Женские образы в поэме Некрасова и рассказе Солженицына

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2011 в 19:49, реферат

Описание работы

Перед собой я поставил две главные задачи:
1. Пронаблюдать и сопоставить судьбы русских женщин в произведениях поэта XIX века Некрасова и в рассказе писателя XX века А. И. Солженицына.
2. Найти сходство и различия между судьбами и характерами героинь: Матрёны Тимофеевны Корчагиной и Матрёны Васильевны Григорьевой.

Содержание

Введение
1. «Женская доля» в лирике Н. А. Некрасова
2. Героиня поэмы Некрасова «Мороз, Красный нос»
3. Судьба Матрёны Тимофеевны Корчагиной (по главе «Крестьянка» из поэмы-эпопеи «Кому на Руси жить хорошо»)
3.1 Ирина Васильевна Федосова – прототип крестьянки Матрёны Тимофеевны Корчагиной
3.2 Общая характеристика Матрёны Тимофеевны Корчагиной, портрет
3.3 Роль песен в создании образа Матрёны Тимофеевны
3.4 Образ женщины-матери
3.5 Горькая доля крепостной крестьянки
4. Героиня рассказа А. И. Солженицына «Матрёнин двор»
4.1 Матрёна Васильевна Захарова – прототип Матрёны Васильевны Григорьевой
4.2 Будни Матрёны Васильевны Григорьевой
4.3 «Обиды» и хлопоты, горькая судьба Матрёны
4.4 Праведничество Матрёны
5. Общее в судьбах крестьянки XIX века – Матрёны Тимофеевны Корчагиной и советской крестьянки (XX в.) Григорьевой Матрёны Васильевны
Заключение

Работа содержит 1 файл

Реферат по литературе.docx

— 73.95 Кб (Скачать)

              В горящую избу войдёт.

              Ей  жить бы хотелось иначе,

              Носить  драгоценный наряд…

              Но  кони всё скачут и скачут…

              А избы горят и горят.

                    Наум  Коржавин (1960)

                                           (Литература № 18, с. 36)

4. Героиня рассказа  А. И. Солженицына  «Матрёнин двор»

4.1 Матрёна Васильевна  Захарова – прототип  Матрёны Васильевны  Григорьевой

       Рассказ «Матрёнин двор» (первоначальное название – «Не живёт село без праведника») Нобелевского лауреата Александра Исаевича Солженицына автобиографичен. В нём описана жизнь Матрёны Васильевны Захаровой из деревни Мильцево Курловского района Владимирской области, где будущий писатель оказался после того, как был освобождён после 8 лет лагерей и «вечной ссылки» в Казахстане.

       Глазами Игнатича, рассказчика-повествователя, мы видим русскую (советскую) деревню послевоенных лет: действие рассказа происходит в 1956 году. Но много ли изменилось в судьбе женщин почти через сто лет после того, как о тяжёлой женской доле поведал читателям Некрасов?!

4.2 Будни Матрёны  Васильевны Григорьевой

       Какой же предстаёт перед нами русская  крестьянка XX века? Прежде всего, не в героическом ореоле, а в повседневных будничных хлопотах: «Матрёна вставала в четыре-пять утра… Она включала лампочку за кухонной перегородкой и тихо, вежливо, стараясь не шуметь, топила русскую печь, ходила доить козу...», по воду ходила и варила в трёх чугунках»: один чугунок – постояльцу, один – себе, один – козе. Козе она выбирала из подполья самую мелкую картошку, себе – мелкую, а Игнатичу – с куриное яйцо. «Крупной же картошки огород её песчаный, с довоенных лет не удобренный и всегда засаживаемый картошкой, картошкой и картошкой, – крупной не давал…»

       «Что на завтрак, она не объявляла, да это и догадаться было легко: картовь необлупленная, или суп картонный (так выговаривали все в деревне), или каша ячневая (другой крупы в тот год нельзя было купить в Торфопродукте, да и ячневую-то с бою — как самой дешёвой ею откармливали свиней и мешками брали)».

