Значение творчества Джека Лондона в мировой литературе

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2011 в 13:46, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – определить основные характеристики творческого метода Д. Лондона и его вклад в мировую литературу.

В соответствии с целью исследования решается ряд задач:

1) описать основные характеристики творческого метода Д. Лондона;

2) определить автобиографические мотивы творчества Д. Лондона;

3) рассмотреть цикл «Северные рассказы» как воплощение творческого метода Д. Лондона;

4) определить значение творчества Д. Лондона в мировой литературе.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3

Глава 1. ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД ДЖЕКА ЛОНДОНА…………………6

1.1. Понятие «творческий метод» и основные характеристики творческого метода Джека Лондона………………………………………………………..6

1.2. Автобиографичность как одна из основных характеристик творческого метода Джека Лондона………………………………………...12

Глава 2. ЭВОЛЮЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЕТОДА ДЖЕКА ЛОНДОНА…………………………………………………………………...27

2.1. «Северные рассказы» как воплощение творческого метода Д.Лондона…………………………………………………………………….27

2.2. Значение творчества Д. Лондона в мировой литературе……………..42

Заключение…………………………………………………………………...45

Список использованной литературы………………………………………..47

Работа содержит 1 файл

оригинал курсовой.doc

— 265.00 Кб (Скачать)

    Лондон  не идеализировал индейцев. Ему были чужды эфемерные романтические побуждения к бегству прочь от цивилизации, в естественную жизнь. В новелле «Нам-Бок – лжец» он убедительно показал, что пути назад закрыты даже для индейцев, соприкоснувшихся с современной цивилизацией и усвоивших ее законы.

    Однако  существовали еще и законы Севера, вечные законы человеческого бытия - суровые, подчас жестокие, но воспитывавшие  в человеке стойкость, мужество, и чувство справедливости. И нравственное превосходство индейцев над новоявленными хозяевами Клондайка предопределялось тем, что эти вечные законы усваивались коренными жителями северной страны с молоком матери и свято оберегались из поколения в поколение. Хранить их становилось все труднее, живя бок о бок с белыми пришельцами, которые диктовали свою волю и навязывали собственные понятия о жизни, грабя, растлевая, внушая краснокожим сознание расовой неполноценности.

    Джек  Лондон называл «Лигу стариков» своим лучшим рассказом. И действительно, в этой новелле счастливо сочетаются лучшие черты творческой индивидуальности ее автора. В центре ее - великолепно вылепленный героический характер, и рассказ проникнут сознанием правоты героя, одерживающего моральную победу, хотя ему и суждено умереть от полицейской пули. Впоследствии к сходным ситуациям не раз обратится Хемингуэй. Этическая проблематика, составляющая ядро новеллы, серьезна и актуальна.

    Но  «Лига стариков» - не просто картина из жизни Клондайка, хотя бы и чрезвычайно выразительная, запечатлевшая в высшей степени характерное социальное явление. За рассказанной в «Лиге стариков» историей стоит одна из вечных проблем человеческого существования: трагизм резких столкновений «века стали» и «каменного века», необратимость перемен, которые влекут за собой вовсе не один лишь грезившийся спенсерианцам безостановочный прогресс, а еще и утраты, которые уже не возместить, и тяжкую, безысходную драму для тысяч и тысяч. Ведь на борьбу поднялись только старики; молодые смирились, они старательно прилаживаются к новым порядкам, хотят стать «почти белыми». С такими, как Имбер, навсегда уходит существовавший много столетий индейский жизненный уклад, уходят особое миропонимание, особая этика, особый человеческий тип. Вот второй план лондоновской новеллы, художественно не менее значительный, чем подсказавшая сюжет острейшая социальная коллизия.

    «Лига стариков» появилась в октябрьском номере «Брэндерз мэгэзин» за 1902 год. Автору еще не исполнилось и двадцати семи, однако рассказ свидетельствовал об отточенном мастерстве, подкрепленном настоящим знанием жизни. И, несомненно, о выдающемся таланте.

    Таким образом, творческий метод Джека Лондона наиболее полно и ярко воплотился в его «Северных рассказах». В этом цикле произведений можно увидеть все основные характеристики творческого метода писателя: автобиографичность, пафос, эпичность, лаконичность средств  изображения действующих лиц, описания одежды и специального северного снаряжения, драматизм ситуации (энергия драматического нарастания), внимание к острым ситуациям, воздействие на читательское воображение при помощи показа отношения действующего лица к окружающему, описывая его чувства и ощущения, моментальное введение читателя в центр событий, проникновение в суть человека через трагедию личности, через трагизм описываемых обстоятельств. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Значение творчества  Д. Лондона в  мировой литературе 

    Джек  Лондон - один из крупнейших американских писателей 20 века, книги его популярны во всем мире. Лучшие произведения Лондона привлекают своим жизнеутверждающим пафосом, прославляя любовь к жизни и волю человека в борьбе с суровой природой. Неоромантические повести («Зов предков») и рассказы о Севере (сборники: «Сын волка», «Дети мороза», «Любовь к жизни»), о жизни на море (роман «Морской волк») сочетают поэзию суровой природы, бескорыстного мужества с изображением тяжелых физических и моральных испытаний, принимаемых ради обогащения. В романе-утопии «Железная пята» отразилось увлечение идеями социализма.

