Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 13:49, курсовая работа
Столетие Шолохова интересно и важно, прежде всего, тем, что оно напоминает нам о бесконечном разнообразии, мощи и непредсказуемости природной и человеческой жизни, о всесилии таланта, о долговечности слова, подсказанного творческим самозабвением. А между тем все отчетливее видно, как трудно стало современному художнику состязаться с жизнью, осиливать, одолевать ее словом и образом и при этом не убивать ее живой целостности, ее разноцветий и разноголосия. Однако не легче найти для великого художника равновеликого ему читателя.
1. Ведение
2. Роман «Поднятая целина» как талантливое художественно произведение М. А. Шолохова 7
3. Жизнеутверждающая концепция романа М. А. Шолохова «Поднятая целина» 12
3. 1. Идейно-художественное содержание романа «Поднятая целина» 12
М.А. Шолохов показал,
сколь сложным оказывается
Изображая открытых
врагов коллективизации
Принимая коллективизацию
и видя её издержки, писатель надеялся,
что со временем всё образуется,
хотя сомнения не оставили его и
тогда, когда он работал над романом
уже после Великой
Вторая часть романа закончена в 1959 году, когда многое с колхозами прояснилось: страна победила фашизм благодаря коллективному хозяйствованию, ценою непомерных жертв крестьянства. Но государство взвалило на земледельцев и восстановление разрушенного войной хозяйства, обрекая их на новые жертвы. И хотя много хорошего увидел писатель в крестьянской среде, второй том романа оказался более печальным. Отпели соловьи дорогим его сердцу Давыдову и Нагульнову. «Но поднята ли целина?». Михаил Шолохов осознавал, что это не так просто, что на такие глобальные изменения в сознании людей необходимы, может быть, не десятки лет, а целые столетия. А пока в его романе торжествует сама жизнь, с её весной, всходами, запахами земли, вишнёвых садов.
Сознание крестьян не могло измениться за такой короткий срок, но оно менялось на глазах — и это показал Шолохов: люди обретали уверенность, достоинство, стали добрее друг к другу, доверчивее — вспомним собрание, когда в партию принимали новых членов. Как радовались Кондрату Майданникову, Ипполиту Шалому, как единодушно решили содержать за счёт колхоза семью Вари Харламовой и дать ей возможность доучиться.
Новое прочтение романа предполагает отказ от одностороннего толкования самого факта коллективизации как явления однозначно положительного с точки зрения экономической и принятие этого процесса как психологически сложного и драматического. Роман прежде всего произведение художественное, а не публицистическое.
.
3. Жизнеутверждающая концепция
романа М. А. Шолохова «
3. 1. Идейно-художественное содержание романа «Поднятая целина»
Первая книга романа «Поднятая целина» вышла в 1932г., вторая была закончена в конце 1959г. Почти 30 лет разделяют их и определяют некоторые различия в проблематике и способах изображения действительности. Тем не менее, обе книги связаны единством концепции, единством характеров и судеб и представляяют собой цельное художественное произведение. Шолохова влечет судьба донского казачества, особые черты его духовного облика, его драматическая судьба. Писатель застает своих героев в момент крутого перелома, когда в их судьбы властно вторгаются новые начала, рушаться прежние условия их существования. Уже само заглавие - «Поднятая целина» - говорит о переменах. Эти перемены связаны с появлением в казачьей среде новых социалистических идей. Что несут они в жизнь? - вот проблема, которую ставит Шолохов.
Большую идейно-эстетическую нагрузку несет в романе образ повествователя. Фигура повествователя - самостоятельный и важный элемент композиции. Он вытупает в роли комментатора - сочувствоющего, осуждающего, добродушно насмехающегося. Его экскурсы в прошлое, то, как подробно он описывает обстоятельства народной жизни и казачьи судьбы - все это обнаруживает в повествователе человека, кровно заинтересованного в судьбе народа.
В романе Шолохов сталкивает три группы персонажей: коммунистов - несущих в деревню новые идеи, их врагов - защитников старого правопорядка, и массы казачества.
