Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 13:49, курсовая работа
Столетие Шолохова интересно и важно, прежде всего, тем, что оно напоминает нам о бесконечном разнообразии, мощи и непредсказуемости природной и человеческой жизни, о всесилии таланта, о долговечности слова, подсказанного творческим самозабвением. А между тем все отчетливее видно, как трудно стало современному художнику состязаться с жизнью, осиливать, одолевать ее словом и образом и при этом не убивать ее живой целостности, ее разноцветий и разноголосия. Однако не легче найти для великого художника равновеликого ему читателя.
1. Ведение
2. Роман «Поднятая целина» как талантливое художественно произведение М. А. Шолохова 7
3. Жизнеутверждающая концепция романа М. А. Шолохова «Поднятая целина» 12
3. 1. Идейно-художественное содержание романа «Поднятая целина» 12
"Припозднились! Загубим землю! — думал Макар, с щемящей жалостью оглядывая черные, страшные в своей наготе, необработанные пашни.— День-два— и пропала зябь. <...> И животина всякая, и дерево, и земля вокруг знают, когда им надо обсеменяться, а люди... а мы — хуже и грязней самой паскудной животины!"2.
Естественное для хлебороба
переживание преображает и
В советском литературоведении название романа трактовалась обращенным к человеку, к его природе, преображенной социальными переменами, уводя читателя от главной темы романа — темы земли. Однако глубинный сюжет первой книги романа, еще не порвавшей внутренних связей с "Тихим Доном", дает мало оснований для подобных метафоризаций, как, впрочем, и то название, которое предполагал дать роману автор — "С кровью и потом". Тривиальность предлагаемого М. Шолоховым названия романа о коллективизации заставляет повторить уже высказанную мысль: не всловесных формулах сила шолоховского гения. Его текст живет не отдельными яркими формулами (хотя, разумеется, и ими), не словесно зашифрованными смыслами, а внутренними связями, которые обнаруживают себя не в отдельном слове, но в романном целом, реализующемся вокруг центрального сюжета. Вот почему так важны у М. Шолохова начальные и финальные сцены, вот почему целостность " Поднятой целины" опирается и организуется сюжетом земли, практически не зависит от судеб лаже центральных персонажей. Вероятно, именно поэтому поднятая цел/на, как и тихий Дон, обрели собственные коннотативные смыслы, опирающиеся на глубинные шолоховские идеи1.
Ситуативно же в романе целина — это земля "за Рачьим прудом", "крепь"2, отводимая вышедшим из колхоза. И крик единоличников: "Не желаем крепь!", "Что же вы нас жизни решаете?" — отзывается в речах "левака" Макара Нагульнова, совершенно справедливо оценившего эти действия властей как принудительную коллективизацию: «Вышли люди из колхоза, а им ни скота, ни инструментов не дают»1.
Таким образом, в контексте романа "целина" — это оставленная без человеческого попечения земля, нарушение естественной жизни хлебороба, смысл которой — разумная забота о земле. А потому в контексте романа поднятая целина — это не оставленная человеческим попечением земля, пашня. И лишь в общении с землей человек у Шолохова реализует свое главное назначение: "... борозда за бороздой — валится изрезанная череслом и лемехом заклеклая, спрессованная столетиями почва, тянутся к небу опрокинутые, мертво скрюченные корневища трав, издробленная, дернистая верхушка прячется в черных валах. Земля сбоку отвала колышется, переворачивается, словно плывет. Пресный запах чернозема живителен и сладок"2.
Древнее ремесло земледельца даже в Давыдове пробуждает то, чего ранее не замечал в себе питерский слесарь, чужой земле человек. Её ритмы переводят гремяченцев из событий раскулачивания, из собраний и прочей внешней суеты в естественность привычных забот, в казачьи усадьбы, где проходит жизнь семьи, складываются человеческие взаимоотношения, где байки деда Щукаря обозначают всем понятную суть происходящего, скрываемую политической демагогией.
Обратим внимание, что пик активности героев романа в деле создания колхозов словно бы самой землей регулируется. Давыдов появляется в хуторе в конце января, когда крестьянин еще свободен от забот о земле. Половцев с Лятьевским исчезают накануне горячих дней вспашки и посевной, чтобы вернуться после их окончания, когда, отсеявшись, "готовились хозяева к покосу". Гремячий Лог набирался сил перед новой работой:"... на выпасах выгуливались, набирались сил быки и лошади, а казаки строгали грабельники, чинили арбы, ремонтироваш лобогрейки... В полдень пройти по мертвой улице — человека не встретишь"1.
