Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 18:49, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследовать жанровые особенности русского путешествия XVIII века.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть проблему, связанную с изучением жанровых особенностей жанра путешествия;
2. Выявить жанровые особенности произведения П.А. Сумарокова «Путешествие по всему Крыму и Бессарабии в 1799 году»;
3. Выявить роль автора в путешествии.
Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Путешествие как литературный жанр: генезис и художественная специфика.
1.1. Жанровые особенности путешествия……………………………..7
1.2. Генезис жанра путешествия………………………………………..13
Глава 2. «Путешествие по всему Крыму и Бессарабии в 1799 году» П. Сумарокова: особенности сюжета и жанра.
2.1. П. Сумароков – «первооткрыватель земли крымской»………….20
2.2. Особенности жанра «Путешествия по всему Крыму и Бессарабии в 1799 году»…………………………………………………………………….24
2.3. Публицистичность жанра путешествия П. Сумарокова………….31
2.4. Маршрут как основной тематический стержень произведения….35
Заключение…………………………………………………………………….39
Список литературы……………………………
Павел Иванович Сумароков, «первооткрыватель земли крымской», племянник Александра Петровича, писатель. В молодости он служил гвардейским офицером, но рано вышел в отставку, посвятив себя государственной и литературной деятельности. Занимал видное место в высшем обществе, был членом Сената. Еще он пользовался известностью как действительный член Российской Академии Наук. В более зрелые годы прославился как создатель очерков: «Об царствовании Екатерины Великой», «Черты Екатерины Великой»; драмы « Марфа-посадницы»; комедий: «Модник», «Зеленый корсет», «Прогулка за границу» , а также: «Путешествие по всему Крыму и Бессарабии», «Досуги крымского судьи», «Некоторые рассуждения об Александре Петровиче Сумарокове и о начале российского театра» и др. Умер в 1846 году.
Образ путешественника трезвого, наблюдательного, занятого более картинами внешнего мира, чем своими чувствами, встает со страниц книги Максима Невзорова, служащего библиотеки Московского университета. П. Макаров и его «Записки из Франции» привнесли немного непосредственной фантазии в литературные кружки сентиментальной эпохи.
Глава
2. «Путешествие по Крыму
и Бессарабии в 1799 г.»
П.Сумарокова: особенности
сюжета и жанра
Фамилия Сумароковых принадлежала к старинному дворянскому роду, в конце XVIII – начале XIX веков была достаточно известна в России. Дед Павла служил в армии при Петре I, был богат, а дядя Александр Петрович (1717 – 1777) возглавил Русский театр.
Биографических сведений о Павле Сумарокове крайне мало. Известно, что в молодости он служил гвардейским офицером, но рано вышел в отставку, посвятив себя государственной и литературной деятельности. Занимал видное место в высшем обществе, был членом Сената. Не случайно правительство решило направить его судьей в Крым, а в начале ХIХ века – гражданским губернатором Витебска.
Он пользовался известностью как действительный член Российской Академии наук. В более зрелые годы прославился как создатель очерков «Об царствовании Екатерины Великой», и «Черты Екатерины Великой», драмы «Марфа - посадница», комедий «Модник», «Зеленый корсет», «Прогулка за границу» и др…
2.1. П.И. Сумароков - «первооткрыватель земли крымской».
Павла Ивановича Сумарокова называли «первооткрывателем земли крымской». Он еще 200 лет назад, чтобы привлечь внимание соотечественников к уникальному методу врачевания, принимал в Саках грязевые ванны, а затем опубликовал свои наблюдения в книгах «Путешествие по Крыму и Бессарабии в 1799 г.» и «Досуги Крымского судьи, или второе путешествие в Тавриду», дополнив их гравюрами Колпачникова, Есеева, Казачинского с видами природы, сценами из народного быта и картами Крыма.
Павел Сумароков называл Крым «Эдемским краем» или «райским местом».
К тому же к Крыму после его присоединения в 1783 году к Российской империи возрос интерес предприимчивых людей, а также ученых и писателей.
В 1799 году Павел Сумароков, совершая путешествие по Тавриде, вел творческий дневник. Это сочинение он посвятил племяннице Г.А. Потемкина Варваре Васильевне Голицыной, благодаря стараниям которой книга «Путешествие по Крыму и Бессарабии» была напечатана уже в следующем году.
