Значение творчества Джека Лондона в мировой литературе

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2011 в 13:46, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – определить основные характеристики творческого метода Д. Лондона и его вклад в мировую литературу.

В соответствии с целью исследования решается ряд задач:

1) описать основные характеристики творческого метода Д. Лондона;

2) определить автобиографические мотивы творчества Д. Лондона;

3) рассмотреть цикл «Северные рассказы» как воплощение творческого метода Д. Лондона;

4) определить значение творчества Д. Лондона в мировой литературе.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3

Глава 1. ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД ДЖЕКА ЛОНДОНА…………………6

1.1. Понятие «творческий метод» и основные характеристики творческого метода Джека Лондона………………………………………………………..6

1.2. Автобиографичность как одна из основных характеристик творческого метода Джека Лондона………………………………………...12

Глава 2. ЭВОЛЮЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЕТОДА ДЖЕКА ЛОНДОНА…………………………………………………………………...27

2.1. «Северные рассказы» как воплощение творческого метода Д.Лондона…………………………………………………………………….27

2.2. Значение творчества Д. Лондона в мировой литературе……………..42

Заключение…………………………………………………………………...45

Список использованной литературы………………………………………..47

Работа содержит 1 файл

оригинал курсовой.doc

— 265.00 Кб (Скачать)

    Джек  Лондон правдиво  передал сам  дух морской жизни, поведал о людях, пускающихся в дальние плавания  и местном населении островов, так как он сам был непосредственным участником всех этих плаваний и скитаний по морским просторам. Именно перенос фактов,  наблюдений и заметок из собственных путешествий, а также из рассказов бывалых моряков в свои морские произведения свидетельствует об автобиографичности литературных работ Джека Лондона на морскую тему.

    Биографические мотивы прослеживаются в повести «Игра» (1905), сборниках «Рассказы рыбачьего патруля»(1905) и «Лунный лик» (1906), повести «До Адама» (1906), сборнике рассказов «Дорога»(1907).

    «Игра» - это повесть о нежной любви двух молодых людей - боксера Джо и простой девушки Женевьевы, которые собираются вступить в брак и мечтают об уютном семейном гнездышке. При описании любви молодых людей в повести нередко звучат сентиментальные ноты. В то же время «Игра» - повесть о спорте, о нравах американского бокса. Тема эта не случайно появляется в творчестве писателя. Сам Лондон был разносторонним спортсменом. «Я большой любитель спорта и очень люблю бокс, фехтование, плаванье, верховую езду, яхту и даже пускание летучих змеев» [1, 47].

    Поэтому не удивительно, что героями его произведений часто выступают физически крепкие, сильные, выносливые люди. Именно таким является  Джо - главный герой «Игры», способный, отлично тренированный боксер. Он - любящий сын, заботливый брат, после смерти отца берет на себя заботы о семье (как некогда в юности взял на себя ответственность за семью Джек Лондон).

    Значительная  часть повести посвящена изображению  встречи на ринге Джо с боксером Понта. Матч между ними описан очень красочно, с профессиональным знанием дела. Писатель противопоставляет рассудочное, сознательное ведение боя Джо той зверской силовой борьбе, представителем которой является Понта. Для Лондона матч на ринге - это умная игра, в которой одерживает верх не грубая сила, а правильный расчет и техническое мастерство.

      Совсем на другую тему написаны «Рассказы рыбачьего патруля». Книга эта носит автобиографический характер. Лондон вспоминает то время, когда он, бросив работу на консервной фабрике, стал устричным пиратом, нарушавшим запрет на ловлю устриц в заливе Сан-Франциско под носом у стражников. Потом он сам стал служить в патруле. В этой книге преобладает тема приключений, окрашенная в романтические тона. Описывается опасное ремесло «устричных пиратов», их смелые набеги на устричные отмели. Герои некоторых рассказов, наиболее отважные из «пиратов», вступают в открытую войну с законом. Так, в рассказах «Король греков» и «Дмитрий Контос» нарушители рыболовных законов ведут ожесточенную борьбу со стражниками.

