Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 18:49, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследовать жанровые особенности русского путешествия XVIII века.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть проблему, связанную с изучением жанровых особенностей жанра путешествия;
2. Выявить жанровые особенности произведения П.А. Сумарокова «Путешествие по всему Крыму и Бессарабии в 1799 году»;
3. Выявить роль автора в путешествии.
Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Путешествие как литературный жанр: генезис и художественная специфика.
1.1. Жанровые особенности путешествия……………………………..7
1.2. Генезис жанра путешествия………………………………………..13
Глава 2. «Путешествие по всему Крыму и Бессарабии в 1799 году» П. Сумарокова: особенности сюжета и жанра.
2.1. П. Сумароков – «первооткрыватель земли крымской»………….20
2.2. Особенности жанра «Путешествия по всему Крыму и Бессарабии в 1799 году»…………………………………………………………………….24
2.3. Публицистичность жанра путешествия П. Сумарокова………….31
2.4. Маршрут как основной тематический стержень произведения….35
Заключение…………………………………………………………………….39
Список литературы……………………………
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«АЛТАЙСКАЯ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»
Кафедра
русской и зарубежной литературы
КУРСОВАЯ
РАБОТА
Жанровые особенности произведения П. Сумарокова «Путешествие по всему Крыму и Бессарабии в 1799 году».
Выполнила студентка
Филологического факультета
3 курса
Банникова Алена Владимировна
Научный руководитель:
Островских Ирина Николаевна
Подпись научного
руководителя___________
Барнаул
2011
Содержание
Введение………………………………………………
Глава 1. Путешествие как литературный жанр: генезис и художественная специфика.
1.1.
Жанровые особенности
1.2.
Генезис жанра путешествия……………
Глава 2. «Путешествие по всему Крыму и Бессарабии в 1799 году» П. Сумарокова: особенности сюжета и жанра.
2.1.
П. Сумароков – «
2.2.
Особенности жанра «
2.3. Публицистичность жанра путешествия П. Сумарокова………….31
2.4.
Маршрут как основной
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Литературное путешествие возникло как жанр в XVIII веке на основе эволюции «хожений» в путевые записки. Подобно «чувствительной» повести путешествие эпохи сентиментализма знакомит читателя с образом частной и повседневной жизни стран и народов. Восприимчивость авторского «чувствительного сердца» становится условием глубины проникновения в души встречаемых людей и открывающихся его взору событий, обычаев и нравов.
Во второй половиной XVIII – начале XIX века в России было опубликовано великое множество «путешествий», как переводных, так и отечественных. «Роман и описание путешествия, - свидетельствовал современник, - спорят нынче между собою о достоинстве на обширном театре ученого света, каждый имея на своей стороне многочисленную публику» [4;19].
Под влиянием идей Просвещения возник огромный спрос на культурный, исторический, этнографический материал. Люди хотели знать, что творится в чужих землях и что делается в своих. Путешествия раздвигали идейный горизонт, приобщали к истории общества и культуре. «Кто еще не заперт в клетку – кто может еще наслаждаться бытием своим, и может быть счастлив, и должен быть счастлив»[4;19].
В журналах, в личных письмах широко обсуждаются цели путешествий. Цель путешествия осмысляется в широком плане – как обретение личной свободы, выход за пределы узкого круга представлений. Путешественник порывает с известным ему укладом и устремляется в неизведанные дали.
От того, чему он посвящает свое путешествие – научному изучению страны, местности, или зарисовкам, не претендующим на точные описания, наблюдениям над собственным впечатлительным сердцем, - путешествие может принимать вид «ученого» или «литературного». В «ученом» на первый план выдвигается этнографический материал, а в «литературном» - личность автора.
Автор волен писать об истории и политике, об этнографии и естествознании, о климате и нравах. Путешествие легко принимает в себя достоверное происшествие и вымышленное приключение, действительный случай и курьезный анекдот.
После окончания истории путешествия в эпоху сентименталиста, жизнь жанра на завершилась. Путешествие, вобравшее в себя повесть, историю, «анекдот», этнографический трактат, мемуары, политический очерк, бытовую сценку, приобрело более жесткие литературные формы (идиллии, романа приключений, романа путешествий). Путешествие само по себе сохранило свои устойчивые признаки, слившись с путевым очерком. Путешествие переключилось на описание более глубоких, типичных сторон действительности. За страницами самых объективных и, казалось бы, эмоционально скупых описаний читатель искал личность путешественника-собеседника. Лучшие произведения русских писателей после эпохи сентиментализма в жанре путешествия («Письма русского офицера» Ф. Глинки, путевая публицистика В. Кюхельбекера, «Фрегат Паллада» и. Гончарова) отвечали этим читательским ожиданиям.
Актуальность исследования определяется интересом к русской литературе XVIII и недостаточной изученностью жанровых особенностей русского путешествия XVIII века.
Цель курсовой работы – исследовать жанровые особенности русского путешествия XVIII века.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть проблему, связанную с изучением жанровых особенностей жанра путешествия;
2. Выявить жанровые
особенности произведения П.А.
Сумарокова «Путешествие по
3. Выявить роль автора в путешествии.
Объект исследования: путешествие П.Сумарокова «Путешествие по всему Крыму и Бессарабии в 1799 году».
