Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 19:45, дипломная работа
Тема города, как в мировой, так и в русской классической литературе – одна из самых глубинных и интересных. В русском литературоведении существует давняя традиция исследования «московских» и «петербургских» текстов. Москва провозглашается третьим Римом, вечным городом, во многом противопоставляясь Петербургу. Известны работы, в которых подчеркивается женское-мужское начало этих двух городов, часто дополняющее друг друга. Чужой новой столице приписывались мужские черты (мотив вторжения, разлучения).
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
ГЛАВА 1. ТЕМА ГОРОДА В РУССКОЙ КЛАССИКЕ И ЕЁ ОЦЕНКА ЛИТЕРАТУРОВЕДАМИ И КРИТИКАМИ..........................................................7
ГЛАВА 2. ЭВОЛЮЦИЯ ТЕМЫ ПЕТЕРБУРГА В ТВОРЧЕСТВЕ КЛАССИКОВ XIXв..............................................................................................18
2.1. Образ Петербурга в творчестве Пушкина....................................................18
2.2. Урбанистическая картина в произведениях Гоголя....................................22
2.3. Образ русой столицы в лирике Некрасова...................................................30
2.4. Страшный лик города в романе «Преступление и наказание» Достоевского..........................................................................................................36
ГЛАВА 3. ИЗУЧЕНИЕ УРБАНИСТИЧЕСКОЙ ТЕМАТИКИ В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ КЛАССИКОВ XIXВ. В СРЕДНИХ ШКОЛАХ....40
3.1. Урок «Лик города» в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»..............................................................................................................41
3.2. Педагогическая мастерская «Петербург Пушкина» (по поэме «Медный всадник»)................................................................................................................49
3.3. Петербургские мотивы в творчестве Н.А. Некрасова.................................53
3.4. Урок литературы в 8-м классе по повести Н.В. Гоголя «Портрет»...........57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ............................................68
6. Анализ названия и эпиграфа произведения.
Объясните смысл заглавия повести (Это и фантастический портрет, играющий судьбоносную роль в жизни героев, и творения художников, изображенных писателем, и, наконец, портреты самих живописцев).
Прочтите эпиграф к уроку. Кому из героев принадлежат эти слова (Это суждение отца рассказчика, автора портрета ростовщика.)?
Соотнесите эпиграф с темой нашего урока, объясните его (Художник более, чем кто-либо другой в ответе за свою судьбу. Его искусство пробуждает в людях добрые или злые чувства. Поэтому художник отвечает не только за своё будущее, но и за судьбы других людей.).
Портреты скольких художников представлены в повести (Мы встречаемся в ней с четырьмя живописцами: главным героем Чартковым, художником, «усовершенствующимся в Италии», суждение о картине которого поручено Андрею Петровичу, художником Б. и его отцом, автором злополучного портрета.)?
Если образы Чарткова и отца художника Б. выписаны подробно, с использованием разных приёмов, картина художника - товарища студенческой жизни Чарткова и её воздействие на публику являются кульминацией первой части, то сам Б. нарисован эскизно. Какова его роль в композиции произведения ( Во второй части автор передаёт повествование рассказчику. Художник Б. объединяет обе части произведения и позволяет поверить в достоверность происходящего.)?
Прочтите авторскую характеристику Б. Можно ли его назвать человеком, осознающим ответственность за свою судьбу (Это был стройный человек, лет тридцати пяти, с длинными чёрными кудрями. Приятное лицо, исполненное какой-то светлой беззаботности, показывало душу, чуждую всех томящих светских потрясений, в наряде его не было никаких претензий на моду: всё показывало в нём артиста", Видно, что герой осознаёт ответственность за свою судьбу, не случайно он был "так возвышенно подвинут. Ответственностью перед отцом и людьми объясняются его пятнадцатилетние поиски портрета.)?
Из текста видно, что в начале творческого пути и Чартков привлекает лучшими человеческими стремлениями. Почему же он так бездарно загубил талант и искалечил свою жизнь? Здесь нам явственно представляется мотив искушения, соблазна. Чем в повести испытывается на прочность характер и на жизнестойкость талант Чарткова (В ходе «мозгового штурма», приводя цитаты из художественного текста, ученики называют деньги, славу, свет, зависть)?
Вам предлагается разбиться на три группы и проверить, какую роль в судьбах героев сыграли эти соблазны. Справиться с задачей помогут система вопросов и текст повести.
7. Групповая работа.
Группа 1 (карточка 1). Вопросы по судьбе Андрея Петровича Чарткова.
1. Докажите, используя художественный текст, что "молодой Чартков был художник с талантом".
2. Расскажите о первоначальных планах художника. Сбылись ли его мечты?
