъекта и предиката при сохранении качества суждения. 52) модусы категорического силлогизма – называется разновидность фигур, отличающихся характером посылок и заключения. 53) Правила терминов: 1В каждом силлогизме должно быть только три термина 2 Средний термин должен быть распределён по крайней мере в одной из посылок 3 Термин распределён в заключении, если и только если он распределен в посылке. Иначе в терминах заключения говорилось бы больше, чем в терминах посылок. 54)Правила посылок: 1 Из двух отрицательных посылок нельзя зделать никакого заключения 2 Если одна из посылок отрицательная, то и заключение должно быть отрицательным. 3 Если одна из посылок частная, то и заключение должно быть частным. 55) Составные части логического доказательства: 1-тезис 2-основание (аргументы) 3-логическая связь. 56) Задача доказательства: - исчерпывающе утвердить обоснованность доказываемого тезиса. 57) Прямое доказательство: Задача состоит в том, чтобы подыскать такие убедительные аргументы из которых по логическим правилам получается тезис. 58) Наиболее распространенный прием опровержения – выведение из опровергаемого утверждения следствий, противоречащих истине. 59) Формальная
ошибка в доказательстве имеет
место тогда, когда 60) Подмена тезиса – неосознанное или умышленное замещение тезиса входе док-ва каким-то другим утверждением. Подмена тезиса ведет к тому, что доказывается не то, что требовалось доказать. 61)Гипотеза – это научно обоснованное предположение о причинах или взаимосвязях каких-либо явлений или событий природы, общества и мышления. 62) общая гипотеза: - это научно обоснованное предложение о причинах, законах и взаимосвязях природных и общественных явлений, а так же закономерностях психической деятельности человека. 63) частная гипотеза: - это научно обоснованное предположение о причинах, происхождении и взаимосвязях части объектов, выделенных из класса рассматриваемых объектов природы, общественной жизни или психической деятельности человека. 64) единичная гипотеза: - научно обоснованное предположение о причинах, происхождении и взаимосвязях единичных фактов, конкретных событий или явлений. 65) самый действенный способ подтверждения гипотезы: - обнаружение предполагаемого объекта, явления или свойства, которое служит причиной рассматриваемого явления. 66) основной способ подтверждения гипотезы: выведение следствий и их верификация. 67) логический критерий истинности: - вспомогательный и производный, вытекающий из практики и сам опирающийся на неё, как на окончательный критерий истинности. 68) закон тождества: - мысль о качественно определённом предмете, если она соответствует ему, не может не быть определённой, однозначной. Тождественной себе. 69) закон противоречия: - два противоположных или противоречащих суждения об одном и том же предмете, который взят в одно и то же время и в одном и том же отношении, не могут быть одновременно истинными. 70) закон исключения третьего: - два противоречащих высказывания об одном и том же предмете не могут быть вместе ложными: одно из них по необходимости истинно. 71) дискуссия: - это одна из важнейших форм коммуникации, метод решения спорных проблем и своеобразный способ познания. 72) полемика: - во многом подобна дискуссии, существенно отличается от неё в отношении как своей цели, так и применяемых средств. Цель полемики: - не достижение согласия, а победа над другой стороной, утверждение собственной точки зрения. 73) требования
к аргументам: 1) они должны быть
истинными высказываниями. 2) истинность
аргументов должна быть |
74) стратегия
спора: - это наиболее общий принцип
аргументации, приведения одних
высказываний для обоснования
или подкрепления других.
