Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 13:49, курсовая работа
Столетие Шолохова интересно и важно, прежде всего, тем, что оно напоминает нам о бесконечном разнообразии, мощи и непредсказуемости природной и человеческой жизни, о всесилии таланта, о долговечности слова, подсказанного творческим самозабвением. А между тем все отчетливее видно, как трудно стало современному художнику состязаться с жизнью, осиливать, одолевать ее словом и образом и при этом не убивать ее живой целостности, ее разноцветий и разноголосия. Однако не легче найти для великого художника равновеликого ему читателя.
1. Ведение
2. Роман «Поднятая целина» как талантливое художественно произведение М. А. Шолохова 7
3. Жизнеутверждающая концепция романа М. А. Шолохова «Поднятая целина» 12
3. 1. Идейно-художественное содержание романа «Поднятая целина» 12
Содержание.
1. Ведение
2. Роман «Поднятая целина» как талантливое художественно произведение М. А. Шолохова 7
3. Жизнеутверждающая концепция
романа М. А. Шолохова «
3. 1. Идейно-художественное содержание романа «Поднятая целина» 12
Введение
Столетие Шолохова интересно и важно, прежде всего, тем, что оно напоминает нам о бесконечном разнообразии, мощи и непредсказуемости природной и человеческой жизни, о всесилии таланта, о долговечности слова, подсказанного творческим самозабвением. А между тем все отчетливее видно, как трудно стало современному художнику состязаться с жизнью, осиливать, одолевать ее словом и образом и при этом не убивать ее живой целостности, ее разноцветий и разноголосия. Однако не легче найти для великого художника равновеликого ему читателя. Нас воспитали на осколочках, на частностях, на приватных идейках и приемчиках, и много ли теперь таких душ, которые способны вобрать в себя бесконечные художественные миры русских классиков? Все подвергается охаиванию и сомнению, все стараются раздробить и снизить, перерезать вены и жилы, обвалять в грязи, чтобы пропищать: ничего великого и цельного быть не может, никакого творения не ожидайте — одна интертекстуальность, ирония и пародия. Но творчество Шолохова устояло под бурями критики1.
Споры о Шолохове достигают порой такого же накала, как и борьба разнородных сил в его произведениях. И кто в этих спорах прав, кто не в ладах с правдой, обнаружить не так-то просто. Однако в них есть два края, за которые преступить нельзя: жизнь и творения самого Шолохова. Они отбрасывают правду мелочную, суетную, спекулятивную и принимают любую другую правду, если даже она беспредельно широка, кровава и страшна. Но только непредвзята, только без хитрого умысла.
Народ не обижается на шолоховскую правду, потому что она понимающая, потому что она — откровение Божье., имеет жизнеутверждающее начало.
Из выживших советских писателей у Шолохова едва ли не самая трагическая судьба, хотя многим она кажется абсолютно благополучной и лучезарной. Его почетные звания и награды просто трудно перечислить, однако официальный шум вокруг его имени, словно заградительная стена, скрывать его и от широкого читателя, и от любопытствующих правдоискателей. На всем его творчестве, в особенности на его имени, скрестились главные противоречия времени, правда и ложь XX века; поистине, трещина мира прошла и по его душе, и по его судьбе. У этого русского гения нашлись свои дантесы, многие десятилетия они источали его дух и тело, не сумев убить прицельной пулей на дуэли.
Многим ослепила глаза
шолоховская правда, многих взбесило
его величавое эпическое сло
Известно, нет пророка в своем Отечестве. Самые убийственные оценки, самые злобные высказывания в адрес Шолохова прозвучали в его родной стране (А. Солженицын, В. Астафьев), а убедительнее всех защитили его за рубежом, на чужбине (Г. Хьетсо, Г. Ермолаев).
Драма Шолохова, разумеется, не только в пресловутом и уже развенчанном плагиате. Это, прежде всего драма художника-реалиста, со всех сторон теснимого агрессивными волнами постмодернизма, драма гуманизма и человекоцентризма, атакуемых механистической цивилизацией и крикливой мировой эстрадой. Шолохов, как никто в мире, противостоит дроблению человека и мира, опошлению поступков и помыслов, преобладанию "тьмы низких истин" над божественным смыслом земного бытия. В нем, правда жизни, правда, человеческих поступков и переживаний и, правда слова равновелики и содружны, работа бытия и духа образовал и такой могучий союз, который неподвластен никаким ядам, никакой агрессии.
