Женские образы в поэме Некрасова и рассказе Солженицына

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2011 в 19:49, реферат

Описание работы

Перед собой я поставил две главные задачи:
1. Пронаблюдать и сопоставить судьбы русских женщин в произведениях поэта XIX века Некрасова и в рассказе писателя XX века А. И. Солженицына.
2. Найти сходство и различия между судьбами и характерами героинь: Матрёны Тимофеевны Корчагиной и Матрёны Васильевны Григорьевой.

Содержание

Введение
1. «Женская доля» в лирике Н. А. Некрасова
2. Героиня поэмы Некрасова «Мороз, Красный нос»
3. Судьба Матрёны Тимофеевны Корчагиной (по главе «Крестьянка» из поэмы-эпопеи «Кому на Руси жить хорошо»)
3.1 Ирина Васильевна Федосова – прототип крестьянки Матрёны Тимофеевны Корчагиной
3.2 Общая характеристика Матрёны Тимофеевны Корчагиной, портрет
3.3 Роль песен в создании образа Матрёны Тимофеевны
3.4 Образ женщины-матери
3.5 Горькая доля крепостной крестьянки
4. Героиня рассказа А. И. Солженицына «Матрёнин двор»
4.1 Матрёна Васильевна Захарова – прототип Матрёны Васильевны Григорьевой
4.2 Будни Матрёны Васильевны Григорьевой
4.3 «Обиды» и хлопоты, горькая судьба Матрёны
4.4 Праведничество Матрёны
5. Общее в судьбах крестьянки XIX века – Матрёны Тимофеевны Корчагиной и советской крестьянки (XX в.) Григорьевой Матрёны Васильевны
Заключение

Работа содержит 1 файл

Реферат по литературе.docx

— 73.95 Кб (Скачать)

ПЛАН

Введение

1. «Женская доля» в лирике Н. А. Некрасова

2. Героиня  поэмы Некрасова «Мороз, Красный нос»

3. Судьба  Матрёны Тимофеевны Корчагиной (по главе «Крестьянка» из поэмы-эпопеи «Кому на Руси жить хорошо»)

3.1 Ирина Васильевна Федосова – прототип крестьянки Матрёны Тимофеевны Корчагиной

3.2 Общая характеристика Матрёны Тимофеевны Корчагиной, портрет

3.3 Роль  песен в создании образа Матрёны Тимофеевны 

3.4 Образ женщины-матери

3.5 Горькая доля крепостной крестьянки

4. Героиня  рассказа А. И. Солженицына  «Матрёнин двор»

4.1 Матрёна Васильевна Захарова – прототип Матрёны Васильевны Григорьевой

4.2 Будни Матрёны Васильевны Григорьевой

4.3 «Обиды» и хлопоты, горькая судьба Матрёны

4.4 Праведничество Матрёны

5. Общее  в судьбах крестьянки XIX века –  Матрёны Тимофеевны Корчагиной  и советской крестьянки  (XX в.) Григорьевой Матрёны Васильевны

Заключение 

          Введение

       Тему  своего реферата я выбрал после того, как мы прочитали поэму Некрасова  «Кому на Руси жить хорошо» и рассказ  Солженицына «Матренин двор». Меня заинтересовали и  восхитили образы героинь этих произведений, стойких, несгибаемых перед трудностями, сумевших сохранить свою душу и сердце, свои нравственные принципы, несмотря на выпавшие на их долю жизненные испытания.

Перед собой  я поставил две главные задачи: 

  1. Пронаблюдать  и сопоставить судьбы русских  женщин в произведениях поэта  XIX века Некрасова и в рассказе писателя XX века А. И. Солженицына.
 
  1. Найти сходство и различия между судьбами и характерами  героинь:  Матрёны Тимофеевны Корчагиной и Матрёны Васильевны Григорьевой.
 

       Название  своей работы я взял из известного стихотворения  Н. А. Некрасова «В полном разгаре страда деревенская...». Там есть такие строки:

     Доля  ты! — русская долюшка женская!

     Вряд  ли труднее сыскать. 

     Не  мудрено, что ты вянешь до времени,

     Всевыносящего русского племени 

     Многострадальная  мать! 

   

   

1. ОБРАЗ РУССКОЙ ЖЕНЩИНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ

Н. А. НЕКРАСОВА: «женская доля» в лирике Н. А. Некрасова 

     Тема  женской доли — одна из ведущих в лирике Н. А. Некрасова.

     "Ключи  от счастья женского, от нашей  вольной волюшки заброшены, потеряны у Бога самого". Прежде всего стоит обратить внимание, что тема женской доли не ограничивается "суровой долей крестьянки", она многогранна и звучит в многочисленных произведениях Некрасова. Так, любовная лирика поэта отражает не только прекрасные мгновения, "лобзания и слёзы", но и суровую правду жизни, которая в любви неизбежна.

