Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2011 в 19:49, реферат
Перед собой я поставил две главные задачи:
1. Пронаблюдать и сопоставить судьбы русских женщин в произведениях поэта XIX века Некрасова и в рассказе писателя XX века А. И. Солженицына.
2. Найти сходство и различия между судьбами и характерами героинь: Матрёны Тимофеевны Корчагиной и Матрёны Васильевны Григорьевой.
Введение
1. «Женская доля» в лирике Н. А. Некрасова
2. Героиня поэмы Некрасова «Мороз, Красный нос»
3. Судьба Матрёны Тимофеевны Корчагиной (по главе «Крестьянка» из поэмы-эпопеи «Кому на Руси жить хорошо»)
3.1 Ирина Васильевна Федосова – прототип крестьянки Матрёны Тимофеевны Корчагиной
3.2 Общая характеристика Матрёны Тимофеевны Корчагиной, портрет
3.3 Роль песен в создании образа Матрёны Тимофеевны
3.4 Образ женщины-матери
3.5 Горькая доля крепостной крестьянки
4. Героиня рассказа А. И. Солженицына «Матрёнин двор»
4.1 Матрёна Васильевна Захарова – прототип Матрёны Васильевны Григорьевой
4.2 Будни Матрёны Васильевны Григорьевой
4.3 «Обиды» и хлопоты, горькая судьба Матрёны
4.4 Праведничество Матрёны
5. Общее в судьбах крестьянки XIX века – Матрёны Тимофеевны Корчагиной и советской крестьянки (XX в.) Григорьевой Матрёны Васильевны
Заключение
В горящую избу войдёт.
Ей жить бы хотелось иначе,
Носить драгоценный наряд…
Но кони всё скачут и скачут…
А избы горят и горят.
Наум Коржавин (1960)
4. Героиня рассказа А. И. Солженицына «Матрёнин двор»
4.1 Матрёна Васильевна Захарова – прототип Матрёны Васильевны Григорьевой
Рассказ «Матрёнин двор» (первоначальное название – «Не живёт село без праведника») Нобелевского лауреата Александра Исаевича Солженицына автобиографичен. В нём описана жизнь Матрёны Васильевны Захаровой из деревни Мильцево Курловского района Владимирской области, где будущий писатель оказался после того, как был освобождён после 8 лет лагерей и «вечной ссылки» в Казахстане.
Глазами Игнатича, рассказчика-повествователя, мы видим русскую (советскую) деревню послевоенных лет: действие рассказа происходит в 1956 году. Но много ли изменилось в судьбе женщин почти через сто лет после того, как о тяжёлой женской доле поведал читателям Некрасов?!
4.2 Будни Матрёны Васильевны Григорьевой
Какой же предстаёт перед нами русская крестьянка XX века? Прежде всего, не в героическом ореоле, а в повседневных будничных хлопотах: «Матрёна вставала в четыре-пять утра… Она включала лампочку за кухонной перегородкой и тихо, вежливо, стараясь не шуметь, топила русскую печь, ходила доить козу...», по воду ходила и варила в трёх чугунках»: один чугунок – постояльцу, один – себе, один – козе. Козе она выбирала из подполья самую мелкую картошку, себе – мелкую, а Игнатичу – с куриное яйцо. «Крупной же картошки огород её песчаный, с довоенных лет не удобренный и всегда засаживаемый картошкой, картошкой и картошкой, – крупной не давал…»
«Что на завтрак, она не объявляла, да это и догадаться было легко: картовь необлупленная, или суп картонный (так выговаривали все в деревне), или каша ячневая (другой крупы в тот год нельзя было купить в Торфопродукте, да и ячневую-то с бою — как самой дешёвой ею откармливали свиней и мешками брали)».
«Я только потом узнал, что год за годом, многие годы, ниоткуда не зарабатывала Матрёна Васильевна ни рубля»; «Мне почти не слышались её утренние хлопоты»; «Вообще, приглядываясь к Матрёне, я замечал, что, помимо стряпни и хозяйства, на каждый день у неё приходилось и какое-нибудь другое немалое дело».
4. 3 «Обиды» и хлопоты, горькая судьба Матрёны
«В ту осень много было у Матрёны обид. Вышел новый пенсионный закон, и надоумили её соседки добиваться пенсии. Была она одинокая кругом, а с тех пор как стала сильно болеть,- и из колхоза её отпустили. Наворочено было много несправедливостей с Матрёной: она была больна, но не считалась инвалидом; она четверть века проработала в колхозе, но потому, что не на заводе,- не полагалось ей пенсии за себя, а добиваться можно было только за мужа, то есть за утерю кормильца. Но мужа не было уже 15 лет, с начала войны, и нелегко было теперь добыть те справки с разных мест о его стаже и сколько он там получал. Хлопоты были – добыть эти справки; и чтоб написали все же, что он получал в месяц хоть рублей триста; и справку заверить, что живет она одна и никто ей не помогает; и с года она какого; и потом все это носить в собес; и перенашивать, исправляя, что сделано не так; и ещё носить. И узнавать – дадут ли пенсию.
Хлопоты эти были тем
Не везло Матрене и в личной жизни. В молодости у неё был жених. Когда началась германская (первая мировая) война в 1914 году, «взяли Фаддея на войну… Пошел он на войну – пропал. Три года затаилась я, ждала. И ни весточки и ни косточки… Мать у них умерла – и присватался ко мне Ефим. Мол, в нашу избу ты идти хотела, в нашу и иди. Был Ефим моложе меня на год. Говорят у нас: умная выходит после Покрова, а дура – после Петрова. Рук у них не хватало. Пошла я… На Петров день повенчались, а к Миколе зимнему – вернулся… Фаддей… из венгерского плена … Ну, говорит, если б то не брат мой родной – я бы вас порубал обоих!»
