Жанровые особенности произведения П. Сумарокова «Путешествие по всему Крыму и Бессарабии в 1799 году»

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 18:49, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследовать жанровые особенности русского путешествия XVIII века.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть проблему, связанную с изучением жанровых особенностей жанра путешествия;
2. Выявить жанровые особенности произведения П.А. Сумарокова «Путешествие по всему Крыму и Бессарабии в 1799 году»;
3. Выявить роль автора в путешествии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Путешествие как литературный жанр: генезис и художественная специфика.
1.1. Жанровые особенности путешествия……………………………..7
1.2. Генезис жанра путешествия………………………………………..13
Глава 2. «Путешествие по всему Крыму и Бессарабии в 1799 году» П. Сумарокова: особенности сюжета и жанра.
2.1. П. Сумароков – «первооткрыватель земли крымской»………….20
2.2. Особенности жанра «Путешествия по всему Крыму и Бессарабии в 1799 году»…………………………………………………………………….24
2.3. Публицистичность жанра путешествия П. Сумарокова………….31
2.4. Маршрут как основной тематический стержень произведения….35
Заключение…………………………………………………………………….39
Список литературы……………………………

Работа содержит 1 файл

Моя курсовая работа.doc

— 162.50 Кб (Скачать)

         Образ автора организует структуру, систему  произведения, находясь в его центре, он сплачивает вокруг себя систему  городов и населенных пунктов. Он регулирует своими желаниями путь произведения и сплачивает вокруг себя персонажей.

         Помимо  особой активной роли автора, в путешествии должны быть обязательные документальные элементы. Они, разумеется, присутствуют.

Это перечисление историографических и географических элементов. К примеру: «В 10 верстах  от Бакчисарая речка Бедарак, имеющая  в обыкновенном своем течении не более 5 сажен ширины и которая бывает тогда столь мелка, что пешком оную переходят, совсем заградила нам через себя путь» или: «От Салгира мы скоро достигли до подошвы Чатырдага, которая, простираясь более версты в длину и на полверсты в ширину, отделяется от земли двумя уступами, или ярусами, наподобие уравненных валов; возносящийся же посреди ее сажен 20 в высоту холм господствует над всей горою»[4;344].

         Помимо  описания достопримечательностей здесь  есть и подсчет домов и жителей: «Главное стечение в сей стране цареградских и других купеческих судов пристает к берегам его, и почти вся торговля в Крыму на нем обращается. В нем учрежден карантин, считается более 800 дворов, до 2000 природных жителей татар; притом несколько греков, армян и евреев-караимов отправляют в оном свои торги лучшими турецкими товарами. Здесь находится до 20 ханов с кофейными при них домами; с лишком тысяча всякого рода лавок, довольно шинков, бузней, несколько заведенных по–европейски трактиров и великое множество вокруг его ветряных мельниц, но садов в нем весьма мало».

         Показатели  географического месторасположения:«Крым, лежащий между 45 и 47 градусов широты, есть положение своим столь удивительный, притом любопытный край, что подобного  ему на всем земном шаре не находится»[4;308].

         Описание  климата Крыма: «Климат в Крыму  вообще есть весьма здоровый; чему служат свидетельством неизвестные здесь  смешанные болезни, твердое сложение жителей и достижение их до глубокой старости»[4;362].

         Описание  рек: «Крым орошается великим множеством речек, из коих большая часть находится в каменистой полосе; но нет из них ни одной не только судоходной, даже ровной в широте московской Яузе» [4;364].

         Кроме того, П.Сумароков не преминул замолвить  словечко о лесах, птицах, зверях, рыбах  и морских животных, о пресмыкающихся и насекомых.

В очерке о числе  жителей он пишет: «Крым до покорения  своего Россиею был многолюден; города и села его наполнены были обитателями, и в Кафе считалось тогда более 10 тысяч домов» [4;366].

         Это и народное свойство честности, простосердечности, услужливости, несребролюбивости, одаренности остроумием, но склонности к жестокости и мщению.

         Описание  строений, процесса сеяния хлеба, скотоводства, садов, винограден, шелковичных деревьев, портов, флота и торговли. И, в  конце концов, он дает заключение: «Вот изображение сего обетованного края, который, составляя лучшую часть России, есть истинным для нее сокровищем. (…) .Да, Россия увидит, конечно, что потомки древних обитателей Тавриды и многочисленные толпы иных народов во шуме веселия стекаться будут на призывающий их глас кротости» [4;370].

         Путешествие – слепок с действительности, своеобразный макет реальной действительности, то есть ее искусственно созданная копия, обладающая теми же функциями реального  путешествия, но оформленная в письменной форме.

