Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 18:49, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследовать жанровые особенности русского путешествия XVIII века.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть проблему, связанную с изучением жанровых особенностей жанра путешествия;
2. Выявить жанровые особенности произведения П.А. Сумарокова «Путешествие по всему Крыму и Бессарабии в 1799 году»;
3. Выявить роль автора в путешествии.
Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Путешествие как литературный жанр: генезис и художественная специфика.
1.1. Жанровые особенности путешествия……………………………..7
1.2. Генезис жанра путешествия………………………………………..13
Глава 2. «Путешествие по всему Крыму и Бессарабии в 1799 году» П. Сумарокова: особенности сюжета и жанра.
2.1. П. Сумароков – «первооткрыватель земли крымской»………….20
2.2. Особенности жанра «Путешествия по всему Крыму и Бессарабии в 1799 году»…………………………………………………………………….24
2.3. Публицистичность жанра путешествия П. Сумарокова………….31
2.4. Маршрут как основной тематический стержень произведения….35
Заключение…………………………………………………………………….39
Список литературы……………………………
Образ автора организует структуру, систему произведения, находясь в его центре, он сплачивает вокруг себя систему городов и населенных пунктов. Он регулирует своими желаниями путь произведения и сплачивает вокруг себя персонажей.
Помимо особой активной роли автора, в путешествии должны быть обязательные документальные элементы. Они, разумеется, присутствуют.
Это перечисление историографических и географических элементов. К примеру: «В 10 верстах от Бакчисарая речка Бедарак, имеющая в обыкновенном своем течении не более 5 сажен ширины и которая бывает тогда столь мелка, что пешком оную переходят, совсем заградила нам через себя путь» или: «От Салгира мы скоро достигли до подошвы Чатырдага, которая, простираясь более версты в длину и на полверсты в ширину, отделяется от земли двумя уступами, или ярусами, наподобие уравненных валов; возносящийся же посреди ее сажен 20 в высоту холм господствует над всей горою»[4;344].
Помимо описания достопримечательностей здесь есть и подсчет домов и жителей: «Главное стечение в сей стране цареградских и других купеческих судов пристает к берегам его, и почти вся торговля в Крыму на нем обращается. В нем учрежден карантин, считается более 800 дворов, до 2000 природных жителей татар; притом несколько греков, армян и евреев-караимов отправляют в оном свои торги лучшими турецкими товарами. Здесь находится до 20 ханов с кофейными при них домами; с лишком тысяча всякого рода лавок, довольно шинков, бузней, несколько заведенных по–европейски трактиров и великое множество вокруг его ветряных мельниц, но садов в нем весьма мало».
Показатели
географического
Описание климата Крыма: «Климат в Крыму вообще есть весьма здоровый; чему служат свидетельством неизвестные здесь смешанные болезни, твердое сложение жителей и достижение их до глубокой старости»[4;362].
Описание рек: «Крым орошается великим множеством речек, из коих большая часть находится в каменистой полосе; но нет из них ни одной не только судоходной, даже ровной в широте московской Яузе» [4;364].
Кроме того, П.Сумароков не преминул замолвить словечко о лесах, птицах, зверях, рыбах и морских животных, о пресмыкающихся и насекомых.
В очерке о числе жителей он пишет: «Крым до покорения своего Россиею был многолюден; города и села его наполнены были обитателями, и в Кафе считалось тогда более 10 тысяч домов» [4;366].
Это и народное свойство честности, простосердечности, услужливости, несребролюбивости, одаренности остроумием, но склонности к жестокости и мщению.
Описание строений, процесса сеяния хлеба, скотоводства, садов, винограден, шелковичных деревьев, портов, флота и торговли. И, в конце концов, он дает заключение: «Вот изображение сего обетованного края, который, составляя лучшую часть России, есть истинным для нее сокровищем. (…) .Да, Россия увидит, конечно, что потомки древних обитателей Тавриды и многочисленные толпы иных народов во шуме веселия стекаться будут на призывающий их глас кротости» [4;370].
Путешествие – слепок с действительности, своеобразный макет реальной действительности, то есть ее искусственно созданная копия, обладающая теми же функциями реального путешествия, но оформленная в письменной форме.
