Жанровые особенности произведения П. Сумарокова «Путешествие по всему Крыму и Бессарабии в 1799 году»

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 18:49, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследовать жанровые особенности русского путешествия XVIII века.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть проблему, связанную с изучением жанровых особенностей жанра путешествия;
2. Выявить жанровые особенности произведения П.А. Сумарокова «Путешествие по всему Крыму и Бессарабии в 1799 году»;
3. Выявить роль автора в путешествии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Путешествие как литературный жанр: генезис и художественная специфика.
1.1. Жанровые особенности путешествия……………………………..7
1.2. Генезис жанра путешествия………………………………………..13
Глава 2. «Путешествие по всему Крыму и Бессарабии в 1799 году» П. Сумарокова: особенности сюжета и жанра.
2.1. П. Сумароков – «первооткрыватель земли крымской»………….20
2.2. Особенности жанра «Путешествия по всему Крыму и Бессарабии в 1799 году»…………………………………………………………………….24
2.3. Публицистичность жанра путешествия П. Сумарокова………….31
2.4. Маршрут как основной тематический стержень произведения….35
Заключение…………………………………………………………………….39
Список литературы……………………………

Работа содержит 1 файл

Моя курсовая работа.doc

— 162.50 Кб (Скачать)

         «Идея свободы» как конструктивный принцип, на котором основывается жанр путешествия, воплощается в том, что в этом жанре автор имеет максимум возможностей для неограниченного выбора предметов  изображения и перехода от одного предмета к другому исключительно по воле автора, не подчиняясь закономерностям. Присущим произведениям с четко выстроенной фабулой. «Идея свободы» выражается также в том, что текст путешествия не является замкнутым внутри себя как отдельный литературный объект. Он непосредственно связан с действительностью, отражая реальные ее моменты.

         Однако, несмотря на свободу как центральное  и многоаспектное понятие в определении  жанра путешествия, можно все  таки отметить некоторые общие структурные  особенности построения текстов путешествий. Н. Маслова в качестве элемента, определяющего бесспорно свободную, бессюжетную структуру путешествия, вводит понятие маршрута как заранее намеченного пути следования. Выбор автором маршрута зависит от многих субъективных и объективных причин, в том числе и от авторской цели. Интересов, склонностей. В соответствии с маршрутом произведение наполняется теми или иными фактами, их выбор и акценты на тех или иных аспектах определяют авторские выводы и оценки. Без преувеличения можно сказать, что именно маршрут формирует весь сюжет произведения. В ходе поездки автор сталкивается с различными фактами из разных областей жизни. Попадает в какие-то истории. Становится свидетелем событий. Знакомится с новыми людьми. Кроме того, маршрут как структурообразующее понятие произведения в жанре путешествия отражает такую особенность текста. Как синтез объективных фактов, с которыми сталкивается путешествующий независимо от своей воли, и субъективный авторский отбор этих фактов, поскольку маршрут поездки в той или иной степени определяется в конечном итоге волей путешественника.

         Еще одной особенностью, присущей большинству  текстов, написанных в жанре путешествия, являются однородные, повторяющиеся  почти в каждом тексте мотивы, составляющие сюжет произведения. Эта повторяемость обусловлена сходством ситуаций, в которые обычно попадает человек во время поездки. Обычно это факты, носящие информативный характер: какие города посетил повествователь, где останавливался, с кем знакомился. Текст путешествия состоит из ситуаций и событий, формирующихся вокруг двух основных пространств: дороги (процесса перемещения, поездки, плавания по морю) и города (любых пунктов, где останавливался герой). К типичным «дорожным мотивам» и событиям относятся аварии, стихийные бедствия, болезни и др.. Пространство «города» обычно в путешествиях вмещает посещение трактиров, ресторанов, обеды и др.. Особняком стоит мотив таможни, один из самых используемых в произведениях о путешествиях. Кроме того, необходимо отметить такую особенность, как прямое линейное построение событийного ряда, обусловленное рассказывать о перемещении путешественника в хронологическом порядке. Повествователь в этом жанре не имеет права переходить из будущего в прошлое и наоборот, произвольно менять порядок событий. Он обязан вести читателей за собой строго по маршруту.

