Понятие истины

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 22:16, реферат

Описание работы

Трудно найти проблему, которая обладала бы такой же притягательностью, как проблема истины. И это не случайно. Истина является целью всей познавательной деятельности человека.
Истина — феномен научного познания, который не привносится в науку извне какой-либо философской интерпретацией, а внутренне присущ ей. Наука представляет собой процесс познания, направленный на воссоздание объективной картины мира, отражение его в виде совокупности объективных истин.

Содержание

Введение……………………………………………………………………
3
1
Что есть истина в науке? ……………………………………………..…
4

1.1
Определения…………………………………………………………..
4

1.2
Проблема научной истины………………………………………….
4
2
Истина в современных науках……………………………………………
11

2.1
Интуиция как инструмент научной истины……………………….
11

2.2
Истина в точных науках……………………………………………..
13

2.3
Истина в социально-гуманитарных науках……………………….
16

Заключение………………………………………………………………...
18

Список использованных источников……………………………………
19

Работа содержит 1 файл

Понятие истины в философии науки.doc

— 102.00 Кб (Скачать)

 

Содержание

 

     
 

Введение……………………………………………………………………

3

1

Что есть истина в науке? ……………………………………………..…

4

 

1.1

Определения…………………………………………………………..

4

 

1.2

Проблема научной  истины………………………………………….

4

2

Истина в  современных науках……………………………………………

11

 

2.1

Интуиция как инструмент научной истины……………………….

11

 

2.2

Истина в  точных науках……………………………………………..

13

 

2.3

Истина в  социально-гуманитарных науках……………………….

16

 

Заключение………………………………………………………………...

18

 

Список использованных источников……………………………………

19


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Трудно найти  проблему, которая обладала бы такой  же притягательностью, как проблема истины. И это не случайно. Истина является целью всей познавательной деятельности человека.

Истина —  феномен научного познания, который  не привносится в науку извне какой-либо философской интерпретацией, а внутренне присущ ей. Наука представляет собой процесс познания, направленный на воссоздание объективной картины мира, отражение его в виде совокупности объективных истин.

Проблема истины в современных науках не нова и давно волнует различных ученых, таких как: Мамчур Е. А., Лазарев Ф. В., Лебедев С. А., Штейнер Р., Гадамер Х. Г., Панарин А. С., Федотова В. Г., Каланов Т. З. и др.

Актуальность  данной темы состоит в том, что истина является целью всей познавательной деятельности человека. Понятие истины выражает самую сущность науки. Без нее нельзя понять структуру, динамику развития и цель научного познания. Стремление к знанию, соответствующему объективному миру, составляет важный мотив деятельности ученых. В этом сказывается стихийная приверженность ученых материализму, который имманентен науке и без которого научная деятельность, по существу, невозможна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Что есть истина в науке?

1.1. Определения

 

В общей философии, общественно-гуманитарных и естественных, технических науках под истиной подразумевают соответствие положений некоторому критерию проверяемости: теоретической, эмпирической.

В философии, понятие  истины совпадает с комплексом базовых  концепций, позволяющих различить  достоверное и недостоверное знание по степени его принципиальной возможности согласовываться с действительностью, по его самостоятельной противоречивости (непротиворечивости).

В логике, для  которой значение истинности суждений и умозаключений является одним  из преимущественных предметов изучения, критерием истинности выступает логическая правильность: относительная полнота формально-аксиоматических систем и абсолютное отсутствие в них противоречий [1].

 

1.2. Проблема научной истины

 

Вопрос о  том, что такое истина и существует ли она, обсуждается на протяжении многих веков в философии и науке. Без преувеличения можно сказать, что это один из вечных вопросов гносеологии. Его решение во многом зависит от общих мировоззренческих позиций, и, естественно, что по-разному на него отвечают представители идеализма и материализма. Следует также отметить многогранность и сложность проблемы истины, ее внутреннюю диалектичность. Именно забвение диалектики в решении проблемы истины приводит многих философов к одностороннему и искаженному ее пониманию [2].

Вопрос о  научной истине - это, прежде всего, вопрос о качестве наших знаний. Наука не может довольствоваться любым знанием, ее интересует лишь истинное знание. В оценке качества знания ученый, прежде всего, и использует категории  истины и заблуждения.