    Материалом  для сборника рассказов «Дорога» послужили юношеские скитания Лондона, за время которых он исколесил США, побывал в Канаде и, наконец, вернулся в Калифорнию. Тема бродяжничества всегда была одной из распространенных в американской литературе. Джек Лондон справедливо отмечал, что бродяжничество - явление социальное, порожденное существующими экономическими условиями, но отдельные люди обращались к бродяжничеству как к средству моральному, выражая при помощи его протест против морали обывательской жизни [4, 89] .

    Джек  Лондон раскрывает эту тему многосторонне. Стремление к бродяжничеству объясняется больше в моральном плане. В «Дороге» от первого лица писатель рассказывает, как он «зайцем» ездил по железным дорогам, путешествовал на вагонных крышах. «Я стал бродягой потому, что кипел жизнью, что в крови моей была жажда скитаний, не дававшая мне покоя» [4, 92].

    Описывая  свои скитания, рассказывая о приключениях других бродяг, писатель выражал индивидуалистический протест этих людей против существующих норм общества. Свободная, вольная жизнь, не связанная никакими ограничениями, общение с природой - вот что воодушевляет бродяг [4, 103].

    Однажды Джек Лондон узнал  из газет, что в Клондайке на Аляске нашли золото, и туда сразу же хлынул поток искателей заработков и приключений. Джек недолго раздумывал и весной 1887 года вместе с мужем сестры Шепардом отправляется на поиски золота. На корабле они доплыли от Сан-Франциско до города Скагуей, дальше предстоял утомительный переход через Чилкутский перевал. Платить индейцам-носильщикам по полдоллара за каждый фунт груза они не могли, значит, нужно было переправлять все – снаряжение и провиант на себе. Джек готов был и к такому испытанию. Но шестидесятилетний Шепард купил билет на обратный рейс в Сан-Франциско.

    Джеку и его спутникам - Томпсону, шахтеру  Гудману и плотнику Слоуперу предстояло переправить восемь тысяч фунтов поклажи на многие сотни миль вверх  по реке Юкон. Вот где пригодились  Джеку его физическая сила, знание морского дела, сноровка и выносливость.

    «Нет Бога, кроме Случая, и Удачи» - пророк однажды известное изречение Джек Лондон. Зимой 1897-1898 годов случай и удача сопутствовали незадачливому золотоискателю. Золота он не нашел, зато именно тогда он встретил героев своих будущих рассказов. Долгой арктической ночью в хижине Джека проводили время за беседой охотники и искатели приключений, индейцы и золотоискатели, бродяги и пьяницы. Рассказанные ими житейские истории - временами незамысловатые, но в большинстве своем удивительные и сказочные - прочно засели в памяти Джека, чтобы в недалеком будущем перейти на страницы его жизнеутверждающих книг.

      Заболев цингой, Лондон вынужден  был возвратиться в Сан-Франциско.  Он привез с собой не золотой  песок, а наброски к рассказам  и повестям, вошедшим в золотой фонд американской и мировой литературы. Итогом северной жизни писателя послужили такие произведения, как «Белое безмолвие», «Любовь к жизни», «Рассказы о Смоке Беллью», «Закон жизни».

    Основой сюжета рассказа «Любовь к жизни» послужили действительные происшествия на Аляске, о которых узнал писатель из газет. Одно случилось на реке Куперман, где вывихнувший ногу золотоискатель с трудом добрался до жилья. Другое - у местечка Наум. Там заблудился и едва не умер в тундре старатель. Сведения о болезненной мании запасать провизию, появившейся у перенесшего жестокий голод человека, Джек Лондон тоже почерпнул из достоверного источника - из книги лейтенанта Грили о своей полярной экспедиции. Как видим, в основе сюжета рассказа подлинные факты. Добавим к ним опыт собственных голоданий и «хождений по мукам», которые пережил Лондон, его впечатления от пребывания на Аляске. Все это были крупицы, но весьма существенные для реалистической канвы рассказа. Далее работало воображение и безжалостный судья - разум, отобравший самое необходимое, самое действенное.