         «Я только потом узнал, что год за годом, многие годы, ниоткуда не зарабатывала Матрёна Васильевна ни рубля»; «Мне почти не слышались её утренние хлопоты»; «Вообще, приглядываясь к Матрёне, я замечал, что, помимо стряпни и хозяйства, на каждый день у неё приходилось и какое-нибудь другое немалое дело».

4. 3 «Обиды» и хлопоты, горькая судьба Матрёны

       «В  ту осень много было у Матрёны  обид. Вышел новый пенсионный закон, и надоумили её соседки добиваться пенсии. Была она одинокая кругом, а с тех пор как стала сильно болеть,- и из колхоза её отпустили. Наворочено было много несправедливостей с Матрёной: она была больна, но не считалась инвалидом; она четверть века проработала в колхозе, но потому, что не на заводе,- не полагалось ей пенсии за себя, а добиваться можно было только за мужа, то есть за утерю кормильца. Но мужа не было уже 15 лет, с начала войны, и нелегко было теперь добыть те справки с разных мест о его стаже и сколько он там получал. Хлопоты были – добыть эти справки; и чтоб написали все же, что он получал в месяц хоть рублей триста; и справку заверить, что живет она одна и никто ей не помогает; и с года она какого; и потом все это носить в собес; и перенашивать, исправляя, что сделано не так; и ещё носить.  И узнавать – дадут ли пенсию.

          Хлопоты эти были тем затруднены, что  собес от Тальнова был  в двадцати километрах к востоку,  сельский совет – в десяти  километрах к западу, а поселковый  – к северу, час ходьбы. Из канцелярии  в канцелярию и гоняли её  два месяца- то за точкой, то  за запятой. Каждая походка-  день. Сходит в сельсовет, а  секретаря сегодня нет, просто  так вот нет, как это бывает  в селах. Завтра, значит, опять  иди. Теперь секретарь есть, да  печати у него  нет. Третий  день опять иди. А четвертый  день иди потому, что сослепу  они не на той бумажке расписались,  бумажки-то все у Матрены одной пачкой сколоты».

     Не  везло Матрене и в личной жизни. В молодости у неё был жених. Когда началась германская (первая мировая) война в 1914 году, «взяли Фаддея на войну… Пошел он на войну –  пропал. Три года затаилась я, ждала. И ни весточки и ни косточки… Мать у них умерла – и присватался ко мне Ефим. Мол, в нашу избу ты идти хотела, в нашу и иди. Был Ефим моложе меня на год. Говорят у нас: умная выходит после Покрова, а дура – после Петрова. Рук у них не хватало. Пошла я… На Петров день повенчались, а к Миколе зимнему – вернулся… Фаддей… из венгерского плена … Ну, говорит, если б то не брат мой родной – я бы вас порубал обоих!»

          Долго потом не мог жениться  Фаддей. «Сказал «буду имячко твоё искать, вторую Матрёну». И привёл-таки себе из Липовки Матрёну», которую бил и «жилы из неё вытягивал».

       «В  сорок первом не взяли на войну  Фаддея из-за слепоты, зато Ефима взяли. И как старший брат в первую войну, так младший без вести  исчез во вторую. Но этот вовсе не вернулся». И осталась Матрёна одна, так как все шестеро её детей умерли во младенчестве, правда, воспитала младшую дочь Фаддея Киру.

4. 4 Праведничество Матрёны

       Много горького и трагического в судьбе героини. Много обид терпела Матрена  от судьбы и людей, но самое главное, что у нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа – работа.

           А. И. Солженицын пишет о Матрене как о женщине с большой, чистой душой. Матрена не знала чувства зависти, всем была готова помочь. Она в охотку копала у соседки картошку лишь потому, что та у неё была крупная.

