Лекции по "Информационные системы"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 19:16, курс лекций

Описание работы

Проект — это ограниченное по времени целенаправленное изменение отдельной системы с изначально четко определенным и целями, достижение которых определяет завершение проекта, а также с установленными требованиями к срокам, результатам, риску, рамкам расходования средств и ресурсов и к организационной структуре.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 40.86 Кб (Скачать)

Понятие проекта

Проект — это ограниченное по времени целенаправленное изменение отдельной системы с изначально четко определенным и целями, достижение которых определяет завершение проекта, а также с установленными требованиями к срокам, результатам, риску, рамкам расходования средств и ресурсов и к организационной структуре.

Можно выделить следующие  основные отличительные признаки проекта  как объекта управления:

  1. изменчивость - целенаправленный перевод системы из существующего в некоторое желаемое состояние, описываемое в терминах целей проекта;
  2. ограниченность конечной цели;
  3. ограниченность продолжительности;
  4. ограниченность бюджета;
  5. ограниченность требуемых ресурсов;
  6. новизна для предприятия, для которого реализуется проект;
  7. комплексность - наличие большого числа факторов, прямо пли косвенно влияющих на прогресс и результаты проекта;

правовое и организационное  обеспечение – создание специфической  организационной структуры па время  реализации проекта.

 

Классификация проектов

Проекты могут сильно отличаться по сфере приложения, составу, предметной области, масштабам, длительности, составу  участников, степени сложности, значимости результатов и т. п. Проекты могут  быть классифицированы по самым различным  признакам. Отметим основные из них.

 Класс проекта определяется  по составу и структуре проекта.  Обычно различают:

  • монопроект (отдельный проект, который может быть любого типа, вида и масштаба);
  • мультипроект (комплексный проект, состоящий из ряда монопроектов и требующий применения многопроектного управления),

Тип проекта определяется по основным сферам деятельности, в  которых осуществляется проект. Можно  выделить пять основных типов проекта:

      1. технический;
      2. организационный;
      3. экономический;
      4. социальный;
      5. смешанный.

Основные фазы проектирования информационной системы

Каждый проект, независимо от сложности и объема работ, необходимых  для его выполнения, проходит в  своем развитии определенные состояния: от состояния, когда «проекта еще  нет», до состояния, когда "проекта  уже нет". Совокупность ступеней развития от возникновения идеи до полного завершения проекта принято  разделять на фазы (стадии, этапы).

В определении количества фаз и их содержания имеются некоторые  отличия, поскольку эти характеристики во многом зависят от условий осуществления  конкретного проекта и опыта  основных участников. Тем не менее логика и основное содержание процесса разработки информационной системы почти во всех случаях являются общими.

Можно выделить следующие  фазы развития информационной системы:

    1. формирование концепции;
    2. разработка технического задания;
    3. проектирование;
    4. изготовление;
    5. ввод системы в эксплуатацию.

1. Концептуальная фаза

Главным содержанием работ  на этой фазе является определение  проекта, разработка его концепции, включающая:

  • формирование идеи, постановку целей;
  • формирование ключевой команды проекта;
  • изучение мотивации и требований заказчика и других участников;
  • сбор исходных данных и анализ существующего состояния;
  • определение основных требовании и ограничений, требуемых материальных, финансовых и трудовых ресурсов;
  • сравнительную оценку альтернатив;
  • представление предложении, их экспертизу и утверждение,

2. Разработка технического предложения

Главным содержанием этой фалы является разработка технического предложения и переговоры с заказчиком о заключении контракта. Общее содержание работ этой фазы:

  • разработка основного содержания проекта, базовой структуры проема;
  • разработка и утверждение технического задания;
  • планирование, декомпозиция базовой структурной модели проекта;
  • составление сметы и бюджета проекта, определение потребности в ресурсах;
  • разработка календарных планов и укрупненных графиков работ;
  • подписание контракта с заказчиком;
  • ввод в действие средств коммуникации участников проекта и контроля за ходом работ.

3. Проектирование

На этой фазе определяются подсистемы, их взаимосвязи, выбираются наиболее эффективные способы выполнения проекта и использования ресурсов. Характерные работы этой фазы:

  • выполнение базовых проектных работ;
  • разработка частных технических заданий;
  • выполнение концептуального проектирования;
  • составление технических спецификаций и инструкций;
  • представление проектной разработки, экспертиза и утверждение.

4. Разработка

На этой фазе производятся координация и оперативный контроль работ по проекту, осуществляется изготовление подсистем, их объединение и тестирование. Основное содержание;

  • выполнение работ по разработке программного обеспечения;
  • выполнение подготовки к внедрению системы;
  • контроль и регулирование основных показателей проекта.