3. Кем стал Чартков? Можно ли его творения назвать неповторимыми?
4. Что влекло живописца к кисти: деньги, слава, желание передать свой внутренний мир?
5. Можно ли утверждать, что Андрей Петрович продал душу дьяволу?
Группа 2 (карточка 2). Вопросы по судьбе художника-прежнего товарища Чарткова.
1. Отличается ли страсть художника к искусству от первоначальных мечтаний Чарткова?
2. Легко ли было живописцу остаться собой?
3. Сравните отношения товарищей к мастерам кисти прошлых веков.
4. Прочтите эпизод, передающий воздействие полотна на толпу.
5. В чём сила кисти живописца? Как в сцене любования картиной проявилась волшебная сила искусства?
Группа 3 (карточка 3). Система вопросов к судьбе отца Б.
1. Прочтите портретное описание отца рассказчика. Докажите, что он другой человек, нежели Чартков.
2. Назовите, используя художественный текст, причину, побудившую художника написать портрет ростовщика.
3. (Вопрос со стр. 314 учебника) Как и почему герой оценивает свой проигрыш в конкурсе? Попробуйте увидеть в тексте позицию автора.
4. Посещали ли этого художника искушения? Обозначьте их.
5. Почему герой хотел сжечь своё творение?
8. Обобщение выводов.
После самостоятельной работы и коллективного обсуждения ученики дают связные характеристики персонажей и оценку их жизненного пути, творческой позиции. Урок заканчивается ответами на 3 главных вопроса, записанных на доске:
Зачем в «Портрете», помимо Чарткова, действуют ещё 3 художника (Своей жизнью они протестуют против пути, избранного Чартковым. Это образы-антиподы главного героя.)?
Из уст какого героя звучат мысли автора об ответственности человека за свою судьбу?
Что значит, по Гоголю, нести ответственность за свою судьбу?
9. Домашнее задание (по выбору учащихся).
1. Найти афоризмы об искусстве.
2. Отметить в «Портрете» рассуждения об искусстве.
3. Найти информацию о художниках, упомянутых в повести, и репродукции их картин.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Тема Петербурга мало кого оставляет равнодушным. Каждая эпоха в истории русского общества знает свой образ Петербурга. Каждая отдельная личность, творчески переживающая его, преломляет этот образ по-своему.
Петербург как самый мистический и таинственный город, город-призрак, город, живущий особой ночной жизнью, город, находящийся на краю, над бездной, противопоставленный России и особенно Москве,- эти и другие черты петербургского текста реализуются во многих произведениях классической литературы XIX века. В Петербурге поражает способность города превращать в символы любое свое содержание. В символ превращается и свет, и цвет Петербурга. Легенды и мифы о Петербурге органично входят в петербургский текст, который сам продолжает творить миф о городе. Сам город, наполненный историческими воспоминаниями, подсказывал писателям разных эпох сходные темы.
Лишь писатели XIX века придали образу города трагические черты. Откуда они возникли и почему так укоренились в сознании Пушкина, Некрасова, Гоголя, Достоевского? Это мы постарались раскрыть в дипломной работе.
Несомненно, одну из главных ролей в этом сыграла петербургская легенда, появившаяся в эпоху петровских реформ: «Петербургу быть пусту!» Город, построенный на костях сотен тысяч людей, - греховный, и природа обязательно отомстит за мученические смерти подневольных строителей города.
Итак, Петербург - трагический и фантастический город. На его улицах случается все что угодно: здесь может зародиться мысль о преступлении и найти свое завершение, а в следующий момент можно стать свидетелем сошествия Христа дабы спасти грешных, живущих в этом «аду бессмысленной и ненормальной жизни». Человеку трудно жить и дышать в этом городе, но, однако, ни у одного из героев не возникает мысль покинуть его: какая-то непреодолимая тайная сила влечет и заставляет остаться в этом «самом умышленном и отвлеченном городе на всем земном шаре».
Так ли уж плохо, что в основе жизни города лежит не реальность, а мифология? Может быть, именно благодаря этому в нем и рождается из поколения в поколение особая порода людей? Даже если своеобразие этой породы - все из той же области петербургской мифологии.
В ходе исследования были сделаны следующие выводы:
1. Образ Петербурга проходит через творчество многих писателей и поэтов 19 века. В определенном смысле, это знаковое место, решающее судьбы, творящее добро и вершащее зло. Тема Петербурга традиционна для русской литературы. Прекрасный и величественный «град Петров» встаёт со страниц лирики А.С. Пушкина. Петербург для Пушкина - воплощение петровского духа, «Петра творенье», символ созидательных сил России, талантливости её народа. А.С. Пушкин создал новый образ Петербурга – города трагической красоты и безумия; при этом поэт опирался на петербургскую легенду с её духом протеста и возвышенной фантастикой. Новая философско-историческая трактовка темы Петербурга, данной Пушкиным в «Медном всаднике», открыла перед русской литературой совершенно новые пути: без не было возможным создание «Петербургских повестей» Гоголя, где конкретно-бытовой план в изображении Петербурга непосредственно сомкнут с философско-историческим.
