Истинность и ложность суждения

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 12:49, творческая работа

Описание работы

Суждение – форма мысли, в которой реализуется отношение говорящего к содержанию высказываемой мысли и связанная с убеждением или сомнением в ее истинности или ложности.

Содержание

Введение

1. Общие понятия о суждении

2. Отношения между сложными суждениями

3. Что такое истина в логике

4. Что такое ложь в логике

5. Отношения между суждениями по значениям истинности

Выводы

Список литературы

Работа содержит 1 файл

логика.doc

— 220.00 Кб (Скачать)
  • Ложное опровержение

           Ложное  опровержение — исправление верной информации на заведомо ложную, убеждение заинтересованной стороны в том, что ранее сообщённые сведения были ошибочными, хотя на самом деле они были верны. Часто сочетается с другими видами лжи, так как может преследовать разные цели.

  • Патологическая ложь (беспричинная ложь)

           Патологическая  ложь — немотивированная ложь, ложь ради самой лжи. Хотя данный вид лжи и называется «патологическим», остаётся спорным вопрос о том, действительно ли здесь имеет место психопатология. Не установлено окончательно, насколько патологический лжец может контролировать свою ложь, и, следовательно, можно ли считать такого человека в полной мере дееспособным и может ли он выполнять некоторые социальные функции (например, привлекаться в суде в качестве свидетеля, выступать поручителем при финансовых сделках и т. п.). Существует гипотеза, согласно которой патологические лжецы верят в собственную ложь, что сближает патологическую ложь с детской ложью и позволяет предположить, что патологическая ложь — всего лишь детская ложь, сохранившаяся у человека до зрелого возраста. Однако это не доказано. Практика показывает, что в подавляющем своём большинстве патологические лжецы вполне вменяемы и способны отвечать за свои слова.

  • Самообман

           Самообман — специфический вид лжи, заключающийся в том, что субъект лжи является и её же объектом, иными словами — человек убеждает себя в истинности заведомо ложного суждения. Допустим, студент, плохо подготовившийся к экзамену, внушает себе, что он подготовлен хорошо (в глубине души понимая, что это не так). В основе самообмана лежит выдавание желаемого за действительное. По мнению ряда психологов, самообман представляет собой механизм психологической защиты в тех случаях, когда признание правды может душевно ранить человека или причинить моральный дискомфорт. Некоторые психиатры сближают самообман с патологической ложью по признаку веры в заведомо ложное утверждение. С точки зрения философии мнения о том, можно ли по-настоящему обманывать себя, сильно расходятся, поэтому некоторые врачи и философы избегают слова «самообман», заменяя его словом «самовнушение».

  • Невольная ложь («невинная» ложь, наивная ложь, непреднамеренное введение в заблуждение)

           Невольная ложь — невольное введение в заблуждение, связанное с верой говорящего в истинность ошибочного утверждения. Например, ребёнок убеждён родителями, что детей приносит аист, и рассказывает об этом своим друзьям, которые хотят узнать, откуда берутся дети. Часто такая ложь является следствием того, что говорящий сам был обманут кем-то. Поэтому такая ложь иногда называется «невинной» (потому что вина за ложь падает на того, кто сообщил говорящему ложные сведения) либо наивной (в знак наивности и доверчивости говорящего, повторяющего чужую ложь). В большинстве культур непреднамеренная ложь не считается «настоящей» ложью и не осуждается. Так, если свидетель, давший неверные показания в суде, добросовестно заблуждался, он не привлекается к ответственности за лжесвидетельство. 

Отношения между суждениями по значениям истинности

    Суждения, как и понятия, делятся на сравнимые (имеют общий субъект или предикат) и несравнимые. Сравнимые суждения делятся на совместимые и несовместимые. В математической логике два высказывания р и q называются несовместимыми, если из истинности одного из них необходимо следует ложность другого (т. е. p  и q  никогда не могут оказаться одновременно истинными). «Это понятие легко распространить на любое число высказываний: высказывания р1 , р2 , ..., рn , называ­ются несовместимыми, если не может оказаться, что все они являются одновременно истинными».

    Совместимые выражают одну и ту же мысль полностью  или лишь в некоторой части. Отношения совместимости: эквивалентность, логическое подчинение, частичное совпадение (субконтрарность). Совместимые эквивалентные суждения выражают од­ну и ту же мысль в различной форме («Юрий Гагарин — первый космонавт» и «Юрий Гагарин первым полетел в космос»). Субъект здесь один и тот же, а предикаты различные по форме, но одинаковые по смыслу. В двух эквивалентных суждениях: «Михаил Шолохов — лауреат Нобелевской премии» и «Автор романа «Тихий Дон» — лауреат Нобелевской премии» — одинаковыми являются предикаты, а различными по форме выражения, но тождественными понятиями — субъекты. Если два высказывания эквивалентны, то невозможно, чтобы одно из них было истинным, а другое ложным.

    В сочинении, при заучивании материала, в устном изложении текста, при  переводе с одного языка на другой — всюду учащиеся должны уметь  кратко и корректно излагать свои мысли. А. П. Чехов дал такое сравнение: «Краткость — сестра таланта».

