Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 22:27, реферат
Существуют разные формы истины. Они подразделяются по характеру отражаемого
(познаваемого) объекта, по видам предметной реальности, по степени полноты
освоения объекта и т.п. Обратимся сначала к характеру отражаемого объекта.
Вся окружающая человека реальность в первом приближении оказывается состоящей из
материи и духа, образующих единую систему. И первая, и вторая сферы реальности
становятся объектом человеческого отражения и информация о них воплощается в
истинах
Формы истины
Существуют разные формы истины. Они подразделяются по характеру отражаемого
(познаваемого) объекта, по видам предметной реальности, по степени полноты
освоения объекта
и т.п. Обратимся сначала к характеру
отражаемого объекта.
Вся окружающая человека реальность в первом приближении оказывается состоящей из
материи и духа, образующих единую систему. И первая, и вторая сферы реальности
становятся объектом человеческого отражения и информация о них воплощается в
истинах. Поток информации, идущий от материальных систем микро-, макро- и мега-
миров, формирует то, что можно обозначить как предметную истину (она
дифференцируется затем на предметно-физическую, предметно-биологическую и др.
виды истины).
Понятие "дух",
соотносимое в ракурсе
"природа"
или "мир", распадается в
свою очередь на
реальность когнитивную
(в смысле: рационалистически-
Экзистенциальная реальность включает в себя духовно-жизненные ценности людей,
такие как идеалы добра, справедливости, красоты, чувства любви, дружбы и т.п., а
также и духовный мир индивидов. Вполне естественен вопрос о том, истинно или не
истинно мое представление о добре (как оно сложилось в таком-то сообществе),
понимание духовного мира такого-то человека. Если на этом пути мы достигаем
истинностного представления, то можно полагать, что мы имеем дело с
экзистенциальной истиной.
Объектом освоения индивидом могут стать также те или иные концепции, включая
религиозные и естественнонаучные. Можно ставить вопрос о соответствии убеждений
индивида тому
или иному комплексу
правильности нашего понимания теории относительности или современной
синтетической теории эволюции; и там, и здесь употребимо понятие "истинности",
что ведет к
признанию существования
с представлениями того или иного субъекта о методах, средствах познания,
например, с представлениями о системном подходе, о методе моделирования и т.п.
Перед нами еще
одна форма истины - операциональная.
Помимо выделенных могут быть формы истины, обусловленные спецификой видов
познавательной деятельности человека. На этой основе имеются формы истины:
научная, обыденная (повседневная), нравственная и пр.
Приведем следующий пример, иллюстрирующий различие обыденной истины и истины
научной Предложение "Снег бел" может квалифицироваться как истинное. Эта истина
принадлежит к сфере обыденного знания. Переходя к научному познанию, мы прежде
всего уточняем это предложение. Научным коррелятом истины обыденного познания
"Снег бел" будет предложение "Белизна снега - это эффект воздействия
некогерентного света, отраженного снегом, на зрительные рецепторы". Это
предложение представляет собой уже не простую констатацию наблюдений, а
следствие научных теорий - физической теории света и биофизической теории
зрительного восприятия. В обыденной же истине заключена констатация явлений и
корреляций между ними.
К научной истине применимы критерии научности (см. Главу IV, § 1 данного
учебного пособия).
Все признаки (или критерии) научной истины находятся во взаимосвязи. Только в
системе, в своем единстве они способны выявить научную истину, отграничить ее от
истины повседневного знания или от "истин" религиозного или авторитарного
знания.
Практически-обыденное знание получает обоснование из повседневного опыта, из
некоторых индуктивно
установленных рецептурных
необходимо доказательной
силой, не имеют строгой
Дискурсивность научного знания базируется на принудительной последовательности
понятий и суждений, заданной логическим строем знания (причинно-следственной
структурой), формирует чувство субъективной убежденности в обладании истиной.
Поэтому акты научного знания сопровождаются уверенностью субъекта в
достоверности его содержания. Вот почему под знанием понимают форму
субъективного права на истину. В условиях науки это право переходит в
обязанность субъекта признавать логически обоснованную, дискурсивно
доказательную, организованную, "систематически связанную" истину .
В пределах науки имеются модификации научной истины (по областям научного
знания: математики, физики, биологии и др.). Следует отграничивать истину как
гносеологическую категорию от логической истинности (иногда квалифицируемой как
логическая правильность). "Логическая истинность (в формальной логике) -
истинность предложения (суждения, высказывания), обусловленная его формально-
логической структурой
и принятыми при его
отличие от так называемой фактической истинности, для установления которой
необходим также анализ содержания предложения)" ("Философская энциклопедия". М.,
1964. Т. 3. С. 230). Специфична объективная истина в уголовном судопроизводстве
(см., например: Пашкевич П. Ф. "Объективная истина в уголовном
судопроизводстве". М., 1961), в исторической науке, в других гуманитарных и
общественных науках. Рассматривая, например, историческую истину, А. И. Ракитов
пришел к выводу, что в историческом познании "возникает совершенно своеобразная
познавательная ситуация: исторические истины есть отражение реальной, прошедшей
социально значимой деятельности людей, т.е. исторической практики, но сами они
не включаются, не проверяются и не видоизменяются в системе практической
деятельности исследователя (историка)" (Ракитов А. И. "Историзм, историческая
истина и исторический факт" // "Философия и социология науки и техники".
Ежегодник. 1983. М., 1985. С. 93 - 94 (приведенное положение не следует
расценивать как нарушающее представление о критериальных признаках научной
истины. В данном контексте термин "проверяемость" употребляется в строго
обозначенном автором смысле; но "проверяемость" включает в себя также и
обращение к наблюдению, возможность многократного наблюдения, что в историческом
познании всегда имеет место).
В гуманитарном знании важное значение для истины имеет глубина понимания,
соотносимая не только с разумом, но и с эмоциональным, ценностным отношением
человека к
миру.
Такая двухполюсность истины наиболее ярко выражается в искусстве, в понятии
"художественная правда". Как отмечает В. И. Свинцов, художественную правду
правильнее рассматривать как одну из форм истины, используемую постоянно (наряду
с другими формами) в познании и интеллектуальной коммуникации. Анализ ряда
художественных произведений показывает, что "истинностная основа" художественной
правды в этих произведениях имеется. "Весьма возможно, что она как бы перемещена
из поверхностного в более глубокие слои. И хотя установить связь "глубины" с
"поверхностью" не всегда легко, ясно, что она должна существовать... В
действительности истина (ложь) в произведениях, содержащих такие конструкции,
может быть "упрятана" в сюжетно-фабульном слое, слое характеров, наконец, в слое
закодированных идей" (Свинцов В. И. "К вопросу о соотношении понятий "истина" и
"художественная правда" // "Философские науки". 1984. № 4. С. 57). Художник
способен открывать и в художественной форме демонстрировать истину.