2. В произведениях Н.В. Гоголя («Петербургские повести») образ Петербурга развивается: его великолепие отходит на второй план, отступая перед проблемами обезличивания человека. Холодный, равнодушный, бюрократический, он враждебен человеку и порождает страшные, зловещие фантазии. Петербург Гоголя - это город, в котором фантастическое и реальное переплетается. Он во многом отличен от пушкинского Петербурга. Город «кипящей меркантильности», парадов, чиновников противостоит величию и красоте столицы, построенной дерзкой волей преобразователя России - Петра I и воспетой в «Медном всаднике» и других произведениях Пушкина. Гоголь изображает нам полное смирение маленького человека, мотив «бунта» в его произведениях отсутствует. Однако автор выступает в защиту простого «маленького человека».
3. Н.А. Некрасов показал столицу глазами бедняка и рассказал о ней
как поэт революционной демократии, с горячим сочувствием к
обездоленным, с ненавистью к сытым и праздным хозяевам жизни.
4. Достоевский берет такие мотивы и средства изображения Петербурга, как власть денег, богатство и нищета, жанровые сценки, городские пейзажи, интерьеры, мрачный колорит, нагнетание соответствующих эмоций. Эту традицию продолжили в своем творчестве символисты Блок, Андрей Белый, Маяковский и другие авторы.
Как и герои Некрасова, герои Достоевского, прогуливаясь по Петербургу, путешествуют по лабиринтам своей души и не находят там ничего светлого и утешительного.
В XIX столетии Достоевский оказался самым вдохновенным и
пророческим поэтом Петербурга. Он в значительной степени обогатил и
обновил уже сложившуюся традицию изображения города средствами
художественного слова, сотворил о нем свой, неповторимый самобытный
миф. Достоевский глубже всех проник в непостижимую силу воздействия Города на психику и поведение его обитателей.
Для Достоевского Петербург с самого начала был и навсегда остался «самым фантастическим городом с самой фантастической историей», «самым отвлеченным и умышленным городом на всем земном шаре». Как это было у Гоголя, фантастика и «Умышленность» Петербурга, так остро почувствованные Достоевским, существовали в его видениях и прозрениях не сами по себе, а в единстве с «тускло прозаическим и обыкновенным», чтобы не сказать: до невероятности пошлым».
5. В школьном курсе литературы тема «Образ Петербурга в русской
литературе» представлена широко: «Невский проспект», «Нос», «Шинель», «Преступление и наказание». Однако в связи с сокращением часов многие произведения вынесены для дополнительного чтения. В связи с этим, нами были разработаны модели уроков, посвящённых урбанистической тематике в произведениях классиков.
Во время проведения уроков мы использовали разнообразные формы (интегрированный урок, урок-экскурсия, педагогическая мастерская, проблемный подход) и приемы на уроке (выразительное чтение, сравнительный анализ художественных произведений, работа по группам, индивидуальная работа и др.), направленные на постижение авторского замысла и формирование умений, связанных с анализом литературных произведений в аспекте жанра и стиля.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
5. Пушкин, А.С. Медный всадник. Книга для чтения с иллюстрациями А.Бенуа и комментариями / А.С. Пушкин. - М.: Русский язык, 1980
6. Анциферов, Н. П. Непостижимый город./ Н.П. Анциферов. - СПб: Лениздат, 1991.
7. Анциферов, Н.П. Душа Петербурга. Петербург Достоевского / Н.П. Анциферов. - Л., 1990.
8. Анциферов, Н.П. Пути постижения города как социального организма: Опыт комплексного подхода / Н.П. Анциферов. - Л., 1925.
9. Анциферов, Н. П. Быль и миф Петербурга / Н.П. Анциферов. - Л., 1986.
10. Бахтин, М.М. Проблемы поэтики Достоевского / М.М. Бахтин. - М., 1979.
12. Бирон, В. С. Петербург Достоевского / В.С. Бирон. - Л.: Свеча, 1990.
13. Васильева, И. М. Литературные музеи Ленинграда./ И.М. Васильева, Н.И. Попова, Б.Н. Рыбалко, Р.С. Щукинская. - Л.: Лениздат, 1987.
14. Гин, М. От факта к оьразу и сужету/ М. Гин. - М., 1971.
15. Гросман, Л. Пушкин / Л. Гросман. - М., 1976.