Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 15:08, реферат
Различие подходов к включению/невключению того или иного материала в область истории логики, определения характера логических систем, развитие которых подвергается исследованию, подсказывает нам один важный вывод: реконструкция истории логики зависит от того понимания логики, которое мы закладываем в основу нашего историко-логического исследования. Причем в этом понимании существенны не только отрефлектированный взгляд на основания логики, но часто и эмоциональное отношение к логическим приемам и структурам. Поэтому осмысленно положить в основание подхода к упорядочению историко-логического материала понятие, которое сочетает в себя как рефлективную, так и интуитивную компоненты. Хорошим кандидатом на роль такого понятия представляется понятие «образ логики», введенный И.Н. Грифцовой.
Милетская школа.
Возникшая в VI в. до н. э. в Милете первая философская школа Древней Греции учила о материальности мира и возникновении всего существующего естественным образом из единого первовещества. Основатель 'милетской школы Фалес положил начало геометрии, астрономии и физике в Древней Греции. Его преемник Анаксимандр уже высказал идею единства и борьбы противоположностей в мире и идею эволюции органического мира, положил основание небесной механике и составил первую географическую карту. Последнему представителю милетской школы Анаксимену принадлежит заслуга различения планет и неподвижных звезд. Ученик Анаксимена Пифагор Самосский, переселившись в Великую Грецию (так назывались греческие колонии на юге Италии), создал там новую философскую школу, главным учением которой была идея о господстве в мире математической закономерности: «Число есть сущность вещей». Вначале это положение понималось материалистически в смысле наличия математической закономерности в явлениях природы, но затем в пифагорейской школе математические абстракции были превращены в самостоятельные сущности, управляющие материальным миром.
Фалес (ок. 640/624 – ок. 548/545 до н.э.): «Все из воды».
Гераклит-Аллегорист: «Влажное вещество с легкостью преображаясь во всевозможные тела, принимает пестрое многообразие форм. Испаряющаяся часть его обращается в воздух, а тончайший воздух возгорается в виде эфира. Выпадая в осадок и превращаясь в ил, вода обращается в землю. Поэтому из четверицы элементов Фалес объявил воду наипричиннейшим элементом» [Фрагменты, с. 110].
Дано: все многообразие явления сводится к 4 стихиям – земля, вода, воздух, огонь.
Задача: показать, что все 4 стихии сводятся к воде.
Решение:
* Вода есть вода.
* Воздух порождается
водой, ибо получается при
* Земля порождается водой, ибо вода превращается в ил.
* Огонь порождается водой, ибо тончайший воздух, получающийся из воды возгорается.
Причинные отношения
– физическое рациональное обоснование.
Пифагор и пифагорейцы
Пифагорейское
учение о том, что «число правит миром»,
отражало развитие техники и торговли.
Оно исходило из роли числа «в человеческих
делах и отношениях и в технических
искусствах» (Филолай, фр. 11). Пифагорейцы
учили, что число изгоняет ложь и
обман из человеческих отношений, ибо
на счете основываются правильные мера
и вес. «Открытие счета способствовало
прекращению расири и увеличению
согласия между людьми. Ибо после
этого открытия нет больше обсчитывания
и господствует равенство. Ведь на основе
счета мы заключаем договоры» (Архит,
фр. 3). В пифагорейской школе
Пифагорейцы создали
учение о пропорциях, сделали ряд
научных открытий в геометрии, высказали
идею о движении Земли вокруг 'центрального
огня (что явилось шагом к переходу
от геоцентрической к
Пифагорейцы занимались также медициной. Виднейшим представителем этой школы в области медицины был Алекмеон, впервые указавший, что мозг является центральным органом мышления, и разработавший учение об исономии (равновесии) как основе здоровья организма
Пифагор (втор. пол. VI – V нач. в. до н.Э.)
Представление
о дедуктивной структуре
* Доказательство
методом от противного
Прокл (Комментарий к Евклиду): «…Пифагор преобразовал занятия геометрией в свободную дисциплину, изучая ее высшие основания и рассматривая теоремы in abstracto и поэтически» [Фрагменты, с. 141].
Подведение всего существующего под десять категорий:
1) предел и беспредельное,
2) нечет и чет,
3) единство и множество,
4) правое и левое,
5) мужское и женское,
6) покой и движение,
7) прямая линия и кривая,
8) свет и тьма,
9) добро и зло,
10) квадрат и продолговатый четырехугольник.
Парные категории - начало учения об отношениях понятий по объему:
Пары категорий
– понятия, находящиеся в отношении
противоположности
. Элейская школа.
Принцип тождества бытия: «Бытие есть, небытия нет».
Зенон Элейский (ок. 490 – ок. 430 до н.э.). Ученик Парменида Зенон Элейский выдвинул знаменитые аргументы против движения и множественности вещей. Заслуга Зенона в том, что он первый вскрыл противоречивость движения и сделал попытку выразить эту противоречивость в понятиях. Но, показав противоречивость «понятия движения, он отверг движение материи. Аристотель называет Зенона изобретателем диалектики, а Гегель находит у него объективную и субъективную диалектику, но у Зенона «отрицательная диалектика», поскольку от противоречивости движения он умозаключает к «неистинности» его.