Враги в «Поднятой целине» - представители разных социальных слоев. Среди них офицер Половцев, отпрыск старой дворянской фамилии Летьевский, крепкий хозяин-кулак Островнов, бандит Тимофей Рваный и др. Это люди, которые стремятся помешать переменам и вернуть жизнь в прежнее русло. Шолохов не удовлетворяется внешними изображениями вражеского стана. Он обращается и к средствам внутренней психологической характеристике. Писателю важно показать, что разрушительный характер деятельности накладывает отпечаток на души, на нравственность людей, уродует естественные человеческие чувства.
Партийный коллектив - содружество людей, стремящихся к переустройству мира. Cвое представление о смысле, цели и средствах преображения Шолохов воплощает,в первую очередь, в образе Давыдова. Давыдов - человек новый в казачьем хуторе. Но он тоже представитель народа, хотя и другой его грани - пролетарской. Заводской человек, рабочий-двадцатипятитысячник, посланный партией для коллективизации деревни, поставленный в необычные, исключительные для него условия крестьянской жизни,-такой подход позволяет провести серьезные испытания характера, показать, как сила коммунистической убежденности способна сделать простого слесаря сознательным творцом истории, помочь ему повернуть жизнь в Гремячем Логу. Гуманистические замыслы Давыдова Шолохов проверяет практикой, его отношением к народу. Развитие действия показывает, что всю свою жизнь он подчиняет интересам колхоза, интересам доверившихся ему людей. Образ Давыдова воплощает представление Шолохова о величайшем бескорыстии, самоотверженности, действенном гуманизме коммунистов. В образе Нагульнова, верного соратника и товарища Давыдова, Шолохов выразил противоречие между высокой гуманистической целью и необузданным темпераментом, прямолинейностью, негибкостью личности, воодушевленной этим идеалом. Автор сочувствует герою, восхищается его бескорыстием, его самоотречением. Он нарочито зостряет масштабы нагульновских замыслов (мечты о мировой революции), чтобы подчеркнуть свойственное герою непонимание реальных возможностей своего времен1и. Шолохов настойчиво сопоставляет служение Нагульнова делу колхозного строительства с его отношением к нуждам казаков, к сегодняшнему состоянию их умов. Одновременно он восхищается человеком, который, забывая о себе во имя высоких целей, стремится ускорить течение жизни. Но писатель утверждает, что это ускорение должно свершаться в соответствии с реальным состоянием действительности и во имя этой действительности. Шолохов сочувствует страстной вере в коммунизм и отрицает фанатическую одержимость, слепоту, невнимание к конкретной личности. Фигура Разметнова подчеркивает эту мысль. В его личности автор обнаруживает природную чуткость, нравственную глубину, способность, несмотря на суровые испытания, сохранить человечность. Личные свойства Разметнова оттеняют гуманистический смысл политики партии. Деятельность коммунистов, как показывает Шолохов, ускоряет темп народной жизни, освобождает ее от тяжелого наследия прошлого, дает раскрыться подлинным нравственным ценностям, которые заключены в душах тружеников. Она направлена на объективно возвышенные цели. Коммунисты осознают их как свое личное дело. Этих целей им приходится добиваться, преодолевая сопротивление врагов, предрассудки масс, свои собственные недостатки. Финал романа трагедийный: погибают Давыдов и Нагульнов. Но схватка с врагами завершается победой коммунистов. Победой коммунистов завершается и мирная битва за народ с той косной силой, которая заключена была в старом укладе жизни.
«Поднятая целина» - классическое произведение советской литературы. Она приобрела ни с чем не сравнимую популярность. Эту книгу читали вслух на полевых станах. Спустя десятилетия, когда эпоха коллективизации повторилась в других социалистических странах, «Поднятая целина» пережила второе рождение, ею зачитывались, в ней находили практическое руководство по колхозному строительству.
3. 2. Специфика мира народной
жизни в романе Шолохова «
Михаил Шолохов принадлежит к числу писателей, героем которого стал человек земли. В центре шолоховского мира всегда человек земли, увиденный не как собственник, но как работник, чувствующий глубинную, очень личностную связь с пашней, лесом, лугом по одному тому, что отданы они ему для деятельного преобразования. И потому в теме, столь традиционной для русской литературы, мы обнаруживаем принципиальный, неожиданный поворот, который, не противопоставляя М. Шолохова русской традиции, его существенно с ней разводит. А между тем М. Шолохов редко рассматривается как художник-новатор, предлагающий новые прочтения старых сюжетов. Исключение, вероятно, представляет уклончивое утверждение Г. Ермолаева, что автор «Тихого Дона» «в большей степени новатор, чем традиционалист»1.