5. Ввод системы в эксплуатацию

На этой фазе проводятся испытания, опытная эксплуатация системы в  реальных условиях, ведутся переговоры о результатах выполнения проекта и о возможных новых контрактах. Основные виды работ:

  • комплексные испытания;
  • подготовка кадров для эксплуатации создаваемой системы;
  • подготовка рабочей документации, сдача системы заказчику и ввод её в эксплуатацию;
  • сопровождение, поддержка, сервисное обслуживание;
  • оценка результатов проекта и подготовка итоговых документов;
  • разрешение конфликтных ситуаций и закрытие работ по проекту;
  • накопление опытных данных последующих проектов, анализ опыта, состояния, определение направлений развития.

Кроме того, на обнаружение  ошибок, допущенных на стадии системного проектирования, расходуется примерно в два раза больше времени, чем  на последующих фазах, а их исправление  обходится в пять раз дороже. Поэтому  па начальных стадиях проекта  разработку следует выполнять особенно тщательно. Наиболее часто на начальных  фазах допускаются следующие  ошибки:

  • ошибки в определении интересов заказчика;
  • концентрация на маловажных, сторонних интересах;
  • неправильная интерпретация исходной постановки задачи;
  • неправильное или недостаточное понимание деталей;
  • неполнота функциональных спецификаций (системных требований);
  • ошибки в определении требуемых ресурсов и сроков;
  • редкая проверка на согласованность этапов и отсутствие контроля со стороны заказчика (нет привлечения заказчика).
  • Процессы, протекающие на протяжении жизненного цикла информационной системы
  • Понятие жизненного цикла является одним из базовых понятий методологии проектирования информационных систем. Жизненный цикл информационной системы представляет собой непрерывный процесс, начинающийся с момента принятия решения о создании информационной системы и заканчивается в момент полного изъятия ее из эксплуатации.
  • Существует международный стандарт, регламентирующий жизненный цикл информационных систем - ISO/IEC 12207.

Основные процессы жизненного цикла

Среди основных процессов  жизненного цикла наибольшую важность имеют три разработка, эксплуатация и сопровождение. Каждый процесс  характеризуется определёнными  задачами и методами их решения, исходными  данными, полученными на предыдущем этапе, и результатами.

 

Разработка

Разработка информационной системы включает в себя все работы по созданию информационного программного обеспечения и его компонентов  в соответствие с заданными требованиями. Разработка информационного программного обеспечения также включает:

  • оформление проектной и эксплуатационной документации;
  • подготовку материалов, необходимых для проведения тестирования разработанных программных продуктов;
  • разработку материалов, необходимых для организации обучения персонала.

Разработка является одним  из важнейших процессов жизненного цикла информационной системы и, как правило, включает в себя стратегическое планирование, анализ, проектирование и реализацию (программирование).

 

Эксплуатация

Эксплуатационные работы можно подразделить на подготовительные и основные.Кподготовительным относятся:

  • конфигурирование базы данных и рабочих мест пользователей;
  • обеспечение пользователей эксплуатационной документацией;
  • обучение персонала.

Основные  эксплуатационные работы включают:

  • непосредственно эксплуатацию;
  • локализацию проблем и устранение причин их возникновения;
  • модификацию программного обеспечения;
  • подготовку предложений по совершенствованию системы;
  • развитие и модернизацию системы.

 

Сопровождение

Службы технической поддержки  играют весьма заметную роль в жизни  любой корпоративной информационной системы. Наличие квалифицированного технического обслуживания на этапе эксплуатации информационной системы является необходимым условием для решения поставленных перед ней задач, причем ошибки обслуживающего персонала могут приводить к явным или скрытым финансовым потерям, сопоставимым со стоимостью самой информационной системы.

Основными предварительными действиями при подготовке к организации  технического обслуживания информационной системы являются следующие:

  • выделение наиболее ответственных узлов системы и определение для них критичности простоя. Это позволит выделить наиболее критичные составляющие информационной системы и оптимизировать распределение ресурсов для технического обслуживания;
  • определение задач технического обслуживания и их разделение на внутренние (решаемые силами обслуживающего подразделения) и внешние (решаемые специализированными сервисными организациями). Таким образом производится четкое определение круга исполняемых функции и разделение ответственности;
  • проведение анализа имеющихся внутренних и внешних ресурсов, необходимых для организации технического обслуживания в рамках описанных задач и разделения компетенции. Основные критерии для анализа: наличие гарантии на оборудование, состояние ремонтного фонда, квалификация персонала;
  • подготовка плана организации технического обслуживания, в котором необходимо определить этапы исполняемых действий, сроки их исполнения, затраты на этапах, ответственность исполнителей.

Информация о работе Лекции по "Информационные системы"