Проблема истины всегда неразрывно связывается с  вопросом о существовании объективной  истины, т е такой истины, которая  не зависит от вкусов и желаний  личности, от корпоративных интересов  отдельных партий или общественных движений, от человеческого сознания вообще. Именно на вопросе о существовании объективной истины сталкиваются различные философские направления.

Истина достигается  в противоречивом взаимодействии субъекта и объекта. Поэтому результат  этого взаимодействия (т. е. познавательного процесса) содержит влияние и субъекта и объекта. В истине необходимым образом отражается единство объективной и субъективной составляющих познавательного процесса без объекта знание теряет свою содержательность, а без субъекта нет самого знания. Именно игнорирование взаимосвязи противоположных аспектов истины породило две альтернативные и односторонние точки зрения, которые можно назвать объективизмом и субъективизмом в трактовке истины.

Начнем с  субъективизма, как наиболее распространенной точки зрения. Аргументация субъективизма покоится на абсолютизации роли субъекта в познании и полном забвении объективной компоненты. Сторонники этой точки зрения совершенно правильно отмечают, что истина вне человека и человечества не существует, но отсюда делают расширительный и неправомерный вывод о том, что никакой объективной истины не существует. Истина существует в понятиях и суждениях, а раз так, то не может быть знания, не зависящего от человека и человечества.

Правда, сторонники такого подхода остро чувствуют уязвимость своей позиции, поскольку отрицание объективной истины ставит под сомнение и само существование какой-либо истины. Ведь, если истина субъективна, то получается, сколько людей, столько и истин. Чувствуя зыбкость такой позиции, субъективисты пытаются каким-то образом ограничить произвол в признании истины. Например, неопозитивисты, категорически отрицая объективность истины, вводят понятие интерсубъективной истины, под которой понимается общепринятое в научном сообществе знание.

Но апелляция  к мнению коллектива не избавляет концепцию позитивистов от субъективизма. Ведь и мнение коллектива может быть заблуждением. Хотя Коперник в свое время был одинок в своей трактовке планетарной системы, и все научное сообщество придерживалось тогда противоположной точки зрения, прав оказался все-таки Коперник, выступивший против общепринятого мнения.

Объективисты  исходят из противоположной позиции. Они абсолютизируют объективную  компоненту истины. Для них истина вообще существует вне человека и  человечества. Истина и есть сама действительность, не зависящая от субъекта.

Но истина и  действительность - совершенно разные вещи. Действительность существует независимо от познающего субъекта. В самой  объективной реальности никаких  истин нет, в ней существуют лишь предметы со своими свойствами. Истина появляется в результате познания людьми этой реальности. Она является знанием субъекта о познаваемой им реальности. Истина - это единство объективного и субъективного, субъективный образ объективной реальности.

По своему источнику и содержанию истина объективна. Что это значит? Источником познания является объект, и оно - отражение его [3].

Хотя субъект  конструирует исходные понятия и  на их основе формирует различные  теории о познаваемом объекте, от него - познающего субъекта - не зависит содержание этих теорий. Объект со своими свойствами существует объективно, независимо от человека и человечества. И содержание формируемой теории обусловлено именно отражением этих свойств, т.е. воспроизведением их в истинном знании так, как эти объективные свойства существуют в самой действительности. Под объективной истиной и понимают такое содержание знаний, которое целиком и полностью продиктовано объектом, и поэтому не зависит ни от человека, ни от человечества.

Однако признание  объективности истины - это только половина правды. Другая половина состоит в том, что истина не существует без человека и человечества. Здесь необходимо уяснить важное гносеологическое различие между объективной истиной и объективной реальностью. Если реальность существует независимо от сознания субъекта, то истина всегда существует в сознании человека. Истина есть человеческое знание, а не сама реальность.

Ответив на вопрос, что такое истина, нам теперь предстоит  ответить на не менее сложный вопрос о том, как она достигается: целиком, сразу или постепенно, по частям?

Лишь постепенно в умах людей приходило осознание  того, что истина никогда не дается сразу и целиком, что постижение истины - сложный и противоречивый процесс.

