Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 15:08, реферат
Различие подходов к включению/невключению того или иного материала в область истории логики, определения характера логических систем, развитие которых подвергается исследованию, подсказывает нам один важный вывод: реконструкция истории логики зависит от того понимания логики, которое мы закладываем в основу нашего историко-логического исследования. Причем в этом понимании существенны не только отрефлектированный взгляд на основания логики, но часто и эмоциональное отношение к логическим приемам и структурам. Поэтому осмысленно положить в основание подхода к упорядочению историко-логического материала понятие, которое сочетает в себя как рефлективную, так и интуитивную компоненты. Хорошим кандидатом на роль такого понятия представляется понятие «образ логики», введенный И.Н. Грифцовой.
В основе этого
деления лежит градуирование
самого бытия. По Аристотелю, есть бытие
возможное (то, что может быть и
может не быть, но существование
чего не является невозможным), действительное
(существование отдельных
Таким образом,
модальность суждений в логике Аристотеля
не означает субъективной степени уверенности:
возможность не тождественна вероятности,
а необходимость не есть психологическая
невозможность мыслить иначе. Но
наряду с онтологической возможностью
Аристотель применяет и понятие
логической возможности (в смысле допустимости
чего-либо). В последней части
сочинения "Об истолковании" выясняется
вопрос об отношениях противоречивости
и .противности между модальными
суждениями. Результаты исследования
он резюмирует в таблице, состоящей
из восьми положительных и восьми
отрицательных модальностей. Аристотель
считает, что в модальных суждениях
утверждение и отрицание
Логика в перипатетической
школе после Аристотеля. Теофраст
и Евдем Родосский (акме около 320
г. до н.э.) развили теорию силлогизмов
с условными, разделительными и
соединительными посылками. F.ex. Если
душа постоянно находится в движении,
то она бессмертна. Душа постоянно находится
в движении. =>душа бессмертна. Отличия
от стоиков: достоверность обеспечивается
силлогистически, при помощи среднего
термина «самодвижущийся».Теофраст вводит
новые посылки: 1)Все то, что высказывается
об А, высказывается и о В. 2)Обо всем том,
о чем высказывается А, высказывается
и В. По аналогии со II и III фигурой силлогизма.
F.ex. Все то, что есть человек, смертно. Сократ
человек=> Сократ смертен.«то, что» - переменная!Чисто
условные силлогизмы: 1) А->B; B->Г =>А->Г
2)A->B; В->Г => -Г-> -А 3)A->B; -A->Г => -B->Г
4)A->B; -B->Г => -Г->B5)A->Г; B-> -Г =>A->
-B. Также строятся по образцу фигур силлогизма!
Аристотель представлял умозаключения
в виде импликативных суждений. Теофраст
представляет категорические силлогизмы
в виде импликативных суждений, а гипотетические
– в виде выводов! В александрийскую эпоху
- комментаторская деятельность в школе
перипатетиков:Андроник Родосский (одиннадцатый
глава школы, живший в I в. до н. э.) издал
сочинения Аристотеля (ок. 70 г. до н. э.).Александр
Афродисийский (акмеок. 200 до н. э.): комментарии
к сочинениям Аристотеля «Топика», «Аналитики»,
«Метафизика» и др.
Логика в мегарской
школе. Основатель – Евклид из Мегар
(ок. 450 – ок. 338 до н.э.). Исходная традиция
– диалектика Зенона Элейского и
анализ обыденных рассуждений (эристика).
Ученики Евклида:Евбулид из Милета
(IV в. до н.э.), Аполлоний Крон, Стильпон
из Мегар (ок. 370 – ок. 290 до н.э.), позднее
- Диодор Крон (ум.Ок. 307г. до н.э.).Учение
о суждении. В любом суждении мы имеем
«S есть не-S». F.ex.: «Кориск есть человек.
Человек есть нечто иное, чем Кориск. =>Кориск
есть нечто иное, чем Кориск». Невозможность
логической формы суждения. Семь софизмов
и парадоксов (Эвбулид). «Лжец»: «Если кто-нибудь
говорит, что он лжет, то лжет ли он или
говорит правду?» «Куча»: «Одно зерно еще
не есть куча. Равным образом, если мы будем
прибавлять все время по одному зерну,
кучи еще не будет. Когда же прибавление
одного зерна образует кучу?» «Лысый»:
«Если вырвать один волос, человек не становится
лысым, равным образом, если вырвать еще
один волос, еще один и т. д. С которого
по счету вырванного волоса человек становится
лысым?» «Рогатый»: «Чего ты не потерял,
то у тебя есть. Рогов ты не терял. Следовательно,
у тебя есть рога». «Спрятанный», «Покрытый»
и «Электра»: «Знаешь ли ты спрятанного?
Знаешь ли ты покрытого? Знала ли Электра
своего брата прежде, чем он назвал себя?»
Ответ - «нет». «Следовательно, ты не знаешь
того, кого знаешь». Диодор Крон: будущее
однозначно определено настоящим. Основание:
«Из возможного не может следовать невозможное».
Невозможно, чтобы что-либо прошедшее
было бы иным, чем оно есть. Если бы нечто
было возможно, а потом не осуществилось,
то из возможного следовало бы невозможное.
=>возможности не существует. Возможно
то, что или существует действительно
или будет действительным. Если бы из двух
противоположных возможностей одна стала
бы действительностью, то другая возможность
тем самым стала бы невозможной. =>в этом
случае возможное стало бы невозможным.
Аргумент против смерти. Умереть человек
не может ни в то время, когда он еще живет,
ни в то время, когда он уже не живет; следовательно,
вообще нельзя умереть.
Философские основания логики стоиков
Основатель Зенон из Китиона
(334/333 —
262/261 до н.э.), учился у Стильпона.