         Автор наполняет путешествие собственными мыслями и чувствами:

«Просвещение  и трудолюбие заступят место невежества и праздности, заведутся новые  города и села; число жителей увеличится, земледелие и промыслы получат новые  виды. Тогда воспетые гимны спокойствию, изобилию и блаженству раздадутся до невских берегов, и сожитие с нами сих пришлецов споспешествовать будет к прославлению нашего венценосца и ко взаимному подкреплению и процветанию любезного нашего отечества » [4;380].

         Таким образом, параметры путешествия  задает автор. Автор волен оформлять  свои мысли в очерковом жанре, в жанре путевых записок или  дневника. Автор же выбирает форму  повествования, маршрут путешествия, количество персонажей и создает  художественный вымысел.

         С художественным вымыслом сплетается фактическое, реальное и документальное. Хочется  отметить, что реальных фактов здесь  намного больше, чем вымысла. Объясняется  это тем, что целью путешествия  все же являлось создание научно - полезного  труда.

Автор убеждает читателя в достоверности описываемого через различные приемы. Основными из них являются введение конкретных дат и конкретных мест: «12 число июля.

Из Перекопа я следовал прежним моим путем  через Кизекермень, Херсон и прибыл в Николаев, где сообщество приятных мне людей удержало меня на несколько времени» [4;371].

«В последнюю  у нас с Портою войну, начавшуюся в 1787 году, сия крепостца взята  была адмиралом Рибасом; а по заключении мира в 1792 году, Гаджибей с прочими  между Буга и Днестра землями  поступил во владение россиян».

         Порой он вводит шифрованных персонажей вроде  господина Б***, которых можно воспринимать двояко: и как элемент художественного  вымысла, и как косвенное убеждение  читателей в достоверности. Стал бы автор скрывать имя вымышленного персонажа?

         Хочется отметить, что в «Путешествии…» П.Сумарокова нет оснований искать преднамеренного художественного  вымысла. Это историческая, культурологическая хроника, имеющая цель несколько  иную, чем, к примеру, «Сентиментальное путешествие» Стерна. Задача Сумарокова не имела смысла в решении, если бы была обусловлена художественным вымыслом в большей степени.

         2.3. Публицистичность путешествия П.И. Сумарокова

         Насчет  субъективности автора можно говорить относительно, так как автор преследовал  идею объективного изложения материала, в результате чего и получил звание «первооткрывателя земли Крымской». Но в той или иной степени любой человек всегда субъективен по своей сути. Преобладает в путешественнике объективное начало, но и оценке окружающей действительности он субъективен местами. Например: «Старший офицер англичанин взял свою трубу, и когда в нее дал приказ распускать паруса, то вдруг человек 30 матросов бросились в разных местах с таким стремлением на мачты по веревочным лестницам, что они, цепляясь по оным, как кошки, в одно мгновенье были уже на самой высоте. Какая необыкновенная и притом страшная картина видеть несколько ярусов висящих над собою людей» [4; 391].

         Повторюсь, что в основном, автор придерживается объективной точки зрения: «Керченский  полуостров, имеющий до ста длины, и от 25 до 50 верст ширины, примыкая с запада к Крымскому полуострову, выдается языком между двух морей, Черного и Азовского; а Босфор, или пролив Таманский, соединяющий оные, протекает в конце по всей его широте и отделяет его от Таманского острова» [4;371].

         Публицистичность, как ярко выраженная авторская позиция, проявление авторской тенденциозности, искусство аргументации, убеждения  и нестандартность выражения, присутствует в «Путешествии…» П.Сумарокова. Публицистичность усиливает действенность речи. Это и оценочность, особая эмоциональность.

Как публицистическому  жанру путешествию характерны:

- очерковость  – 

«Путешествие…»  П.Сумарокова включает в себя очерковость, как немаловажный элемент, структурирующий  текст. К примеру:

«Таможня.

Деревянная таможня, которая на плане назначена быть каменною, имеет право получать ценные товары, каковой привилегии, исключая рижского, другие порты не имеют, и  годовой сбор оной есть немаловажный » [4;384].

- подробность  в деталях – 

Любое путешествие, имеющее своей целью представить читателям полный отчет об экономическом, культурологическом, географическом и историческом развитии другой местности, насыщает текст изобилием деталей: «Овидиополь есть небольшой и худо выстроенный городок; в нем земляная крепосца с гарнизоном, флотилия, из 20 судов состоящая, карантин, застава для сбора пошлин и до 80 обывательских дворов. Жители оного суть большеючастиюмолдаваны, также греки, а россиян здесь весьма мало. Они все выходцы, и весь их промысел заключается в соли, привозимой турками из Аккермана, которую они у них покупает на золото или турецкие деньги, от 6 до 9 копеек за пуд, со взносом притом за каждый в казну по 10 копеек также золотом, считая червонец по 2 руб. 79 коп., и оную после продают из барышей приезжающим из Подольской губернии и здешним окрестным поселянам » [4;385].