Для характеристики процесса постепенного уточнения и углубления истины, насыщения ее объективного содержания вводятся понятия абсолютной и относительной истин. Под абсолютной истиной понимается знание, абсолютно совпадающее по своему содержанию с отображаемым объектом. Степень соответствия знания в данном случае абсолютная, т.е. это полное, точное, исчерпывающее знание об объекте. Однако достижение абсолютной истины в познании скорее идеал, к которому стремятся ученые, чем реальный результат. В науке часто приходится довольствоваться относительными истинами.

Под относительной  истиной понимают знание, достигаемое  в конкретно-исторических условиях познания и характеризующееся относительным  соответствием своему объекту. Другими  словами, относительная истина - это  частично верная истина, она лишь приближенно и неполно соответствует действительности. В реальном познании ученый всегда ограничен некоторыми условиями и ресурсами: приборной техникой, логическим и математическим аппаратом и т.д. В силу этих ограничений ему не удается сразу достичь абсолютной истины, и он вынужден довольствоваться истиной относительной.

Об относительной  истине как раз и можно сказать, что она представляет собой более  или менее истинное знание. Какие-то элементы этой истины полностью соответствуют  своему объекту, другие являются умозрительным домыслом автора Некоторые аспекты объекта вообще могут быть до поры до времени скрыты от познающего субъекта. В силу своего неполного соответствия объекту относительная истина и выступает как приблизительно-верное отражение действительности.

Естественно, что  относительная истина может уточняться и дополняться в процессе познания, поэтому она выступает как  знание, подлежащее изменению. В то же время абсолютная истина в силу своего полного соответствия реальности представляет собой знание неизменное. В абсолютной истине нечего менять, поскольку ее элементы соответствуют своему объекту.

Внешне абсолютная и относительная истины как будто бы исключают друг друга. Но в реальном процессе познания они не противостоят друг другу, а взаимосвязаны. Их взаимосвязь и выражает процессуальный, динамический характер достижения истины в науке.

В реальном познании путь к абсолютной истине, как к  своему пределу, лежит через серию  уточняющих и обогащающих друг друга  относительных истин. Возьмем, к  примеру, историю научных взглядов на строение атома. Классическая физика исходила из понимания атома как мельчайшей, неделимой частицы вещества. После открытия Томсоном электрона стало ясно, что атом содержит положительные и отрицательные частицы. Томсон строит модель атома, которая напоминает батон с изюмом: в положительно заряженную массу вкраплены отрицательные частицы (электроны). Резерфорд проводит эксперименты на атомах по рассеянию заряженных частиц и приходит к выводу, что в центре атома существует массивное положительно заряженное ядро, а на периферии находятся электроны. Вместе с Бором он разрабатывает планетарную модель атома: в центре. - положительное ядро, а по круговым и стационарным орбитам вокруг него вращаются электроны. В дальнейшем эта концепция подвергается существенному уточнению в квантовой теории. Круги заменяются сначала эллипсами, а затем физики и вовсе отказываются от понятия орбиты и вводят представление о вероятностном характере положения электрона.

Экскурс в историю познания атома позволяет увидеть основную тенденцию в развитии знаний: через сумму относительных истин познание устремляется к абсолютной истине как своему пределу.

Вместе с тем, взятый исторический предел позволяет увидеть и другую закономерность: в каждой относительной  истине всегда есть некоторое "зерно", частичка истины абсолютной.

Действительно, представление  о целостности и неделимости  атома остается верным для взаимодействии с относительно низкой энергией, недостаточной  для его разрушения Так, в пределах химических реакций атом считается целостной единицей. В концепции Томсона содержится "зернышко" абсолютной истины - представление о структурности атома, хотя конкретный характер этой структуры был представлен неверно. В концепции Резерфорда - Бора уже больше частичек абсолютной истины, хотя дальнейшее развитие физики обнаружило и в этой концепции немало погрешностей. Еще большая часть абсолютно верного знания содержится в квантово-механической теории атома.

Теперь остановимся на вопросе: достижима ли абсолютная истина? Этот вопрос обычно вызывает острые дискуссии, и однозначно ответить на него не просто. Существует довольно распространенное мнение, что абсолютная истина не достижима в принципе. Такая точка зрения усиливает позицию скептицизма и агностицизма.

Информация о работе Понятие истины