Это было первое опубликованное произведение начинающего писателя. На полуострове не было такого уголка, куда бы ни проник путешественник, хотя делать это порой было нелегко и опасно.
Человека, живущего в северном городе Петербурге, где краски природы и архитектуры сдержаны, поразило буйство и разнообразие растительности Крыма: «Здесь природа себя не пощадила: она хотела блеснуть мастерскою рукою, показать, что искусство есть слабой ея подражатель.… Все придуманные пейзажи суть ничто в сравнении с сими райскими местами. Тут везде зрение услаждается, сердце ощущает удовольствие, и душа, исполненная восторга, парит.… Одним словом, слаба кисть, недостаточно перо, чтобы изобразить хоть мало оные красы»[4;291].
При посещении Севастополя (бухта Ахтиар), Перекопа (Ор-Капу), Феодосии (Кафа), Симферополя (Ак-Мечеть), Белогорска (Карасубазар), Евпатории (Гезлев) Павел Иванович с интересом осмотрел Георгиевский монастырь, греческие, армянские, католические храмы и мусульманские мечети. Его поразили многоликие и шумные базары, обстоятельно построенные купеческие, мещанские и поповские дома, и в то же время примитивные военные крепости и казармы да бедняцкие лачужки.
Он встречался с известными людьми Крыма: ученым Петром Палласом, вице-адмиралом Вильсоном, командующим Черноморским флотом Ф.Ф. Ушаковым.
Гуманист и широко образованный писатель повествовал об увиденном объективно и с большим уважением: «Разные народы, разные обычаи! Что одному кажется смешным, в том другой важность обретает…. Всякий ищет познать своего творца.… Сколько стран, столько и обыкновений.… У людей разные обычаи, но все они дети единого Бога»[4;325].
Вскоре после увлекательной поездки в полуденный край П.Сумароков стал чиновником министерства юстиции России, а в 1802 году прибыл в Крым блюстителем закона. Более глубокое знакомство с полуостровом дало возможность ему подготовить другую книгу – «Досуги Крымского судьи, или второе путешествие в Тавриду».
К должности судьи Павел Иванович относился с большой нравственной ответственностью, считал ее священной и был уверен, что творить добро – не только долг человека, но и источник его собственной радости, так как «добро редко остается без должной мзды».
Как и ранее в «Путешествии…», в «Досугах…» Павел Сумароков восхищается природой Крыма, называя его «Эдемским краем» и рассуждает о том, что праздный и суетный мир с роскошью, богатством и почестями не является гарантией счастья. Порой для умиротворения и спокойствия достаточно иметь небольшой домик и близких людей, а окружающая природа ровняет богатых и бедных.
Изучив историю, природу и климат полуострова в «Путешествии по Крыму и Бессарабии», П.Сумароков назвал Тавриду «кладовой сокровищ». Это же определение он отнес и к Сакскому лечебному озеру:
«…озеро Сак близ деревни сего же имени, которое достойно того, чтобы о нем сообщить, имеет чудесное действие подавать скорое исцеление от многих болезней»[4;357].
Он подробно рассказывает о методе врачевании. Искренне хочет привлечь внимание россиян к уникальному Сакскому лечебному озеру, поэтому указывает удобное для принятия процедур время, приводит фамилии, звания и адреса исцелившихся, чтобы желающие могли с ними списаться, уточнить тонкости и особенности лечения.
Таврическое земство, видя, что Сакское соленое озеро – дар божий, пригласило в 1807 г. французского химика Феликса де Сера, который, изучив свойства сакской грязи, определил ее лечебный состав, а в 1814 г. инспектор губернской врачебной управы, доктор Э.Ланга сделал описание свойств грязи, дал первые рекомендации пользования ими, перечислил болезни, от которых она помогает излечиться. Это были первые шаги по созданию Сакского курорта. И эти первые шаги совершил Павел Сумароков.
П. Сумароков умер в 1846 г. Напечатаны следующие его работы и сочинения:«Некоторые рассуждения об Александре Петровиче Сумарокове и о начале российского театра » (1805), «Обозрения царствования Екатерины Великия» и «Черты Екатерины Великия» (1819), притча «Орлы и скворцы» (1806).
2.2. Особенности жанра «Путешествия по всему Крыму и Бессарабии в 1799 году».