    Лондон  внес значительный вклад в развитие реализма на американском континенте и за его пределами. Именно произведения об Аляске принесли Лондону первый успех, определили дальнейшую судьбу художника. Сборники рассказов Джека Лондона «Сын волка», «Бог его отцов», «Дети мороза» и другие, рисующие волевых, мужественных людей в условиях белого безмолвия сурового Севера, осуждающие трусов и предателей, принесли ему широчайшую известность. Восхищаясь сильными личностями, он вместе с тем не принимает воинствующего, враждебного людям индивидуализма. Его олицетворял Вулф Ларсен, герой его известного романа «Морской волк» (1904). Сначала был опубликован рассказ «За тех, кто в пути», следом «Ценой тысячи смертей», «Белое безмолвие» и «Сын Волка». Очерк «Что теряет общество при господстве свободной конкуренции» получил первую премию в престижном журнале «Космополитэн».

    Огромным  вкладом Джека Лондона в мировую  литературу являются его «Северные  рассказы». Северные рассказы объединены в несколько сборников: «Сын Волка» /1900/, «Бог его отцов» /1901/, «Дети мороза» /1902/, «Зов предков» /1903/, «Мужская верность» /1904/, «Белый клык» /1906/, «Любовь к жизни» /1907/, «Потерявший лицо» /1910/, «Смок Беллью» /1912/. Примечателен издательский отзыв о них: «Лондон слишком вольно пользуется сленгом приисков, но стиль его обладает силой, свежестью и энергией. Он рисует впечатляющую картину жестоких морозов, тьмы, голодной смерти, счастья иметь друга в трудную минуту; описывает лучшие человеческие качества, которые выявляются в суровой борьбе с природой. Читатель верит, что автор сам испытал все это» [9, 16]. Джек Лондон был первым писателем-реалистом в истории мировой литературы, который достоверно описал Север, его природу, путешественников - золотоискателей, таким образом, открыв Аляску не только для своей страны, но и для читателей всего мира.

    Описывая  жизнь коренных жителей Америки - индейцев, Лондон, с одной стороны, осознает их трагическую судьбу / «Лига стариков», «Смерть Лигуна», «Киш, сын Киша», «Великий кудесник», «Потерявший лицо»/, а с другой - часто оправдывает подлые поступки белого человека / «Сын Волка»/. Эти произведения скорее всего написаны под влиянием Р.Киплинга. Традиции английского неоромантика проявились в четко выстроенном повествовании, в журналистском стиле, манере письма, тяготеющей к репортажу, в использовании повторов некоторых фраз, при помощи чего достигается особая выразительность, в великолепном описании пейзажей. В циклах рассказов Лондон создал своеобразный эпос севера. В них человек и природа находятся в состоянии вечного поединка.

    Лондон  внес вклад в разработку спортивной темы в литературе (рассказы «Кусок мяса», «Мексиканец»), был прекрасным художником-анималистом, мастером изображения животных (повести «Зов предков», «Белый клык»). В своём лучший романе – «Мартин Идеи» (1909), несущим во многом автобиографические черты, Лондон одним из первых в мировой литературе показал психологию писателя, характер его жизненных борений, драматизм его судьбы. 

      И до Джека Лондона в американской литературе творили крупные мастера рассказа - романтики Эдгар По и Натаниэп Готори, позднее-Фрэнсис Брет Гарт, Стивен Крейн, Амброз Вире, которые разрывали путы «традиции жеманности». Но, пожалуй, именно Джеку Лондону принадлежит заслуга «демократизации» американского рассказа - он стал достоянием сотен тысяч  простых людей Америки, а впоследствии и всего мира. Джек Лондон сумел соединить в своих рассказах извечные чувства и переживания человека с современной ему действительностью.

    В  мировой литературе Д.  Лондон был и остается одним из самых популярных  писателей-реалистов. Читатели во всём мире любят  его книги за их  жизнеутверждающий оптимизм,  за мужество  и  целеустремленность героев, за прославление в них героического начала в человеке.

    Прожив  короткую жизнь, всего сорок лет, он менее чем за два десятилетия интенсивной работы оставил обширное наследие. В его лучших книгах суровая правда жизни соединяется с романтической идеализацией и героизацией положительных персонажей, людей, преданных дружбе, чувству долга.

