Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 18:49, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследовать жанровые особенности русского путешествия XVIII века.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть проблему, связанную с изучением жанровых особенностей жанра путешествия;
2. Выявить жанровые особенности произведения П.А. Сумарокова «Путешествие по всему Крыму и Бессарабии в 1799 году»;
3. Выявить роль автора в путешествии.
Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Путешествие как литературный жанр: генезис и художественная специфика.
1.1. Жанровые особенности путешествия……………………………..7
1.2. Генезис жанра путешествия………………………………………..13
Глава 2. «Путешествие по всему Крыму и Бессарабии в 1799 году» П. Сумарокова: особенности сюжета и жанра.
2.1. П. Сумароков – «первооткрыватель земли крымской»………….20
2.2. Особенности жанра «Путешествия по всему Крыму и Бессарабии в 1799 году»…………………………………………………………………….24
2.3. Публицистичность жанра путешествия П. Сумарокова………….31
2.4. Маршрут как основной тематический стержень произведения….35
Заключение…………………………………………………………………….39
Список литературы……………………………
Теперь перейдем к основному тематическому и структурному стержню текста – маршруту. Маршрут – заранее намеченный или установленный путь следования. Маршрут здесь, также как и в других путешествиях, формирует весь сюжет произведения. Именно в ходе поездки автор сталкивается с различными фактами из разных областей жизни. Например, узнает секреты целительной грязи: «Были примеры, что единожды или дважды употребленное сие средство освобождало от жестоких и продолжительных болезней безо всяких потом следствий».
Автор попадает в истории, становится свидетелем и участником событий, а также знакомится с огромным количеством людей: «Я приехал в Кезлов в то время, когда Батал-паша отправлялся из него начальствовать или, можно сказать, царствовать над всею Анатолиею; и нашел я тут военного здешней страны главнокомандующего, притом еще многих других, нарочно сюда прибывших для того случая» [4;335].
Но самое важное значение маршрута для жанра путешествия в том, что он отражает такую особенность текста, как синтез объективных фактов, с которыми сталкивается путешествующий независимо от своей воли, и субъективный отбор этих фактов, потому что маршрут поездки определяется в конечном итоге волей путешественника.
Особенность маршрута П.Сумарокова, как и большинства текстов жанра путешествия, заключается в том, что он кольцевой: начиная свое путешествие с Киевской губернии, автор после «трехмесячного странствования» закончил свое путешествие в «том селении, из коего отправился».
В
«Путешествии по всему Крыму и
Бессарабии» П.Сумароков
И последнее, но не менее важное обстоятельство: путешествие всегда являлось откликом на запросы аудитории. Тема Крыма довольно взволновала общественность в конце XVIII века, после его присоединения к России. Как жанр, путешествие наиболее сильно испытывает непосредственное влияние действительности и различных внелитературных обстоятельств.
Присоединение Крыма к России в 1783г имело большое прогрессивное значение: началось быстрое развитие его экономики и культуры после нескольких веков упадка и застоя. Расширились посевы, закладывались сады и виноградники, табачные плантации, прокладывались дороги крестьян, строились города, стала бурно развиваться торговля.
Тормозом для развития хозяйства была нехватка рабочих рук. Поэтому царское правительство переселило сюда из центральных и украинских районов государственных крестьян. Так возникли русские деревни на месте оставленных татарами сел.
В имениях Воронцова, Попова, Рудзевича были заложены обширные сады и виноградники. Стали расширяться площади под зерновыми. В степях паслись десятки тысяч овец, сотни верблюдов, принадлежавших помещикам.
П.Сумароков
писал о достопримечательностях
Крыма, и его труд внес достаточный вклад
в историю развития его, а также показал
этот благородный край совсем с иной стороны.
Таким образом, ведущей задачей Павла Сумарокова как писателя заключалась не в показании своего мастерства, а привлечение внимания к столь отдаленному, незнакомому, но благодатному и плодородному краю, «Эдемскому краю», как определил сам автор. П.Сумароков писал о достопримечательностях Крыма, и его труд внес достаточный вклад в историю развития его, а также показал этот благородный край совсем с иной стороны. Павел Сумароков буквально верил в то, что Крым и был тем самым Эдемом или Райским местом, которое искали все. В какой-то степени это и являлось правдой: Крым был девственным и плодородным краем. На то время, при присоединении его к России, он оказался истинной находкой для хмурой страны с суровым климатом.
Время хожений прошло, и на место путешественника, слепо радеющего за свой край, пришел путешественник терпимый, объективный и эрудированный. Не стало резкого противопоставления своей страны чужой, о России П.Сумароков почти ничего не говорил, не ставил ее в оппозицию Крыму.
Автор нашел свой потерянный рай, и по большей части не в плане мифологическом, а в плане фактическом. Тема Крыма не оставила автора равнодушным и после опубликования его первого путешествия – он продолжил тему Крыма в следующем своем произведении «Досуги Крымского судьи, или второе путешествие в Тавриду».
П. Сумароков
действительно был восхищен
«Здесь
природа себя не пощадила:
она хотела блеснуть
мастерскою рукою, показать,
что искусство
есть слабой ея подражатель.…
Все придуманные
пейзажи суть ничто
в сравнении с
сими райскими местами.
Тут везде зрение
услаждается, сердце
ощущает удовольствие,
и душа, исполненная
восторга, парит.… Одним
словом, слаба кисть,
недостаточно перо,
чтобы изобразить хоть
мало оные красы».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В своей работе мы рассмотрели проблему, связанную с определением жанровых признаков путешествия и роли автора в организации структуры текста, и пришли к выводу, что жанровых признаков у путешествия не много, но все они в совокупности составляют собой систему, организованную образом автора. Автор в тексте и путешественник, и повествователь, и участник событий, и наблюдатель и носитель мировоззрения. В его власти действительно все – и реальные факты и художественный вымысел.
Новизна нашей работы заключается в том, что до нас произведениями П. Суморокова практически не занимались. Мы впервые попытались раскрыть жанровые особенности его «Путешествия по всему Крыму и Бессарабии».
Хотелось бы еще отметить важную особенность путешествия П. Сумарокова. Путешествие всегда являлось откликом на запросы аудитории. Тема Крыма довольно взволновала общественность в конце XVIII века, после его присоединения к России. Как жанр, путешествие наиболее сильно испытывает непосредственное влияние действительности и различных внелитературных обстоятельств.
П.Сумароков писал о достопримечательностях Крыма, и его труд внес достаточный вклад в историю развития его, он показал этот благородный край совсем с иной стороны.
В нашей работе мы рассмотрели проблему, связанную с изучением жанровых особенностей путешествия в целом, и показали ее конкретно на примере произведения П. Сумарокова. А также определили роль автора в тексте.
Жанровых особенностей выделяется немного, все они распологаются вокруг незримых центров путешествия: автора и маршрута. Как структурообразующие звенья, они являются обязательными элементами любого текста путешествия.
Но все же ведущую роль в путешествии играет автор. Это он организует маршрут и систематизирует научный, полученный в результате путешествия, материал. Он создатель текста. И в его власти оказывается все.
Но автор действует
не только в своих целях, но и в целях общественного
значения. Тема Крыма в конце XVIII века волновала
многих. После присоединения его к России
образ «потерянного рая» возродился в
этом малоизвестном благородном крае.
«Эдемский» край определил своим появлением
научно-полезный труд племянника А.П. Сумарокова,
и заложил своей основой изучение этого
теплого солнечного края.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