     В своем творчестве Некрасов уделяет  особое внимание раскрытию женских  образов. При этом, наблюдая и изучая женский характер, он не ограничивается своим кругом — кругом родового дворянства. Его творческая интуиция и поэтическое воображение способны проникнуть в душу и простой крестьянки, и жены декабриста, и даже падшей женщины. Некрасов остро ощущал несправедливость, которая выпала на долю русской женщины, какое бы положение в обществе она ни занимала, ведь даже женщины  из высшего света находились в  подчиненном положении и не имели  никаких прав. Если женщина из народа изнемогала от непосильного труда, то дворянка — при внешнем благополучии — страдала от отсутствия свободы  и должна была неукоснительно следовать  писаным и неписаным законам  своего круга.

     Все героини Некрасова — женщины  самоотверженные, сильные, способные  принести себя в жертву тем, кого они  любят. Пример удивительной стойкости, благородства, самоотречения являют нам образы его поэмы «Русские женщины» — княгини Трубецкая  и Волконская. Привыкшие к великолепию  светской жизни, роскоши и достатку, они, презрев осуждения света, зная, на какие муки обрекают себя, отправляются за своими мужьями-декабристами в Сибирь. Лживое, пустое высшее общество для  них — лишь «маскарад», «нахальной дряни торжество», где царит «подленькая  месть» и ханжество, мужчины там — «сборище Иуд, а женщины — рабы». Почему некрасовские героини выносят мужчинам столь строгий приговор? Да потому, что они, поддавшись на соблазны светской жизни, не пожелали разделить участь декабристов, пожертвовать собой во имя свободы, счастья и справедливости. Трубецкая и Волконская меняют суету света «на подвиг любви бескорыстной», они так же, как и их мужья, хотят пострадать за свободу, им тоже небезразличны судьбы русского народа: княгине Трубецкой «снятся стоны бурлаков на волжских берегах», а Волконская, соприкоснувшись с жизнью народа и узнав широту его души, восклицает:             Ты любишь несчастного, русский народ!   
          Страдания нас породнили...

     Женщина в некрасовской поэзии всегда обречена на несправедливость, ее несчастная судьба предопределена тем обществом, в  котором она живет. В стихотворении  «Тройка» Некрасов обращается к молодой  девушке, у которой впереди еще  целая жизнь; она полна озорства и веселья, ей не чужды девичьи  игривые мечты. Она еще не знает, что ждет ее в жизни, и «жадно глядит на дорогу», заигрывая с «проезжим  корнетом». Но Некрасов предрекает ей жалкое и убогое существование; ни красота, ни веселый нрав не помогут ей избежать тяжелой женской доли:

    За неряху пойдешь мужика.   
    Завязавши под мышки передник,   
    Перетянешь уродливо грудь,   
    Будет бить тебя муж-привередник,   
    И свекровь в три погибели гнуть.

     Похожую судьбу русской женщины рисует поэт в стихотворении «Еду ли ночью  по улице темной...» (1847) Его героиня — жертва несправедливости, царящей в обществе, где женщина не имеет никаких прав. «С детства судьба невзлюбила тебя», — говорит Некрасов. Сначала ее бил отец, потом — нелюбимый муж. Лирический герой с горечью думает о трагической судьбе любимой им некогда женщины — "друга беззащитного, больного и бездомного", на чью долю выпало множество страданий. Любовь не спасает героев от нищеты, и молодая мать, потерявшая ребёнка, вынуждена продавать себя, чтобы принести «торопливо» Гробик ребёнку и ужин отцу". Для героини стихотворения возможны только два пути: в могилу, после того как её сокрушит "с нищетой горемычной злая... борьба", или на "дорогу обычную" для тех многих несчастных женщин, которые становятся на путь порока. Когда же она, презрев все условности общественной морали, открылась наконец настоящей, чистой любви, то и здесь ее настигает вопиющая жестокость и несправедливость людей, которые «именем страшным» ее назовут. Именно по вине таких «пустых и лживых» людей женщина встает на путь греха, как это показано в стихотворении «Когда из мрака заблужденья...». Но в душе даже такой опустившейся женщины теплится искра божия; для Некрасова всегда есть надежда на то, что она воспрянет к новой жизни, сможет проклясть «ее опутавший порок» и «смело и свободно» вступить на честный путь.

     Трагична  и судьба матери из стихотворения  «Родина», чей лик, "болезненно-печальный", грезится лирическому герою по возвращении в родные места, где прошли его детские и юношеские годы. Женщина, которая была "навеки отдана угрюмому невежде" и "жребий свой несла в молчании рабы", вызывает глубокое сочувствие читателя. Она, обладающая гордой, упорной и прекрасной душой, способна простить своему "губителю" всё, "что вынести... достало сил".

     Тяжела  и участь героинь стихотворения «Нравственный человек» (1847) — жены, которую "нравственный" муж, живущий "согласно со строгою моралью", доводит до преждевременной гибели, и дочери, которую тот же человек (С.19)против её воли выдаёт замуж "за седого богача", фактически обрекая юную женщину, потерявшую любовь и сломленную судьбой, на злую болезнь и раннюю смерть от чахотки.