- личностное  начало и выражение прямой  авторской позиции – 

«Григориополь расстоянием от Тиросполя в 40 верстах, расположен по берегу Днестра и населен  одними армянами, вошедшими из Коушан, Бендер, Измаила, Киллии и Аккермана. Он есть очень хороший торговый город, и неоконченные строения оного производятся правильно» [4;389].

Таким образом, из субъективности вытекает принцип  публистичности. Позиция автора прямо  выражена через его реплики. Например:

«Здесь я расстался  с восхитившим меня Днестром, с  прелестной Бессарабиею, и поворотил  от него вправо к Польше. Вся сия  страна поистине может назваться  обетованною» [4;390] или:

«О вы, египетские цари! Какой славы ожидали вы, воздвигая колоссальные пирамиды для помещения в них бренного своего праха? Потомство дивится одной их высоте, а не премудрости вашей! Но созидать из ничего грады, населять оные, распространять торговлю и доставлять выгоды, притом обогащения своим подданным; вот достойные памятники к бессмертию великих скипетродержателей!».

«Путешествие…» - это первое произведение П.Сумарокова, в котором начинает проявляться  тенденция автора к начно-публицистическому  жанру путешествия. Следующим за «Путешествием…» стали «Досуги  крымского судьи, или Второе путешествие в Тавриду».

         Произведению  П.Сумарокову соответствует и искусство  аргументации, и нестандартность  где-то и яркость выражения. Ему  свойственны оценочность и эмоциональность:«Возможно  ли, - рассуждал я сам с собою, - что когда у всех прочих народов для построения и произведения в цветущее состояние города потребно целое столетие, а чтоб у россов только три или четыре года на то было достаточно? Не Цирцея ли силою волшебства его произвела?».

         Жанр  путешествия – синтетичный жанр, он включает в себя и другие жанры. В общем, это может быть дневник, письмо, памфлет, автобиографии, репортаж или анекдот.

В данном тексте присутствуют элементы дневника. Дневниковость  выражается в точности дат, субъективности восприятия и форме записок. К примеру:

« 15 число.

         Златополь, очень хорошее местечко, принадлежавшее прежде покойному князю Потемкину, а теперь состоящее во владении г. Высоцкого, стоит на приятном возвышении, внизу которого протекает преобширный  пруд с весьма широкою и хорошо обработанной плотиною» или: «В пяти или шести верстах от Миргорода, увидел я в стороне от дороги толпящийся народ, и узнал, что-то были высланные поселяне на истребление саранчи. Я приказал ямщику подъехать к ним и, вышед из своей коляски, нашел огорченных крестьян посреди миллионов сих вредоносных насекомых. Таковое зрелище привело меня и в содрогание и в изумление, вся земля была ими покрыта; некоторые из них оставляли прежнюю свою кожу они копышились, и, не имея еще крыльев, препрыгивали с одного места на другое, а величиною были с большого шмеля» [4;384].

         Помимо  дневниковости, данное путешествие  включает в себя характерные письму черты. Еще в предисловии автор  использует прием письменного обращения. Письменное обращение подразделяется у П.Сумарокова на обращение к «строгим читателям» и к «ее сиятельству, милостивой государыне Варваре Васильевне Голицыной»: «Я много в свой век писал, но не для потомства; марания мои или сожигались, или валялись в пыли за сундуками. Не миновать бы и этой книге того же жребия, когда бы почитаемая мною Особа не побудила меня ее напечатать. Итак, прошу пощады у строгих читателей. Я автор поневоле» и: «Итак, ваше сиятельство, я не знаю, как бы мне при приношении сей книги избавиться того учрежденного авторами регламента. Вы, милостивая государыня, знатная особа, я словонабиратель, вот уже и форма и все слова мои будут одинакового с теми разбора» [4;290] и т.д.

         Обращение к читателям есть и в конце  «Путешествия…»:

«Прощай, читатель! Сочинение мое в твоих руках; хули или хвали его, как тебе угодно; а я теперь отдыхаю» [4;391].

         Помимо  жанрового синтеза, в произведении имеет место синтез фактической  составляющей, субъективной авторской  интерпретации и вымысла.

         2.4. Маршрут как основной тематический стержень произведения

Информация о работе Жанровые особенности произведения П. Сумарокова «Путешествие по всему Крыму и Бессарабии в 1799 году»