Совместимые суждения, находящиеся в отношении логического подчинения, имеют общий предикат; понятия, выражающие субъекты двух таких суждений, также находятся в отношении логического подчинения. Отношения между суждениями по истинности принято схематически изображать в виде «Логического квадрата». 

 

     Возьмем суждение «Все учащиеся нашей группы — спортсмены». Это суждение А общеутвердительное (подчиняющее). Суждение

I —  «Некоторые учащиеся нашей группы — спортсмены» — подчиненное.

     Для суждении А и I, а также Е и  О, находящихся в отношении логического  подчинения, истинность общего суждения определя­ет истинность частного, подчиненного суждения. Но ложность общего суждения оставляет частное суждение неопределенным. Истинность частного суждения оставляет общее суждение неопределенным (при нарушении этого правила может возникнуть логическая ошибка — «поспешное обобщение»). Ложность частного суждения обусловливает ложность общего суждения. Если истинно суждение «Ни одна трапеция не является сферическим телом», то будет истинным и суждение «Некоторые трапеции не являются сферическими телами». Умозаключение от общего суждения к логически подчиненному ему частному суждению всегда будет давать истинное заключение. 

Соотношения между суждениями по значениям истинности 

Соотношение истинности и ложности подчиненных  суждений определяется такими правилами. Из истинности общего, подчиняющего суждения обязательно следует истинность подчиненного частного суждения. Признаки рода определяют и свойства его видов. Если верно общее суждение "Все исследователи теоретических проблем управления персоналом во всех сферах и направлениях человеческой деятельности не могут обойтись без общих философских при нципов", то верно и частное суждение "Некоторые исследователи новейших направлений стратегии и тактики кадрового менеджмента не могут обойтись без общих философских принципов".

Из  ложности общего суждения не вытекает ни истинность, ни ложность частного суждения — оно остается неопределенным.

Например, суждение "Все войны справедливы" ложно, а суждение "Некоторые войны  справедливы" — истинно. Суждения "Все тоталитарные государства имеют подлинную демократию" и "Некоторые тоталитарные государства имеют подлинную демократию" —• • оба ложные.

Сделаем выводы о подчиненных суждениях:

• истинность общего суждения определяет истинность подчиненного частного суждения, но ложность общего оставляет частное| суждение неопределенным;

ложность частного суждения обусловливает ложность подчиняющего общего суждения, но истинность частного оставляет общее суждение неопределенным.

Рассмотрим  соотношение истинности и ложности контрарных суждений. Эти суждения не могут быть одновременно истинными, но могут оказаться оба ложными. Истинность одного контрарного суждения определяет ложность другого, но ложность одного оставляет другое контрарное суждение неопределенным.

В отличие от контрарных субконтрарные  суждения могут быть одновременно истинными, но не могут быть оба сразу ложными. Поэтому если одно субконтрарное суждение ложно, то другое — истинно, но из истинности одного не вытекает ложность другого. Следовательно, ложность одного субконтрарного суждения определяет истинность другого, но истинность одного оставляет другое субконтрарное суждение неопределенным.

Соотношение истинности и ложности противоречащих суждений определяется наиболее четко: они не могут быть одновременно истинными и не могут быть ложными. Согласно закону исключенного третьего, из двух противоречащих суждений одно будет непременно истинным, а другое обязательно ложным. Причем истинность одного противоречащего суждения определяет ложность другого и наоборот.

Все приведенные правила имеют большое  познавательное значение — они дают возможность не только выразить истинное суждение, но и противопоставить его ложным; предостерегают от логических ошибок при получении выводного знания; обеспечивают правильность мысли в непосредственном умозаключении. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вывод

Человек при помощи сознания познает объективный  мир. Познание мира начинается с опытного сопоставления предметов и явлений между собой, с установления их сходства и различия. Содержание опыта становится знанием, когда оно осмысленно и принимает форму определенного высказывания. При этом понятие как логическая форма мышления не в состоянии передать все разнообразие и богатство человеческой мысли; оно всегда лишь основа рассуждений человека о тех или иных свойствах, качествах предметов и явлений. Между тем мысль, которая выражена в форме сочетания понятий, заключает знание о свойствах и отношениях предметов реальной действительности. Обусловленное объективным ходом вещей, это сочетание понятий обладает устойчивой структурой, внутренней закономерной связью, составляющей особую форму человеческого мышления - суждение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы  

1. Брюшинкин В.Н. Логика: Учеб. для ВУЗов /Брюшинкин В.Н. – 3-е изд.; испр, доп. – М.: Гардарики, 2001. – 334с.  
2.  Дегтярев М.Г. Логика: Учеб. пособие для ВУЗов /Дегтярев Михаил Григорьевич, Хмелевская Светлана Анатольевна. – М.: ПЕРСЭ, 2003. – 288с.  
3.  Ерина Е.Б. Логика: учеб. пособие: [для студентов ВУЗов] /Е.Б. Ерина. – М.: РИОР, 2004. – 112с.

4. Л.Д. Подольская. Логика. Курс лекция, Донецк 2006. – 23с. 
 
 

Информация о работе Истинность и ложность суждения