Автор
наполняет путешествие
«Просвещение и трудолюбие заступят место невежества и праздности, заведутся новые города и села; число жителей увеличится, земледелие и промыслы получат новые виды. Тогда воспетые гимны спокойствию, изобилию и блаженству раздадутся до невских берегов, и сожитие с нами сих пришлецов споспешествовать будет к прославлению нашего венценосца и ко взаимному подкреплению и процветанию любезного нашего отечества » [4;380].
Таким образом, параметры путешествия задает автор. Автор волен оформлять свои мысли в очерковом жанре, в жанре путевых записок или дневника. Автор же выбирает форму повествования, маршрут путешествия, количество персонажей и создает художественный вымысел.
С художественным вымыслом сплетается фактическое, реальное и документальное. Хочется отметить, что реальных фактов здесь намного больше, чем вымысла. Объясняется это тем, что целью путешествия все же являлось создание научно - полезного труда.
Автор убеждает читателя в достоверности описываемого через различные приемы. Основными из них являются введение конкретных дат и конкретных мест: «12 число июля.
Из Перекопа я следовал прежним моим путем через Кизекермень, Херсон и прибыл в Николаев, где сообщество приятных мне людей удержало меня на несколько времени» [4;371].
«В последнюю у нас с Портою войну, начавшуюся в 1787 году, сия крепостца взята была адмиралом Рибасом; а по заключении мира в 1792 году, Гаджибей с прочими между Буга и Днестра землями поступил во владение россиян».
Порой он вводит шифрованных персонажей вроде господина Б***, которых можно воспринимать двояко: и как элемент художественного вымысла, и как косвенное убеждение читателей в достоверности. Стал бы автор скрывать имя вымышленного персонажа?
Хочется
отметить, что в «Путешествии…»
П.Сумарокова нет оснований искать
преднамеренного
2.3. Публицистичность путешествия П.И. Сумарокова
Насчет субъективности автора можно говорить относительно, так как автор преследовал идею объективного изложения материала, в результате чего и получил звание «первооткрывателя земли Крымской». Но в той или иной степени любой человек всегда субъективен по своей сути. Преобладает в путешественнике объективное начало, но и оценке окружающей действительности он субъективен местами. Например: «Старший офицер англичанин взял свою трубу, и когда в нее дал приказ распускать паруса, то вдруг человек 30 матросов бросились в разных местах с таким стремлением на мачты по веревочным лестницам, что они, цепляясь по оным, как кошки, в одно мгновенье были уже на самой высоте. Какая необыкновенная и притом страшная картина видеть несколько ярусов висящих над собою людей» [4; 391].
Повторюсь, что в основном, автор придерживается объективной точки зрения: «Керченский полуостров, имеющий до ста длины, и от 25 до 50 верст ширины, примыкая с запада к Крымскому полуострову, выдается языком между двух морей, Черного и Азовского; а Босфор, или пролив Таманский, соединяющий оные, протекает в конце по всей его широте и отделяет его от Таманского острова» [4;371].
Публицистичность, как ярко выраженная авторская позиция, проявление авторской тенденциозности, искусство аргументации, убеждения и нестандартность выражения, присутствует в «Путешествии…» П.Сумарокова. Публицистичность усиливает действенность речи. Это и оценочность, особая эмоциональность.
Как публицистическому жанру путешествию характерны:
- очерковость –
«Путешествие…» П.Сумарокова включает в себя очерковость, как немаловажный элемент, структурирующий текст. К примеру:
«Таможня.
Деревянная таможня, которая на плане назначена быть каменною, имеет право получать ценные товары, каковой привилегии, исключая рижского, другие порты не имеют, и годовой сбор оной есть немаловажный » [4;384].
