Лекция по "Интелектуальным системам"

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 13:04, лекция

Описание работы

Работа содержит лекцию по дисциплине "Интелектуальные системы"

Работа содержит 1 файл

Интеллектуальные системы - Лекции.doc

— 626.00 Кб (Скачать)

Недостаток моделей – сложность поиска вывода в семантической сети.

 

 

Вопросы для  повторения :

1. Что лежит в основе логических моделей?

2. Что лежит в основе эвристических моделей?

3. На какие типы делятся эвристические модели?

4. Какие правила необходимо соблюдать при ратбоет с логическими моделями?

5. Что лежит в основе  семантических моделей?

6. Характерная осбенность семантических сетей?

7. Достоинства и недостатки  логической модели?

8. Достоинства и недостатки  семантической модели?

 

Ключевые  слова : фрейм, слоты, АКО-связи, квантор, управление образцами, продукционное правило

Фреймовые модели

Стремлением разработать представления, соединяющие в себе достоинства различных моделей, привело к возникновению фреймовых представлений.

Фрейм (англ. Frame – каркас или рамка) – это структура знаний, предназначенная для представления некоторой стандартной ситуации или абстрактного образа.

С каждым фреймом связана  следующая информация:

  1. о том как пользоваться фреймом;
  2. каковы ожидаемые результаты выполнения фрейма;
  3. что делать, если ожидания не оправдались

Верхние уровни фрейма фиксированы  и представляют собой сущности или истинные ситуации, которые описываются данным фреймом. Нижние уровни представлены слотами, которые заполняются информацией при вызове фрейма. Слоты – это незаполненные значения некоторых атрибутов.

Фреймом называется также формализованная модель для отображения образа или ситуации.

Структуру фрейма можно  представить так:

ИМЯ ФРЕЙМА:

(имя 1-го  слота: значение 1-го слота),

(имя 2-го слота: значение 2-го слота),

…………………………………………

(имя N-го слота: значение N-го слота),

 

Системы фреймов обычно представляют в виде информационной поисковой сети, которая используется, когда предложенный фрейм не удается привести в соответствие с определенной ситуацией, т.е. когда слотам не могут быть присвоены значения, удовлетворяющие условиям, связанным с этими слотами.

В подобных ситуациях сеть используется для поиска и предложения другого фрейма.

Различают фреймы-образцы или прототипы, хранящиеся в БЗ, и фреймы-экземпляры, которые создаются для отображения реальных ситуаций на основе поступающих данных.

Модель фрейма является достаточно универсальной, поскольку позволяет отобразить всё многообразие знаний о мире через:

  1. фреймы-структуры, для обозначения объектов и понятий (заем, залог, вексель);
  2. фреймы-роли (менеджер, кассир, клиент);
  3. фреймы-сценарии (банкротство, собрание, акционеры)
  4. фреймы-ситуации (тревога, авария, рабочий режим устройства) и др.

Важнейшим свойством  теории фреймов является заимствованное из теории семантических сетей. И  во фреймах и в семантических  сетях наследование происходит по АКО-связям (A-Kind-of=это). Слот АКО указывает на фрейм более высокого уровня иерархии, откуда не явно наследуются , т.е. переносятся значения аналогичных слотов.

Человек     Ребенок   Ученик

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сеть фреймов

Здесь понятие «ученик» наследует свойство фреймов «ребенок» и «человек», которые находятся на более высоком уровне. Тогда на вопрос: «Любят ли ученики сладкое?» следует ответить «Да»(т.к. этим свойством обладают дети). Наследование свойств может быть частичным, так возраст для учеников не наследуется из фрейма «ребенок» поскольку указан явно в своем собственном фрейме.

Основным преимуществом фреймов является способность отражать концептуальную основу организации памяти человека, а также ее гибкость и наглядность.

Продукционные модели

В традиционном программировании, если i-ая команда не является командой ветвления, то за ней следует i+1-ая команда. Подобный способ программирования удобен в тех случаях, когда последовательность обработки мало зависит от обрабатываемых знаний.

В противном случае программу  лучше рассматривать как совокупность независимых модулей, управляемых образцами. Такая программа на каждом шаге при анализе образцов определяет, какой модуль подходит для обработки данной ситуации. Управляемый образцами модуль подходит для обработки данной ситуации.  Управляемый образцами модуль состоит из механизма исследования и модификации одной или нескольких структур. Каждый такой модуль реализует определенное продукционное правило. Функции управления при этом осуществляет интерпретатор. С точки зрения представления знаний подход, при котором, используются управляемые образцами модули характеризуется, следующими особенностями:

  1. разделение постоянных знаний, хранимых в БЗ, и временных знаний из рабочей памяти
  2. структурная независимость модулей
  3. отделение схемы  управления от модулей, несущих знания о проблемной области.

Это позволяет рассматривать  и реализовывать различные схемы  управления, облегчает модификацию  системы и знаний.

 

Лекция 7. ПРЯМАЯ ЦЕПОЧКА РАССУЖДЕНИЙ

План

    1. Механизм реализации прямой цепочки рассуждений(ПЦР)
    2. Реализац<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=" font-size: 14pt; text-decoration: none

Информация о работе Лекция по "Интелектуальным системам"