Предмет исследования: жанровые признаки путешествия П.Сумарокова «Путешествие по всему Крыму и Бессарабии в 1799 году».
Методы и приёмы исследования: в работе используется историко-литературный, биографический и культурологический методы.
Методологическую основу работы составляют труды по теории жанровых признаков путешествия Ю.Н. Лотмана, В.М. Гуминского, Н.М. Масловой, а так же историко-литературные исследования по творчеству писателя. Структура работы: курсовая работа состоит из Введения, двух Глав, Заключения и Списка литературы, насчитывающего 22 источников.
Научная новизна исследования заключается в том, что в данное время, несмотря на интерес исследователей к русской литературе «неисчерпаемого столетия», путешествие как жанр литературы остается неисследованным, наша работа призвана в какой-то степени заполнить эту лакуну.
Практическая
значимость исследования: может быть
использована для создания учебно-методического
комплекса по изучению русской литературы
XVIII века и жанра путешествия XVIII века,
а также в построении курсов и уроков литературы.
Глава1. Путешествие как литературный жанр: генезис и художественная специфика
Описания странствий известны в мировой литературе с древности. Уже в античности существовало деление описания путешествий по морю — периплы, и по суше — периегезы. Однако в современном литературоведении до сих пор нет единого мнения относительно границ и признаков путешествия как литературного жанра. В 60-е годы этот вид текстов не определялся в советском литературоведении как жанр. « Краткий словарь литературоведческих терминов» М.П. Венгерова и Л.И. Тимофеева толкует путешествие как «произведение, в котором повествуется о бывшем в действительности или вымышленном путешествии в чужой, неизвестный или малознакомый край. В путешествии описываются наблюдения, впечатления путешественника, его открытия и приключения».
Следует отметить, что попытки выявить жанровую сущность «путешествия» имеют свою историю. Такую попытку предпринимал Н.Г. Чернышевский, который определял путешествие как жанр, который, «соединяя в себе элементы истории, статистики, государственных наук, естествознания и приближаясь к так называемой легкой литературе своей формою, как рассказ о личных приключениях, чувствах и мыслях отдельного человека в столкновениях его с другими людьми, - людьми, жизнь которых тем любопытнее для нас, что они живут в условиях иной обстановки, нежели публика, для которой предназначается книга, - путешествие совмещает в самой легкой форме самое богатое и заманчивое содержание. Путешествие — это отчасти роман, отчасти сборник анекдотов, отчасти история, отчасти политика, отчасти естествознание. Каждому читателю дает оно все, что хочет найти он». Данное определение, с одной стороны, не задает границ жанра, а, наоборот, предельно расширяет их, отмечая крайне широкий спектр свойств и особенностей текстов путешествия. С другой стороны, Н. Чернышевский отмечает наиболее важную черту жанра путешествия — способность синтезировать черты других жанров. Более того, Чернышевский Н. Удивительным образом приближается к самым современным характеристикам жанра, делая акценты на его динамизме, открытости, жанровой многосоставности.
Отечественные
исследователи жанра
Однако ряд авторов рассматривают путешествие только как жанр публицистики. Например, Н. Маслова строго делит путешествия на «реальные» и «фантастические», анализируя при этом только «реальные», документальные путешествия, всецело относя их к публицистике в узком смысле. К числу жанровых особенностей путешествий Н. Маслова относит « создание целостной картины отображаемой социальной действительности, многосторонность ее описания и активную роль автора0путешественника, очевидца как действующего лица описываемых событий, субъективность авторского подхода».
Советская литературоведческая традиция, отразившаяся в работах таких исследователей путешествия, как В. Михельсон, В. Канторович, Д. Молдавский, не рассматривала путешествия как самостоятельный жанр, касаясь его лишь как разновидности очерка. Н. Маслова спорит со своими предшественниками, исследуя путешествие как самостоятельный жанр. Она рассматривает в своих научных взглядах путешествие исключительно как жанр публицистики.
В
современных исследованиях
В докторской диссертации М.Г. Шадриной « Эволюция языка «путешествий»» нет единого определения этого жанра. Автор предлагает условное обозначение группы соответствующих текстов - «путешествия» и подчеркивает, что избранное ею понятие определяется широко, границы его подвижны, и предлагает ряд синонимичных терминов, встречающихся в литературоведении: литература путешествие, записки путешествий, хождения и т.д.. Для обозначения круга изучаемых явлений исследователь использует определение Д.С. Лихачева, который под термином « литература путешествий» подразумевал «широкий круг источников. Написанных в виде путевых дневников или по материалам, собранным во время путешествий». М.Г. Шадрина предлагает следующую классификацию путешествий: литература паломническая, религиозные путешествия, научные путешествия, литературные путешествия. « Характер отбора дорожного повествования, - считает М.Г. Шадрина, - и его стилистическое воплощение находятся в прямой зависимости от социально-профессионального статуса пишущего»[12;229]. Таким образом, в основу определения жанра путешествия автор ставит фигуру повествователя.
В.М. Гуминский оперирует понятием «идеи свободы» в качестве основной характеристики жанра путешествия. «Идея свободы», по В.М. Гуминскому, не означает отсутствия композиционной стройности. Как бы ни называли свои произведения «путешественники»: «записки», «заметки», «письма с пути» и т.д. т.д., - все они подчинены законам жанрового единства и жанровой автономии.