Вромане «Поднятая целина», как это было принято в советской литературе, господствует жесткий детерминизм, вписанность индивидуальных судеб в историю, в цепь политических перемен. Разумеется, в романе о коллективизации, опубликованном в 1932 году, внешний событийный ряд мог быть только таким, как он представлен у М. Шолохова. И это было не только выполнением "социального заказа", но и отражением реальных событий в стране, переживающей массовую коллективизацию.
«Колхозный» сюжет в романе внешне обозначен двадцатипятитысячником Семеном Давыдовым. Его появление в Гремячем Логу вызвано обстоятельствами внеличностными, а действия и поведение продиктованы инструкциями, полученными в райкоме партии. Давыдов подчеркнуто безбытен, не укоренен в жизни Гремячего Лога, а потому достаточно далек от казаков. Да и задача, которая перед ним поставлена, — организация колхоза — не должна бы способствовать его естественному вхождению в жизнь хутора. Но Давыдов все-таки становится в хуторе своим, как бы ни оценивать "колхозный" сюжет романа с позиций сегодняшнего дня.
Причина "снятия" ожидаемого противостояния питерского слесаря и казаков—хлеборобов глубже, чем можно было бы предположить, анализируя только событийную канву романа: и у Давыдова, и у гремячениев оказывается общий предмет забот—зелия.
На собрании гремяченской бедноты, которое обозначает социальную базу будущего колхоза, звучит мысль о необходимости продолжения революции "сверху", со стороны власти: "Дайте машины! <...> Я сам до колхозного переворота думал Калинину письмо написать, чтобы помогли хлеборобам начинать какую-то новую жизню <...> Землю дозволили богатым в аренду сымать, работников дозволили нанимать. Это так революция диктовата в восемнадцатом году? "1.
Безусловно, М. Шолохов не мог обойти в романе о коллективизации мысль о легитимности действий власти, какой бы ходульной она ни казалась сегодня. Процитированные требования вчерашнего красного партизана Любишкина нельзя считать только конъюнктурными. Деревенская жизнь 1930-х годов во многом еще жила памятью революционных лет, верила в их пользу для себя (не случайна реплика Любишкина), а потому все то, что пережила Россия в первой трети XX века, невозможно представить без участия самого народа, в том числе и коллективизацию, ко времени которой революционной энергии масс заметно поубавилось, но она и не была изжита до конца. Сбрасывать это обстоятельство со счетов нельзя, потому что только жестокостью действий властей объяснить коллективизацию трудно: мощный репрессивный аппарат складывался, рекрутируя силы из крестьянской же среды. В конце первой части романа Яков Лукич Островнов сокрушенно думает об успехе колхозного дела: "Сила солому ломит, куда же против силы попрешь? А шло народ проклятый, вредный пошел... Один про одного доказывают да всякие доносы делают. Лишь бы ему, сукиному сыну, жить, а там хучь в поле и полын-травушка не расти. Скудные времена!"1.
Отмечает роман и другие случаи, характерные для обихода 1930-х годов, например, отступничество детей от родителей, пусть и в ситуации несколько комической. В сцене собрания, последовавшего за "бабьим бунтом", легко отказывается от матери Мишка Игнатенок "из передних рядов":" — Я за свою матерю не ответчик! Она сама имеет голос гражданства, пущай она и отвечает!"2. В целом вся ситуация переведена в разряд "нестрашных" нежеланием Давыдова мстить "временно заблужденным" "качающимся середнякам", но это не отменяет ее потенциального драматизма, апелляции к тем деформациям, какие произошли в человеке, вовлеченном в испытания исторического времени. Уходит от их анализа и шолоховский роман, подменив проблемы нравственного выбора "производственными". "Незлобивость" Давыдова объясняется интересами дела, которому он отдает все силы. Когда на следующий день Любишкин "предложил было оставить охрану около амбаров, <...> Давыдов усмехнулся: «Теперь, по-моему, не надо...»3.