- подробность в деталях –
Любое путешествие, имеющее своей целью представить читателям полный отчет об экономическом, культурологическом, географическом и историческом развитии другой местности, насыщает текст изобилием деталей: «Овидиополь есть небольшой и худо выстроенный городок; в нем земляная крепосца с гарнизоном, флотилия, из 20 судов состоящая, карантин, застава для сбора пошлин и до 80 обывательских дворов. Жители оного суть большеючастиюмолдаваны, также греки, а россиян здесь весьма мало. Они все выходцы, и весь их промысел заключается в соли, привозимой турками из Аккермана, которую они у них покупает на золото или турецкие деньги, от 6 до 9 копеек за пуд, со взносом притом за каждый в казну по 10 копеек также золотом, считая червонец по 2 руб. 79 коп., и оную после продают из барышей приезжающим из Подольской губернии и здешним окрестным поселянам » [4;385].
- личностное начало и выражение прямой авторской позиции –
«Григориополь расстоянием от Тиросполя в 40 верстах, расположен по берегу Днестра и населен одними армянами, вошедшими из Коушан, Бендер, Измаила, Киллии и Аккермана. Он есть очень хороший торговый город, и неоконченные строения оного производятся правильно» [4;389].
Таким образом, из субъективности вытекает принцип публистичности. Позиция автора прямо выражена через его реплики. Например:
«Здесь я расстался с восхитившим меня Днестром, с прелестной Бессарабиею, и поворотил от него вправо к Польше. Вся сия страна поистине может назваться обетованною» [4;390] или:
«О вы, египетские цари! Какой славы ожидали вы, воздвигая колоссальные пирамиды для помещения в них бренного своего праха? Потомство дивится одной их высоте, а не премудрости вашей! Но созидать из ничего грады, населять оные, распространять торговлю и доставлять выгоды, притом обогащения своим подданным; вот достойные памятники к бессмертию великих скипетродержателей!».
«Путешествие…» - это первое произведение П.Сумарокова, в котором начинает проявляться тенденция автора к начно-публицистическому жанру путешествия. Следующим за «Путешествием…» стали «Досуги крымского судьи, или Второе путешествие в Тавриду».
Произведению
П.Сумарокову соответствует и искусство
аргументации, и нестандартность
где-то и яркость выражения. Ему
свойственны оценочность и
Жанр
путешествия – синтетичный
В данном тексте присутствуют элементы дневника. Дневниковость выражается в точности дат, субъективности восприятия и форме записок. К примеру:
« 15 число.
Златополь, очень хорошее местечко, принадлежавшее прежде покойному князю Потемкину, а теперь состоящее во владении г. Высоцкого, стоит на приятном возвышении, внизу которого протекает преобширный пруд с весьма широкою и хорошо обработанной плотиною» или: «В пяти или шести верстах от Миргорода, увидел я в стороне от дороги толпящийся народ, и узнал, что-то были высланные поселяне на истребление саранчи. Я приказал ямщику подъехать к ним и, вышед из своей коляски, нашел огорченных крестьян посреди миллионов сих вредоносных насекомых. Таковое зрелище привело меня и в содрогание и в изумление, вся земля была ими покрыта; некоторые из них оставляли прежнюю свою кожу они копышились, и, не имея еще крыльев, препрыгивали с одного места на другое, а величиною были с большого шмеля» [4;384].
Помимо дневниковости, данное путешествие включает в себя характерные письму черты. Еще в предисловии автор использует прием письменного обращения. Письменное обращение подразделяется у П.Сумарокова на обращение к «строгим читателям» и к «ее сиятельству, милостивой государыне Варваре Васильевне Голицыной»: «Я много в свой век писал, но не для потомства; марания мои или сожигались, или валялись в пыли за сундуками. Не миновать бы и этой книге того же жребия, когда бы почитаемая мною Особа не побудила меня ее напечатать. Итак, прошу пощады у строгих читателей. Я автор поневоле» и: «Итак, ваше сиятельство, я не знаю, как бы мне при приношении сей книги избавиться того учрежденного авторами регламента. Вы, милостивая государыня, знатная особа, я словонабиратель, вот уже и форма и все слова мои будут одинакового с теми разбора» [4;290] и т.д.
Обращение к читателям есть и в конце «Путешествия…»:
«Прощай, читатель! Сочинение мое в твоих руках; хули или хвали его, как тебе угодно; а я теперь отдыхаю» [4;391].
Помимо жанрового синтеза, в произведении имеет место синтез фактической составляющей, субъективной авторской интерпретации и вымысла.
2.4. Маршрут как основной тематический стержень произведения