Тактика спора: - поиск и отбор аргументов или доводов, наиболее убедительных с точки зрения обсуждаемой темы и данной аудитории, а так же реакция на контр аргументы другой стороны в процессе спора. 75) прямое подтверждение: - это непосредственное наблюдение тех явлений, о которых говорится в проверяемом утверждении. Косвенное подтверждение: - это подтверждение в опыте логических следствий обосновываемого положения. Дополнительные вопросы: 1)теория дедуктивных умозаключений и доказательств. 2) немецкие философы: Лейбниц, Буль, Шредер, Порецкий. Фреге, Кант, Гегель. 4) анализ: - это мысленное разложение предмета на его признаки. Синтез: - мысленное соединение признаков предмета в одно целое. 8) функции понятий: 1) познавательная функция. 2) коммуникативная. 9) содержание понятия: - систематически выделяется сл. образом A (BCD…) , где A – всякое понятие вообще, а BCD – мыслимые в нём признаки предметов. Объём понятия: - это охватываемые им предметы мысли. 10) классы в логике: - это предметы входящие в объём понятия. Элемент: - это отдельный предмет, принадлежащий классу предметов. 11) класс предметов. Может быть универсальным., единичным, нулевым. 12) слово: - это материальный носитель понятия. языковое средство закрепление мысли. 15) пустые и
непустые понятия отличаются
в зависимости от того, относятся
ил они к несуществующим или
к существующим реально Непустые понятия имеют объём. В который входит по крайней мере один реальный предмет. 16) единичные понятия: - понятия имеющие только один класс. 17) общие понятия: -это понятия объединяющие в себе несколько единичных. 18) виды понятий
по их содержанию 19) сравнимые
понятия: - это понятия. так или
иначе имеющие в своём Несравнимые: - это понятия, не имеющие сколько-нибудь существенных в том или ином отношении общих признаков. 20) совместимые понятия: - это такие понятия, объёмы которых полностью или хотя бы частично совпадают. 21) несовместимые понятия: - это такие понятия, у которых объёмы не совпадают полностью. 22) равнозначные понятия: - это такие понятия, объёмы которых совпадают полностью, хотя их содержание может в той или иной степени различаться. 23) отношение подчинения: - в таком отношении находятся понятия, из которых одно входит в состав другого, но не исчерпывает его, а лишь составляет его часть. 24) отношение между двумя общими понятиями называется отношения рода и вида или родовитыми отношениями. 27) логические операции с понятиями: 1) определение 2) деление. 28) описание предмета: - это перечисление ряда признаков предмета, как существенных. Так и несущественных, часто внешних, позволяющих выделить его среди других. 29) отличительные черты определения: - в определении указываются, такие общие и существенны признаки предмета, каждый из которых в отдельности необходим, а все вместе достаточны, для выделения предмета среди других сходных предметов 33) деление: - это логическая операция, посредствам которой раскрывается объём понятия. 36) правила деления: 1) соразмерность деления. 2) деление должно производиться по одному основанию. 3) члены деления должны исключать друг друга. 4) деление должно быть последовательным и непрерывным. 37) характеристики суждений: 1) истинность 2) ложность. 39) основные компоненты суждения: 1) субъект 2) предикат. 40) сужденья по степени сложности: 1) конъюнктивные. 2) дизъюнктивные 3) импликативные. 3) эквивалентные. 43) качество суждения:
- это одна из важнейших 44) утвердительное суждение: - суждение раскрывает наличие, какой либо связи между субъектом и предикатом. Отрицательное суждение: - раскрывает отсутствие той или иной связи между субъектом и предикатом. 47) общие суждения: - это суждения, в которых что либо утверждается обо всей группе предметов и притом в разделительном смысле. Частные суждения: - это те суждения, в которых что-либо высказывается о части какой-то группы предметов. 50) единичные суждения: – это такие суждения, в которых нечто высказывается об отдельном предмете мысли. 52) общеутвердительные: - это суждения по количеству, т.е. по характеру субъекта, общие, а по качеству, т.е. по характеру связки, утвердительные. 53) частноутвердительные суждения: - частные по количеству, утвердительные по качеству. 54) общеотрицательное суждение: - общие, по количеству, отрицательные по качеству. 55) частноотрицательные: - частные по количеству, отрицательные по качеству. 59) реляционные суждения: - раскрывают наличие или отсутствие у предмета мысли того или иного отношения, к другому предмету. 65) противопоставление предикату: - это такое непосредственное умозаключение, при котором, предикатом является субъект, субъектом – понятие, противоречащее предикату, исходного суждения, и связка меняется на противоположную. 66) категорический силлогизм: - это умозаключение, в котором из двух категорических высказываний выводится новое категорическое высказывание. |
67) большая посылка
– это та посылка в которую входит больший
термин, а меньшая соответственно наоборот
с меньшим термином.