       И всё же чаще всего Некрасов обращает внимание на судьбы женщин из народа.  Щемящей жалостью и горечью наполнены стихи поэта о тех, о ком он с болью скажет в поэме «Мороз, Красный нос»:

    Три тяжкие доли имела судьба,  
    И первая доля: с рабом повенчаться,  
    Вторая — быть матерью сына-раба,  
    А третья — до гроба рабу покоряться,  
    И все эти грозные доли легли  
    На женщину русской земли.

       Именно  им, таким, как Груша из стихотворения  «В дороге», Орина из стихотворения  «Орина, мать солдатская», "чернобровая дикарка" из «Тройки», "терпеливая мать" и вечная труженица из стихотворения «В полном разгаре страда деревенская...», поэт сострадает, за них болеет душой. Любуясь их красотой, силой, ловкостью (вспомним хотя бы его крылатую фразу о крестьянке, которая "коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт"), он сознаёт, что их ждёт жизнь, полная тяжкого труда, горя и лишений. Совсем скоро "чернобровую дикарку", на которую "загляделся проезжий корнет", выдадут замуж "за неряху... мужика", её "будет бить... муж-привередник и свекровь в три погибели гнуть", а от тяжёлой жизни появится на лице, некогда "полном движенья", "выраженье тупого терпенья и бессмысленный вечный испуг".

       "Вянет,  пропадает" и красота другой  некрасовской героини — Катерины из цикла «Песни». Ей не даёт житься вечно пьяный, мрачный и драчливый муж, а защиты и помощи ни от кого нет: и родня, и соседи в один голос твердят: "Потерпи!". И только "солдатик Федя, дальняя родня", жалеет молодую женщину, ему она открывает душу, рассказывает о своих печалях. Но и этого Катерине довольно, чтобы почувствовать себя счастливой и терпеть побои мужа.

       Трудной будет в семье мужа и жизнь  Прасковьи (заметим, что Некрасов, часто используя в стихах элементы народной речи, сохраняет и имена героинь в их первоначальной, деревенской простоте: Марья, Катерина, Прасковья, Орина, Пелагея), которой супруг сразу после венчания показывает "имущество", состоящее из голых полатей в избе, пустого коровьего стойла и медной посуды — "креста да пуговицы" («Молодые», цикл «Песни»).

       И всё же, несмотря на все тяготы, страдания, выпавшие на долю русской женщины, она находит в себе душевные и физические силы, чтобы растить детей, работать, со смирением нести свой крест, вызывая этим искреннюю любовь к себе и самого поэта, и его читателей. Недаром же, повторим, свою Музу, источник поэтического вдохновения, Некрасов сравнивает с крестьянкой, называет её "сестра народа — и моя!".

       Героями его произведений становятся и старушка Ненила, не дождавшаяся лесу на починку избушки; и солдатская мать Орина, которая схоронила безвременно умершего сына, погасшего, "словно свеченька восковая, предыконная", и осталась совершенно одна; и сельская красавица, заглядевшаяся на проезжавшего на тройке барина и заранее обречённая на страдания,  "от работы и чёрной, и трудной".  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Героиня поэмы Некрасова «Мороз, Красный нос»

       В центре поэмы трагическое для  крестьянской семьи событие — смерть кормильца. Прокл, муж Дарьи, отец двух маленьких детей, простудившись, умирает. Не помогают ни жаркая баня, ни чары деревенских ворожей, ни чудотворная икона (Некрасов просто перечисляет весь арсенал крестьянских «лекарственных» средств). Первая часть поэмы подробно описывает похороны Прокла, состоящие из привычных для всех действий — покойнику шьют саван, обряжают, плачут и причитают над ним, затем отвозят на кладбище и закапывают в землю. Вернувшись с похорон, Дарья видит, что в избе нечем топить, и едет за дровами в лес.

       До  сих пор плотная сеть обрядовых  действий надежно удерживала ее от открытой встречи с собственным горем. Только оставшись наедине с собой, героиня до конца осознает непоправимый ужас случившегося.

       Осилило Дарьюшку горе,

       И лес безучастно внимал,

       Как стоны лились на просторе,

       И голос рвался и дрожал...

       Во  второй части поэмы описывается  внутренняя борьба, которую Дарья ведет со своим горем. Сознание ее начинает перерабатывать жестокую реальность — на помощь героине приходят воспоминания, мечты, сны, — и невыносимые события ее жизни оплавляются, острые углы сглаживаются, боль ослабевает. Прокл в ее мечтах предстает то живым, то мертвым. Дарья беспокоится о том, как будет справляться без мужа одна, и в то же время рассказывает ему, как они вместе будут любоваться дочкой Машей, как однажды женят сына Гришу...

Информация о работе Женские образы в поэме Некрасова и рассказе Солженицына