Заботясь об образе руководителя колхоза, близкого и понятного гремяченцам, Давыдов успешно выполняет поставленную перед ним задачу. Таким образом поляризованы противоборствующие стороны конфликта по нравственному принципу: "вредитель" Яков Лукич сомневается в человеке, Давыдов, напротив, строит свою работу на вере в него. Может показаться, что М. Шолохов в изображении конфликта словно бы подменяет социальные мотивировки нравственными, бытовое— бытийным. "Громовой, облегчающий хохот"1, как и нередко в драматических сценах "Тихого Дона", завершает, казалось бы, неразрешимую ситуацию, выводя ее из политической злободневности в бытийность народной жизни. Время сева, продиктованное землей, объединяет Давыдова и гремяченцев, вернемся к этому важному для нас мотиву, зафиксированному романным сюжетом: «... Поволынили, граждане, и будет! Зябь перестаивается, время уходит, надо работать, а не валять дурака, факт!" Чей-то "теплый и веселый басок" завершитсцену хуторского собрания после "бабьего бунта" важными словами согласия, обращенными к Давыдову: "... нам вместе жить…»2.
Коллективизация в "Поднятой целине" воспринята как неизбежность, как были восприняты война и революция в "Тихом Доне", как то испытание, которое надо перенести и выжить. Главная шолоховская идея, сохраняющая роман как художественное целое, реализована в сквозном сюжете писателя — в сюжете земли.
Роман открывается лирическим пассажем, в котором главное — возрождающаяся к жизни земля, ее неиссякающая даже в зимние холода творящая сила. "В конце января, овеянные первой оттепелью, хорошо пахнут вишневые сады. В полдень где-нибудь в затишке (если пригревает солнце) грустный, чуть внятный запах вишневой коры поднимается с пресной сыростью талого снега, с могучим и древним духом проглянувшей из-под снега, из-под мертвой листвы земли"3.
Изысканность поэтического языка, свойственная шолоховским описаниям природы, неизменно точным и детализированным («грустный, чуть внятный запах", "тонкий многоцветный аромат", "тончайшее дыхание опаленной морозами полыни" и др.), апеллирует к бунинской образности, вызывает в сознании читателя глубинную память о неостановимом жизненном ритме, о пробуждающейся земле, о ее животворящей силе и красоте. Жизнь земли, ее закономерная неотвратимость создает истинный фон того, что происходит в Гремячем Логу, совершенно счастливым образом изолированном от внешней властной суеты, от Москвы, даже от района, какие бы их посланцы ни появлялись в событийном пространстве романа.
Начало действия первой книги — конец января 1930 года, ее конец — начало мая того же года, внешне дающее первые эпизоды колхозной жизни, но по внутреннему смыслу сосредоточенное на главном в крестьянской жизни — на подготовке к весеннему севу. Именно земля и ее жизнетворящие ритмы определяют жизнь каждого из гремяченцев, даже нацеленного на мировую революцию Макара Нагульнова. Для доказательства сравним стилистику и мотивировку поведения героя в эпизоде, важном и для развития "колхозного" сюжета, и судьбы героя. Исключение из партии, сцена в райкоме пережита героем бурно, экстатически, не без начета книжности: "Лицо Макара было неподвижно, одни лишь губы вздрагивали и шевелились, но при последних словах из остановившихся глаз, впервые за всю взрослую жизнь, ручьями хлынули слезы. Они текли, обильно омывая щеки, задерживаясь в жесткой поросли давно не бритой бороды, черными крапинами узор я рубаху на груди"1.
Не менее театрально и его решение, принятое по дороге в Гремячий Лог: "Приеду домой, попрощаюсь с Андреем и Давыдовым, надену шинель, в какой пришел с польского фронта, и застрелюсь. Больше мне нету в жизни привязы! А революция от этого не пострадает"1.
Несовершенно иначе переданы чувства Макара, на Смертном кургане естественно принявшего необходимое решение жить. Глубоки и внятныдля М. Шолохова чувства хлебороба, сострадающего пашням, которые "немо простирали к небу свои дымящиеся паром, необсемененные ланы...".
Информация о работе Жизнестроительное начало в романе Шолохова " Поднятая целина"