Систематизатор – Хрисипп из Сол (ок. 280/277 – ок. 208/204 до н.э.).
Философия –
логика, физика, этика. Назначение логики
– научить правильно судить о
вещах, освободить ум от заблуждений. Стоики
впервые стали употреблять
Философия логики
Образование понятий:
* стихийно - антиципации,
* по научному методу – технические понятия.
Критерий истины:
ясность, непосредственная очевидность,
с какой представление
Зенон из Китиона: разные степени достоверности –
* ощущения - распростертые пальцы,
* признание содержания восприятия ( «синкататезис» - согласие) — немного согнутые пальцы,
* постижение же самого предмета (обозначаемое термином «каталепсис») — пальцы, сжатые в кулак,
* научное знание — кулак, который к тому же сжат другой рукой.
Каталептическое представление:
* исходит от реального предмета,
* принудительно действует на субъекта,
* вызывает в нем согласие (каталепсис).
Каталептическое представление –
* представление,
которое «улавливает» свой
* истинное представление,
которое является правильно
* представление,
захватывающее нас,
Каталепсис – это такая истина, которая настолько очевидна, что она схватывает нас, принуждает к согласию, неотразимо навязывает нам себя.
Стоики – догматики:
* познание истины возможно,
* стоическая система окончательно истинна.
Сенсуализм: сравнение
первоначального состояния души
с чистой навощенной дощечкой, на которой
ещё ничего не написано. Наука –
система положений, которые являются
непоколебимой окончательной
Номинализм:
* только единичные
вещи имеют реальное
* общее существует только в человеческом уме в качестве чисто субъективной мысли.
Родовые понятия - продукты воображения.
Родовые понятия:
* охватывают
бесконечное множество
* на них основываются общие суждения,
Философские основания логики стоиков:
Реализм,
* Сенсуализм,
* Номинализм,
* Принудительность
восприятия.
1. Учение стоиков о суждениях и понятиях
Хрисипп из Сол - глава школы стоиков с 230 по 207 г. до н. э.
Центральное понятие логики: высказывание, суждение (лектон). Истинность суждения – его доказуемость. Доказательство состоит из умозаключений, составленных из суждений. Суждение – истинное, ложное. Умозаключение – правильное, неправильное. Принцип двузначности:каждое суждение (аксиома) либо истинно, либо ложно. Суждение – простое (категорическое), сложное.
Простые суждения делятся по: Качеству, количеству, модальности.
Сложные суждения
– гипотетические, разделительные,
соединительные и прочие. Перевод
категоричесаких и
«Обозначаемые» - неполные-предикаты; и полные-предложения.
Суждение – это предложение, в котором что-нибудь утверждается или отрицается и которому присуща истинность или ложность.
Исходный вид суждения - условное суждение.
Суждение - «совокупное», т. е. соединение двух предложений, находящихся в логическом отношении.
Номинализм: если дан один факт, то вместе с ним дан и другой факт, или если какая-либо конкретная вещь обладает таким-то качеством, то она обладает и другим определенным качеством.
Примеры. «Если Сократ человек, то он смертен». «Если наступает день, то становится светло».
Категорические суждения описывают чувственные восприятния. Зенон и Хрисипп отвергают учение о том, что суждение ечть включение субъекта суждения в некоторый класс. В суждении говорится об индивидах и группах качеств, связанных между собой по определённым законам.
Пример. Если Сократ имеет качества, выражаемые словом «человек», то он имеет и качество, выражаемое словом «смертный», входящее в исходные качества.
Истинность и ложность условных суждений:
1. «Если день, то свет» — истинно.
2. «Если земля летит, то она имеет крылья» — истинно.
3. «Если земля существует, то она летает» — ложно
4. «Если земля летает, то она существует» — истинно.
Номинализм – подчиненное значение делению на роды и виды.
Теория дефиниции - нет вопроса ни о роде, ни о виде, ни о сущности.
Определение есть перечисление рпизнаков, присущих вещи.
Хрисипп: «отчет о собственном». Антипатр (глава школы в 159-130 гг. до н.э.): «речь, разъясняющая вполне посредством анализа». Человек – животное разумное, смертное, обладающее умом и способное к науке.
Деление не основано на природе вещей. Возможны различные способы деления одного понятия.
Четыре категории существующего: субстанция (тело), качество, состояние, отношение. Более общее понятие – нечто – телесное, бестелесное.
2. Учение стоиков
об умозаключениях. Главный вид
умозаключения со сложным
Истинность заключения: истинность посылок, правильность вывода заключения из посылок.
Учение
о пяти основных формах
Доказательство состоит в двух применениях
Философское значение умозаключений
Знаком называется каждый предмет, который связан с другим предметом так, что первый служит средством для познания второго. Предмет – воспринимаемый, невоспринимаемый. Невоспринимаемые предметы познаются с помощью умозаключений, в отличии от знаков. Суждение «Если А, то В» - А есть знак для В.
Модальности.
Кроме того, высказывания
бывают возможные, невозможные, необходимые
и ненеобходимые. Возможное высказывание
— то, которое можно высказать
со значением истинности1, если этой
истинности не препятствуют внешние
обстоятельства, например: «Диокл жив».
Невозможное — то, которое нельзя
высказать как истинное, например:
«Земля летает». Необходимое — то,
которое истинно и не может
быть высказано со значением ложности,
или: может быть высказан со значением
ложности, но внешние обстоятельства
препятствуют его ложности, например:
«Добродетель полезна». Ненеобходимое
— то, которое истинно, но может
оказаться ложным, когда этому
не препятствуют внешние обстоятельства,
например: «Дион гуляет». Убедительное
[правдоподобное] высказывание — то,
в пользу истинности которого можно
привести больше оснований, например:
«Завтра я буду жив».