Актуальность исследования. Романа Шолохова «Поднятая целина» имеет свою жизнестроительную концепцию. Произведение злободневное, рассказывающее о коллективизации на Дону. Несмотря на некоторые недостатки идеологического плана, роман отличается яркостью и выразительностью народных характеров, многоплановостью повествования, выразительностью и точностью языка. — неотъемлемыми чертами художественной манеры М.Шолохова.
Предмет исследования. Русская литература.
Объект исследования. Жизнестроительное начало в романе М. А. Шолохова «Поднятая целина».
Цели исследования. Рассмотреть особенности жизнестроительного начала в романе М. А. Шолохова «Поднятая целина».
Задачи исследования.
Краткая хроника жизни и творчества Михаила Шолохова
Роман «Поднятая целина» как талантливое художественно произведение М. А. Шолохова.
Жизнеутверждающая концепция романа М. А. Шолохова «Поднятая целина»
Выводы.
Теоретическая значимость исследования представляется в обобщении имеющейся исследовательской литературы по изучению романа М. А. Шолохова «Поднятая целина».
Практическая значимость исследования состоит в том, что данная работа может быть полезна в изучении курса истории литературы ХХ века, теории литературы, введение в литературоведение.
Обзор литературы. В нашем исследовании мы использовали работы таких авторов, как Никонова Т. А., Палиевский П. В., Лежнев И. и др.
1. Краткая хроника жизни и творчества Михаила Шолохова
1905. На хуторе Кружилине станицы Вешенской родился М.А. Шолохов.
11 мая Отец — Александр
Михайлович Шолохов, из
1912. Принят в мужское приходское училище по II классу обучения.
1915. Поступает в приготовительный класс московской гимназии № 9 имени Г. Шелапутина.
1918. Учеба в Вешенской смешанной гимназии. Из-за разгоревшихся вокруг осень станицы военных действий М. Шолохов уехал к отцу.
1919. A.M. Шолохов с семьей перебирается в Каргинскую. М. Шолохов 2-я половина вынужден скрываться от мобилизации в Донскую армию.
1923. Первые попытки творчества.
Уезжает в Москву, сближается
с молодыми зима литераторами,
вступает в литературную
1924. Женится на дочери
бывшего станичного атамана
1925. В Москве выходят в свет «Донские рассказы», принесшие автору литературную известность. Смерть отца.
1926. Сборник «Лазоревая степь». Рождение дочери Светланы. Осенью с семьей перебирается в Вешенскую, где был написан почти весь «Тихий Дон».
1927. В журнале «Октябрь»
публикуется первая книга «
1928. Выходит вторая книга «Тихого Дона».
1929-1932. Публикация третьей книги «Тихого Дона» в журнале «Октябрь».
1930. Первая постановка
художественного фильма по «
1933. Выход в свет первой книги «Поднятой целины».
1931-1940. Работа над четвертой книгой «Тихого Дона» и над «Поднятой целиной».
1940. Публикация заключительных
глав романа-эпопеи «Тихий Дон»
1941 (июль). В качестве специального
корреспондента «Правды» и «
1942(январь-весна). На аэродроме
в Куйбышеве получил серьезную
контузию, которая давала о себе
знать на протяжении всей
1943-1944. В «Правде» и «Красной
звезде» печатаются главы
1956-1957. В «Правде» опубликован рассказ «Судьба человека».
1959-1960. Выход в свет второй книги «Поднятой целины».
1960. Присуждение Ленинской премии за роман «Поднятая целина».
1965. Присуждение Нобелевской премии за роман «Тихий Дон».
1967. Присвоение звания Героя Социалистического Труда.
1969. В «Правде» печатаются
новые главы романа «Они
1984 24 февраля. Скончался М.А. Шолохов.
2. Роман «Поднятая целина» как талантливое художественно произведение М. А. Шолохова
Роман «Поднятая целина» является одним из лучших произведений М. А. Шолохова.