Внутреннее давление материала испытал и сам писатель. В 1934 году водном из интервью он говорил о второй книге романа, действие которой должно было развертываться на протяжении двух лет - 1930 и 1931. Учитывая ритуальность газетных заявлений, ставшую нормой публичной жизни художника в советском обществе, все-таки отметим и несовпадение замысла со временем завершения романа (1960), и с написанным финалом. Роман заканчивается припозднившейся осенней грозой и смертью героев-преобразователей, ею выключенных из естественной гремяченской жизни, которую они так хотели сломать. Давыдов и Нагульнов похоронены в соответствии с новым ритуалом на хуторской площади недалекоот школы и "напротив лавчонки сельпо". На их могилах, ставших общественным достоянием, "появилась чахлая, взлелеянная скупым осенним солнцем, бледно-зеленая мурава"2.
В шолоховском романе это почти единственный результат жизней творцов "нового мира". Цели, поставленные партией перед Давыдовым и Нагульновым, достигнуты, "исторический" и ожидаемый результат ими получен, а внутренний даже не обозначен, ибо и Давыдов, и Нагульнову Шолохова принципиально лишены индивидуальной судьбы. Земная их жизнь завершена исполнением той задачи, которую они по собственному выбору сделали главной.
И все же шолоховский мир равновесен, эпичен в своей основе и не оставляет вниманием даже самых заблудших сыновей. В финале "Поднятой целины" гремяченский балагур дед Щукарь утрачивает свою шутовскую роль для того, чтобы обозначить новую, не менее важную. После гибели Давыдова и Нагульнова он обретает роль отца, который "как будто двух родных сынов сразу потерял"1. Шолохов настойчиво вписывает гремяченских преобразователей в утраченное ими семейное поле: приходит на могилу Давыдова Варюха-горюха, семью которой А. Разметнов предлагает считать семьей Семена, "договаривается" вполне обывательская судьба Л ушки Нагульновой. Но самым убедительным романным жестом на фоне этих "книжных" концовок является монолог Андрея Разметнова, пришедшего "туда, куда ему надо было" — на могилу покойной жены. И роман о коллективизации завершает герой, который часто уступал давлению не регламентированной райкомом жизни, которого в полной мере нельзя было назвать идейным борцом. Но в нем было то, что оценили в нем и хуторяне: он не мешал жизни, в которой даже "животная сама знает, когда ей шагом идти, когда рысью бечь"2. А уж тем более народ знает, как "безлишней сутолоки и поспешки"3 творить свою жизнь.
В выборе финала — оценка писателем не поступков своих героев, а отношение к тому, как они своей жизнью распорядились. Но здесь же и оценка того внешнего по отношению к народной жизни сюжета, который лег в основание романа о коллективизации.
3. 3. Отчуждение поколений
в романе «Поднятая целина»,
утративших единое
Итак, главным событием февраля 1930 года в Гремячем Логу стало раскулачивание, начатое по инициативе Давыдова и совпавшее с редкими для этих мест холодами. В конце тринадцатой главы первой книги названа дата, обозначившая новый этап в истории хутора: «Четвёртого февраля, после убийства Хопровых, общее собрание колхозников единогласно вынесло постановление о выселении из пределов Северо-Кавказского края кулацких семейств»1.
Фактически же раскулачивание в Гремячем началось ещё раньше, потому что к этому времени были лишены имущества и выселены из своих домов Бородины, Дамасковы, Гаевы и другие зажиточные казаки.
Пути и судьбы этих людей остаются за рамками повествования. Автор сосредоточивает внимание на переустроителях деревни. Присмотримся к одному из них.
Отправляясь в район, двадцатипятитысячник Давыдов нахлобучивает кепку и поднимает «высокий, провонявший нафталином воротник кулацкого тулупа». Нелепое сочетание тулупа и кепки отнюдь не смущает ленинградского рабочего, успевшего убедиться на собственном опыте, что старенькое пальто — плохая защита от холода. Давыдова, в считанные дни ликвидировавшего кулачество в Гремячем, смущает недооценка его инициативы райкомом.
«Ну, спрашивается, за каким чёртом ты к нам кулаков направил?.. Куда их девать? Из округа ничего нет. Под них эшелоны нужны. На чём их отправлять, куда отправлять?»2 — отчитывает его Корчжинский.
«Я не понимаю, почему ты всё время об этом спрашиваешь. Словно ты недоволен»3, — недоумевает Давыдов.
Чем же обернутся для малых ребят (слово это в начале четырнадцатой главы подсказывают существительные с суффиксом -ят-) ожидание эшелонов и долгий путь в неотапливаемых вагонах? Такой вопрос не волнует ни Давыдова, ни Корчжинского, руководствующихся принципами новой морали, активно утверждавшейся в жизни.
Вот как отзывался об этих принципах М.М. Пришвин в дневниковых записях 1930 года: «Классовый подход к умирающим (в больнице выбрасывают трёх больных, разъяснённых лишенцами)».
«По свидетельству Разумника, Семашко, обращаясь к выпуску врачей, сказал: «Врачи должны придерживаться классовой морали и не лечить кулаков»».