    1899 год стал переломным в судьбе  Джека Лондона: в течение года рассказы и очерки писателя появляются в нескольких журналах и газетах не только на Западе, но и на Востоке страны. Известный своими высокими литературными требованиями бостонский журнал «Атлантик мансли» («Атлантический ежемесячник») принимает к печати рассказ «Северная Одиссея», увидевший свет в январе 1900 года. В этом же году респектабельное бостонское издательство «Хоутон Миффлин» выпускает сборник «Сын Волка», объединивший девять рассказов так называемого «северного» цикла. Выход в свет книги Лондона в консервативном Бостоне, издавна считавшемся литературным центром страны, означал недвусмысленное признание писателя. Она явилась самобытным явлением в литературе Соединенных Штатов того периода, кардинально отличаясь от романтических историй, написанных в полном соответствии с требованиями «традиции жеманности».

    «Сын  Волка» - жестокая книга о жестокой борьбе человека за существование - с другим человеком, с «белым безмолвием» природы, пытающейся «доказать человеку его ничтожество», с первобытной яростью зверя. Не всякий человек выходит победителем из этой борьбы, и «те, кто не раз делил ложе со смертью, узнают ее зов» [2, 39]. Из-за глупой случайности страшно искалечен Мэйсон, и его друг Мэйл-мют Кид прекращает его нечеловеческие страдания выстрелом в упор («Белое безмолвие»). Не выдержав одиночества и трудностей жизни на Севере, убивают друг друга Картер Уэзерби и Перси Катферт («В далеком краю»), Ситка Чарли расправляется со своими спутниками индейцами Ка-Чутке и Гоухи, которые нарушили закон Севера - взяли себе по горстке муки («Мудрость снежной тропы»). Со страниц книги перед читателями вставала жизнь жестокая и в то же время простая, от людей требовались выдержка и мужество, сила воли и выносливость. Выживают самые мужественные - таков смысл рассказов. Север переформировывает людей, сводя их лицом к лицу с суровыми реальностями бытия, о которых они не задумывались прежде. Только здесь человек начинает по-настоящему постигать смысл таких понятий, как «голод», «кров», «покой». Вечно преследуемый угрозой самому его физическому существованию, он должен научиться противоборствовать ей. А для этого необходимы не только крепкие мускулы и ясная голова, но и  непритупляющееся чувство товарищества,  человеческого братства. На Клондайке Лондон увидел, как люди освобождаются от индивидуализма, ожесточенности, недоверия друг к другу и словно бы вновь из незнакомых становятся братьями. Это было одно из самых сильных впечатлений, вынесенных им из своей «северной Одиссеи». И самых близких себе героев Лондон наделил этим сознанием братства людей.

      Творчество Джека Лондона всегда отличалось автобиографичностью. Но особенно ярко это свойство писателя проявилось в его самом лучшем и известном романе «Мартин Иден». Это произведение о поисках своего места в жизни, о муках творчества и муках любви оказалось пророческим — Джек Лондон во многом повторил трагическую судьбу своего героя.

    Во  время своего плавания на «Снарке» весной 1907 года вдоль берегов Гавайских островов, Борнео и Суматры Джек, усевшись на крышке переднего люка, принялся писать, пожалуй, лучший свой роман, одно из величайших произведений американской литературы – «Мартина Идена». Джек каждое утро писал тысячу слов, упрямо двигая вперед автобиографическую повесть о том, как он бился, чтобы, восполнив пробелы образования, за три коротких года превратить себя из неотесанного матроса в культурного человека и известного писателя.

    Осенью 1909 года издательство «Макмиллан» выпустило в свет «Мартина Идена». Простая и в то же время сложная история борьбы простого рабочего парня за свое место в буржуазном обществе написана легко и непринужденно: С первых же страниц роман покоряет читателя своей достоверностью и простотой.