68) фигуры категорического силлогизма – зависят от того где расположен средний термин в посылках. 69) модусы фигур
категорического силлогизма: - это
разновидность фигур, 70) энтимема: - это рассуждение в силлогизме, в котором не выражается явно одна из посылок или заключение. Юнита – 21)под доказательством в логике понимается процедура, установления истинности некоторого утверждения путём приведения других утверждений, истинность которых уже известна, и из которых с необходимостью вытекает первое. 3) тезис: - это утверждение, которое нужно доказать. 4) основание (аргументы): - это те положения, с помощью которых доказывается тезис. 6) доказать некоторый
тезис: - значит логически вывеси
его из других являющихся 7) виды доказательств: - прямые и косвенные доказательства. 9) косвенное
доказательство: - устанавливает справедливость
тезиса тем, что вскрывает его
ошибочность противоположного 10) доказательство от противного – основной приём косвенного док-ва. 11) доказательство через исключение: - применяется в тех случаях, когда известно, что доказываемый тезис входит в число альтернатив, полностью исчерпывающих все возможные альтернативы данной области. 12) опровержение: - это рассуждение, направленное против выдвинутого положения и имеющее своей целью установление его ошибочности или недоказанности. 13) наиболее распространённый приём опровержения: - выведение из опровергаемого утверждения следствий, противоречащих истине. 14) доказательство: - это логическая, дедуктивная связь принятых аргументов, и выводимого из них тезиса. 17) наиболее частая ошибка – это попытка обосновать тезис с помощью ложных аргументов. 18) круг в доказательстве: - справедливость доказываемого положения, обосновывается посредством этого же положения, высказанного, возможно в несколько иной форме. 20) сущность метода формализации: - состоит в построении модели, в которой содержательным рассуждениям соответствуют чисто формальные образования. 21) полная формализация теории имеет место тогда, тогда совершенно отвлекаются от содержательного смысла исходных понятий и положений теории и перечисляют все правила логического вывода, используемые в доказательствах. 22) формализованное
доказательство: - это доказательство,
записанное на специальном 24) виды научных гипотез: 1) общие 2) частные 3) единичные. 28) такие предположения называются рабочие гипотезы. 29) гипотезы выдвигаемые в судебном расследовании называются версиями, они бывают общими и частными и единичными. 30) общие версии: - выясняющее всё преступление в целом. 31) такие версии называются частными. 32) единичные версии: - объясняют отдельные, индивидуальные факты. 33) такие гипотезы называются конкурирующими. 34) 1-ый этап построения гипотезы: выделение группы фактов, которые не укладываются в прежние теории или гипотезы и должны быть объяснены новой гипотезой. 35) 2-ой этап
построения гипотезы: формулировка
гипотезы т.е. предположений, 36) 3-ий этап
построения гипотезы: выведение
из данной гипотезы всех 37) 4-ый этап построения гипотезы: сопоставление выведенных из гипотезы следствий с имеющимися наблюдениями, результатами экспериментов, с научными законами. 38) 5-ый этап построения гипотезы: превращение гипотезы в достоверное знание или научную теорию, если подтверждаются все выведенные из гипотезы следствия и не возникает противоречия с ранее известными законами науки. 41) косвенный способ подтверждения гипотезы: это умозаключение по разделительно-категорическому силлогизму. 42) законы правильного мышления: 1) закон тождества. 2) закон непротиворечия. 3) закон исключённого третьего. 4) закон достаточного основания. 43) наиболее общие формы мышления: - понятия. суждения, умозаключения. 44) важнейшая особенность основных законов мышления состоит в том. что они носят здесь универсальный характер, т.е лежат в основе функционирования всего мышления в целом. 45) два типа основных законов мышления: 1) формально-логические законы. 2) законы диалектической логики. 46) фундамент материалистической диалектики: - составляют основные законы: закон взаимного перехода количественных изменений в качественные, закон единства и борьбы противоположностей, и закон отрицания отрицания. 47) эта связь
между мыслями в логике 51) аргумент к публике: - вместо обоснования истинности или ложности тезиса объективными доводами пытаются опереться на мнение, чувства и настроения слушателей. 52) аргумент к личности: - противнику приписываются такие недостатки, реальные или только мнимые, которые представляют его в смешном свете, бросают тень на его умственные способности, подрывают доверие к его рассуждениям. 53) аргумент к
массам: - попытка взволновать и
наэлектризовать круг людей, 54) аргумент к
человеку: - в поддержку своей
позиции приводятся основания,
выдвигаемые противной 55) аргумент к тщеславию: - расточение в споре неумеренных похвал оппоненту в надежде, что, тронутый комплиментами, он станет мягче и покладистей. 56) аргумент к не смелости, или к авторитету: - обращение в поддержку своих взглядов к идеям и именам тех, с кем противник не посмеет спорить, даже если они по его мнению не правы. 57) аргумент к физической силе: - угроза неприятными последствиями. И в частности угроза применения насилия или прямое употребление каких-то средств принуждения. 58) Аргумент к невежеству: - ссылка на неосведомлённость, а то и невежество противника в вопросах, относящихся к существу спора. 59) аргумент к жалости: - возбуждение в другой стороне жалости и сочувствия. 60) принцип достаточного
основания: - это требование обоснованности
знания. |