Если прочитать роман непредвзято, следуя за авторским голосом, он засияет в сознании читателя новым, отчётливо выраженным трагическим светом. Роман привычно рассматривался как бы вне позиции автора, как произведение социалистического реализма, каноны которого требовали обязательного оптимистического звучания, между тем как в романе больше печального, чем радостного, и название, навязанное М.А. Шолохову, оказалось не совсем соответствующим его содержанию. Конечно, при всей своей резкости, заглавие «С кровью и потом» больше отвечало основному пафосу произведения, но и «Поднятая целина» — это ещё не конечный победный результат: целина всего лишь поднята, разорваны стебли, нити, дернина, которая скрепляет почву, но землю надо ещё возделать, засеять, и тогда она даст урожай. Пока же М.А. Шолохов рассказывает, как мучительно трудно происходит самый первый этап коллективизации. Потому-то такой грустью овеян конец романа. А строчки, посвящённые Нагульнову и Давыдову, звучат как реквием: “...Вот и отпели донские соловьи дорогим моему сердцу Давыдову и Нагульнову, отшептала им поспевающая пшеница, отзвенела по камням безымянная речка, текущая откуда-то с верховьев Гремячего буерака...”1.
Образы романа запоминаются, хотим мы того или не хотим. Давыдов, Нагульнов, Размётнов, Майданников, дед Щукарь, Лушка — это ярко выраженные индивидуальности, и даже герои, о которых не так уж много говорится, остаются в памяти навсегда: Варя Харламова, Ванюшка Найдёнов и многие другие. События рождают сопереживание, размышления автора вызывают интерес, а картины природы, тональность их описания проникают в душу. Разве можно спокойно читать самый конец второго тома, когда Размётнов пришёл на могилу своей жены? Для читателя произведение только и живо тем, что он поймёт и почувствует. Главное — это общее впечатление, то невыразимое словами эстетическое чувство, называемое катарсисом, которое и просвещает, и очищает душу, и делает человека лучше.
М.А. Шолохов был
живым свидетелем и участником
процессов, о которых он пишет.
«Поднятая целина» - роман серьёзный, глубокий и трагичный. Так важно увидеть в романе, как проявился сам автор, какими душевными движениями он руководствовался, как и где обозначились, проявились его мысли, на которые должен откликнуться читатель.
Если рассматривать роман «Поднятая целина» в контексте всего творчества М.А. Шолохова, то окажется, что в «Тихом Доне» он сказал правду о революции и Гражданской войне, а в «Поднятой целине» — правду о коллективизации. Причём сказал эту правду как художник, а не политик, сказал не прямо, а через всю образную систему, которую надо разгадать. М.А. Шолохов верил в неизбежность и даже необходимость революции, верил в конечный благой результат коллективизации, но, следуя правде жизни, высказал всемирно значимую для человечества мысль о том, что по существу революции и гражданские войны античеловечны — таков смысл «Тихого Дона». Главная мысль «Поднятой целины» — бесчеловечно ломать сознание, привычный уклад жизни простого народа, следуя политическим намерениям, преобразования нельзя делать в спешке. Роман заставляет задуматься над многими современными вопросами, которые должны быть введены в методическую концепцию изучения романа.
Процесс коллективизации не мог быть простым уже потому, что ломал привычный уклад жизни крестьянина, связанный с единоличным хозяйствованием на земле. Переход к коллективному труду, отказ от собственности не мог быть не болезненным. Кстати, первый польский перевод романа назывался «Стон и плач».
Процесс был слишком быстрым и насильственным, власти не дали одуматься крестьянам, не дали созреть самой мысли о преимуществах коллективного хозяйствования.
Организаторы коллективизации
сами не знали, к чему всё
приведёт, действовали вслепую, лишь
теоретически представляя
Трагизм событий во
многом определялся бездушием,
формализмом и одержимостью
Допускалась неоправданная жестокость к таким крестьянам, как Тит Бородин, как семьи Рваных, Гаевых. Им не дали время подумать, не дали увидеть преимущества нового ведения хозяйства. Тимофей Рваный, явно симпатичный автору герой, наверняка бы понял замыслы новой власти. Само государство, партия обрекали на злоупотребления и жестокость своими лозунгами: «Даёшь сплошную коллективизацию!», «Уничтожим кулака как класс!», «Год великого перелома» и так далее.
Информация о работе Жизнестроительное начало в романе Шолохова " Поднятая целина"