       Своей безотказностью, естественной и органичной готовностью бескорыстно помогать другим людям Матрёна Васильевна напоминает преподобного Сергия, о котором автор «Жития» писал: «Без лености братии как купленный раб служил: и дрова для всех колол, и толок зерно, и жерновами молол, и хлеб пёк, и еду варил…»

         Да, множество невзгод выпало на долю Матрёны. Схоронила детей. Было от чего загоревать. Но она оставалась доброй и терпеливой бесконечно. А доброта и терпение – первые черты праведности. Бескорыстная и незлопамятная, работящая.

       Душа  главной героини –  это «открытие». Она удивляет рассказчика, не подозревавшего в простой русской женщине  способности отзываться на высокое  классическое искусство. В народных песнях, исполняемых Шаляпиным, Матрёна  интуитивно улавливает некоторую искусственность, игру, стилизацию: «-Чудно поют, не по-нашему… – Ладу не нашего и голосом балует».

       Камерные  же романсы Глинки производят на неё  необыкновенное воздействие: не склонная к чувствительности и тем более  сентиментальности, героиня рассказа выходит из перегородки «растеплённая, с пеленой слезы в неярких  своих глазах: « - А вот это –  по-нашему… - прошептала она».

       Что же именно заставило её душу раскрыться навстречу прежде неведомой музыке? Что услышала она в этих явно не «народных» мелодиях? К чему потянулась её душа? Если сказать коротко – к идеальному, к мировой гармонии, воплощенной в музыкальной мелодии Глинки. Через музыку это «идеальное» проникает в душу Матрёны Васильевны, преображая и просветляя её. 

          Православный Солженицын писал,  что Матрена «скорей была…  язычница, брали в ней верх  суеверия». Но были и «святой  угол в чистой избе, и икона  Николая Угодника», и «дело  всякое начинала «с Богом»! И  главное, что сказано о Матрене  после её смерти: «Ручку-то правую  оставил ей Господь, там будет  Богу молиться.

         «Итак, главным оплотом (точнее – маленьким островком) христианской России в рассказе А.Солженицына является дом («двор») Матрёны Васильевны Григорьевой – одинокой и больной женщиной шестидесяти лет. Несмотря на жизнь, полную страданий и несправедливостей, несмотря на бесчисленные удары судьбы, она осталась человеком с душой и сердцем, бескорыстной и отзывчивой, не озлобилась и не отчаялась. В её доме не властвуют звериные законы антимира». с. 45

       «…Нет Матрёны. Опустело подворье. Вместе с Матреной уходит в небытие тысячелетняя Россия. Все жили рядом с этой женщиной, но так и не поняли, что она тот самый праведник, без которого ни село, ни город, ни земля наша не стоит». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

Матрёна Тимофеевна Корчагина Матрёна Васильевна Григорьева
Зовут Матрёной

(Имя  Матрёна (от лат. matrona – мать семейства) избрано, разумеется, не случайно)

(5, с. 171)

Главная героиня  – Матрёна

и жена бывшего её жениха Фаддея тоже Матрёна

(«сказал «буду имячко твоё искать, вторую Матрёну». И привёл-таки себе из Липовки Матрёну»)

"...Пал на сердце Филипп!" — замуж  вышла, полюбив. За любимого Фаддея "без малого не вышла... Война  германская началась".
Пять  сыновей и погибший первенец Дёмушка. Шесть детей, умерших  во младенчестве.

(Ср.: шестеро  детей у второй Матрёны —  жены Фаддея. Из них — Кира, отданная в приёмыши.)

Дай башмаки Олёнушке [золовке],//

Жена! —  сказал Филипп. // А я не вдруг ответила. // Корчагу подымала я, // Такая тягость: вымолвить // Я слова не могла. // Филипп Ильич прогневался, // Пождал, пока поставила // Корчагу на шесток, // Да хлоп меня в висок!

"Меня сам ни разику не бил... То есть бил-таки раз — я с золовкой поссорилась, он ложку мне об лоб расшибил"... Все мешки были мои, по пять пудов тяжелью не считала..."

(Ещё раз сосчитаем: 16 х 5 = 80 кг!)