Долго потом не мог жениться Фаддей. «Сказал «буду имячко твоё искать, вторую Матрёну». И привёл-таки себе из Липовки Матрёну», которую бил и «жилы из неё вытягивал».
«В сорок первом не взяли на войну Фаддея из-за слепоты, зато Ефима взяли. И как старший брат в первую войну, так младший без вести исчез во вторую. Но этот вовсе не вернулся». И осталась Матрёна одна, так как все шестеро её детей умерли во младенчестве, правда, воспитала младшую дочь Фаддея Киру.
4. 4 Праведничество Матрёны
Много горького и трагического в судьбе героини. Много обид терпела Матрена от судьбы и людей, но самое главное, что у нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа – работа.
А. И. Солженицын пишет о Матрене как о женщине с большой, чистой душой. Матрена не знала чувства зависти, всем была готова помочь. Она в охотку копала у соседки картошку лишь потому, что та у неё была крупная.
Своей безотказностью, естественной и органичной готовностью бескорыстно помогать другим людям Матрёна Васильевна напоминает преподобного Сергия, о котором автор «Жития» писал: «Без лености братии как купленный раб служил: и дрова для всех колол, и толок зерно, и жерновами молол, и хлеб пёк, и еду варил…»
Да, множество невзгод выпало на долю Матрёны. Схоронила детей. Было от чего загоревать. Но она оставалась доброй и терпеливой бесконечно. А доброта и терпение – первые черты праведности. Бескорыстная и незлопамятная, работящая.
Душа главной героини – это «открытие». Она удивляет рассказчика, не подозревавшего в простой русской женщине способности отзываться на высокое классическое искусство. В народных песнях, исполняемых Шаляпиным, Матрёна интуитивно улавливает некоторую искусственность, игру, стилизацию: «-Чудно поют, не по-нашему… – Ладу не нашего и голосом балует».
Камерные же романсы Глинки производят на неё необыкновенное воздействие: не склонная к чувствительности и тем более сентиментальности, героиня рассказа выходит из перегородки «растеплённая, с пеленой слезы в неярких своих глазах: « - А вот это – по-нашему… - прошептала она».
Что же именно заставило её душу раскрыться навстречу прежде неведомой музыке? Что услышала она в этих явно не «народных» мелодиях? К чему потянулась её душа? Если сказать коротко – к идеальному, к мировой гармонии, воплощенной в музыкальной мелодии Глинки. Через музыку это «идеальное» проникает в душу Матрёны Васильевны, преображая и просветляя её.
Православный Солженицын писал,
«Итак, главным оплотом (точнее – маленьким островком) христианской России в рассказе А.Солженицына является дом («двор») Матрёны Васильевны Григорьевой – одинокой и больной женщиной шестидесяти лет. Несмотря на жизнь, полную страданий и несправедливостей, несмотря на бесчисленные удары судьбы, она осталась человеком с душой и сердцем, бескорыстной и отзывчивой, не озлобилась и не отчаялась. В её доме не властвуют звериные законы антимира». с. 45
«…Нет
Матрёны. Опустело подворье. Вместе с Матреной
уходит в небытие тысячелетняя Россия.
Все жили рядом с этой женщиной, но так
и не поняли, что она тот самый праведник,
без которого ни село, ни город, ни земля
наша не стоит».
Заключение
Матрёна Тимофеевна Корчагина | Матрёна Васильевна Григорьева |
Зовут
Матрёной
(Имя Матрёна (от лат. matrona – мать семейства) избрано, разумеется, не случайно) (5, с. 171) |
Главная героиня
– Матрёна
и жена бывшего её жениха Фаддея тоже Матрёна («сказал «буду имячко твоё искать, вторую Матрёну». И привёл-таки себе из Липовки Матрёну») |
"...Пал на сердце Филипп!" — замуж вышла, полюбив. | За любимого Фаддея "без малого не вышла... Война германская началась". |
Пять сыновей и погибший первенец Дёмушка. | Шесть детей, умерших
во младенчестве.
(Ср.: шестеро детей у второй Матрёны — жены Фаддея. Из них — Кира, отданная в приёмыши.) |
Дай
башмаки Олёнушке [золовке],//
Жена! — сказал Филипп. // А я не вдруг ответила. // Корчагу подымала я, // Такая тягость: вымолвить // Я слова не могла. // Филипп Ильич прогневался, // Пождал, пока поставила // Корчагу на шесток, // Да хлоп меня в висок! |
"Меня сам ни
разику не бил... То есть бил-таки раз —
я с золовкой поссорилась, он ложку мне
об лоб расшибил"... Все мешки были мои,
по пять пудов тяжелью не считала..."
(Ещё раз сосчитаем: 16 х 5 = 80 кг!) |
Потуги лошадиные // Несли мы; погуляла я, // Как мерин, в бороне! |
"Тальновские бабы установили доточно, что одной вскопать свой огород лопатою тяжеле и дольше, чем, взяв соху и вшестером впрягшись, вспахать на себе шесть огородов. На это и звали Матрёну в помощь". |
Рассказ Солженицына «Матренин двор» был написан почти через сто лет после того, как Некрасов написал поэму-эпопею «Кому на Руси жить хорошо», где в главе «Крестьянка» показывается типичная судьба русской женщины девятнадцатого века. Но ведь судьбы женщин за сто лет почти не изменились: они как были трудными, так и остались.
И даже сейчас мы видим, как
тяжело приходится женщинам, ведь
на них лежат повседневные
рутинные хлопоты и тяготы жизни.
ЛИТЕРАТУРА
Информация о работе Женские образы в поэме Некрасова и рассказе Солженицына