Произведение в жанре путешествия, так же как и в любом другом жанре рассматривается на трех уровнях текста: лексическом, сюжетном и образном. Каждый из этих уровней представлен набором характерных черт.
Разумеется, здесь прослеживается лексический строй художественной литературы ХVIII века, который помогает понять не только язык художественного произведения, но и речи вообще, как источник социо-культурных и исторических знаний.
На сюжетном уровне произведение имеет определенную структуру, но сюжет как таковой размыт, есть определенная цель, преследуемая автором. Основная тема данного путешествия особенно не отличается от тем других путешествий. Как правильно определил В.Гуминский, путешествие – это жанр, в основе которого лежит описание путешественником достоверных сведений о каких-либо незнакомых читателю странах в форме заметок, записок, дневников, журналов, очерков и мемуаров. В «Путешествии…» П.Сумароков описывает сведения о незнакомых большинству читателей местах – о Крыме и Бессарабии, историческая ценность этого открытия не оспаривается.
На уровне образов первоплановым образом является образ «всеведущего » автора, как системообразующий образ, организующий текст.
В.М.Гуминский оперирует понятием «идеи свободы» в качестве основной характеристики жанра путешествия. Принцип жанровой свободы характеризует разные уровни текста.
Автор имеет максимум возможностей для неограниченного выбора предметов изображения, не подчиняясь законам, присущим произведениям с четко выделенной фабулой. Нет определенного, строгого сюжета.
На сюжетном уровне автор волен выбирать объекты, предметы, рассуждения и темы, перескакивая с одной на другую и не поддерживая строгую фабулу. «Идея свободы» работает на автора. Это он выбирает города и местности, останавливая на определенных местностях свое внимание, будь то село Большая Висска, или город Николаев.
И на образном уровне образ автора остается главным. А вот множество людей, которых он встречает в разных местах, имеет что-то свое. Не исключено, что и здесь проявилась своеобразная свобода автора. Например, в выборе имен (господин Б***).
Текст путешествия не замкнут внутри себя как отдельный литературный объект. Он непосредственно связан с действительностью. Данное путешествие – это «историческая хроника с топографическим описанием мест», совершенно не лишенное эстетической ценности, а в дополнение, преследующее культурологическую и историческую цель. К примеру, описание фонтана в Керчи: «Здешний фонтан, испускающий очень вкусную и здоровую воду, сделан на большом пространстве из камня, а передняя оного стена облечена чистым белым мрамором и хорошо обработана»[4;320]. Или исторический комментарий к образованию города Еникуль:
«Сей небольшой городок принадлежал туркам, в котором они всегда имели свой гарнизон. Когда же в 1774 году Порта уступила его России, то сошедшиеся греки заняли обиталища старожилов и в нем поселились. Ныне в Еникуле считается до 80 небольших домиков, несколько лавок, две церкви, и в нем ничего примечания достойного не находится»[4;320].
В
данном жанре почти отсутствуют
жанровые каноны и литературные условности.
Если отталкиваться от определения,
то канон жанра – это «
У
жанра путешествия нет
Таким образом, произведение П. Сумарокова удовлетворяет первому атрибутивному признаку текста путешествия по классификации В.А.Шачковой.
Автор играет активную роль в тексте. Автор здесь и путешественник, и повествователь, и участник событий, и наблюдатель и носитель мировоззрения. В его власти действительно все – и реальные факты и художественный вымысел. Он регулирует как художественное произведение, так и путешествие действительное. Например: «Отсюда я предпринял проехать вдоль всех приморских мест и осмотреть горную полосу, лучшую часть Крыма, где начинается то страшное и опасное путешествие, о котором меня предуведомили»[4; 292].
Как у всякого путешественника, у П. Сумарокова есть определенная цель, о которой он сам говорит в предисловии:«Давно желал я видеть Крым, то древнее завоевание Митридата, тот знаменитый полуостров (…)»[4;291].
Автор – действующее лицо в центре всех событий. Как носитель мировоззрения: «Здесь я расстался с восхитившим меня Днестром, с прелестною Бессарабией, и поворотил от него вправо к Польше. Вся сия страна поистине может назваться обетованною. Кряж земли по ней самый плодоносный, сенно-лиственные пастбища достигают такой высоты, что стрегомых по них стад совсем не видно»[4; 323].