 
 
Потуги  лошадиные // Несли мы; погуляла я, // Как мерин, в бороне!
"Тальновские бабы установили доточно, что одной вскопать свой огород лопатою тяжеле и дольше, чем, взяв соху и вшестером впрягшись, вспахать на себе шесть огородов. На это и звали Матрёну в помощь".
 

       Рассказ Солженицына  «Матренин двор»  был написан почти через сто  лет после того, как Некрасов написал поэму-эпопею «Кому на Руси жить хорошо», где в главе «Крестьянка» показывается типичная судьба русской женщины девятнадцатого века. Но ведь судьбы женщин за сто лет почти не изменились: они как были трудными, так и остались.

     И даже сейчас мы видим, как  тяжело приходится женщинам, ведь  на них лежат повседневные  рутинные хлопоты и тяготы жизни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Архангельский А. Н. «Некрасовская линия» в русской поэзии… - Русская литература XIX века. 10 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений: В 2 ч. Ч. 2 / А. Н. Архангельский и др.: Под ред. А. Н. Архангельского. – 3-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2002. – 480 с.: ил.
  2. Баталова Татьяна Николаевна. Тема праведничества в рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор». – Литература № 15 / 2006. – С. 33-36
  3. Беляева Наталья Васильевна. Уроки Солженицына. Читаем «Матрёнин двор». – Литература № 9 / 2008. – С. 16-20.
  4. Герасимова Н. Н. Стихотворение Н. А. Некрасова «Тройка». – ЛВШ, 2004, № 8, с. 35).
  5. Качурин М. Г., Мотольская Д. К. Русская литература: Учеб. Для 10 кл. сред. шк. / Под ред. Н. Н, Скатова. – 19-у изд., дораб. – М.: Просвещение, 1990. – 368 с.: ил.
  6. Кононова Светлана Николаевна «Не стоит село без праведника». По рассказу А.И. Солженицына «Матрёнин двор». – Литература № 18 / 2006. – С. 36-38.
  7. Куделько Н. А. Праведник в рассказах И. С. Тургенева «Живые мощи» и А.И. Солженицына «Матрёнин двор». – ЛВШ, 2004, № 11, с. 26).
  8. Лебедев Ю. В. Русская литература XIX века (вторая половина). 10 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 1997. – 410 с.
  9. Лебедев Ю. В. «Такая почва добрая – душа народа русского». Поэзия Н. А. Некрасова. – Русская литература. Советская литература: Справ. материалы: Кн. для учащихся ст. классов /Л. А. Смирнова, С. А. Джанумов, Л. М. Крупчанов и др.; Сост. Л. А. Смирнова. – М.: Просвещение, 1989. – 448 с.
  10. «Матрёнин двор» Солженицына: Художественный мир. Поэтика. Культурный контекст: Сборник научных трудов / Под ред. А. В. Урманова. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 1999. – 214 с.
  11. Некрасов Н. А. Избранные сочинения / Сост., вступ. Статья и примечания Н. Скатова; Художник Д. Боровский. – М.: Худож. лит., 1987. – 607 с., ил. (Б-ка классики. Рус. Лит.)
  12. Ресурсы ИНТЕРНЕТА.
  13. Русская литература XIX века. 10 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений / Под ред. Ю. И. Лыссого. – 4-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2006. – 375 с.: ил.
  14. Солженицын А. И. Рассказы. М.: ИНКОМ НВ, 1991. – 288 с.  (с. 112-146)
  15. Торопчина Лариса. Консультации по темам выпускного сочинения. Темы 96-99. – Литература № 18 / 2004. (С. 14-15, 18-19)
  16. Шелест В. Е. Лирика Некрасова 1845-1855 (с. 157-158). Каков же он, русский народ? (по песням «Крестьянки» - с. 183-198). – Конспекты уроков для учителя литературы: 10 класс:  Русская литература XIX века: Вторая половина: В 2 ч. / Под ред. Л. Г. Максидоновой. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – Ч. 2. – 240 с. – (Методическая лаборатория).

Информация о работе Женские образы в поэме Некрасова и рассказе Солженицына