    Главные герои - он сам, Мэйбл Эпплгарт (любимая девушка писателя, на которой он так и не смог жениться) со своим семейством и Джордж Стерлинг, выведенный в образе поэта Бриссендена. Руфь Морзе - так назвал Джек героиню - написана убедительно, так как прообраз ее был реальным, живым человеком. Это единственная женщина, не принадлежащая к рабочему сословию, которую Джек Лондон изобразил естественно и правдиво. Горячий, суровый, жизненный, «Мартин Иден» - роман, поражающий своей пророческой силой. Поэт Бриссенден доказывает Мартину Идену, что необходимо связать свою судьбу с социализмом, потому что иначе, добившись успеха, он утратит все, что привязывает человека к жизни. Мартин отрекается от социалистических убеждений и вслед за этим, пресытившись славой, решает покончить собой и бросается в море.

    В «Мартине Идене» отражены важнейшие стороны современной Лондону общественной жизни Америки. «Мартин Иден» - это, прежде всего, роман о судьбе художника в обществе, о судьбе человеческой личности, стремящейся вырваться из узкого мира собственнических интересов.

    Мартин  вышел из народа. Подобно самому Лондону, он идеализировал высшее общество, где, как ему казалось, обитало бескорыстие духа, чистая и благородная мысль, шла напряженная умственная жизнь. Ценою  огромных лишений, преодолевая  на своем пути бесчисленные препятствия, он достигает, наконец, славы и богатства, становится знаменитым писателем. Перед ним открываются двери «высшего света». Но при ближайшем знакомстве с этим обществом Мартин убеждается, что все, к чему он стремился и что привлекало его, было фальшью, обманчивой видимостью.

    Жизненный путь Мартина Идена раскрывается Лондоном как цепь горьких разочарований, приведших его к самоубийству. В столкновении Мартина с буржуазной  средой писатель с неопровержимой убедительностью показал всю необоснованность надежд, которыми может прельстить капиталистическое общество человека из народа.

    В то время, когда Мартин был еще  простым матросом, ему казалось, что подлинную культуру можно  найти только в высшем обществе. Его поразили внешний лоск и утонченность семейства банкира Морза, куда он случайно попал. Но более всего он был восхищен дочерью Морза - Руфью, в которой он видел воплощение чистоты и одухотворенности. Однако вскоре он убедился в том, что за внешней благообразностью этих людей скрывается эгоизм, нравственная пустота.

    Мартин  был подлинным художником-реалистом, видевшим ценность искусства прежде всего в его правдивости, он хотел «воспеть смельчаков, устремляющихся навстречу опасности, юношей, одержимых любовью, гигантов, борющихся среди ужасов и страданий, заставляющих жизнь трещать под их могучим напором» [3, 137]. Обладая пылким воображением, Мартин все же более всего любил правду, какой бы грубой и непривлекательной она ни казалась. «Я могу описывать жизнь только такой, какой ее вижу», - говорил он [3, 161]. Между тем в многочисленных рассказах, заполнявших книжный рынок, рассказах, которые должны были служить Мартину образцом для подражания и привести его к успеху, он обнаружил боязнь правды, стремление приукрасить жизнь. Мартин по своей натуре не мог стать заурядным писателем и продавать свой талант ради денег.

    Добившись успеха ценою огромных усилий, тяжких лишений и разрыва со своим  классом, Мартин ощутил страшное одиночество, почувствовал всю тщетность принесенных им жертв. Для него становится ясным, что искусство в буржуазном обществе должно потакать пошлым, обывательским вкусам и что оно является в сущности, как всякий товар, предметом купли и продажи; успех же любого произведения искусства определяется не истинной ценностью его, а громким именем автора. Лондон правдиво изобразил крушение всех иллюзий Мартина, пытавшегося в одиночку отстоять свое личное счастье во враждебном ему мире [19, 32].

    Последним звеном, связывавшим Мартина с  обществом, была его любовь к Руфи. Это благородное чувство пробудило в нем творческие силы; ради любви он  трудился с огромным напряжением и все подчинил своему чувству. Но тем страшнее было его разочарование, когда он понял, что Руфь совсем не то идеальное существо, которое создало его воображение [4, 57].

Информация о работе Значение творчества Джека Лондона в мировой литературе