«Отвращение возбуждает также циничное отношение к побеждённым: детей лишенцев выгоняют из школ и т.п.»1.
Проникшийся идеями нового гуманизма Давыдов рассматривает жалость к кулацким детям как предательство интересов трудящихся. Усомнившийся в этом Размётнов быстро осознаёт свою ошибку и вскоре демонстрирует пример образцового служения делу. «Ну, дед Лапшинов, выметайся отсюдова. Слеза твоя не дюже жалостная. Много ты людей наобижал, а теперь мы сами тебе прикорот даём”, — командует он, старательно не замечая косноязычного и придурковатого Лапшинова-младшего, который должен разделить участь своих родителей.
В такой ситуации трудно сохранить спокойствие даже тем, кто хорошо знает прожжённого плута: «Бабы захлюпали носами, потянули к глазам концы платков”. Но Размётнов вмиг укрощает непрошеную жалость суровым предупреждением Лапшинову: “Ты не агитируй, а то...»2.
Зловещая недосказанность действует на собравшихся как удар кнута.
Казённое словечко «агитировать»
воплощает для большинства из
них попытку сопротивления
Слово-предложение «Февраль...»
Примеры умолчания можно найти не только в сценах раскулачивания. Новая загадка возникает в сцене распределения одежды. Писатель почему-то не показывает шумного ликования детишек Дёмки Ушакова, с восторгом примеряющих обновки, а останавливает внимание на Любишкине, который «смущённо и взволнованно улыбаясь, роется в ворохе одежды. Разбегаются глаза, как у малого дитяти на ярмарке перед обилием игрушек, и на губах такая ясная детская улыбка, что впору бы кому-нибудь отечески погладить смущённого атаманца по голове»1.
Не связано ли это описание
с неожиданным поворотом в
развитии темы? Ведь бросающаяся в
глаза детскость поведения
«Гутаришь ты, Сёма, всякую чепуху, прямо как мальчишка”, — осуждающе говорит Давыдову Лушка. “Дитячий разум у тебя, Андрей”, — вздыхает Нагульнов, разъясняя другу тактику Тимофея Рваного. “Беда вот в чём: стряпуха-то видела, как мы с тобой возились, будто мальчишки, что она подумает о нас? Скажет — наверное, с ума спятили дяди»1, — делится своими опасениями с Давыдовым новый секретарь райкома Нестеренко.
Настойчивость сравнения
взрослых героев с детьми требует
комментария современника. Обратимся
к наблюдениям Пришвина: «Мужики
больше всего жалуются, что в делах
хозяйства им указывают ничего не
понимающие мальчишки. Молодостью, невежеством
при коротенькой политической натаске
объясняется возникновение
А вот отрывок из разговора писателя с пожилым крестьянином:
“— Скажи, Данило, о чём ты сейчас думаешь?
— О мальчишках, — ответил
он, — что вот я остарел на
своём хозяйстве и землю
Пришвин пишет о мальчишках от политики, мальчишках от литературы, с которыми не желает иметь ничего общего.
«Моё самоопределение начинается стыдом за их самоуверенность... Им некогда стыдиться себя, колебаться и дрожать; свой естественный самостыд они закрывают самоуверенностью и не слыханной в наше время претензией»4.
Самоуверенность “мальчишек” основывалась на недоверии к опыту поколений, что вызывало особую тревогу писателя: “Болезнь очень глубока; в наше время человеческая личность — ничто, в расчёте на смену можно личностью распоряжаться как вещью. Наркомздрав Владимирский, сменивши Семашко, при своём вступлении стал спрашивать служащих, кто сколько служил. Один... похвалился: «С основания наркомата». «Пора в крематорий», — ответил начальник. И уволил служащего. Так перед каждым работником: дай дорогу молодому, лучшему”1.
Презрение к старикам свидетельствовало
об отчуждении поколений, утративших единое
представление о главных
Разрыв традиции обнаруживает
себя в «Поднятой целине»
Размётнов, смазывающий лампадным маслом свои задубевшие сапоги, авторитетно заявляет: «Ить сказано же было дуракам неоднократно, что всё это есть опиум и затмение мозгов. Так нет же! Всё молются деревяшкам, масло жгут, воск на свечи переводят»3.
Давыдов запрещает старикам провести молебен в поле, опасаясь, что они укрепятся «в своей глупой вере»: «Надо... с наукой хозяйство вести, а не с попами... Нельзя и незачем. И без того дождь будет...»4.
Окончательную ясность по этому вопросу вносит Нагульнов: «Ежели самовольно привезёте попа и тронетесь с ним в поле, я следом за вами выеду с пожарной командой и до тех пор буду вас из насосов полоскать, пока вы мокрее воды сделаетесь. Понятно? А поп пущай лучше и не является. Я его, волосатого жеребца, при всём народе овечьими ножницами остригу»1.
Информация о работе Жизнестроительное начало в романе Шолохова " Поднятая целина"