Характерных черт у жанра путешествия не так  уж много. Шачкова В.А. выделила следующие:

  1. Принцип жанровой свободы, отсутствие строгих литературных условностей и жанровых канонов. Структурированная фабула в текстах этого жанра не является обязательной, что не означает отсутствия композиционной и структурной стройности произведения.
  2. Особая активная роль автора — путешественника, участника событий, наблюдателя. Носителя определенного мировоззрения. Образ автора является структурообразующим в жанре путешествия.
  3. Обязательные документальные элементы. В тексте путешествия всегда подчеркивается роль факта, документа: автор стремится убедить читателя в достоверности описываемого.
  4. Субъективность авторского подхода и откровенный вымысел как неотъемлемая часть специфики текста путешествия.
  5. Публицистичность как способ выражения авторской позиции.
  6. Синтетичность жанра, которая подразумевает преломление разнородных элементов друг в друге, взаимопроникновение, «пропитанность» друг другом, сплетение в единую ткань.
  • Обязательное включение в структуру текста путешествия элементов других жанров литературы (дневника, письма, памфлета и т.д. т.д.).
  • Синтез обязательной фактической составляющей, которая имеет познавательную, информативную функцию с подчеркнуто субъективной авторской интерпретацией и вымыслом.
    1. Маршрут, дорога как тематический и структурный стержень текста в жанре путешествия.
    2. В жанре путешествия авторы утверждают себя как интересные рассказчики и имеют максимум возможностей для выработки индивидуального стиля. В этом жанре писали авторы, условно говоря, второго ряда. А также выдающиеся художники в начале своего творческого пути.
    3. Путешествие является откликом на запросы аудитории. Путешествие как жанр наиболее сильно испытывает непосредственное влияние действительности, различных внелитературных обстоятельств.
    4. Генезис жанра путешествия

      Еще в литературе Древней Руси были широко распространены произведения о реально-исторических событиях. Эти произведения отличались стремлением повествователя точно описывать события, участником или свидетелем которых он был. Такие эпические повествовательные произведения по содержанию и формальным признакам можно назвать, опираясь на нынешние жанровые определения, очерковыми. Ведущее место среди них отводилось запискам о путешествиях, их называли в древности «хожениями» («хождениями»), «путниками», «странниками» и др..

      Путевые записки — хожения, пользовались в Древней Руси особой популярностью. Они переходили от одного поколения  к другому в рукописных сборниках, их с интересом читали в княжеских теремах и в домах посадских людей, в монастырских кельях. Об их былой популярности говорит дошедшее до нас большое количество произведений этого жанра. В сокровищнице русской литературы 11 — 17 веков насчитывается более 70 различных хожений, среди них около 50 оригинально-исторических и более 20 переводных. Самым популярным было « Хожение Трифона Коробейникова», дошедшее до нас в сотнях списков. Известно более 150 списков «Хожения игумена Даниила».

      Хожение как особая форма, как жанр сложилась уже на заре русской письменности — в самом начале 12 века. Однако русские люди стали путешествовать намного раньше, и путевые записки велись и в 10 — 11 веках. Хорошо известно, например, знаменитое путешествие княгини Ольги в Константинополь (957 г.), о чем рассказано в ранних летописях. В Древней Руси хорошо были известны пути на Ближний и Средний Восток, в Закавказье, в страны Европы и др..

      Художественное  своеобразие этой литературы заключалось  прежде всего в простоте стиля и назидательной тенденциозности. Древнерусские писатели вообще и писатели-путешественники в частности считали своей обязанностью быть тенденциозными и назидательными. В них отразилась нравственная и художественная мудрость народа, глубокий патриотизм.

      С развитием исторической жизни менялся  и русский путешественник-повествователь. В Киевской Руси и период феодальной раздробленности и монголо-татарского ига типичным путешественником был  паломник по местам христианских достопримечательностей Ближнего востока. Разумеется, и в эту историческую эпоху были торговые и дипломатические путешествия в различные страны. Но они не нашли явного отражения в литературе.

В период объединения  Северо-Восточной Руси, в эпоху  Куликовской битвы наряду с паломниками  по восточно-христианским странам появляется новый тип путешественника, более предприимчивого, пытливого, - это посол по государственно-церковным делам и гость торговый. В эту эпоху появляются путевые заметки о Западной Европе, мусульманском Востоке и далекой Индии путешественник удивляется иноземным диковинкам, восторженно пишет о необычных для русского человека явлениях экономики, торговли, культуры и др.. Но страницы рукописей говорят, что никакие соблазны и новшества, увиденные в других странах, во все времена на притупляли у русских путешественников чувства привязанности и любви к родному краю.

В 16 — 18 веках  появляется путешественник — землепроходец, открывающий новые пути и необжитые  земли на северных и восточных  границах Руси. Землепроходцы несколько  напоминают облик Афанасия Никитина. Не ради наживы или славы шли они в неведомые края и страны. Народные пытливость, удаль, свободолюбие заставляли их пускаться в рискованные путешествия. И понятно, что землепроходцами были главным образом выходцы из социальных низов, особенно из среды беспокойного казачества.