    Перечитывая Лондона сегодня, убеждаешься, что многое сохранило интерес для его читателей, биографов и для историков американского общества начала нашего века. К созданному им, к намеченным Лондоном путям литература возвращалась так часто и черпала из его опыта так щедро, что некоторые его произведения можно назвать современными и сегодня. Те, в которых всегда полнее  воплотилось его новаторское художественное видение. Те, в которых больше всего от его личности – бунтаря, скитальца, провозвестника великих битв, рабочего паренька с оклендской окраины, который шагнул в литературу как один из первооткрывателей конфликтов и героев ХХ века и остался в ней навсегда.   

    Таким образом,  Джек Лондон внёс большой вклад в мировое литературное наследие как новатор реалистичного изображения современной ему действительности и занимает  значительное место в мировой литературе.

Заключение 

    В заключении сделаем следующие выводы.

    Метод – это принципы собственно художественного познания объективной действительности. То есть творческий метод включает в себя: принципы художественного отбора; способ художественного обобщения; принципы эстетической оценки действительности; принцип художественного воплощения действительности в произведениях искусства. Творческим методом Джека Лондона является реализм, в котором доминирует установка на познание жизненной реальности, которая указывает на то, что энергия художественного познания писателя устремляется в социальную сферу и природную среду. Основными характеристиками творческого метода Джека Лондона являются: автобиографичность; пафос; эпичность; лаконичность средств  изображения действующих лиц, описания одежды и специального северного или морского снаряжения; драматизм ситуации (энергия драматического нарастания); воздействие на читательское воображение при помощи показа отношения действующего лица к окружающему, описывая его чувства и ощущения; моментальное введение читателя в центр событий; проникновение в суть человека через трагедию личности, через трагизм описываемых обстоятельств.

    Автобиографичность является одной из ведущих характеристик творческого метода Джека Лондона, так как она нашла своё отражение практически во всех произведениях писателя. Очевидна прямая параллель и тесная взаимосвязь между биографическими сведениями Джека Лондона и судьбами героев его произведений. Многие биографические фрагменты, такие, как работа на золотых приисках, морские путешествия, скитания, увлечение спортом, нашли яркое отражение в книгах Д. Лондона («Северные рассказы», «Сын Солнца», «Морской волк», «Рассказы рыбачьего патруля», «Игра», «Дорога», «Мартин Иден»). Правда жизни в произведениях Лондона не вызывает сомнения, потому что   автор прекрасно знает и людей, описываемых им,  и обстоятельства,  в которых они оказались. Ведь большинство своих книг Джек Лондон написал по следам собственной жизни.

    Творческий  метод Джека Лондона наиболее полно и ярко воплотился в его  «Северных рассказах». В этом цикле произведений прослеживаются все основные характеристики творческого метода писателя: автобиографичность (Д. Лондон прошёл суровую школу Севера на собственном опыте); пафос (величественные северные пейзажи, цельные характеры, авантюрная острота, приключения); эпичность (северные рассказы – фрагменты большого целого, эпизоды клондайкской эпопеи); драматизм ситуации (персонажи действуют в трудных условиях, угрозе подвергается их жизнь); моментальное введение читателя в центр событий (без пролога и экспозиции); проникновение в суть человека через трагедию личности, через трагизм описываемых обстоятельств.

    Джек Лондон внёс большой вклад в мировую литературу как мастер реалистичных и автобиографичных произведений, в которых достоверно изображены жизненные ситуации, обстоятельства, люди современной писателю действительности; новатор демократизации американского рассказа; прекрасный художник-анималист. Творчество Д.Лондона – одного из величайших писателей Америки навсегда вписано в историю мировой прогрессивной литературы и составляет обширное наследие. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 

Однотомные издания 
 

1. Авдеев, Н.В. Биография Д. Лондона [Текст] / Н.В. Авдеев. – М.: Просвещение, 1988. – 267 с.

2. Афанасьев, Г.Р. Жизнь и творчество Д. Лондона [Текст] / Г.Р. Афанасьев. – М.: Высшая школа, 1978. – 344 с.

3. Богородский, А.А. Творчество Д. Лондона [Текст] / А.А. Богородский. – М.: издательство Московского университета, 1981. – 200 с.

4. Богословский, В.Н. Джек Лондон [Текст] / В.Н. Богословский. – М.: Просвещение, 1975. –  238 с.

5. Богословский, В.Н. История зарубежной литературы ХIХ века [Текст]: учеб. пособие для вузов / В.Н. Богословский, А.Ф. Головенченко, А.С. Дмитриев; под  общ. ред. Н.А.Соловьевой. – М.: Высшая школа, 1991. – 637 с.

6. Быков, В.М. По следам Джека Лондона [Текст] / В.М. Быков.  – М.: Дрофа, 1973. – 298 с.

7. Быков, В.М. На родине Джека Лондона [Текст] / В.М. Быков. – М.: Высшая школа, 1962. – 207 с.

8. Горький, М.М. О литературе. Литературно-критические статьи [Текст] / М.М. Горький. – М.: Просвещение, 1953. – 358 с.

Информация о работе Значение творчества Джека Лондона в мировой литературе