Парадоксы Зенона основаны на доказательстве от противного.
Структура:
Предположим, что движение есть.
Тогда:
* Ахиллес догонит черепаху и не догонит.
* Стрела летит и покоится.
* Движение начинается и не может начаться.
Для формирования
парадоксов Зенона необходимо понимание
возможности допускать
Старшие софисты:
Горгий (ок 480 – ок. 380 до.н.э.), Протагор (ок. 490 – ок. 420 до н.э.).
Горгий:
* недопустимо соединение субъекта суждения с предикатом, так как единое не может быть многим;
* отрицание логической формы суждения «S есть P»;
* допустимы только суждения формы «S есть S»;
* чтобы единое не оказалось многим, вычеркивал слово «есть».
Протагор «Искусство спорить»:
* исходя из
положения, что о всякой вещи
есть два противоположных
* первый стал
применять тот способ ведения
рассуждений, который
* впервые стал
изучать способы выведения
* положил начало изучению видов умозаключений в в плане логических приемов в речи оратора.
* «Тяжба о плате» - случай Протагора и Эваттла.
Сократ (469—399 гг. до н.э.):
* создал учение об общих понятиях,
Сократовский вопрос: «Что такое Х?», где Х – какое-то справедливость, красота, мужество и т.п.
* майевтика (искусство рождать в человеке знание, с помощью наводящих вопросов) как вид диалектики,
* необходимое
условие рассуждения и мышления
- свобода мышления от
* закон запрета
противоречия не сформулирован,
* индукция есть процесс образования понятий,
* индукция составляет
основу дефиниции.
Учение Платона о понятиях
Платон разработал учение:
* об абстрактных понятиях,
* об их взаимоотношениях по объему и содержанию,
* об отношении родов к видам,
* о соединимости и несоединимости понятий.
Понятия (идеи) представляют собой систему, а именно – пирамиду, вершиной которой является «идея идей» - идея блага
Учение о категориях как видах понятий:
«Софист»:
* бытие,
* покой,
* изменение,
* тождество,
* различие.
Категории — это универсальные предикаты, т. е. признаки, присущие любой вещи.
Учение Платона о суждении.
Мышление есть внутренняя беседа души с собой, а беседа есть обмен суждениями.
Суждение:
* элементарная
форма соединения
* по своей
логико-грамматической
* оно есть или утверждение или отрицание.
Критерий истинности суждения:
Истина – основана на правильной причастности идее.
Критерий истины
– истинное бытие, т.е. идея.
Платон: диалектика и логические законы.
Платон – создатель теории идей.
Предвосхищение закона противоречия:
* основной закон мышления.
* без этого
закона невозможны никакое
* мышление по самой своей природе связано с этим законом.
«Федон» и «Государство» (IV и X книги):
Понятие не может принять в себя свою противоположность
Платон пользуется законом противоречия как нормой мышления:
«Если же кто ухватится за само основание, ты не обращай на это внимания и не торопись с ответом, пока не исследуешь вытекающие из него следствия и не определишь, в лад или не в лад друг другу они звучат» (Федон, 101 d).
Предвосхищение закона тождества:
Истинное бытие постоянно, тождественно самому себе, а потому и истинная мысль о бытии должна быть тождественна самой себе. Законы тождества и противоречия суть законы самого бытия, а поэтому и мышления.
В X книге «Государства» закон противоречия трактуется как закон мышления.
Истину и знание, по Платону, следует искать не в данных чувственного восприятия, не в ощущениях, а в чистой деятельности духа. Лишь тот метод исследования, по учению Платона, является строго научным и ведет к истине, в котором оперируют с чистыми понятиями.
Диалектика как учение об истинно сущем имеет дело только с чистыми понятиями, с идеями. Отличие знания от мнения, по Платону, заключается в сознании необходимости мыслить вещь именно так, а не иначе. А для этого надо познать основания — почему именно данная мысль истинна. Правильное мнение становится знанием через познание оснований. Только в этом случае мы можем быть уверены, что у нас действительно прочное знание, а не изменчивое мнение.
Диалектика Платона
есть учение о понятии. Диалектический
метод Платона заключается в
образовании понятий («синаго' гэ»),
в процессе которого многообразие данного
сводится к единому понятию, и
в делении понятия на его виды
(«диайре-зис»). Первый прием есть восхождение
к более общему, второй— нисхождение
к менее общему. Платоновский прием
«си нагогэ» есть дальнейшее развитие
сократовской индукции. Понятие должно
определять существенное в вещах. Сущность
же вещей заключается в том
общем, в чем все вещи, принадлежащие
к одному роду, совпадают. Исследование
у Платона, как и у Сократа,
ведется посредством приведения
примеров. Чтобы избежать возможной
ошибки неполноты и односторонности
определения, не охватывающего всю
сущность предмета, подбираются разнородные
примеры и восхождение к самому
общему понятию совершается
1. «Органон»,
его место в философии
Аристотель – основатель логики в европейской культуре.
Логические сочинения Аристотеля были объединены под общим названием «Органон».
Название – Андроник Родосский.
«Органон»:
«Категории»
— теория предикации; теория предельных
сказуемых, которые можно