         Официальная церковь еще в 12 веке стала преследовать паломников из низших социальных слоев. Дело в том, что для них паломничество  по «святым местам» было одной  из форм социального протеста. Взяв в руки посох и накинув на плечи котомку, люди отправлялись под видом поклонения христианским святыням бродить по свету, пользуясь приютом монастырей. Во время самого путешествия они были относительно свободны, хотя и подвергались опасностям и лишениям, обычным в бродячей жизни. Такие паломники собирались группами, избирали себе предводителя, становились опасной стихийной силой. Поэтому паломничество в Древней Руси было под контролем церкви, которая узаконила жестокие меры наказания провинившихся.

         О паломнических путешествиях простых людей дошли лишь отголоски в устных произведениях: в духовном стихе «Сорок калик со каликою», в былинах о Василии Буслаеве. В этих произведениях слышится голос протеста народных слоев Древней Руси против феодальных порядков и официальной церкви. Разумеется, если и писались литературные хожения с таких позиций, то церковные и светские власти не могли допустить их распространения.

         Авторы  хожений 9 — 15 веков принадлежали к  духовенству, купечеству и «служилым  людям», однако некоторые из них не теряли связи с народом. Хожения игумена Даниила, Анонима, Игнатия Смолянинова и особенно Афанасия Никитина по мировоззренческим позициям и по форме повествования прочно связаны с народными взглядами и представлениями.

Повествование в хожениях ведется от первого лица. Такая манера изложения вытекает из природы жанра. Монологическая речь автора лежит в основе построения хожений: очерковые зарисовки в хожениях объединены между собой единым монологическим повествованием, плавным и неторопливым.

Принцип временной последовательности лежал в основе «светских», то есть торговых и дипломатических хожений. Описания в них размещались в соответствии со временем совершения путешествия, нередко с датировкой пребывания путешественника в тех или иных места встреч с лицами из прошедших событий. Такой композиционный принцип зависел от первоначальных дневниковых записей, которые нередко вели путешественники и которые потом подвергались переработке.

Язык хожений  в основе своей народный, разговорный  — прост, точен и выразителен.

         Следующий этап в развитии жанра начинается с появления хожения Игнатия  Смолянина, написанного в 90-х годах 14 века. Игнатий Смолянинов создает  произведение, положившее начало светским путевым запискам, освобожденным  от библейско-апокрифических мотивов. Хотя в путевых очерках И. Смолянина еще будет иметь место описание христианских святынь Константинополя, однако эти описания занимают незначительное место в содержании хожения. Главное в его хожении — это рассказ о событиях, происшедших во время путешествия, описание дворцового переворота в византийской столице, венчания на царство как политического акта.

         Итак, история жанра хожения свидетельствует, как с развитием общественных интересов русского феодального  общества расширились его потребности  в познании жизни других народов и стран: от христианского Востока, его культовой практики и искусства (12 — 13вв.) - к его светской общественно-политической и государственной жизни (14в.), затем география расширяется — Афон, страны Западной Европы. Во второй половине 15 века начинается последовательное описание экономики, культуры и быта стран мусульманского Востока, Египта, Азии. Древнерусская литература 16 — 17 веков оставила нам великолепные описания Урала, Сибири, Китая.

         Древнерусскиехожения  не исчезают бесследно и в литературе нового времени. Они врастают в русскую литературу путешествий первой половины 18 века и, трансформируясь, принимает новые жанровые качества.( «Письма русского путешественника» Карамзина, «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева ).Имеются основания утверждать, что в конце 18 века не только под влиянием западноевропейской литературы, но и на богатой основе многовековых национальных традиций складываются разнообразные формы отечественной литературы путешествий.

В последнее  десятилетие 18 века в России возникли два совершенно различные по своему пафосу образца жанра - «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева и «Письма русского путешественника» Карамзина. Из них лишь произведению Карамзина суждено было стать на ближайшие годы активно действующим фактором литературного развития. Художественное и просветительское влияние «Писем», поддержанное успехом повестей и журналов Карамзина, столь велико, что как образец массовой русской литературы путешествий, они в какой-то мере заслонили широко известные в России произведения Стерна и Дюпати. По-разному понятая и воспринятая разными авторами манера Карамзина-путешественника отозвалась в многочисленных путешествиях других авторов. Таковы «Путешествие по всему Крыму и Бессарабии» П. Сумарокова (1800), «Путешествие в полуденную Россию» В. Измайлова (1800-1802), « Моя прогулка в А. Или новый чувствительный путешественник К.Г.» (1802) и т.д. т.д. В числе таких авторов были: Павел Сумароков, Максим Невзоров и П. Макаров.

Информация о работе Жанровые особенности произведения П. Сумарокова «Путешествие по всему Крыму и Бессарабии в 1799 году»