Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 15:08, реферат
Различие подходов к включению/невключению того или иного материала в область истории логики, определения характера логических систем, развитие которых подвергается исследованию, подсказывает нам один важный вывод: реконструкция истории логики зависит от того понимания логики, которое мы закладываем в основу нашего историко-логического исследования. Причем в этом понимании существенны не только отрефлектированный взгляд на основания логики, но часто и эмоциональное отношение к логическим приемам и структурам. Поэтому осмысленно положить в основание подхода к упорядочению историко-логического материала понятие, которое сочетает в себя как рефлективную, так и интуитивную компоненты. Хорошим кандидатом на роль такого понятия представляется понятие «образ логики», введенный И.Н. Грифцовой.
Основные достижения средневековой логики: дидактическая систематизация античной логики, оригинальные семантические идеи. связь между латинским языком и логическими теориями и выражениями. В средневековых университетах: логику изучали на факультетах искусств, логика давала право на присоединение к высшим факультетам: теологии, юриспруденции, медицины. Обычное название – диалектика. На факультете искусств преподавали семь свободных искусств:Тривиум (грамматика, риторика, диалектика). Квадривиум (арифметика, геометрия, астрономия и музыка).
Логику преподавали какнауку на факультетах искусств, как искусство аргументации на факультетах теологии. Северин Боэций (V в.) – незаконченный проект перевода всех логических трудов Аристотеля на латинский язык.
Периодизация средневековой логики:
"Ars vetus" ("старое искусство"): XI в. - середина XII в.Представители: Михаил Пселл (1018—1096), Ансельм Кентерберийский (1033—1109), Пьер Абеляр (1079-1142). Содержание: комментарии "Введения" Порфирия, комментарии "Категорий" и "Об истолковании" Аристотеля. В корпус логических знаний раннесредневековой схоластики входили: учение о родо-видовых отношениях; теория определения, деления; логико-грамматическое учение об элементах рассуждений (части речи, совершенные и несовершенные высказывания, отношение обозначения между мыслью, устным и письменным словом); учение о структуре и семантическом анализе простого категорического суждения, деление суждений по качеству и количеству, теория модальных суждений, операции с простыми суждениями; силлогистика (категорический и гипотетический силлогизмы); учение о софистических опровержениях
"Ars nova" ("новое искусство"): середина XII в. – конец XIII в.Представители: Уильям Шервуд (ум. в 1249), Роберт Гроссетет (1175-1253), Петр Испанский (1220-1277), Раймунд Луллий (1235 – 1315), Роджер Бэкон (1214—1294), Иоанн Дунс Скотт (1266-1308).
Содержание: введение
в промежутке между 1136 и 1141 гг. в рассмотрение
обеих «Аналитик», «Топики» и «О
софистических опровержениях» Аристотеля;
использование логического
"Logica modernorum" ("логика современных"): XIV – XV вв.Представители: Вальтер Бурлей (1273-1357) Уильям Оккам (1285-1347), Жан Буридан (ок. 1300 – ок. 1358);
Содержание: вопрос о соотношении веры и разума (логики), разведение логики и метафизики, дедуктивная логика независима от теологии, логика как scientia sermocinalis (речевая наука), присоединение к «logica nova», трактата «О свойствах терминов», распространение жанра «Суммул».
Раскол между:приверженцами
Аристотеля, приспособленного к догмам
веры (томисты), «модернистами», занимавшимися
логическими исследованиями отдельно
от метафизических. Теология - иллюстрация
логических учений: пример истинного
суждения: «Deus est», пример ложного суждения:
«Deus non est».
Уильям Оккам.
Logica modernorum – высший этап развития Средневековой логики. Главный представитель Уильям Оккам (ок. 1285 - апрель 1347)Учение: «Теология воли» - обоснование свободы воли, как Бога, так и отдельного человека. Какое-либо ограничение божественной свободы является неприемлемым; Номинализм - реальным существованием обладают только индивидуальные субстанции и их качества, т.е. конкретные вещи. Допущение существования универсалий ни на чем не основано и является внутренне противоречивым.
Методологический принцип – «Бритва Оккама» (Novaculum Nominalium): Не существует основания для того, чтобы объяснять с помощью многих [допущений] то, что может быть объяснено с помощью меньшего числа [допущений]
Логика: Основное произведение по логике — Сумма всей Логики (1323 г.) подразделяется на:
Теория знаков и терминов: Термин есть знак (Signum) основная функция которого
заключается в обозначении определенных объектов.
