Формы истины

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 22:27, реферат

Описание работы

Существуют разные формы истины. Они подразделяются по характеру отражаемого
(познаваемого) объекта, по видам предметной реальности, по степени полноты
освоения объекта и т.п. Обратимся сначала к характеру отражаемого объекта.
Вся окружающая человека реальность в первом приближении оказывается состоящей из
материи и духа, образующих единую систему. И первая, и вторая сферы реальности
становятся объектом человеческого отражения и информация о них воплощается в
истинах

Работа содержит 1 файл

Формы истины.docx

— 17.09 Кб (Скачать)

Формы истины

Существуют разные формы истины. Они подразделяются по характеру отражаемого

(познаваемого) объекта, по видам предметной  реальности, по степени полноты 

освоения объекта  и т.п. Обратимся сначала к характеру  отражаемого объекта. 

Вся окружающая человека реальность в первом приближении  оказывается состоящей из

материи и духа, образующих единую систему. И первая, и вторая сферы реальности

становятся объектом человеческого отражения и информация о них воплощается в

истинах. Поток информации, идущий от материальных систем микро-, макро- и мега-

миров, формирует  то, что можно обозначить как предметную истину (она 

дифференцируется  затем на предметно-физическую, предметно-биологическую  и др.

виды истины).

Понятие "дух", соотносимое в ракурсе основного  вопроса мировоззрения с понятием

"природа"  или "мир", распадается в  свою очередь на экзистенциальную  реальность и 

реальность когнитивную (в смысле: рационалистически-познавательную).

Экзистенциальная  реальность включает в себя духовно-жизненные  ценности людей,

такие как идеалы добра, справедливости, красоты, чувства  любви, дружбы и т.п., а 

также и духовный мир индивидов. Вполне естественен  вопрос о том, истинно или не

истинно мое  представление о добре (как оно  сложилось в таком-то сообществе),

понимание духовного  мира такого-то человека. Если на этом пути мы достигаем 

истинностного представления, то можно полагать, что  мы имеем дело с

экзистенциальной  истиной.

Объектом освоения индивидом могут стать также  те или иные концепции, включая 

религиозные и  естественнонаучные. Можно ставить  вопрос о соответствии убеждений 

индивида тому или иному комплексу религиозных  догматов, или, к примеру, о 

правильности  нашего понимания теории относительности  или современной 

синтетической теории эволюции; и там, и здесь  употребимо понятие "истинности",

что ведет к  признанию существования концептуальной истины. Аналогично положение 

с представлениями  того или иного субъекта о методах, средствах познания,

например, с представлениями  о системном подходе, о методе моделирования и т.п.

Перед нами еще  одна форма истины - операциональная. 

Помимо выделенных могут быть формы истины, обусловленные  спецификой видов 

познавательной  деятельности человека. На этой основе имеются формы истины:

научная, обыденная (повседневная), нравственная и пр.

Приведем следующий  пример, иллюстрирующий различие обыденной  истины и истины

научной Предложение "Снег бел" может квалифицироваться как истинное. Эта истина

принадлежит к  сфере обыденного знания. Переходя к научному познанию, мы прежде

всего уточняем это предложение. Научным коррелятом истины обыденного познания

"Снег бел"  будет предложение "Белизна  снега - это эффект воздействия 

некогерентного  света, отраженного снегом, на зрительные рецепторы". Это 

предложение представляет собой уже не простую констатацию  наблюдений, а 

следствие научных  теорий - физической теории света и  биофизической теории

зрительного восприятия. В обыденной же истине заключена  констатация явлений и 

корреляций между  ними.

К научной истине применимы критерии научности (см. Главу IV, § 1 данного 

учебного пособия). 

Все признаки (или  критерии) научной истины находятся  во взаимосвязи. Только в 

системе, в своем  единстве они способны выявить научную  истину, отграничить ее от

истины повседневного  знания или от "истин" религиозного или авторитарного 

знания. 

Практически-обыденное  знание получает обоснование из повседневного  опыта, из

некоторых индуктивно установленных рецептурных правил, которые не обладают

необходимо доказательной  силой, не имеют строгой принудительности.

Дискурсивность научного знания базируется на принудительной последовательности

понятий и суждений, заданной логическим строем знания (причинно-следственной

структурой), формирует  чувство субъективной убежденности в обладании истиной.

Поэтому акты научного знания сопровождаются уверенностью субъекта в

достоверности его содержания. Вот почему под  знанием понимают форму 

субъективного права на истину. В условиях науки  это право переходит в

обязанность субъекта признавать логически обоснованную, дискурсивно 

доказательную, организованную, "систематически связанную" истину .

В пределах науки  имеются модификации научной  истины (по областям научного

знания: математики, физики, биологии и др.). Следует отграничивать  истину как 

гносеологическую  категорию от логической истинности (иногда квалифицируемой как 

логическая правильность). "Логическая истинность (в формальной логике) -

истинность предложения (суждения, высказывания), обусловленная  его формально-

логической структурой и принятыми при его рассмотрении законами логики (в 

отличие от так  называемой фактической истинности, для установления которой 

необходим также  анализ содержания предложения)" ("Философская  энциклопедия". М.,

1964. Т. 3. С. 230). Специфична объективная истина в уголовном судопроизводстве

(см., например: Пашкевич П. Ф. "Объективная истина в уголовном

судопроизводстве". М., 1961), в исторической науке, в других гуманитарных и

общественных  науках. Рассматривая, например, историческую истину, А. И. Ракитов

пришел к выводу, что в историческом познании "возникает  совершенно своеобразная

познавательная  ситуация: исторические истины есть отражение  реальной, прошедшей 

социально значимой деятельности людей, т.е. исторической практики, но сами они 

не включаются, не проверяются и не видоизменяются в системе практической

деятельности  исследователя (историка)" (Ракитов  А. И. "Историзм, историческая

истина и исторический факт" // "Философия и социология науки и техники".

Ежегодник. 1983. М., 1985. С. 93 - 94 (приведенное положение не следует

расценивать как  нарушающее представление о критериальных признаках научной

истины. В данном контексте термин "проверяемость" употребляется в строго

обозначенном  автором смысле; но "проверяемость" включает в себя также и

обращение к  наблюдению, возможность многократного  наблюдения, что в историческом

познании всегда имеет место).

В гуманитарном знании важное значение для истины имеет глубина понимания,

соотносимая не только с разумом, но и с эмоциональным, ценностным отношением

человека к  миру. 

Такая двухполюсность истины наиболее ярко выражается в искусстве, в понятии

"художественная правда". Как отмечает В. И. Свинцов, художественную правду

правильнее рассматривать  как одну из форм истины, используемую постоянно (наряду

с другими формами) в познании и интеллектуальной коммуникации. Анализ ряда

художественных  произведений показывает, что "истинностная основа" художественной

правды в этих произведениях имеется. "Весьма возможно, что она как бы перемещена

из поверхностного в более глубокие слои. И хотя установить связь "глубины" с

"поверхностью" не всегда легко, ясно, что она  должна существовать... В 

действительности  истина (ложь) в произведениях, содержащих такие конструкции,

может быть "упрятана" в сюжетно-фабульном слое, слое характеров, наконец, в слое

закодированных  идей" (Свинцов В. И. "К вопросу  о соотношении понятий "истина" и 

"художественная правда" // "Философские науки". 1984. № 4. С. 57). Художник

способен открывать и в художественной форме демонстрировать истину.

Информация о работе Формы истины