Термины делятся на:
* ментальные (т.е. понятия) - Понятия (conceptus) есть естественные знаки (signa naturalia) и одинаковы у всех людей и народов;
произвольно установленные знаки (signa secundum voluntariam institutionem), и различны у разных народов - произносимые голосом (т.е. слова) ,письменные (т.е. записанные слова).
Следующее деление терминов: категорематические — обозначают определенные объекты; синкатегорематические — например, «или», «и», «ни... ни» «если... то»,
«некоторые» и т.д. Категорематические термины подразделяются на: абсолютные — имеют реальное определение (definitio quid rei); коннотативные — имеют номинальное определение (definitio quid nominis). Термины подразделяются также на: конкретные — например, «человек», «справедливый», «белый» и т. п. абстрактные термины — например, «человечность», «справедливость», «белизна» …
Другое важное деление терминов у Оккама на:
термины первичной импозиции — используются как для обозначения ментальных терминов и реальных объектов, например, «человек», «белый», «субстанция», «качество», «вид», «род» и т.п.
термины вторичной
импозиции — — используются
как для обозначения для
термины первичной интенции — обозначают реальные объекты, которые не являются ментальными терминами, или понятиями, например, «человек», «камень», «белое» и т.д.
термины вторичной интенции. — обозначают понятия, например, «вид», «род», «универсалия» …
Трансцендентальные термины (важнейшие для всей схоластической философии):вещь (res),нечто (aliquid), единое (unum), истинное (verum), благое (bonum), сущее (ens), которым обозначается все, что существует.
Теория суппозиций
– является частью Теории терминов:
Суппозиция - «есть свойство, присущее
термину, но никогда иначе, кроме
как в высказывании», она «... означает
как бы подстановку вместо другого,
так что когда термин стоит
в высказывании вместо чего-либо... то
он подразумевает это»[Оккам, Summa totius
logicae, I, с. LXII]. Схема деления суппозиции
у Оккама: Суппозиция – в собственном
смысле слова, в несобственном смысле
слова. В собственном смысле слова – простая,
материальная, персональная. Персональная
– дискретная, общая. Общая – поределённая,
смутная. Смутная – смутная, смутная и
дистрибутивная. Смутная дистрибутивная
– Подвижная, неподвижная.
На развитие
гносеологии в средние века повлиял
спор о природе универсалий, то есть
общих понятий, между реалистами
и номиналистами. Согласно реализму,
объективно существуют только общие
понятия, постигаемые сверхчувственным
разумом. Реализм общих понятий
является необходимой частью всей христианской
философии и теологии, так как
с его помощью обосновывались
основные положения и вероисповедальные
догматы христианства. Например, Ансельм
(1030-1109 гг.), архиепископ Кентерберийский,
который уже при жизни
Против крайнего реализма выступил каноник
из Франции Росцелин (1050-1120 гг.). Его философские
воззрения наиболее полно передают номиналистическую
концепцию. Согласно номинализму, объективным
существованием обладают только единичные
вещи, а общие понятия - лишь результат
ничего не значащие колебания, звуки голоса,
звуковая оболочка слова. Свою концепцию
крайнего номинализма он применил для
анализа одного из центральных христианских
догматов - Троицы.
Так как общее объективно не существует,
то не мотет быть и никакой божественной
субстанции, которая едина и объединяет
одновременно три божественных лица. В
действительности могут существовать
лишь три самостоятельных Бога. В ходе
полемики между реализмом и номинализмом
разрабатывались и уточнялись все логически
возможные варианты соотношения рационального
и эмпирического, которые впоследствии
станут фундаментом для формирования
основ естественнонаучного знания.
Систематизатором схоластической философии
считается Фома Аквинский (1225-1274). Самыми
важными трудами, подводящими итог его
творческой деятельности и представляющими
своеобразную энциклопедию официальной
средневековой идеологии, являются "Сумма
против язычников", или "Сумма философии"
и "Сумма теологии".
Сам Аквинат обращается к философскому
наследию Аристотеля, пытаясь приспособить
его к учению католической церкви. Основываясь
на положении Аристотеля о том, что общее
существует в неразрывной связи с единичным,
являясь его формой, проблему универсалий
Фома решает с позиций умеренного реализма
Общие понятия существуют "до вещей"
в божественном уме, "в самих вещах"
каких сущность и "после вещей", то
есть в человеческой уме как результат
абстракции.
___________________
Ни пуха, ни пера!
(с) Кирилл
Волков